Мудрый Юрист

Правовые основы борьбы с торговлей несовершеннолетними в целях изъятия органов или тканей: современное состояние проблемы

Бисярина Алина Нарисовна, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Уфимского юридического института МВД России.

В статье исследуется современное состояние проблемы торговли несовершеннолетними в целях изъятия органов или тканей. Рассматриваются правовые основы борьбы с торговлей несовершеннолетними. Уделяется внимание вопросам правового регулирования донорства и трансплантации органов и тканей человека, так как констатируется, что торговля несовершеннолетними в целях изъятия органов и тканей, как правило, осуществляется для их трансплантации.

Ключевые слова: несовершеннолетний, торговля несовершеннолетними в целях изъятия органов или тканей, донор, трансплантация, незаконный оборот органов или тканей человека.

Legal fundamentals of struggle against minors' trafficking for the purpose of seizure of organs or tissues: the modern state of a problem

A.N. Bisyarina

Bisyarina Alina N., senior research fellow, Scientific Research Department, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The article examines the current state of the problem of trafficking in minors for the purpose of removal of organs or tissues. Examines the legal framework for combating trafficking in minors. Attention is paid to the legal regulation of organ donation and transplantation and human tissues, as is stated that trafficking in minors for the purpose of removal of organs and tissues, is usually performed for transplantation.

Key words: juvenile, trafficking in minors for the purpose of removal of organs or tissue, donor, transplantation, trafficking human organs or tissues.

В течение последних десятилетий во всем мире число людей, нуждающихся в трансплантации, значительно увеличивается. Для многих больных трансплантация является единственным способом избежать смерти, однако в медицинских организациях донорских органов и тканей по-прежнему не хватает. Острая нехватка донорских органов и тканей для пересадки ведет к растущему числу смертей и увеличению случаев незаконного изъятия органов и тканей для дальнейшей трансплантации. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно выполняется около 120 тысяч операций по трансплантации человеческих органов. Согласно информации, приведенной неправительственной организацией Organs Watch, количество незаконных операций по трансплантации достигает 15 - 20 тысяч ежегодно <1>.

<1> См.: Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/07/18/transplantatsii-site-anons.html (дата обращения: 15.03.2015).

Стоить отметить, что у субъектов международного права различные подходы к проблеме правового регулирования донорства и трансплантации органов и тканей человека. В качестве примера приведем Китай, где торговля органами живых доноров, за исключением кровных родственников и супругов, запрещена с 2007 года, но существует Закон от 1984 года, разрешающий изымать в больницах органы из тел казненных заключенных, от которых отказываются родственники, или с их разрешения. Такая практика осуждается мировым сообществом, и Китай в ближайшее время намерен от нее отказаться. В Норвегии, например, человек не имеет права на бесплатный гемодиализ (дорогостоящая процедура внепочечного очищения крови), если члены его семьи отказались подарить ему почку. В Российской Федерации отношения, касающиеся донорства органов и тканей человека и их трансплантации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", заложившим фундаментальные основы для функционирования современной системы российского здравоохранения. В ст. 47 Закона указано, что трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только при наличии его информированного добровольного согласия и в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред. Рассматриваемый документ запрещает изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанного в установленном законом порядке недееспособным. В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей. В утратившем силу Законе от 22 июля 1993 года N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" фиксировалось, что донором мог стать только родственник реципиента, однако новый Закон не требует наличия такой генетической связи. Несмотря на различные подходы к проблеме донорства и трансплантации, во всех странах запрещена купля-продажа органов и тканей человека, разрешено только донорство на безвозмездной основе. Исключение составляет Иран, где официально можно приобрести человеческий орган. Благодаря иранской модели возмездного неродственного донорства с 1999 года пациентов, ожидающих трансплантации почек, нет.

