Мудрый Юрист

Обеспечение военным прокурором законности в сфере оказания государственных услуг *

<*> Рецензент: доктор юридических наук Н.В. Субанова.

Рубцова М.В., старший научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции.

Военная прокуратура, являясь, частью системы прокуратуры Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах Российской Федерации. Одним из направлений надзора, осуществляемого военными прокурорами, является надзор за исполнением законов в сфере оказания государственных услуг. Значительную роль при осуществлении надзора в сфере данных правоотношений имеет военный прокурор.

Ключевые слова: военный прокурор, обеспечение законности, государственные услуги, защита прав граждан, надзор.

Ensuring the legality of the military prosecutor in the provision of public services

M.V. Rubtsova

Rubtsova M.V., Senior Research Fellow of the Academy of the Prosecutor Genera of the Russian Federation.

Military Prosecutor's Office, being part of the Procuracy of the Russian Federation, in order to ensure the rule of law, unity and strengthening the rule of law, protection of the rights and freedoms of man and citizen, as well as the legitimate interests of society and the state oversees the implementation of laws in the Armed Forces of the Russian Federation. One of the areas of oversight by military prosecutors, is overseeing the implementation of laws in the provision of public services. A significant role in supervising these relationships in a military prosecutor.

Key words: military prosecutor, law enforcement, public services, protection of citizens' rights, supervision.

Военная прокуратура, являясь частью системы прокуратуры Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами <1>. Приказами Министра обороны Российской Федерации утверждены:

<1> См., например, Приказы Министра обороны Российской Федерации: "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по организации рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники" от 23 июля 2012 г. N 2020; "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации" от 6 июля 2012 г. N 1700 (в редакции от 8 октября 2014 г.); "Об утверждении Административного регламента Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации" от 23 мая 2012 г. N 1250 (в редакции от 27 июля 2013 г.).
<2> Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральными бюджетными учреждениями военно-социальной сферы в качестве основных видов деятельности" от 1 марта 2011 г. N 250 (в редакции от 24 ноября 2014 г.).
<3> Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" от 26 марта 2011 г. N 370.

Так, одним из наиболее значимых надзорных направлений, тесно связанных с обеспечением законности в социальной сфере, является осуществляемый военными прокурорами в своей части <4> надзор за исполнением законов при предоставлении государственных услуг в сфере ЖКХ.

<4> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" от 7 мая 2008 г. N 84 (в редакции от 28 января 2014 г.).

Практика прокурорского надзора свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства, выявляемых военными прокурорами. В 2013 г. прокурорскими проверками выявлено более 8,7 тыс. нарушений законодательства в указанной сфере (+47%, здесь и далее в сравнении с 2012 г.), в связи с чем около 600 должностных лиц привлечены к дисциплинарной, материальной и административной ответственности. Всего в 2013 г. органами военной прокуратуры разрешено свыше 7,8 тыс. жалоб граждан о нарушении их прав должностными лицами жилищных органов, каждая четвертая из которых признана обоснованной и требовала вмешательства военных прокуроров для пресечения нарушений и защиты прав граждан. По результатам надзорных мероприятий восстановлены жилищные права свыше 26 тыс. военнослужащих и членов их семей <5>.

<5> Никитин А.П. Прокурорский надзор за соблюдением прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей на обеспечение жилыми помещениями // Социальное и пенсионное право. 2014. N 2.

Военными прокурорами выявляются нарушения при организации предоставления услуг: по постановке на учет и снятии с учета нуждающихся граждан; по обеспечению жильем проживающих в ветхих и аварийных жилых помещениях; при создании и деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание; при проведении процедур выбора собственниками способа управления домами; при выборе управляющих организаций; при владении общим имуществом; при предоставлении гражданам коммунальных услуг; при взимании с них платы. К примеру, военными прокурорами в период 2012 - 2013 гг. выявлялись нарушения закона в деятельности ОАО "Славянка", связанные с необоснованно завышенными тарифами на содержание и ремонт жилых помещений для жителей общежитий и служебных квартир военных городков в г. Серпухове, г. Белгороде, ЗАТО "Восход" Московской области, г. Балабаново Калужской области и г. Гагарин Смоленской области. В связи с этим в городские и районные суды указанных регионов военными прокурорами РВСН направлены исковые заявления с требованием привести тарифы за проживание в соответствие с установленными органами местного самоуправления нормативами и произвести перерасчет излишне выплаченных нанимателями сумм. В настоящее время в пользу указанных лиц произведен перерасчет оплаченных по завышенным тарифам квитанций за проживание. Таким образом, в результате надзорных мероприятий восстановлены нарушенные права более 3 тыс. военнослужащих и членов их семей <6>.

