Мудрый Юрист

Украинские беженцы в России: проблемы первичной адаптации (по материалам социологического исследования)

Антипьев Константин Анатольевич, доцент кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета, кандидат социологических наук, доцент.

В статье рассматривается вынужденная миграция с территории Юго-Восточной Украины как специфическая волна миграции. Опираясь на данные социологического исследования, автор обозначает проблемы адаптации беженцев, с которыми они сталкиваются в России. Внимание уделено жизненным планам беженцев, взаимодействию с Федеральной миграционной службой.

Ключевые слова: украинские беженцы, вынужденная миграция, федеральная миграционная служба, адаптация.

Ukrainian refugees in Russia: problems of prospective adaptation (on the materials of a sociological study)

K.A. Antip'ev

Antip'ev Konstantin A., assistant professor, Chair of Sociology and Political Science, Humanitarian Faculty, Perm National Research Polytechnic University, candidate of sociological sciences, assistant professor.

The article deals with the forced migration from the territory of South-Eastern Ukraine, as a specific wave of migration. Based on data of sociological research, the author refers to the problem of adaptation of refugees with which they face in Russia. Attention is given to life plans of refugees and cooperation with the Federal Migration Service.

Key words: ukrainian refugees, forced migration, the Federal Migration Service, adaptation.

Современная Россия переживала несколько волн беженцев, которые имели разную степень интенсивности и различные причины. Первая волна беженцев совпала с распадом СССР, охватив конец 80-х - начало 90-х гг. XX века. Беженцами становились русскоязычные жители постсоветских республик, столкнувшиеся с дискриминацией в трудовой, политической, экономической жизни, в системе образования. Затем Россия столкнулась со второй, специфической волной беженцев, носящей внутренний характер. Русскоязычное население покидало ряд неспокойных регионов российского Северного Кавказа. Экономическая слабость государства, отсутствие достаточного финансирования программ помощи беженцам приводили к тому, что они преимущественно были предоставлены сами себе в вопросах обустройства и адаптации. С конца 90-х годов проблема беженцев перестала быть актуальной, все активнее стала подниматься проблема нелегальной трудовой миграции. Именно с конца 90-х годов стало активно складываться системное российское миграционное законодательство, адаптирующееся к "вызовам" внешней среды <1>.

<1> Трыканова С.А. Организационно-правовое регулирование управления миграцией в Российской Федерации: актуальные вопросы и направления развития // Миграционное право. 2013. N 3. С. 21, 22.

В 2014 году российское общество неожиданно столкнулось с новой волной беженцев, на этот раз с территории Юго-Восточной Украины, где развернувшиеся боевые действия заставили часть граждан покинуть свои населенные пункты. Тема приема беженцев летом 2014 года стала очень популярной в СМИ, ей уделялось большое внимание и в региональной печати. Во многом эта тема была политизирована в газетных статьях и телевизионных сюжетах. Однако уже осенью данная проблематика уступила место другим темам, стала мало присутствовать в информационном пространстве. Кроме того, на открытых форумах, в комментариях к репортажам СМИ, посвященным беженцам, стали преобладать негативные оценки подобной вынужденной миграции с территории Украины. Но это не снимает тот факт, что за краткий период территория России стала прибежищем для десятков тысяч людей, чьими проблемами так или иначе необходимо заниматься на различных уровнях.

Точное количество беженцев с территории Юго-Восточной Украины, которые в данный момент находятся на территории Российской Федерации, неизвестно. Имеющиеся в открытом доступе данные сильно разнятся, что вызвано рядом причин объективного и субъективного характера. Во-первых, беженцев можно разделить на организованных и неорганизованных. Организованные беженцы прибывали на территорию России при содействии государственных структур, распределялись по пунктам временного размещения (ПВР), на их содержание выделялись (и выделяются) средства из государственного бюджета. Неорганизованные беженцы прибывали на территорию России самостоятельно, без обращения к официальным государственным структурам. Как правило, они останавливались у родственников, друзей либо самостоятельно подыскивали и арендовали жилье. Учесть количество неорганизованных беженцев достаточно сложно, так как они имеют мало соприкосновений с органами власти, за исключением легализации своего статуса. Во-вторых, на момент разворачивания украинского конфликта на территории России находилось большое число граждан Украины, находящихся в России на заработках. Существенная часть из них прибыла с территории Юго-Восточной Украины, возвращаться куда, учитывая военную, социальную и экономическую ситуацию, они не планируют. К ним можно отнести и граждан Украины, опасающихся мобилизационных мероприятий на родине и стремящихся переждать их на территории соседнего государства. В-третьих, не все беженцы стремятся осесть на территории Российской Федерации, часть беженцев возвращается на родину в случае нормализации ситуации в их населенном пункте. Руководитель Федеральной миграционной службы (ФМС) К.О. Ромодановский оценивает количество беженцев из Украины, находящихся в России, в 850 тыс. человек <2>.

