Мудрый Юрист

Ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

М.Д. Давитадзе, доктор юридических наук (Московский университет МВД России).

И.В. Ларкин, аспирант Современной гуманитарной академии.

Российское законодательство на протяжении всей истории своего развития предусматривало ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Нормы уголовного законодательства Российской Федерации об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности ориентированы на защиту свободы предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, защиту предпринимательства от недобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей товаров и услуг, защиту финансовых интересов государства, т.е. в целом эти нормы направлены на обеспечение экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность - это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям <*>. Из данного определения следует, что состояние экономики влияет на все жизненно важные сферы жизнедеятельности государства, на его духовное и материальное развитие как в целом, так и каждой личности в отдельности.

<*> См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 686.

Исходя из непосредственного объекта, т.е. сферы экономической деятельности, все преступления в области экономической деятельности условно делятся на определенные группы (и виды). Нашей целью в данной работе является подробно проанализировать уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).

Важным источником приобретения иностранной валюты предприятиями и организациями является экспортная деятельность, разрешенная всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и объединениям независимо от форм собственности.

Как известно, с первых дней постсоветского периода в нашей стране многое поменялось коренным образом. Изменилась политика государства в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В частности, была разрушена монополия государственных структур на внешние связи и внешнеторговые контакты.

Современный этап развития ВЭД в России связан с коренными изменениями в указанной области, приняты соответствующие пакеты нормативно-правовых актов, появились новые формы и методы, регулирующие ВЭД. В сферу внешнеторговых связей было вовлечено огромное количество новых участников. Десятки тысяч предприятий независимо от форм собственности, организационной структуры, размеров имущества, сферы деятельности получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Поначалу это в основном проявлялось в импорте иностранных товаров. Зарубежная продукция, иногда не самого высокого качества, вытесняла на российском рынке отечественную продукцию. Основанная на удовлетворении внутреннего рынка отечественная промышленность не выдерживала конкуренции с иностранными товарами. Также сказывалось на неконкурентоспособности нашей продукции то, что средства производства были изношенными; плановая экономика и государственный заказ с соблюдением количественных норм выработки во многих отраслях приводили к ухудшению качественных показателей; перевод многих предприятий на хозрасчет еще во времена перестройки не дал желаемого результата, так как наши руководители не знали, что такое конкуренция даже на внутреннем рынке и как в таких условиях производить достойную продукцию. Нарождавшаяся российская экономика не обладала ни новыми технологиями, ни опытом борьбы за выживания в условиях рыночной экономики. Происходил колоссальный упадок промышленного производства, закрывались тысячи заводов, фабрик по всей России. Единственным конкурентоспособным товаром на международном рынке от нашей страны становились природные ресурсы, сырье (нефть, газ, лес, алмазы, сталь).

Известно, что Российская Федерация - одна из немногих стран, которая обладает огромными запасами природных ископаемых, леса (для примера, в нашей стране сосредоточено 60% запасов мировой нефти). Россия способна полностью обеспечивать себя всеми необходимыми потребностями в области природных ископаемых на протяжении многих лет, однако экономика страны особыми успехами по росту ВВП не отличается. В связи с этим возникает справедливый вопрос: почему же государство с таким огромным потенциалом находится на задворках мировой экономики? Куда идут деньги от продажи нефти, газа, алмазов, лесов и другого сырья, коим богата наша страна, почему эти средства не вкладываются в отечественную промышленность, а оседают в зарубежных банках и работают на чужую экономику? Ведь эти средства должны возвращаться в российскую экономику и вкладываться в ее дальнейшее развитие, проведение социальных и экономических реформ.

С либерализацией ВЭД в этой сфере стало образовываться немало фирм с сомнительной репутацией, в том числе для разовых спекулятивных операций, что свидетельствует о прямом проникновении криминала в сферу экономики.

