Мудрый Юрист

Основные направления совершенствования налогового консультирования в Российской Федерации

Алтухов Павел Леонидович, доцент кафедры экономической теории Саратовской государственной юридической академии, кандидат экономических наук.

Чурбанова Ольга Александровна, студентка 3 курса Института второго высшего и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия".

Рассмотрены некоторые положения нового варианта законопроекта "О налоговом консультировании": виды налогового консультирования, ответственность, гарантии независимости налогового консультанта, тайна налогового консультирования. Оценены перспективы развития и выделены направления совершенствования налогового консультирования.

Ключевые слова: законопроект, налоговое консультирование, виды консультирования, ответственность.

Basic directions of improvement of tax consulting in the Russian Federation

P.L. Altukhov, O.A. Churbanova

Altukhov Pavel L., assistant professor, Chair of Economic Theory, candidate of economic sciences, assistant professor.

Churbanova Ol'ga A., 3rd-year student, Institute of the Second Higher and Additional Professional Education, Saratov State Law Academy.

Several provisions of the new version of the draft law "On tax consulting" were considered, such as: types of the tax consulting, responsibility, guarantees of the independence of the tax consultant, the tax consulting secret. Estimated future development and the selected directions of improvement of tax consulting.

Key words: the draft law, tax consulting, counselling, types of the consulting, responsibility.

Развитие налогового законодательства в современных российских условиях, связанное с постоянным увеличением количества нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение, активным вовлечением в налоговые правоотношения новых налогообязанных лиц, предопределило необходимость внесения нового варианта законопроекта о налоговом консультировании.

При этом следует отметить, что первые попытки законодательно урегулировать консультации по налогам в России появились еще в конце 1990-х гг., и с тех пор не раз поднимался вопрос о необходимости законодательного регулирования этой сферы. В 2006 году было разработано 4 варианта законопроекта (авторских мнения): Ф.А. Гудкова, В.Л. Ардашева, И.И. Кучерова, А.И. Соломанина. В 2012 г. была разработана еще одна версия законопроекта, но и тогда проект дальше предварительного обсуждения не прошел, т.к. недоработки в нем не устраивали даже Палату налоговых консультантов, которая и занималась его разработкой. И последний вариант законопроекта внесен 23.05.2014 А.М. Макаровым.

Изучение норм законопроекта показало невозможность их полного применения на практике. Прежде всего это касается видов деятельности налогового консультирования.

Так, ст. 2 законопроекта дает определение деятельности по налоговому консультированию как деятельности, осуществляемой налоговыми консультантами или налоговыми консультациями по оказанию консультационных услуг в сфере отношений, регулируемых законодательством. При этом деятельность по налоговому консультированию осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в то время как налоговое законодательство тесно связано практически со всеми иными отраслями законодательства РФ. Поэтому невозможно дать разъяснения налогоплательщику, например, о порядке исчисления налога на имущество организаций, не вторгаясь в сферу бухгалтерского учета <1>.

<1> См.: Иоффе Т.А. Консультант лишился статуса. Инициатива // Российская Бизнес-газета. 2013. N 919(41).

Кроме того, из поля налогового консультирования полностью выпадают и страховые взносы во внебюджетные фонды, которые не являются налогами и не администрируются налоговыми органами.

Тем не менее Закон "О налоговом консультировании" необходим. Если раньше в рамках национального налогообложения можно было обходиться без профессионального института налоговых консультантов, то вступление страны в ВТО и все большая вовлеченность национальной экономики в процесс международной налоговой интеграции настоятельно требуют наличия профессиональных налоговых консультантов и законодательного регулирования их деятельности. Однако, по нашему мнению, это должен быть именно закон, а не ведомственная инструкция.

Этот закон несколько повторит Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" <2> в части принципов деятельности, некоторых прав и обязанностей консультантов и их консультируемых лиц и в некоторых других вопросах.

<2> См.: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 04.03.2014) // Российская газета. 2008. N 267.

Из перечисленных в ст. 1 законопроекта семи видов деятельности налогового консультирования достаточно труднореализуемыми являются:

Указанные виды деятельности требуют получения от консультируемых лиц полного объема первичной информации, учетных и налоговых регистров, что, как правило, оказывается достаточно трудно. Так, в частности, при оказании аудиторскими компаниями услуг по налоговому консультированию представляемая им информация часто не является полной, что не позволяет дать достоверные рекомендации. Поэтому налоговое консультирование требует высокой степени доверия экономического субъекта к налоговому консультанту, что в современных условиях не может быть выполнено из-за необходимости предоставления компаниями информации, составляющей коммерческую тайну. Тем не менее желание стать внешним налоговым консультантом подтверждается проведенным Палатой налоговых консультантов опросом среди бухгалтеров, аудиторов, экономистов о возможности оказания ими услуг налогового консалтинга, результаты которого представлены на рисунке.