<2> Грицюк М. Въезжаем в Новый год // Российская газета от 28 декабря 2014 года. С. 4.

В ноябре 2014 года было проведено социологическое исследование на тему "Проблемы украинских беженцев в России". Опрошено было 593 человека. Анкета не содержала политических вопросов как в отношении ситуации на Украине, так и в России. Средний возраст опрошенных составил 31,1 года. Были опрошены 109 мужчин, 484 женщины. Опрос проводился в Пермском крае, Московской, Липецкой, Ростовской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Свердловской областях и ряде других субъектов Российской Федерации.

Основная масса опрошенных беженцев прибыла в Россию в мае - июле 2014 года (44,7%) и в августе - сентябре (43,6%). Эти относительно равномерные волны напрямую связаны с активными боевыми действиями на территории части Юго-Восточной Украины. Лишь 6,8% опрошенных прибыли в Россию в октябре - ноябре 2014 года, когда интенсивность боевых действий существенно снизилась. По текущей ситуации сложно сказать, будет ли третий поток беженцев. Нормализация ситуации в том или ином сценарии, скорее, может привести к обратному оттоку части беженцев, особенно тех, кто имеет на территории Юго-Восточной Украины уцелевшее имущество, родственников или тех, кто не смог адаптироваться к жизни в России.

После пересечения границы почти каждый третий опрошенный (30,6%) остановился у родственников, каждый четвертый (25%) арендовал жилье. Примечательно, что 14,1% бесплатно пустили пожить к себе незнакомые люди, откликнувшись на сложившуюся ситуацию. Часть опрошенных (13,1%) оказались в стационарных пунктах временного размещения (ПВР). А 12,9% указали, что прошли через приграничные палаточные лагеря, развернутые российским МЧС. То есть основная масса беженцев первоначально рассчитывала на собственные силы в плане определения места жительства.

Миграционное законодательство стало претерпевать изменение под влиянием сложившейся ситуации и одновременно с ее разворачиванием. Необходимо было отделить беженцев от простых трудовых мигрантов, упростить механизм легального пребывания на территории России, избежать перегруженности приграничных регионов. Согласно нашему исследованию большинство беженцев легализовали свой правовой статус на территории России. Так, 61,3% получили или оформляют статус временного убежища, 15,6% получили или оформляют разрешение на временное пребывание или вид на жительство на территории страны. Лишь 11,5% свой правовой статус на территории России не легализовали.

Получение или оформление статуса беженца отметили лишь 1,9% опрошенных, что, по нашему мнению, связано с непониманием применения данного термина в российском законодательстве. Такие термины, как "беженцы", "вынужденные переселенцы", "вид на жительство", "разрешение на временное пребывание", "временное убежище", "регистрация" и другие, тем более малопонятны людям, далеким от российского законодательства, что вызывает путаницу и при оформлении документов, и при взаимодействии с ФМС. В реальности лиц, получивших статус беженца, в правовом понимании этого термина крайне немного.

Важным в определении перспектив работы с беженцами является выявление их дальнейших миграционных планов. В отношении своих дальнейших жизненных планов большинство беженцев отметили, что хотели бы участвовать в программе "Соотечественники" (46,9%), которая предполагает получение российского гражданства. Часть беженцев планирует самостоятельно подать документы на предоставление постоянного места жительства в РФ без участия в специальных программах (14,6%). Вернуться на Украину планирует лишь 7,4% ответивших, но необходимо учесть и то, что 22% затруднились с ответом. Последние скорее ориентированы вернуться на родину после прекращения боевых действий и нормализации ситуации. Таким образом, основная масса беженцев все же ориентирована связать свое будущее с Россией, с последующей интеграцией в российское общество. То есть впоследствии возникнет необходимость реализации практических интеграционных механизмов как в юридических, так и в социальных аспектах <3>.

<3> Просянникова Т.С. Интеграция мигрантов: научный и практический смысл // Миграционное право. 2013. N 4. С. 32.

С какими же проблемами столкнулись украинские беженцы во взаимодействии с ФМС? Можно выделить три ключевых проблемы: прежде всего это отсутствие четкой, понятной и доступной информации (27%), большие очереди (23%), длительный период рассмотрения заявлений (14%). Неудобное время работы указали только 3,6%, а плохую организацию работы как совокупный показатель указал лишь каждый десятый респондент (11,1%). Таким образом, вопрос информационного сопровождения беженцев требует еще более пристального внимания.