По данным Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД РФ, в 1997 году в сфере ВЭД выявлено порядка двух с половиной тысяч преступлений. В дальнейшем их количество только увеличивалось. Так, в 1998 году в данной сфере было зафиксировано 3,2 тысячи преступлений, в 1999 году - 4,7 тысячи, в 2000 г. - 7,9 тысячи, в 2001 г. - 10,3 тысячи. Соответственно количество преступлений в указанной сфере продолжало расти и в последующие годы.

Это уже стало определенной нормой поведения. Даже во времена существования Советского Союза, когда было "все вокруг колхозное, все вокруг мое", происходило расхищение социалистической собственности. Что же говорить о современном этапе развития нашего общества, когда после передела государственной собственности (приватизации), в том числе и с нарушением закона, многие бывшие госпредприятия перешли в частные руки. Несовершенство законодательной базы, коррумпированность чиновников, бездействие правоохранительных органов в совокупности дали отличную почву для многочисленных правонарушений в экономической сфере. Одним из самых распространенных видов преступлений в этой области стал вывоз за пределы России капитала, размер которого даже по самым приблизительным подсчетам составляет колоссальную сумму.

Очевидно, что любому государству необходима определенная финансово-экономическая база для международных расчетов по договорам, долгам, для разного рода взносов в различные международные организации, в которых оно принимает участие, да и просто для возможности участия в международно-экономических отношениях. Такая база именуется валютными резервами. Формирование государственных валютных резервов является одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства. С начала проведения экономических реформ в Российской Федерации были установлены определенные правила для компаний, занятых в области муждународно-экономической деятельности. Данные правила в первую очередь касались порядка по обязательной продаже предприятиями, организациями, объединениями части валютной выручки. Так, согласно Указам Президента Российской Федерации "О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" от 30 декабря 1991 года, а также "О частичном изменении порядка обязательной продажи валютной выручки и взимания экономических пошлин" от 14 июня 1992 года (в редакции от 24 декабря 1993 года) и Инструкции Центрального банка Российской Федерации "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" от 29 июня 1992 года N 7 (с изменениями и дополнениями) было установлено положение, согласно которому юридические лица независимо от форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями, должны осуществлять обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации по рыночному курсу рубля. При этом объем обязательной продажи исчисляется от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, в том числе в качестве авансов или предварительной оплаты. Принимавшиеся положения не были новаторскими в мировой практике. Как известно, требование об обязательном возврате определенной части экспортной валютной выручки содержится в законодательстве более чем пятидесяти стран мира.

Однако с либерализацией экономической деятельности и выходом на внешний рынок большого числа предприятий в этой сфере возникли довольно серьезные проблемы. В связи с этим в нашей стране в те годы был ужесточен государственный валютный контроль за деятельностью участников внешнеэкономических отношений. Вместе с тем данные меры по отношению к недобросовестным участникам ВЭД относились лишь к области валютно-финансового законодательства. Но даже при этом отток валютных средств с каждым годом усиливался. Значит, неминуемо назрела необходимость применения к руководителям предприятий, скрывающих валютную выручку, еще более жестких мер ответственности.

Первой попыткой применения к ним уголовной ответственности было включение в тогда еще действующий Уголовный кодекс РСФСР статьи 162 "Сокрытие средств в иностранной валюте", которая начала действовать с 1 июня 1994 года. Согласно этой статье уголовная ответственность наступала за сокрытие средств в иностранной валюте.

Почему данная статья была сформулирована таким образом? Все мы прекрасно помним экономическую обстановку в нашей стране в то время: промышленность в упадке, экономика рушится, инфляция достигает гигантских размеров, соотношение курса валют на валютном рынке ежедневно меняется не в пользу российского рубля. В такой сложной ситуации нашей экономике срочно требовались огромные капиталовложения для ее поднятия. Однако возможная прибыль от вложения в российскую экономику могла бы появиться лишь через годы после стабилизации обстановки. А нарождающееся российское предпринимательство желало вкладывать свои средства для получения сиюминутной прибыли. Самой популярной инвестицией того времени считалось вложение в валюту государства, имеющего стабильную экономику. Особой популярностью в нашей стране пользовался американский доллар. Таким образом, поддерживалась без того сильная экономика США.