Не стоит забывать, что трансплантология является относительно молодой отраслью медицины, поэтому некоторые вопросы требуют разработки новых подходов, усовершенствования законодательства, механизмов координации деятельности организаций, осуществляющих изъятие и трансплантацию человеческих органов и тканей, и др. Возможно, изменит сложившуюся ситуацию Конвенция по борьбе с торговлей человеческими органами, принятая 9 июля 2014 года Комитетом министров Совета Европы. Конвенция будет открыта для подписания как странами - членами Совета Европы, так и не входящими в него государствами весной 2015 года. Страны, ратифицирующие Конвенцию, будут обязаны ввести жесткий запрет на торговлю и незаконное изъятие предназначенных для трансплантации человеческих органов.

Официально ни в одной стране мира не разрешена торговля людьми, однако о многочисленных случаях торговли людьми, в том числе несовершеннолетними, в целях изъятия органов или тканей свидетельствуют ежегодные доклады международных организаций, выступления государственных чиновников, а также многочисленные публикации ученых и журналистов по данному вопросу. Так, Р.В. Нигматуллин отмечает, что одной из причин, вызывающих тревогу мирового сообщества в связи с незаконной миграцией и похищением людей, является предположение о том, что эти люди могут быть убиты с целью использования их органов для трансплантации <2>. В Министерстве иностранных дел Российской Федерации считают, что медицинские работники в США пытались использовать органы погибших приемных детей из России для трансплантации. Заместитель главы Министерства иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков сообщил о двух подобных фактах, произошедших в 2003 и 2005 годах. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от ЛДПР Александр Старовойтов предполагает, что преступники могли использовать усыновление по действовавшему до последнего времени законодательству в своих корыстных целях. По его мнению, у российских детей-инвалидов могли изыматься органы для последующей трансплантации <3>. Глава правительства Гаити Жан-Макс Бельрив рассказал, что незаконная торговля человеческими органами и детьми стала одним из побочных последствий произошедшего 12 января 2010 года сильнейшего землетрясения. По его словам, в стране существует контрабанда органов - как детских, так и взрослых. По информации ЮНИСЕФ, число незаконно вывезенных с острова детей достигает 2 тысяч человек ежегодно только в соседнюю Доминиканскую Республику <4>.

<2> См.: Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX веке и начале XXI столетия (историко-правовой аспект): монография. М.: Издательская группа "Юрист", 2006. С. 187.
<3> См.: День Х. URL: http://the-day-x.ru/amerikancev-obvimli-v-torgovle-detskimi-organami.html (дата обращения: 13.03.2015).
<4> См.: Сегодня. URL: http://www.segodnya.ua/world/na-haiti-razvilac-torhovlja-detckimi-orhanami.html (дата обращения: 13.03.2015).

В статье 5 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (принят Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года, ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 26 апреля 2004 года), говорится, что торговля людьми, в том числе несовершеннолетними, в целях изъятия органов является уголовно наказуемым деянием. Уголовному наказанию подлежит и покушение на совершение преступления - торговли людьми в целях изъятия органов, и организация других лиц или руководство ими с целью совершения данного преступления. Проблема противодействия торговле несовершеннолетними рассматривается в принятом в 2000 году Факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, ратифицированном Российской Федерацией 7 мая 2013 года <5>. Также вопросы, связанные с борьбой с преступностью, в том числе с торговлей людьми и органами человека, активно обсуждались 18 - 25 апреля 2005 г. в Бангкоке на XI Конгрессе ООН <6>.

<5> О международных документах, касающихся торговли несовершеннолетними, см.: Бисярина А.Н. Торговля несовершеннолетними: современное состояние проблемы // Евразийский юридический журнал. 2014. N 12. С. 163 - 166.
<6> Подробнее см.: Нигматуллин Р.В. Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право. 2006. N 5.

В российском законодательстве вопросы, связанные с торговлей людьми в целях изъятия органов или тканей, регулирует Уголовный кодекс Российской Федерации. Так, п. "ж" ч. 2 ст. 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает повышенную ответственность за торговлю людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей. Торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей предполагает, что, совершая преступление, виновный преследовал специальную цель - изъятие органов или тканей. Однако цель самого использования (трансплантация, эксперименты и др.) для квалификации преступления по указанной статье не имеет значения <7>. Разумеется, изъятие органов или тканей у потерпевших, как правило, осуществляется для дальнейшей трансплантации. Статья 120 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, то есть принуждение донора или лиц, осуществляющих право на достойное отношение к телу умершего, к даче согласия на изъятие органов или тканей донора.