При перемещении большого числа иностранных граждан, имеющих нечеткое представление о российском миграционном законодательстве, значимыми являются источники и способы получения информации. Очевидно, что многие получили такую информацию из доступных СМИ. Но подобная информация зачастую не носит достоверного характера, так как журналисты в силу закона жанра либо драматизируют ситуацию, либо рассматривают яркие частные случаи. Беженцам был задан вопрос об источниках информации (кроме СМИ), из которых они получают данные о способах легализации своего статуса в России. Ожидаемо большую роль сыграл Интернет. Беженцы получали информацию как из неофициальных групп и сайтов помощи беженцам в сети Интернет (28,7%), так и из официальных интернет-сайтов ФМС, МВД, других ведомств и служб (24,8%). Непосредственно от официальных структур (ФМС, МЧС, МВД и т.д.), через прямое обращение к ним, получали информацию 24,1% опрошенных, а от соседей, друзей, родственников - 16,4%. В будущем следует большее внимание уделять адаптации к правовой, организационной информации, выкладыванию на интернет-ресурсах пошаговых инструкций для беженцев в отношении легализации своего статуса.

Прибывая на территорию России, многие беженцы сталкиваются с крушением ожиданий, сформированных воздействием СМИ. Так, 51,7% были не готовы к тем трудностям, с которыми столкнулись в России, а 16,2% думали, что помощь будет организована в большем объеме и лучшего качества. Лишь каждый четвертый (25,4%) отметил, что уровень и объем помощи со стороны России был ожидаемым, то есть соответствовал их представлениям.

Нам было интересно выяснить, как проходит процесс первичной адаптации украинских беженцев в российских регионах. Ведь им необходимо решать целый комплекс проблем: получение временного убежища, поиск работы, аренда жилья, регистрация по месту жительства, получение медицинского полиса, устройство детей в детские сады и школы и другие вопросы. Беженцам был задан вопрос о том, что их удивило в России. Дорогая аренда жилья стала неожиданностью для 21,5%, высокие цены на продукты питания, одежду отметили 15,3% респондентов, на высокую забюрократизированность (волокиту) процедур в органах власти указали 12,9%. Доброта и сочувствие обычных российских граждан удивили 9,8% беженцев, а негативизм обычных граждан по отношению к беженцам отметили лишь 5,5% опрошенных.

Помощь, оказываемую украинским беженцам в России, можно разделить на две части: официальная помощь, которую оказывают федеральные, региональные и местные власти; и неофициальная, которую оказывают волонтеры, благотворительные организации, религиозные организации и обычные граждане. Поэтому в анкете мы разграничили эти два вида помощи. В отношении официальной помощи 28,4% респондентов отметили, что никакой помощи они от властей не получали. Из получивших официальную помощь 11,6% указали размещение в ПВР, 11,3% отметили помощь с одеждой и иными вещами, 8,9% получили небольшую сумму денег, 8,4% указали предоставление ребенку школы, 6,8% отметили помощь в устройстве ребенка в детский сад, 5% опрошенных указали на помощь властей в транспортных нуждах. Помощь с трудоустройством отметили лишь 2,7%, помощь с жильем - только 2% опрошенных. Следует отметить, что уровень благосостояния беженцев также различный. Часть беженцев имела достаточные средства и для выезда с территории Украины, и для самостоятельного решения жилищных, трудовых и иных социально-экономических и правовых проблем, включая и проблему с регистрацией, которую можно приобрести через различные посреднические фирмы.

Неофициальную помощь со стороны волонтеров и иных субъектов 37,4% респондентов оценивают как существенную; 36% указали, что помощь была, но небольшая; и лишь 3,2% указали, что они обращались, но им не помогли. Не обращались за помощью 19,6% беженцев. Помощь волонтеров носила различный характер: начиная от помощи информационно-разъяснительного характера в отношении российского законодательства и заканчивая прямой помощью одеждой, продуктами питания, лекарствами, временным предоставлением жилья.

Как обстоят дела с поиском работы у беженцев? Быстро нашли работу 20,8% респондентов; долго искали работу, но нашли 21,4%; работу ищут, но не нашли 26%. В то же время почти каждый четвертый (23%) отметили, что не могут работать в силу объективных причин (возраст, декрет, состояние здоровья). Многие из беженцев имеют двух и более детей, но если с поступлением в российскую школу организационных проблем у детей нет, то детские сады для многих детей беженцев недоступны из-за нехватки в них мест даже детям самих российских граждан. Пенсионеров среди беженцев небольшое количество, как правило, они прибывают в Россию в составе расширенных семей. Претендовать на пенсию, иные социальные выплаты как иностранные граждане они не могут, а найти работу для них часто уже невозможно.

