Мудрый Юрист

Процессуальный статус потерпевшего и обеспечение его прав в ходе производства следственных действий по уголовным делам: проблемы правоприменения по УПК РФ

Т.Н. БОРОДКИНА

Потерпевший является важным участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Количество физических и юридических лиц, которым причинен вред в результате совершенных преступлений, остается в настоящее время огромным. При этом проблемы обеспечения прав потерпевших в ходе производства предварительного расследования по уголовным делам продолжают существовать.

В 2015 г. отмечается рост количества зарегистрированных преступлений, а также увеличение причинения имущественного вреда по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, согласно статистическим данным МВД РФ, за январь - март 2015 г. в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном круге, зарегистрировано 542,8 тыс. преступлений, что на 1,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в результате преступных посягательств погибло 8,5 тыс. человек, здоровью 12,5 тыс. человек причинен тяжкий вред. Отмечается рост ущерба от преступлений, который составил 72,48 млрд. руб., что на 6,3% больше аналогичного показателя прошлого года. Причем больше половины ущерба приходится на преступления, зарегистрированные в центрах субъектов Российской Федерации <1>.

<1> Официальный сайт МВД РФ // mvd.ru.

Процессуальный статус потерпевшего законодателем постоянно совершенствуется, как и само понятие потерпевшего. Так, Федеральным законом от 28.12.2013 N 432-ФЗ законодатель сократил временной промежуток принятия решения о признании потерпевшим следователем, дознавателем, судьей. В настоящее время данное решение принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. В случае если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.

Как отмечает С.А. Синенко, "формирование процессуального статуса потерпевшего объективно происходит на этапах: 1) фактического претерпевания лицом вреда как следствия совершенного уголовно наказуемого деяния; 2) обращения этого лица с заявлением о преступлении в правоохранительные органы либо вовлечения его в деятельность по проверке первоначальной информации о преступлении дознавателем, следователем; 3) признания лица потерпевшим, оформленного соответствующим постановлением дознавателя, следователя, судьи. Действующее уголовно-процессуальное законодательство не учитывает нахождения лица в фактическом положении потерпевшего (на первом этапе), предусматривает приобретение им полного процессуального статуса только на третьем этапе, что является серьезным законодательным пробелом" <2>.

<2> Синенко С.А. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве: теоретические, законодательные и правоприменительные проблемы: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2014. С. 5.

С данными выводами автора можно согласиться только в части того, что лицо признается потерпевшим с момента вынесения соответствующего постановления дознавателем, следователем, судьей. При этом претерпевание лицом вреда в результате совершенного уголовно наказуемого деяния является только фактическим основанием для признания лица потерпевшим. А обращение этого лица с заявлением о преступлении в правоохранительные органы либо вовлечение его в деятельность по проверке первоначальной информации о преступлении дознавателем, следователем является лишь основанием для осуществления деятельности по разрешению заявления (сообщения) о преступлении, но не признании потерпевшим.

При этом разрешение заявлений и сообщений о преступлении представляет собой проверку фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <3>.

<3> См.: п. 5 раздела I Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, исходя из анализа определения потерпевшего можно сформулировать основания для признания физического и юридического лица таковым.

Так, для признания физического лица потерпевшим необходимы следующие основания:

  1. установление факта причиненного вреда, которое может быть подтверждено различными документами (т.е. фактическое основание). Так, например, факт причинения физического вреда может подтверждаться заключением судебно-медицинской экспертизы; факт причинения имущественного вреда - заключением судебно-товароведческой экспертизы, заключением специалиста о размере и характере причиненного вреда, товарным чеком и т.д.; факт причинения морального вреда - заключением судебно-психологической экспертизы, заключением специалиста, который даст оценку степени и характеру нравственных страданий потерпевшего;
  2. вынесенное следователем, дознавателем, судьей постановление о признании потерпевшим (т.е. юридическое основание), в котором должны найти отражение: основания для признания лица потерпевшим - вид причиненного вреда и его размер.

Для признания юридического лица потерпевшим необходимы следующие основания:

  1. Установление факта причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (т.е. фактическое основание). При этом вред имуществу может быть подтвержден документально: заключением судебно-товароведческой экспертизы, заключением специалиста о размере и характере причиненного вреда, бухгалтерскими документами организации. Вред деловой репутации может быть подтвержден: заключением специалиста, который даст оценку степени и характеру причиненного репутации вреда.

В соответствии со ст. 152 ГК РФ деловая репутация относится к нематериальным благам и согласно Энциклопедическому словарю экономики права представляет собой оценку профессиональных качеств конкретного лица.

По делам данной категории необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", а также от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" и от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

При разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует руководствоваться не только нормами российского законодательства (статьей 152 ГК РФ), но и в силу ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" учитывать правовую позицию Европейского суда по правам человека, выраженную в его постановлениях и касающуюся вопросов толкования и применения данной Конвенции (прежде всего ст. 10), имея при этом в виду, что используемое Европейским судом по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в ст. 152 ГК РФ.