<7> Подробнее о предварительном расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми, см.: Османова Н.В. Деятельность следователя СК России по обеспечению национальных интересов (на примере предварительного расследования преступлений, связанных с торговлей людьми) // Российский следователь. 2014. N 14. С. 44 - 47.

Согласно данным ГИАЦ МВД Российской Федерации, в период с 2009 по 2014 год всего по России зарегистрировано 408 фактов торговли людьми <8>. К сожалению, в статистической отчетности отдельной строкой не выделяются сведения о преступлениях против несовершеннолетних, в том числе в целях изъятия органов или тканей. Данные по случаям торговли несовершеннолетними включены в общее количество случаев торговли людьми. Очевидно, что торговля людьми, в том числе несовершеннолетними, в целях изъятия органов или тканей является преступлением с повышенной латентностью. В результате изъятия органов или тканей потерпевшему причиняется тяжкий вред здоровью, а в большинстве случаев наступает смерть. Правоохранительные органы ввиду отсутствия доказательств, опыта практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений данной категории и по многим другим причинам уголовные дела по фактам торговли людьми, в том числе несовершеннолетними, в целях изъятия органов или тканей возбуждают по другим статьям, чаще связанным с менее серьезными преступлениями. Вносит дополнительные трудности в работу правоохранительных органов тот факт, что преступность в сфере торговли людьми носит транснациональный характер, отечественные преступные группировки достаточно быстро и эффективно наладили контакты с транснациональным криминальным миром, гармонично вписались в его структуру. Одновременно они расширили свои возможности в использовании дополнительных каналов и рынков сбыта наркотиков, контрабандного оружия и "живого товара" <9>.

<8> См.: портал ФКУ "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации".
<9> См.: Глушков А.И., Головко Н.В. Российское законодательство об уголовной ответственности за торговлю людьми (исторический аспект) // Российский следователь. 2014. N 11. С. 14 - 17.

Необходимо обратить внимание, что в документах международного и внутригосударственного уровней проблема торговли человеческими органами не отделяется от проблемы торговли людьми. Как обозначено в справочном документе, подготовленном Секретариатом ООН по вопросу торговли людьми в целях изъятия человеческих органов, рассматривавшемся в Вене 10 - 12 октября 2011 года, точных сведений о соотношении числа случаев торговли донорскими органами к числу случаев торговли людьми в целях изъятия органов нет <10>. Трансплантация в случае смерти донора должна быть проведена в самые короткие сроки, т.к. органы перестают снабжаться кровью, начинается быстрый процесс их разрушения, вызванный нехваткой кислорода. Учитывая, что изъятые органы не подлежат длительному хранению, можно предположить, что значительная часть от общего числа преступлений приходится на торговлю людьми в целях изъятия органов и тканей и их дальнейшей трансплантации.

<10> См.: Противодействие торговле людьми. URL: http://sartraccc.ru/Traffic/i.php?filename=scien_rep/0075.htm&oper=read_file (дата обращения: 15.03.2015).

Для эффективной борьбы с торговлей людьми, в том числе несовершеннолетними, в целях изъятия органов и тканей в первую очередь необходимо решить проблему острой нехватки человеческих органов и тканей для трансплантации. К сожалению, в мире безвозмездно изымаемых органов и тканей меньше, чем пациентов, нуждающихся в их пересадке. Мы считаем, что при грамотном и комплексном подходе к просветительской работе можно добиться определенных успехов. На федеральном и региональном уровнях необходимо активнее проводить просветительские мероприятия, например, приурочив их к Международному дню донорства органов, где информировать население о проблеме донорства и трансплантации органов и тканей человека, о правовом регулировании этой области медицины. Для участия в мероприятиях следует привлекать сотрудников правоохранительных органов, работников образовательных и медицинских организаций, представителей неправительственных организаций и средств массовой информации. Такие мероприятия позволят населению укрепить доверие к национальной системе здравоохранения, глубже изучить проблему, повысить осознание необходимости пожертвования своих органов и тканей в случае смерти. Разумеется, знания формируют убеждения, которые в будущем реализуются в поступки. Не стоит забывать, что важнейший фактор обеспечения доверия общества к системам донорства и трансплантации - это прозрачная информация о донорах и использовании донорских органов и тканей, что требует дополнительного регулирования с участием правоохранительных органов.