Жилищный вопрос у беженцев решается, как правило, ими самостоятельно. Значительная часть беженцев арендует жилье (61,9%), каждый десятый живет у родственников (11,9%), а незнакомые люди пустили пожить бесплатно 9,3% опрошенных. В ПВР до сих пор находится лишь 7,5%. Следует отметить, что число ПВР сокращается, также сокращаются и сроки пребывания в них, что обосновано желанием усилить мотивацию беженцев на более активный поиск работы и жилья. Также ожидаемо мало беженцев живет в помещениях, предоставленных работодателями (3,2%).

Дороговизну жизни в России по сравнению с Украиной отмечают многие опрошенные беженцы. Часть беженцев не выдерживает высоких цен на аренду жилья, продукты, услуги, возвращаясь на Украину, в том числе и на территории, где идут боевые действия. Ежемесячный доход, указанный респондентами, включая несовершеннолетних членов семьи, достаточно низкий. Так, 3000 - 5000 рублей имеют 20,8%; 1000 - 3000 имеют 18,3%; менее 1000 получают 16,9%. Относительно благополучными выглядят те, кто имеет 5000 - 8000 руб. дохода (16,7%); 8000 - 12000 руб. (11,7%); 12000 - 15000 руб. (8,5%) и свыше 15000 руб. (7,1%). Более высокие доходы обеспечиваются в крупных городах, где есть большой спрос на квалифицированную рабочую силу. Но зачастую привлекательные для беженцев регионы сильно ограничены в квотах.

В силу того, что существует система квот для беженцев, предполагающая предоставление права проживать и работать в рамках определенного региона, не все беженцы удовлетворены местом своего жительства. Это связано и с возможностью найти работу, получить достаточную заработную плату, арендовать жилье. Поэтому ответы респондентов на вопрос о желании сменить место своего проживания распределились примерно равным образом. Не хотели бы сменить 19,8%; скорее да, чем нет, - 19,8%; скорее нет, чем да, - 18,3%; хотели бы сменить 22,2%. Каждый четвертый опрошенный затруднился с ответом (20%), что связано с тем, что не все успели ознакомиться с населенным пунктом, где оказались, и перспективами жизни в нем.

Многие беженцы, уезжая с территории Украины, рассчитывали на некую систему льгот, преференций в их адрес со стороны России. Но это не соответствовало реальности. Что бы беженцы хотели получить от российских властей в первую очередь? Во-первых, это упрощение получения вида на жительство и гражданства (25,3%). Во-вторых, это содействие в решении жилищного вопроса (24,1%) и, в-третьих, это содействие в поиске работы (14,1%). Также респонденты отметили необходимость отмены жесткой привязки при помощи квот к регионам (10%), устройства детей в детские сады, школы (9,1%). Эти вопросы взаимосвязаны между собой. Быстрая легализация статуса позволяет найти работу, без нее возможна только неофициальная занятость. Аренда жилья представляет собой еще более существенную проблему, так как основная масса беженцев не имела накоплений, а многие арендодатели не готовы сдавать жилые помещения беженцам. Если вопрос по предоставлению детям украинских беженцев мест в российских школах фактически решен, то предоставление мест в детских садах во многих муниципалитетах либо невозможно, либо затруднено. Нехватка мест в детских садах, особенно в крупных и средних городах, существует, как отмечалось ранее, и для граждан России. Решение этой проблемы в ущерб гражданам России встретило бы непонимание местного населения, а обеспечить всех местами в детских садах пока физически невозможно. Использование системы квот, по нашему мнению, во многом обоснованно, как и определение приоритетных регионов расселения. Это позволяет относительно сбалансировать ситуацию, так как "южные" регионы России - Ростовская и Белгородская области, Республика Крым, Ставропольский и Краснодарский края, а также Москва, Санкт-Петербург с областями - испытали наибольший приток беженцев. В то же время Дальний Восток, часть Урала и Сибири испытывают нехватку населения. Однако следовало бы учитывать профессии и уровень квалификации беженцев, наличие рабочих мест, рынок аренды жилья для оптимального использования трудового потенциала при реализации переселенческих программ.