В нестабильной внутриэкономической обстановке многие операции в нашей стране основывались на этой валюте. Доходило до того, что во многих российских магазинах устанавливались цены в долларах США, и рассчитываться приходилось также этой иностранной валютой.

Как известно, единственно возможным способом поднятия отечественной экономики наше Правительство видело увеличение налоговых сборов. Но, как следует из учебников по экономике, увеличение налогового бремени ведет к сокрытию основной части прибыли с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Что и происходило в нашем государстве. Высокие налоги вынуждали многих руководителей предприятий прятать свою валютную выручку.

В дальнейшем было принято Положение о валютных ограничениях. В частности, это касалось расчетов на внутреннем рынке. А именно с первого октября 1997 года Положением Центрального банка от 15.07.97 N 503 были запрещены расчеты в иностранной валюте за реализуемые физическими лицами на территории России товары, работы и услуги. Данный запрет был направлен в первую очередь на повышение покупательской способности рубля. Теоретически после этого иностранной валютой должны были обладать лишь субъекты ВЭД.

Однако в России полным ходом шло развитие так называемой теневой экономики. Позже стало очевидно, что средства "теневой экономики" в основном переправляются за рубеж. Основным каналом утечки из страны материально-валютных ресурсов являлись расчеты по внешнеторговым операциям. Деньги за проданные нефть, газ и алмазы не возвращались в страну, а оседали на счетах различных государств (например, Швейцарии, Великобритании, США). Особое место занимали различные малозаметные банки таких стран, как Багамские острова, Мальта, Кипр, Панама, острова Кука, Сент-Винсенте и др. - иначе говоря, оффшоры, созданные якобы для того, чтобы поднять экономику крохотных стран, а на самом деле служащие огромной умной "копилкой" для российских бизнесменов, не уверенных в отечественной экономике.

Вывоз за пределы России валютных запасов становился одним из важнейших факторов, усугубляющих угрозу национальной безопасности в экономической сфере. Законодатель решил сосредоточить основные усилия правоохранительных органов на возрастающей тенденции вывоза российского капитала за рубеж. Это отразилось во включении в Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в законную силу с 1 января 1997 года, статьи 193, согласно которой устанавливалась уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в крупном размере <*> в иностранной валюте.

<*> Крупным размером признается следующий: сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей.

Однако, несмотря на появление в этой сфере нормативной базы, преступления, связанные с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте, приобрели для нашей экономики поистине катастрофический характер. Стоит упомянуть, что с начала 90-х по 2002 год включительно "бегство" российских капиталов составило согласно самым приблизительным подсчетам более 200 миллиардов долларов.

Какие правила существуют в данной сфере? Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 года иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями-резидентами), подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации. Следует уточнить, что здесь под уполномоченными банками имеются в виду банки и иные кредитные организации, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. Резидентами же согласно п. 5 ст. 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" являются:

а) физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в Российской Федерации;

г) дипломатические и иные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанные в пунктах "б" и "в".

Обязательному зачислению подлежит как валюта, полученная в результате коммерческой деятельности резидентов, так и средства в иностранной валюте, полученные в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера. Для этого юридическим лицом на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, параллельно открываются следующие счета:

Транзитный валютный счет открывается для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже. После обязательной продажи экспортной валютной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством остаток средств перечисляется по поручению юридических лиц на их текущий валютный счет и может использоваться ими по своему усмотрению в любых целях в соответствии с действующим законодательством. При этом если юридическое лицо не представило поручение уполномоченному банку о продаже части валютной выручки в течение 14 календарных дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитный счет, то банк вправе самостоятельно осуществить данную операцию. В соответствии с письмом Госбанка СССР "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР" N 352 от 24 мая 1991 года, действие которого было пролонгировано, не все средства резидентов в иностранной валюте подлежат обязательному переводу. Не подлежат переводу следующие средства:

Также из валютной выручки, которая поступила в собственность или распоряжение резидентов за границей, могут быть оплачены банковские и иные комиссии и расходы, связанные с операцией, по которой получена эта выручка.

