Мудрый Юрист

Процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе

Миронов Анатолий Николаевич, начальник кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, доктор юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются проблемные вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе и предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: регулирование, проступок, дисциплинарная ответственность, дисциплинарное взыскание, уголовно-исполнительная система.

Procedures of bringing to disciplinary responsibility in the criminal-executory system

A.N. Mironov

Mironov Anatolij N., head, Chair of Management and Administrative-Law Disciplines, Vladimir Law Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, doctor of juridical sciences, assistant professor.

The article considers issues of bringing to disciplinary liability in the penal system and suggests possible solutions.

Key words: regulation, misconduct, disciplinary proceedings, disciplinary action, penal system.

Назначение дисциплинарного взыскания имеет негативные последствия и в значительной мере ограничивает права и свободы лица, допустившего дисциплинарный проступок. Данное обстоятельство предполагает повышенное внимание к закреплению процедур привлечения к дисциплинарной ответственности. Четкое закрепление данных процедур в законодательстве будет способствовать обеспечению прав лиц, в отношении которых осуществляется дисциплинарное производство, и способствовать уменьшению произвола со стороны лиц, обладающих дисциплинарной властью по отношению к нарушителям. Кроме того, соблюдение процедур привлечения к дисциплинарной ответственности является обязанностью лиц, обладающих дисциплинарной властью по отношению к нарушителям, а также способствует обеспечению законности при осуществлении дисциплинарного производства.

Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется в рамках дисциплинарного производства, сущность которого заключается в применении к лицам, совершившим дисциплинарный проступок, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий. Материальной основой данного вида административного производства является дисциплинарный проступок, который рассматривается в научной литературе как противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности <1>. Следует отметить, что в научной литературе зачастую предлагаются самые разнообразные определения дисциплинарного проступка <2>, что связано с отсутствием его законодательного закрепления.

<1> Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. С. 264.
<2> Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2002. С. 586.

Правовые проблемы дисциплинарной ответственности находятся на стыке наук административного и трудового права. Согласимся, что именно двойная отраслевая принадлежность дисциплинарной ответственности является одной из важнейших особенностей данного вида юридической ответственности, которая во многом предопределяет сложности изучения этого правового явления <3>. Кроме того, проблемы привлечения к дисциплинарной ответственности могут возникать в результате отсутствия закрепления соответствующих процедур в действующем законодательстве.

<3> См.: Сергеев А.В. Основание дисциплинарной ответственности // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 4. С. 77.

Общее, что характерно для дисциплинарного производства независимо от специфического характера работы, заключается в том, что дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный (дисциплинарный) проступок на должность. Объясняется это тем, что дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, в порядке служебного подчинения, т.е. руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисциплинарной властью.

С процессуальной основой дело обстоит несколько сложнее, поскольку производство по наложению дисциплинарных взысканий в настоящее время регламентировано многими нормативно-правовыми актами, что предопределено наличием различных форм служебно-трудовых отношений (например, государственная гражданская служба, военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в уголовно-исполнительной системе и т.д.). Имеются свои особенности закрепления процедур привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе, которые связаны с тем, что по отношению к работникам уголовно-исполнительной системы применяются нормы нормативных правовых актов различной юридической силы. Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 24 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" к работникам уголовно-исполнительной системы относятся сотрудники, имеющие специальные звания, и рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Общие положения привлечения к дисциплинарной ответственности закреплены в Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ), которые имеют прямое отношение к работникам уголовно-исполнительной системы. Также процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности применительно к работникам уголовно-исполнительной системы содержатся в Постановлении ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" <4> (далее - Положение о службе), Приказе Минюста России от 06.06.2005 N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" <5> (далее - Приказ N 76), Приказе ФСИН России от 12.04.2012 N 198 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" <6> (далее - Приказ N 198).

<4> Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70; СЗ РФ. 2013. N 48. Ст. 6165.
<5> Приказ Минюста России от 06.06.2005 N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" // Российская газета. 2005. N 144.
<6> Приказ ФСИН России от 12.04.2012 N 198 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" // Российская газета. 2012. N 206.

Содержащиеся в указанных нормативных правовых актах процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, как нам представляется, не полны и содержат положения, предусматривающие свободу усмотрения для лиц, обладающих дисциплинарной властью по отношению к нарушителям.

Для привлечения к любому виду ответственности необходимо наличие не только основания, но и повода, при наличии которого было бы возможным возбудить производство. Ни в одном из обозначенных нормативных правовых актов применительно к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе не содержится указания на повод возбуждения дисциплинарного производства. В практической деятельности это могут быть непосредственное обнаружение дисциплинарного проступка должностным лицом, обладающим дисциплинарной властью по отношению к нарушителю, рапорт или докладная, поданная на имя руководителя, обращения физических или юридических лиц, информация, поступившая из органов государственной власти и местного самоуправления, и др.