Под диффамацией понимается "правонарушение в виде распространения (произнесение слов или публикация) не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию потерпевшего" <4>. Данный термин является общепринятым в большинстве стран мира юридическим термином и официальной юридической категорией в Российской Федерации, которая упоминается не только в доктрине гражданского права, но и в судебных актах.

<4> Потапенко С.В. Диффамационное право: гражданско-правовой аспект. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. С. 5.
  1. Наличие представителя юридического лица. При этом следует отметить, что законодатель закрепляет в ч. 1 ст. 45 УПК РФ понятие представителя потерпевшего, а также гражданского истца и частного обвинителя, которыми могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ представлять его интересы. В качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть также допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

Однако при этом законодатель не указывает, каким образом должны быть подтверждены полномочия представителя потерпевшего. Изучив материалы 35 уголовных дел, по которым следователями по факту причинения имущественного вреда юридическим лицам их представители были признаны в качестве потерпевших, можно отметить, что следователями таковыми были признаны: генеральные директора, заместители руководителей юридических лиц, юристы, главные бухгалтеры <5>.

<5> Автором были изучены материалы 35 уголовных дел Черемушкинского районного суда г. Москвы.

Исходя из норм гражданского законодательства Российской Федерации и сложившейся практики участия представителей по уголовным делам, можно сделать вывод о том, что полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, оформленной надлежащим образом. При участии в производстве по уголовному делу представителя юридического лица (генерального директора, его заместителя, главного бухгалтера и т.д.) его полномочия должны быть удостоверены соответствующей доверенностью или другими документами.

Кроме того, законодатель не определяет момент, с которого лицо начинает участвовать в качестве представителя потерпевшего. Учитывая, что ч. 9 ст. 42 УПК РФ закрепляет, что "в случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель", можно сделать вывод о том, что лицо наделяется процессуальным статусом представителя потерпевшего с момента вынесения следователем, дознавателем или судьей постановления о признании потерпевшим.

В связи с изложенным и для наиболее полного осуществления представительства интересов потерпевшего предлагаем часть 1 ст. 45 УПК РФ изложить в новой редакции: "1. Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а также иные лица, о допуске которых ходатайствует потерпевший, гражданский истец или частный обвинитель. Представителем потерпевшего или гражданского истца, являющегося юридическим лицом, могут быть признаны лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представлять его интересы. Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, оформленной надлежащим образом. При участии в производстве по делу юридического лица его полномочия должны быть удостоверены соответствующей доверенностью. В качестве представителя лицо допускается по постановлению дознавателя, следователя, судьи или определению суда".

Следует отметить, что законодатель устанавливает в ч. 1 ст. 42 УПК РФ одновременно установление факта причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, не разграничивая эти два понятия. При этом в результате совершенного преступления может быть причинен как вред имуществу юридического лица, так и вред его деловой репутации.

  1. Вынесенное следователем, дознавателем, судьей постановление о признании потерпевшим, в котором должны найти отражение: основания для признания лица потерпевшим - вид причиненного вреда и его размер.

Таким образом, правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением (но не формируется им).

В ч. 2 - 7 ст. 42 УПК РФ закреплены права, обязанности и ответственность потерпевшего. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" <6> сформулирован ряд правовых позиций, призванных способствовать реализации важных функций уголовного правосудия.

<6> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" // СПС "КонсультантПлюс".

Полагаем, что эффективность обеспечения прав потерпевшего в ходе производства следственных действий по уголовным делам имеет отношение в первую очередь к надлежащему обеспечению прав потерпевшего при производстве следственных действий.

Предлагаем для обеспечения права потерпевшего на его участие в доказывании согласовать положения ст. 42 и 86 УПК РФ. Так, пункт 4 ч. 2 ст. 42 УПК РФ следует изложить в следующей редакции: "...собирать и представлять документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств".

При производстве следственных действий в некоторых случаях возникает необходимость в повышении уровня безопасности. Так, например, при проведении очной ставки иногда требуется ее проведение в условиях, исключающих визуальное наблюдение допрашиваемыми друг друга. Однако, обратившись к положениям ст. 192 УПК РФ, можно заметить, что законодатель не закрепил в данной статье возможность проведения данного следственного действия в соответствующих условиях.

Таким образом, для наиболее полного обеспечения прав потерпевшего при производстве следственных действий предлагаем статью 192 УПК РФ дополнить частью 7 следующего содержания: "7. В целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства очная ставка по решению следователя может быть проведена в условиях, исключающих визуальное наблюдение".

При производстве осмотра, происходящего в помещении организации, следователем, дознавателем зачастую изымаются следы преступления и иные обнаруженные предметы, о чем составляется протокол. В соответствии с ч. 4 ст. 177 УПК РФ все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра. В связи с изложенным предлагаем статью 180 УПК РФ дополнить частью 4 в следующей редакции: "4. При производстве осмотра помещения организации копия протокола вручается под расписку представителю администрации, в помещении которого был произведен осмотр".

Таким образом, полагаем, что совершенствование процессуального статуса потерпевшего как участника уголовного судопроизводства целесообразно осуществить посредством корректировки действующего уголовно-процессуального законодательства, при этом существенно расширив его права.