Следует упомянуть, что действующим законодательством операции с иностранной валютой подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. При совершении данных операций в иностранной валюте очень важным моментом (как и при совершении других гражданско-правовых сделок) является соблюдение специально отведенных для этого сроков. К текущим валютным операциям относятся:

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

Если же эти операции, превышающие установленный 180-дневный срок либо по которым получена отсрочка платежа, являются валютными операциями, связанными с движением капитала, то на их проведение требуется лицензия Центрального Банка России, в которой указывается срок, в течение которого операция должна быть завершена. Соответственно средства в иностранной валюте считаются невозвращенными, если они не были зачислены на счета уполномоченного банка до истечения установленного срока с момента начала операции либо до истечения срока, указанного в выданной лицензии.

Срок начинает исчисляться следующим образом: при осуществлении экспортных поставок за границу - с момента таможенного оформления товаров; при осуществлении импортных операций - с момента оплаты импортируемого товара; при экспорте и импорте работ (услуг) - от даты их фактического предоставления. Должно же быть завершено исчисление срока: при осуществлении экспортных поставок - в день поступления последнего платежа по контракту; при осуществлении импортных операций - в день принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление данного товара.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" и другими рассмотренными выше нормативными актами импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Банком России.

Основное отличие операций, совершенных с использованием средств в иностранной валюте от иных гражданско-правовых сделок, состоит в том, что если в результате нарушения сроков при совершении других гражданско-правовых сделок вероятно наступление в основном лишь гражданской ответственности, то при нарушении сроков по операциям в иностранной валюте возможно привлечение недобросовестных руководителей к мерам уголовно-правового характера в соответствии с нормой статьи 193 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основными органами, осуществляющими валютный контроль в Российской Федерации, являются: Центральный Банк России, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) и ее региональные подразделения, а также Государственный таможенный комитет. Производство предварительного следствия по делам о преступлениях, связанных с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте, относится к компетенции органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности.

Для координации деятельности российских правоохранительных структур в данной области принимается ряд указаний и положений. В частности, в 1994 году было принято Положение "О взаимодействии ГТК России и МВД России в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного вывоза и ввоза в Российскую Федерацию оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей"; в 1997 году было принято совместное указание ВЭК России и МВД России "Об организации взаимодействия по проведению совместных проверок и мероприятий по розыску руководителей фирм, допустивших нарушения валютного и уголовного законодательства".

Как было сказано выше, основным источником, подпитывающим преступления в данной области, является теневая экономика. Таким образом, вполне очевидно, что правонарушения в сфере невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте кроме всего прочего тесно связаны с отмыванием так называемых грязных денег. Перевод за рубеж колоссального количества иностранной валюты подпитывает деятельность организаций, занимающихся отмыванием денег на всех континентах. Да и, как известно, наша страна лишь в конце прошлого года была исключена из черного списка государств, которые не борются с отмыванием грязных денег. Это стало возможным лишь после некоторых предпринятых нашей страной в этой области действий. В частности, в России был принят ряд нормативных актов, направленных на противодействие отмыванию грязных денег. Не так давно в нашей стране Указом Президента был создан Комитет финансового мониторинга, осуществляющий контроль за всеми финансовыми потоками. Одним из приоритетных направлений данного органа является создание нормативной, технической и информационной баз данных в области борьбы с грязными деньгами.

В связи с тем что преступления в данной сфере относятся к международно-экономическим отношениям, очень важным моментом является взаимодействие отечественных правоохранительных органов с их зарубежными коллегами.

Не стоит думать, что невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, а также отмывание грязных денег является сугубо российской проблемой. Правонарушения в данной сфере происходят во многих странах мира. Для противодействия еще в 1989 году в этой области была создана международная организация по контролю за финансовыми потоками - ФАТФ (FATF). На данный момент ФАТФ является авторитетнейшей международной организацией в этой области, основной целью которой является борьба с незаконными валютно-финансовыми операциями и отмыванием преступных доходов. Данная организация выражала активный интерес к установлению соответствующих контактов с нашей страной, экономика которой в период перехода к рынку рассматривается как благоприятная почва для осуществления незаконных валютных операций.