При наличии информации о совершенном дисциплинарном проступке в соответствии со ст. 193 ТК РФ в обязанность руководителю вменяется затребовать от нарушителя объяснения. Необходимо помнить о том, что если в течение двух дней работником не представляется объяснение, то должен быть составлен соответствующий акт. Отсутствие объяснения или акта отказа будет являться нарушением трудового законодательства, которое может повлечь за собой отмену наложенного взыскания. Данное положение ТК РФ направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания. Более никаких процедур, направленных на выяснение обстоятельств дела для привлечения к дисциплинарной ответственности, за исключением увольнения, ТК РФ не содержит. Они находят закрепление в обозначенных нами нормативных правовых актах. В соответствии со ст. 39 Положения о службе при необходимости проводится проверка указанных в объяснении сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Порядок проведения служебных проверок регламентируется Приказом N 198, вместе с тем положения данного Приказа распространяются только на сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данный Приказ содержит основания проведения служебной проверки, под которые подпадает любой дисциплинарный проступок, совершенный работником уголовно-исполнительной системы и не только. Необходимость проведения служебной проверки определяется руководителем органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. При возникновении спорной ситуации о законности или незаконности наложения дисциплинарного взыскания для суда, возможно, не будут иметь значение результаты служебной проверки, однако ее проведение способствует более объективной оценке совершенного проступка и налагаемого дисциплинарного взыскания. Вместе с тем по отношению к работникам уголовно-исполнительной системы несоблюдение Приказа N 198 может иметь негативные последствия. Негативные последствия могут наступить в результате несоблюдения таких положений Приказа N 198, как, например:

При привлечении к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе важными являются такие положения, как:

К наиболее важным из положений, которые необходимо соблюдать при привлечении к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе, является соблюдение установленных сроков.

В соответствии с ч. 3 ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха. Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" <7> считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий. Вместе с тем в Положении о службе содержатся иные сроки применения дисциплинарного взыскания. В соответствии со ст. 39 Положения о службе дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске. В данном случае если проводится служебная проверка, то может быть нарушен срок применения взыскания, который содержится в ТК РФ. Кроме того, ТК РФ не содержит положений, в соответствии с которыми другими нормативными правовыми актами могут устанавливаться особенности относительно сроков привлечения к дисциплинарной ответственности. В связи с обозначенным это может являться основанием для отмены наложенного дисциплинарного взыскания в связи с истечением срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Считаем необходимым внести соответствующие изменения в Положение о службе для приведения его в соответствие с ТК РФ, иначе это создает свободу усмотрения для руководителя.

<7> Российская газета. 2006. N 297.

Важным является положение о том, что дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В этот срок не включается время производства по уголовному делу. Необходимо различать срок со дня обнаружения проступка и срок со дня его совершения.

Относительно сроков применения дисциплинарной ответственности при возникновении спорной ситуации необходимо в первую очередь соблюдать положения ТК РФ, которые обладают большей юридической силой по отношению к положениям других нормативных правовых актов. Также считаем возможным указать, что, если в результате проведения служебной проверки были выявлены допущенные нарушения служебной дисциплины и при этом прошло шесть месяцев со дня совершения проступка, наложение дисциплинарного взыскания будет являться незаконным. Единственным исключением является проверка только финансово-хозяйственной деятельности, срок давности при этом будет составлять два года.

И последнее, на наш взгляд, важное положение о том, что в соответствии с ч. 6 ст. 193 ТК РФ приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Если обратиться к ст. 39 Положения о службе, то в соответствии с ней приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику, подвергнутому взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения.

В данном случае опять видится некоторое несоответствие положениям ТК РФ, кроме того, если в соответствии с ТК РФ ознакомление с приказом осуществляется под роспись, то согласно положению о службе - под расписку.

В любом случае если будет нарушен срок ознакомления с приказом о применении дисциплинарного взыскания, установленный ТК РФ, то лицо, совершившее дисциплинарный проступок, может избежать ответственности из-за грубого нарушения процедур привлечения к дисциплинарной ответственности. Лицо, привлекаемое к дисциплинарной ответственности, имеет возможность воспользоваться установленными сроками ознакомления, "затянуть" их в целях избежать ответственности, поэтому необходимо актировать отказ. Сложность соблюдения указанных сроков может возникнуть и в результате того, что в нормативных правовых актах, закрепляющих процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе, не содержится указания на то, кто должен ознакомить с приказом, и в связи с этим возникают споры между кадровыми подразделениями и службами делопроизводства по данному вопросу. Представляется возможным возложить данную обязанность на соответствующее подразделение путем включения ее в положение о данном подразделении.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы относительно процедур привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе.

Во-первых, процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе закрепляются в нормативных правовых актах различной юридической силы.

Во-вторых, существующие процедуры содержат противоречивые положения, которые создают свободу усмотрения для лица, обладающего дисциплинарной властью по отношению к нарушителю, в связи с чем необходимо привести действующие нормативные правовые акты, касающиеся привлечения к дисциплинарной ответственности, в соответствие с положениями ТК РФ.

В-третьих, отсутствие единообразия в порядке применения дисциплинарных взысканий создает возможность для нарушений законодательства, прав и свобод работников уголовно-исполнительной системы.

В-четвертых, при возникновении спорных ситуаций, связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности в уголовно-исполнительной системе, при обращении в судебные органы решение будет приниматься в соответствии с положениями ТК РФ, а не какого-либо иного акта.

Литература

  1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. С. 264.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2002. С. 586.
  3. Сергеев А.В. Основание дисциплинарной ответственности // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 4. С. 77.