Источник: Палата налоговых консультантов <3>.

<3> Все решат за вас. Налоговый консультант должен стать посредником во взаимодействии налогоплательщиков и ФНС // Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. N 897(19). URL: http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=3322.

Представляется, что права и возможности налоговых консультантов на поле их деятельности могут быть значительно расширены. Поскольку в настоящее время происходит сближение требований налогового учета с нормами бухгалтерского учета. Так, в результате проведенного обсуждения основных направлений налоговой политики на три года - 2014 г. и плановый период 2015 - 2016 гг. - министром по вопросам "открытого правительства" Михаилом Абызовым было сделано заявление о замене бухгалтерского сопровождения на налогового консультанта и рассмотрения возможности сближения норм отечественного бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности <4>.

<4> См.: РБК daily эксклюзив: ряды бухгалтеров поредеют втрое. URL: http://rbcdaily.ru/economy/562949987060654 (дата обращения: 10.04.2014).

Вызывает вопрос взаимоувязки норм подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ и предлагаемого варианта законопроекта в части, кто может стать налоговым консультантом. Так, НК РФ четко прописывает право налогоплательщика получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Более того, такой официальный ответ для этого налогоплательщика будет являться своеобразной "индульгенцией", т.е. если в дальнейшем налоговая проверка этого хозяйствующего субъекта вскроет нарушения, то данного налогоплательщика нельзя будет наказать ни штрафами, ни пенями, на что указывает п. 8 ст. 75 НК РФ, а тем более уголовным преследованием, если он делал все в полном соответствии с рекомендацией соответствующей налоговой инстанции.

Данная норма позволяет бесплатно получать консультации, не привлекая налоговых консультантов.

В отличие от предыдущих вариантов законопроекта, назван специальный регулятор саморегулируемых организаций в области налогового консультирования, которым должна стать Федеральная налоговая служба. Таким образом, служба, которая патронирует налоговые правоотношения, будет патронировать и саморегулирование в сфере налогового консультирования. То, что полномочиями по регулированию деятельности налоговых консультантов планируется наделить ФНС, вызывает некоторые опасения. Думается, что регулирование будет иметь перевес не в сторону налогоплательщиков, а в сторону государства, и в лице консультанта налогоплательщик получит "налогового инспектора".

На основе анализа положений проекта закона вытекает, что осуществлять деятельность по налоговому консультированию могут исключительно налоговые консультанты. Думается, что это в определенной степени приводит к нарушению прав, в частности налоговых адвокатов, разъясняющих нормы законодательства о налогах и сборах и представляющих интересы консультируемых лиц в правоотношениях с налоговыми органами. "Кроме того, введение специального института налоговых консультантов ограничит возможность обращения налогоплательщиков в другие юридические и консультационные фирмы, не обладающие таким статусом. А это снизит уровень доступности получения налогоплательщиками правовой помощи" <5>.

<5> См.: Винокурова Т.А. Между доходом и бюджетом // Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. 2013. N 855(26).

В связи с этим, по нашему мнению, необходима разработка положений о предоставлении адвокатам и аудиторам возможности упрощенного получения статуса "налоговый консультант".

Вопрос соблюдения конфиденциальности проработан недостаточно. С одной стороны, тайна консультирования устанавливается, однако ее раскрытие возможно по решению суда. Данная ситуация будет выделять лиц, обладающих статусом адвоката (статус адвоката регулируется ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" <6>), от других игроков рынка налогового консалтинга, если их деятельность не будет исключена. Такая ситуация изначально закрепляет неравенство участников рынка налогового консультирования.

<6> См.: Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) // Российская газета. 2002. N 100.

Законопроект (ст. 7) устанавливает гарантии независимости налоговых консультантов путем запрещения истребования либо изъятия документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования. Отсюда налоговые консультанты не могут быть допрошены в качестве свидетелей по делам своих клиентов, у них не могут быть изъяты документы. Однако делается ссылка "за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации".

Должны быть понятны условия ответственности консультанта в случае некачественного оказания услуги и порядок разрешения спора с консультантом о возмещении убытков или иной ответственности. Этот вопрос стал особо остро в связи с предложением Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам об усилении ответственности за незаконную оптимизацию налогов, которое было опубликовано им в марте 2014 г. Для этого в Налоговый и Уголовный кодексы будут внесены изменения, уточняющие понятие необоснованной налоговой выгоды и ответственность за ее получение.

Сегодня ответственность налогового консультанта за причиненный ущерб консультируемому лицу возникает только из условий договора об оказании консультационных услуг, если таковые положения имеют место быть в договоре. Как правило, налоговые консультанты используют следующие варианты снятия с себя ответственности либо ее ограничения:

Консультантов, принимающих на себя обязанность полностью возместить клиенту убытки в виде налоговых недоимок, штрафов и пеней, которые могут возникнуть у него вследствие использования налоговых консультаций, сейчас встретить невозможно.