Кроме того, правоохранительным органам, дошкольным и школьным образовательным организациям, социальным учреждениям необходимо уделять особое внимание детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в неполных семьях, а также в семьях с низким уровнем дохода, регулярно проводить воспитательную работу с целью недопущения попадания их в тяжелую жизненную ситуацию. Именно у таких детей уровень виктимности наиболее высок ввиду социального статуса. Как отмечают некоторые авторы, дети из бедных слоев общества могут быть лишены достаточного питания, одежды, благоприятных бытовых условий, возможности получить желаемую специальность и т.д. Это - виктимизация из самого факта нахождения семьи на низком материальном уровне. Она наносит ущерб личности подростка и тем самым формирует качества, которые повышают риск стать жертвой. Дети из богатых семей также подвержены виктимизации, но в иных формах: у них формируется стереотип личности, которой якобы дозволено все, что также делает их уязвимыми <11>.

<11> Мельникова Э. Дети и подростки - жертвы негативных явлений. Основные аспекты виктимизации // Правозащитник. 2000. N 3. С. 92.

Нельзя не согласиться с мнением ученых, которые, анализируя такое деструктивное явление, как торговля людьми, отмечают, что противодействие торговле людьми бесполезно и невозможно без реализации комплексной политики повышения уровня жизни населения <12>. Для этого необходимо разработать эффективные меры по улучшению уровня и качества жизни, повышению уровня оплаты труда, государственного регулирования занятости, социальной поддержки населения и др.

<12> Торговля людьми: международно-правовые и внутригосударственные проблемы противодействия: монография / Р.В. Нигматуллин, Р.Р. Каримов, А.А. Романов, А.И. Казамиров; под ред. Р.В. Нигматуллина. Уфа: УЮИ МВД России, 2013. С. 67.

Литература

  1. Бисярина А.Н. Торговля несовершеннолетними: современное состояние проблемы // Евразийский юридический журнал. 2014. N 12.
  2. Глушков А.И., Головко Н.В. Российское законодательство об уголовной ответственности за торговлю людьми (исторический аспект) // Российский следователь. 2014. N 11. С. 14 - 17.
  3. Мельникова Э. Дети и подростки - жертвы негативных явлений. Основные аспекты виктимизации // Правозащитник. 2000. N 3.
  4. Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX веке и начале XXI столетия (историко-правовой аспект): монография. М.: Издательская группа "Юрист", 2006.
  5. Нигматуллин Р.В. Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право. 2006. N 5. С. 41 - 43.
  6. Османова Н.В. Деятельность следователя СК России по обеспечению национальных интересов (на примере предварительного расследования преступлений, связанных с торговлей людьми) // Российский следователь. 2014. N 14. С. 44 - 47.
  7. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности: принят Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Торговля людьми: международно-правовые и внутригосударственные проблемы противодействия: монография / Р.В. Нигматуллин, Р.Р. Каримов, А.А. Романов, А.И. Казамиров; под ред. Р.В. Нигматуллина. Уфа: УЮИ МВД России, 2013.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
  10. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии: принят Резолюцией 54/263 Генеральной Ассамблеи от 25 мая 2000 г. // Права ребенка: международное и внутригосударственное нормативное регулирование: сборник документов / сост. Р.В. Нигматуллин, Р.Р. Каримов, А.А. Романов. Уфа, 2014.
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".