Основным препятствием для вступления России в ФАТФ до недавнего времени было отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. В частности, России было необходимо присоединиться к Страсбургской конвенции 1990 года "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности", а также принять федеральный закон о противодействии легализации незаконных доходов. После присоединения нашей страны в прошлом году к Конвенции, принятия соответствующего закона, а также создания Государственного комитета по финансовому мониторингу в России сложились все условия для вступления в ФАТФ. Россия была включена в члены этой организации с условием принятия в скором времени нормативного акта, касающегося акционеров компаний, организаций. Сведения об акционерах должны быть открытыми, так как в соответствии с международной практикой главными нарушителями законодательства в финансовой области являются именно они. Вступление в члены ФАТФ позволит России заниматься раскрытием преступлений в этой области уже на более высоком - международном - уровне. Накопленная база данных наших зарубежных партнеров, которой наша страна отныне может пользоваться, сделает расследования в этой сфере более полными и продуктивными. Помощь со стороны иностранных коллег принесет неоценимую пользу и поддержку в области раскрытия преступлений в международно-экономической области.

Очевидно, что путем принятия лишь более строгих санкций к правонарушителям невозможно искоренение данных преступлений, однако усиление контроля за финансовыми потоками вернет нашей экономике огромное количество "бежавших" денег; что международное сотрудничество правоохранительных органов отпугнет вероятных правонарушителей от совершения таких преступлений.

Для того чтобы данные правонарушения не совершались в нашей стране, а точнее, для предотвращения в большом объеме преступлений в данной сфере, необходимо соблюдение ряда условий. Первоочередной мерой должно стать создание привлекательных условий для инвестирования в отечественную экономику внутреннего капитала; принятие мер, в результате которых выгоднее будет вкладывать средства в российскую экономику, чем переправлять их за рубеж, и др. В этих целях необходимо в первую очередь провести ряд налоговых преобразований. Ведь существующие драконовские налоги не дают возможности развиваться нашим предприятиям, которым для того, чтобы элементарно выжить в условиях нашей экономики, необходимо скрывать свои доходы. А полученные таким незаконным путем средства зачастую переправляются за пределы нашей страны для отмывания. Для привлечения внутреннего инвестора нужна стабильная экономика. Рост некоторых экономических показателей (в частности, рост валового внутреннего продукта) за последние 2 - 3 года говорит о положительной тенденции в этой сфере. Изменение внутреннего инвестиционного климата повлечет за собой приток иностранного капитала в нашу страну. А это тысячи рабочих мест, уплаченные в казну налоги и т.д.

Не стоит думать, что предпринимаемые отечественными законодателями и представителями исполнительной власти шаги в области возвращения в российскую экономику огромных финансовых потоков, переправленных за границу, являются достаточными для возврата всего нелегально вывезенного за границу российского капитала. Понятно, что создававшиеся долгое время сложные схемы с привлечением различных подставных фирм, фирм-"однодневок" для перевода за рубеж средств в иностранной валюте были рассчитаны на безнаказанность. Понятно, что решение данной проблемы займет годы кропотливой работы всех правоохранительных органов, а также международных структур. Следует отметить активизацию российских силовых структур в этой области. Так, только за 2000 год по данной статье было возбуждено 232 уголовных дела, по которым в Россию возвращено 108 млн. долларов, на виновных наложены санкции в размере 295 млн. долларов. Однако этого пока недостаточно.

Вместе с тем если усилия наших правоохранительных органов позволят вернуть даже часть бежавшего капитала, то, во-первых, это будет хорошим подспорьем отечественной экономике; во-вторых, послужит уроком возможным правонарушителям в этой области. Как известно, за данное преступление согласно ст. 193 УК Российской Федерации предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. По нашему мнению, следовало бы усилить меры наказания за данное преступление.