Такую систему можно создать при условии вмешательства в дело третьей стороны - страховой компании, в то время как законопроект предлагает членство в саморегулируемых организациях. Как известно, договор страхования служит формой финансового обеспечения ответственности налогового консультанта. В соответствии с правилами и условиями страхования ответственности налоговых консультантов, разработанными ОАО "Ингосстрах", ОАО "Альфа-страхование" и другими организациями, страховые компании могут страховать ответственность налоговых консультантов с расширенным покрытием (когда покрывается риск совершения ошибки при оказании консультационных услуг). При этом необходимо страховать риски ответственности как за нарушение условий договора на оказание налогового консультирования, так и за причинение вреда имуществу консультируемых лиц.

В зарубежных странах страхование ответственности является обязательным условием осуществления деятельности по налоговому консультированию (Австрия, Германия, Франция). В Швеции, помимо этого, существует альтернатива - внесение залога под обязательство возмещения убытков. Однако обязательное участие страховой компании в РФ с полным страхованием рисков, вероятно, поднимет цену на услуги консультантов <7>.

<7> См.: Черник Д.Г. Все решат за вас // Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. 2010. N 897(19).

Рынок должен точно определять субъектов организованной структуры по их внешним атрибутам и признакам. Поэтому модель законопроекта должна предполагать, что для ведения деятельности по налоговому консультированию на организованном рынке необходимо легализоваться: для организаций - создать налоговую консультацию, для физических лиц - объявить об открытии консультационного пункта. Это происходит в тесном взаимодействии с Палатой налоговых консультантов в том смысле, что она ведет реестр аттестованных консультантов.

Консультацию и пункт не следует рассматривать как новые организационно-правовые формы, которых не было в Гражданском кодексе РФ. Это всего лишь способ идентификации лица как участника организованного рынка, а не как формы деятельности.

По мере развития рыночных отношений в России рынок консалтинговых услуг непрерывно развивается как по объемам выручки от реализации услуг, так и по укреплению отдельных направлений консалтинга. Государство нуждается не только в том, чтобы требовать уплаты налогов и строго контролировать правильность их исчисления и уплаты, но и в том, чтобы оказать налогоплательщику реальную помощь в правильном исчислении обязательных платежей.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что налоговое консультирование в России оформилось как явление. По состоянию на май 2014 г. Единый реестр консультантов по налогам и сборам содержит 8023 записи. Для сравнения, в 2001 г. - 14 записей, в 2003 г. - 757 записей, в 2005 г. - 3221 запись.

Численность аттестованных налоговых консультантов

9000 ¦
¦
8000 ¦ -----¬
¦ ¦ ¦
7000 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
6000 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
5000 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
4000 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
3000 ¦ -----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1000 ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 ¦-----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----++----+-----+----+--------+----+-------+----+--
¦ 2001 2003 2005 2014

Однако регионом-лидером по количеству зарегистрированных налоговых консультантов остается Москва (1363 аттестованных консультанта). Для сравнения, в Саратове зарегистрировано всего 2 аттестованных консультанта, и оба - II категории.

Отсюда можно утверждать о динамичном развитии института налогового консультирования в России и его высоком спросе. В связи с тем что нормативно-правовая база налогового консультирования в нашей стране четко не определена и слабо развита, это несколько затормаживает процесс дальнейшего развития рынка налогового консалтинга.

Принцип законодательства в античности гласил, что сначала некое явление общественной жизни должно войти в социальную жизнь, укорениться, а уже потом должен создаваться закон <8>. Налоговый консалтинг в России сейчас именно в такой стадии, когда налоговые консультанты как явление существуют, их необходимость очевидна, соответственно, назрела и необходимость законодательного регулирования.

<8> См.: Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. 2013. N 897(19).

Литература

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) // Российская газета. 2002. N 100.
  2. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 04.03.2014) // Российская газета. 2008. N 267.
  3. Винокурова Т.А. Между доходом и бюджетом // Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. 2013. N 855(26).
  4. Все решат за вас. Налоговый консультант должен стать посредником во взаимодействии налогоплательщиков и ФНС // Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. N 897(19). URL: http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=3322.
  5. Иоффе Т.А. Консультант лишился статуса. Инициатива // Российская Бизнес-газета. 2013. N 919(41).
  6. Черник Д.Г. Все решат за вас // Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. 2010. N 897(19).
  7. РБК daily эксклюзив: ряды бухгалтеров поредеют втрое. URL: http://rbcdaily.ru/economy/562949987060654 (дата обращения: 10.04.2014).