Мудрый Юрист

Изменения в законе о государственной регистрации юридических лиц

Садеков Рушан Наилевич

Генеральный директор юридической фирмы "ГАРАНТ ОПТИМ". Аспирант кафедры гражданского права МГУС, специалист в области регистрации юридических лиц.

Родился 19 сентября 1981 г. в г. Москве. В 2002 г. окончил юридический факультет Московского государственного университета сервиса.

В Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" были внесены изменения Законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ.

С начала вступления в силу данные изменения произвели небольшой переворот в процедуре создания юридических лиц как в сторону упрощения процедуры регистрации, так и в сторону сокращения ее сроков. Однако, несмотря на это, на данной стадии имеется масса затруднений для тех людей, которые регистрируют будущую организацию.

Поэтапный порядок регистрации имел массу недостатков. Но его основным отличием и безусловным плюсом были определенные временные рамки и четкая система сроков, в которые юридическое лицо могло быть зарегистрировано.

Напомним, что первым этапом была подача документов на регистрацию в налоговую инспекцию N 46 по г. Москве. По истечении пяти рабочих дней со дня сдачи документов и получения свидетельств "О государственной регистрации" и "О постановке на налоговый учет" созданному юридическому лицу необходимо было пройти второй этап, состоящий в получении кодов государственной статистики с соответствующими видами деятельности, указанными в уставе. Для этого необходимо было явиться в государственный комитет статистики (ГКС), заполнить заявление соответствующего образца, представить копию устава, решения или протокола о создании юридического лица и получить информационное письмо о присвоении кодов статистики в течение одного-двух дней. С внесением изменений в законодательство первый и второй этапы теперь совмещены.

При подаче документов на регистрацию в налоговую инспекцию в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании достаточно указать те виды деятельности, которыми будет заниматься будущая организация. При получении двух свидетельств также будет выдана выписка из Единого государственного реестра юридических лиц с указанием соответствующих видов деятельности. Впрочем, данная выписка выдавалась и ранее, но в ней не были прописаны соответствующие классификаторы экономической деятельности. Изменения были внесены в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, были дополнены подп. "п" - Коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Получается, что необходимость посещать ГКС отсутствует. Безусловно, это упростило процедуру для тех граждан, которые создают юридическое лицо, т.к. теперь можно избавить себя от траты времени на простаивание в очередях и подготовку пакета документов.

Также приятен и тот факт, что за присвоение кодов статистики ранее уплачивалась государственная пошлина в размере от 160 до 250 рублей, которая с внесением изменений и дополнений в Закон потеряла юридическую силу.

Третьим этапом шла постановка на учет во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. В данные органы необходимо было представить копии всех учредительных документов, решение или протокол о создании юридического лица, приказ о назначении главного бухгалтера, копию информационного письма о присвоении кодов статистики, а также заполнить заявление соответствующего вида в каждом из фондов. Теперь это сделают налоговые органы и сами внебюджетные фонды.

После регистрации юридического лица налоговая инспекция N 46, проводящая всю первичную регистрацию юридических лиц, пересылает данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения юридического лица, указанному в учредительных документах. Как правило, данные отсылаются на следующий день после регистрации организации. При этом налоговый орган уже присваивает организации номер и дату регистрации юридического лица в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации; в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации; в территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Изменения и дополнения внесены в подп. "р" п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Территориальная налоговая инспекция пересылает эти данные в каждый из фондов. В частности, в Фонде социального страхования (ФСС) эти данные приходят сначала в Московское региональное отделение (МРО) ФСС. После регистрации и назначения территориального филиала, где будет зарегистрировано юридическое лицо, МРО ФСС отправляет данные об организации в территориальный филиал, как правило, по местонахождению юридического лица. После получения данных из МРО ФСС и регистрации юридического лица в качестве страхователя филиал высылает страховое свидетельство на юридический адрес по почте. Впрочем, разрешается получить его лично, но только в том случае, если организация успеет перехватить его в тот момент, когда свидетельство будет находиться в фонде, но на это, как правило, отводится один-два дня.

В Пенсионный фонд (ПФ) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) данные планируется высылать сразу по территориальным отделениям. В остальном процесс схож с тем, который используется в работе с Фондом социального страхования. Но основная проблема состоит в том, что налоговые органы могли бы и сами высылать сведения из ЕГРЮЛ по Интернету во все внебюджетные фонды, и процесс происходил бы намного быстрее, но, к сожалению, почти во всех фондах нет выхода в Интернет. Получается, что данный порядок, введенный с середины января, пока не действует из-за несовершенства технической базы. Пока наиболее эффективно работает только ФСС, да и то не изо всех территориальных налоговых инспекций он получает данные о юридических лицах. ПФ продолжает регистрировать, как и ранее, при личной явке юридического лица, т.к. другого варианта пока не существует. ФОМС же не регистрирует вообще. Данные о юридических лицах к ним не приходят, и при личной явке они также отказываются поставить организацию на учет. Так что все территориальные фонды ждут данных из налоговых инспекций. Но с января так еще ничего и не дождались.

На мой взгляд, целесообразнее было бы установить на данном этапе следующий порядок: те, кто хотят регистрироваться самостоятельно, пишут заявление в установленной форме, что они обязуются пройти сами все фонды. И тогда налоговые органы не отсылают никаких сведений по данным юридическим лицам и предоставляют право организациям самим проходить этот этап. Для тех же, кто доверяет почте и не особо тяготеет к скорому обладанию всем пакетом документов, подходил бы новый порядок, а время показало бы, какой из этапов перспективней. У людей был бы выбор, без которого, к сожалению, оставил граждан данный Закон, в который за его недолгое существование два раза вносились изменения и дополнения. Высокий размер государственной пошлины - 2000 руб. - понемногу начинает себя оправдывать, т.к. за эту сумму государственные органы оказывают практически полный комплекс услуг по регистрации юридических лиц. С другой стороны, если эти услуги оказывают государственные органы, то и размер государственной пошлины должен быть ниже установленной суммы, поскольку юридическое лицо создается для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, соответственно платить налоги в бюджет. А на начальном этапе необходимо создать все условия для того, чтобы организация терпела как можно меньшие расходы, связанные с регистрацией.