В отношении различных льгот для беженцев мнения разделились. Так, 38,5% респондентов отметили, что льготы и поддержка со стороны государства беженцам необходимы, а 38,3% считают, что льгот должно быть минимальное количество. Почти каждый пятый респондент (17%) отметил, что льгот быть не должно. За льготы чаще выступают женщины (68,4%), что связано с тем, что многие из них прибыли с детьми и им более сложно найти работу, снять жилье.

Известно, что во многих сообществах отношение к мигрантам носит негативный характер. Но украинские беженцы являются носителями русской культуры, языка, многие из них имеют родственников в России или даже жили в России какое-то время. Что думают беженцы об отношении к ним россиян? Больше половины респондентов (53,8%) отмечают, что отношение разнообразное, а очень хорошее, доброжелательное отношение отметили 32,6%. Прохладное отношение отметили всего 6,7%, недоброжелательное, враждебное - 2,4%. Таким образом, видно, что беженцы не чувствуют резкого неприятия, непонимания их со стороны граждан России. В то же время усиливается негативное восприятие беженцев самими россиянами, исходя из анализа комментариев к тематическим материалам на массовых новостных порталах, социальных сетях. С чем связано расширение негативизма в отношении к беженцам? Почти каждый второй ответивший на вопрос отметил, что из-за распространяемой ложной информации о высоком уровне обеспечения беженцев (45,1%). Слишком требовательное поведение самих беженцев отметили 14,6%. Снижение уровня жизни россиян, вызванное событиями на Украине и санкциями, указали 13%, а боязнь россиян конкуренции со стороны беженцев - лишь 8,5% опрошенных. Достаточно много опрошенных затруднились ответить на этот вопрос (13%).

Не все беженцы планируют остаться в России на постоянное место жительства с перспективой получения гражданства. Часть опрошенных рассматривает нахождение в нашей стране как временное, а возвращение на родину как неизбежное. Причины, названные желающими вернуться, носят следующий характер: наличие имущества, родственников на Украине (21%), сложность начать жизнь в России "с нуля" (17,4%), дороговизна жизни в России (7,5%). Отметили, что в России беженцы нежеланные гости, им никто не помогает, лишь 6,1%, климатические условия не устраивают крайне малое количество беженцев (1,3%). Респондентов, считающих, что необходимо вернуться, так как Украина - это родина, в каких бы условиях она ни была, было всего 3,5%.

Украинские беженцы на сегодня разбросаны по всей стране: от Калининграда до Сахалина. Выехавшие с Украины весной и летом имели больше возможностей более быстро наладить свой быт, решить многие проблемные вопросы, так как встречали сочувствие и рядовых граждан, и понимание властей. Но сегодня, по-нашему мнению, интерес к беженцам спадает, помощь даже недавно прибывшим со стороны как государства, так и граждан становится более скромной. Ожидания беженцев от жизни в России часто были большими, нежели может позволить себе государство, не решившее еще многие проблемы своих граждан. Все это происходило во многом благодаря отечественным СМИ, которые активно культивировали в среде беженцев подобные ожидания, не вникая в вопросы юридического, экономического, организационного характера.

Адаптации беженцев оказывают активное содействие волонтерские группы помощи, оказывающие как информационную помощь, так и поддержку вещами, продуктами, лекарствами, содействием в поиске работы и аренде жилья. Наиболее актуальными проблемами беженцев являются: оформление документов, легализующих статус; аренда жилья; поиск работы и регистрация по месту проживания. Но не все из этих проблем можно решить усилиями государства или волонтеров, так как государство сковано бюджетом, нормативными актами, а волонтеры - собственными возможностями. Значительную часть проблем, за исключением легализации статуса и первичной помощи, беженцы, по нашему мнению, должны решать самостоятельно, на том же уровне, что и граждане РФ. В противном случае в российском обществе будет складываться сугубо негативный образ беженцев как лиц, имеющих приоритет перед гражданами России. Преимуществом миграции с территории Юго-Восточной Украины, нежели чем из других постсоветских республик, является лучшая интеграция беженцев в российский социум. Этому способствуют минимальные культурные отличия, наличие длительного совместного исторического прошлого.

Литература

  1. Грицюк М. Въезжаем в Новый год // Российская газета от 28 декабря 2014 года. С. 1 - 4.
  2. Просянникова Т.С. Интеграция мигрантов: научный и практический смысл // Миграционное право. 2013. N 4. С. 32 - 34.
  3. Трыканова С.А. Организационно-правовое регулирование управления миграцией в Российской Федерации: актуальные вопросы и направления развития // Миграционное право. 2013. N 3. С. 21 - 24.