Мудрый Юрист

Проблемы квалификации самовольного оставления части или места службы

Белокуров Олег Васильевич - к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Института права и государственной службы Ульяновского государственного университета.

В ст. 337 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Видовым объектом данного преступления является установленный действующим законодательством Российской Федерации порядок пребывания на военной службе, в соответствии с которым военнослужащий должен проходить службу в установленном для него месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме.

Военнослужащий, исключенный (временно выведенный) из сферы воинских правоотношений, например в связи с применением к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, не может нести ответственность по названной статье.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ, выражается в самовольном оставлении части или места службы либо в неявке в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения.

Под расположением части понимается обособленная территория, на которой размещаются подразделения и службы данной воинской части. Если подразделения одной части расположены обособленно, самовольное оставление подразделения следует признавать самовольным оставлением части.

Под местом службы, не совпадающим с расположением части, понимается любое иное место, определенное военнослужащему для исполнения обязанностей по военной службе, или где он должен находиться по приказу либо с разрешения командования.

Местом службы являются, в частности, места хозяйственных работ, проведения учебных, культурно-массовых и воспитательных мероприятий, нахождение команды при передвижении (в эшелоне, поезде и т.д.), место пребывания в командировке, на гауптвахте и т.п.

Местом службы признается также и место лечения военнослужащего, вне зависимости от того, является ли оно военным госпиталем или медицинским учреждением иной ведомственной принадлежности.

Самовольное оставление части является преступлением с формальным составом и относится к длящимся преступлениям. Начальным моментом его совершения признается время убытия военнослужащего из части или с места службы без соответствующего разрешения. Причем для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, этот уход считается незаконным только в случае совершения его в течение служебного времени, установленного распорядком дня. С этого момента преступление формально считается оконченным.

Началом неявки в срок без уважительных причин на службу для военнослужащих обеих категорий считается истечение времени, указанного в соответствующем документе: увольнительной записке, отпускном билете, командировочном удостоверении, предписании и т.д., а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - и неприбытие на службу в установленное распорядком дня время.

По смыслу уголовного закона фактическим окончанием преступного состояния - самовольного оставления части - следует считать время, когда виновный добровольно прекратил преступное пребывание вне службы (возвратился в часть, явился в органы военного управления или государственной власти и т.д.) либо когда это преступление было пресечено военным командованием или органами власти. Только с этого момента исчисляется срок давности привлечения к уголовной ответственности за рассматриваемое преступление.

Однако следует иметь в виду, что, если военнослужащий в период самовольного оставления части задерживается за совершение иного преступления, но в целях уклонения от военной службы скрывает свою принадлежность к армии, совершение воинского преступления не может считаться прерванным.

Уведомление в любой форме (устно или письменно, лично или через посредников) военнослужащим командования о месте своего нахождения также может быть признано моментом фактического окончания преступного состояния, но только в том случае, когда непосредственно после него военнослужащий прибывает в часть или выполняет иное распоряжение командования (является в военную комендатуру, военкомат, ожидает приезда представителя части и т.д.) либо когда имеется уважительная причина последующей задержки с прибытием в часть.

Если же военнослужащий пренебрегает отданными ему распоряжениями, то уведомление командования о месте нахождения нельзя считать прекращением преступления.

Если в уголовном законе продолжительность самовольного отсутствия определяется сутками (от двух до десяти, свыше десяти), то длительность периода уклонения, с учетом того что каждые сутки состоят из 24 часов, следует исчислять с момента (часа) самовольного оставления части (места службы) или неявки на службу.

Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок на службу подпадают под признаки ч. 4 ст. 337 УК (продолжительностью свыше одного месяца) лишь в том случае, если они продолжались более одного календарного месяца независимо от количества содержащихся в нем дней и без подсчета часов. При этом под календарным месяцем следует понимать период времени с соответствующего числа одного по соответствующее число следующего месяца (например, с 23 февраля по 23 марта, с 8 марта по 8 апреля и т.п.).

Несколько уклонений от военной службы, когда продолжительность одного из них составляла свыше двух суток, но не более десяти, другого - свыше десяти суток, но не более месяца, третьего - свыше месяца, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 337 УК РФ.

Вместе с тем совершение лицом нескольких уклонений, подпадающих под признаки одной части ст. 337 УК, по действующему законодательству образуют совокупность преступлений.

Субъектом рассматриваемого преступления являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, в том числе отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части (ч. 2 ст. 337 УК).

В соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы граждан, не прибывающих в запасе и призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы.

В соответствии с п. 11 ст. 38 названного Закона окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. При этом военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (в данном случае - срока, указанного в контракте о прохождении военной службы), за исключением ряда случаев, к каковым относится и нахождение его под следствием.

Согласно п. 12 ст. 38 указанного Федерального закона время самовольного оставления воинской части или места службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления в срок военной службы не засчитывается.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Однако психическое отношение виновного к продолжительности уклонения от прохождения службы может проявляться в безразличии (он может забыть и не считать, сколько прошло времени с момента самовольного оставления части).

Следует учитывать, что помимо фактической продолжительности уклонения для правильной юридической оценки содеянного существенное значение имеет и направленность умысла виновного. Поэтому в зависимости от установленных объективных и субъективных признаков в определенных случаях возможна квалификация по направленности умысла как покушение на уклонение продолжительностью свыше десяти суток, свыше месяца (к примеру, когда лицо намеревалось уклоняться от военной службы определенное время, однако было задержано до истечения намеченного срока).

Статья 337 УК РФ содержит примечание, предусматривающее возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, уклонявшихся от прохождения военной службы.

В соответствии с указанным примечанием военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные в ст. 337 УК, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Следовательно, возможность освобождения от уголовной ответственности по данному основанию ограничена кругом лиц - уклонившихся от службы впервые. Лицо считается совершившим рассматриваемое преступление впервые, если оно ранее не совершало данное преступление. К указанной категории относятся также и совершавшие названные преступления лица, в отношении которых истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК), исполнения приговора (ст. 83 УК), если судимость с них снята вследствие актов амнистии (ст. 84 УК), помилования (ст. 85 УК) либо снята или погашена на общих основаниях (ст. 86).

Вторым условием освобождения от уголовной ответственности за рассматриваемое преступление является наличие стечения тяжелых обстоятельств. Практика рассмотрения военными судами дел данной категории свидетельствует о неодинаковом толковании этого понятия.

Некоторые военные суды под такими обстоятельствами понимают возникновение оснований для увольнения военнослужащих с военной службы (ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), другие - для предоставления отпусков по личным обстоятельствам (п. 10 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), третьи - наряду с указанными также иные негативные жизненные ситуации служебного и неслужебного характера. В ряде случаев совокупность одних и тех же причин уклонения от военной службы расценивалась судами как стечение тяжелых обстоятельств, а в других случаях - нет.

Содержание понятия "стечение тяжелых обстоятельств" в контексте рассматриваемого вопроса в уголовном законе не раскрыто. В то же время нормы Общей и Особенной частей Уголовного кодекса содержат ряд смежных, в том числе сходных по названию, уголовно-правовых институтов, влияющих на привлечение к уголовной ответственности и назначение наказания.

В частности, пунктом "д" ст. 61 УК РФ предусмотрено такое смягчающее наказание обстоятельство, как "совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств". Статьи 39 и 40 УК говорят о крайней необходимости и физическом или психическом принуждении как обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Обязательным элементом состава неявки в срок на службу (ст. 337 УК) является отсутствие уважительных причин.

При разграничении их необходимо иметь в виду следующее.

Наличие обстоятельств, расцениваемых как крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение либо уважительные причины (ст. 337 УК), исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Такими обстоятельствами применительно к уклонениям следует признавать только те, которые объективно лишают военнослужащего возможности продолжить прохождение военной службы. К ним, в частности, могут быть отнесены неуставные действия сослуживцев, командиров и начальников, систематическое ненадлежащее обеспечение продовольствием, отсутствие необходимой медицинской помощи, иные обстоятельства, которые представляли реальную и неустранимую в конкретной ситуации угрозу для жизни или здоровья, прав военнослужащего или других лиц.

Необеспечение военнослужащего воинскими перевозочными документами или деньгами для оплаты проезда, полное прекращение транспортного сообщения при фактическом отсутствии других возможностей для возвращения на службу и т.п. также можно расценивать как уважительные причины, позволяющие констатировать отсутствие в действиях лица состава преступления.

Смягчающие обстоятельства не препятствуют привлечению к уголовной ответственности, а лишь свидетельствуют о меньшей общественной опасности деяния или личности виновного. Они должны учитываться судом при назначении наказания.

Тяжелыми обстоятельствами могут быть признаны такие жизненные ситуации, которые сами по себе хотя и не являются абсолютным препятствием для прохождения военной службы, но в значительной степени затрудняют ее несение, обусловливают необходимость незамедлительного нахождения лица по месту жительства родственников, знакомых и т.д.

К ним, в частности, следует относить наличие оснований для предоставления военнослужащим отпусков по личным обстоятельствам, предусмотренных п. 10 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Такими являются тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца, матери самого военнослужащего или его супруга, сына, дочери, родного брата или сестры) или лица, на воспитании которого находился военнослужащий; пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью или близкого родственника военнослужащего. К ним могут быть отнесены и другие исключительные случаи, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо.

Тяжелыми обстоятельствами следует также считать возникновение некоторых оснований для увольнения, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Таковыми, в частности, являются необходимость постоянного ухода за родственником (пп. "б" п. 1 ст. 24 и пп. "в" п. 3 ст. 51), ребенком (пп. "в", "г", "д" п. 1 ст. 24), оказания помощи одинокой матери, имеющей малолетних детей (пп. "е" п. 1 ст. 24 указанного Закона) и некоторые другие.

Тяжелыми обстоятельствами служебного характера могут являться и указанные выше неуставные действия, бытовая неустроенность, материальные трудности, иные неблагоприятные жизненные ситуации, которые хотя и не лишают возможности, но существенно затрудняют пребывание военнослужащего на службе, нарушают его правовой статус, затрагивают честь, достоинство, жизненные интересы.

В каждом конкретном случае вопрос о наличии этих обстоятельств должен решаться индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом не исключены ситуации, когда одни и те же факторы при разных условиях могут быть признаны тяжелыми либо нет <*>.

<*> См.: Обзор судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими // М.: ВК ВС РФ, 2002.