<6> URL: http://www.krasnoznamensk.com/infrastructure/15/798.html.

Также одним из приоритетных направлений в деятельности органов военной прокуратуры остается надзор за исполнением законов при оказании государственных услуг в сфере медицинского обеспечения военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров. За последнее время военными прокурорами совместно с Минобороны России восстановлены права десятков тысяч граждан указанной категории на медицинское обеспечение. Практика этой совместной работы показала, что нуждается в совершенствовании оказание военнослужащим, членам их семей и военным пенсионерам услуг ведомственными санаториями, домами отдыха, пансионатами, детскими оздоровительными лагерями, туристическими базами, чтобы сделать для них отдых и лечение более доступными. Возникла необходимость провести реконструкцию отдельных зданий военно-медицинских учреждений, пополнить их медицинским оборудованием и лекарственными средствами.

Данные вопросы обсуждались в ходе выездного заседания Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне, в котором приняли участие представители Главной военной прокуратуры. Предложения Главной военной прокуратуры получили положительную оценку участников совещания, совместно с военным ведомством намечены пути их реализации <7>.

<7> URL: http://gvp.gov.ru/news/view/887/.

Защита прав и социальных гарантий граждан на данном направлении надзора остается первостепенной в деятельности военных прокуроров. Военной прокуратурой выявляется ненадлежащее исполнение должностными лицами военкоматов своих обязанностей, вследствие этого оказались нарушенными права значительного числа ветеранов военной службы при оказании бесплатных медицинских услуг. В частности, по причине отсутствия государственного контракта с медицинским учреждением на оказание стоматологических медицинских услуг военные пенсионеры фактически не имели возможности реализовать свое законное право на бесплатные услуги в стоматологической муниципальной поликлинике. Неоднократные обращения в компетентные структуры не принесли желаемого результата. На защиту ветеранов встала военная прокуратура. По требованию военного прокурора Западного военного округа нарушения законодательства устранены, в соответствии с заключенным контрактом ветераны военной службы пользуются положенными льготами, виновные привлечены к ответственности <8>.

<8> URL: http://gvp.gov.ru/news/view/1146/.

Одним из важных направлений реформы Российской армии в современной истории является передача многочисленных непрофильных функций аутсорсинговым компаниям. Состояние законности в данной сфере постоянно находится в поле зрения военных прокуроров, поскольку оно тесно связано с созданием безопасных условий военной службы, сохранением жизни, здоровья военнослужащих и поддержанием боевой готовности войск.

В данной сфере правовых отношений военными прокурорами Урала выявлен ущерб на сумму около 9 млн. руб. при оказании аутсорсинговых услуг Минобороны России. Материалы очередной проверки военных прокуроров на Урале об исполнении аутсорсинговых услуг для нужд Минобороны России стали основанием для возбуждения двух уголовных дел. Установлено, что командир одной из воинских частей подписал фиктивные акты одной из коммерческих организаций Екатеринбурга об оказании ею услуг по санитарному содержанию помещений и территории городка в поселке Гагарский Свердловской области. Фактически работы либо не проводились совсем, либо были завышены более чем в 80 раз. В результате злоупотребления командиром служебными полномочиями государству причинен указанный выше ущерб. По материалам военных прокуроров, в отношении командира возбуждены два уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ. Военными прокурорами принимаются меры к возмещению ущерба, а также выясняется роль должностных лиц, утвердивших для оплаты финансовые документы <9>.

<9> URL: http://gvp.gov.ru/news/view/733/.

Военные прокуроры Тихоокеанского флота выявили многочисленные нарушения при оказании аутсорсинговых услуг на военных объектах Минобороны России, суммарный ущерб от которых составил 23 млн. руб. По материалам военных прокуроров, за мошенничество в особо крупном размере и пособничество в его совершении возбуждено уголовное дело <10>.

<10> URL: http://gvp.gov.ru/news/view/738/.

Военной прокуратурой Западного военного округа выявлены нарушения при оказании коммерсантами аутсорсинговых услуг для нужд обороны в Брянске, Воркуте, Воронеже, Калуге, Костроме, Ярославле и других городах Западного и Центрального регионов страны, связанные с закупкой и хранением продуктов питания. По требованию военных прокуроров более 8 тыс. тонн продуктов, не пригодных для питания и не соответствующих требованиям стандартов, специалистами Россельхознадзора из оборота изъяты. Недобросовестные поставщики привлечены к административной ответственности.

Таким образом, выполняя возложенные на них функции, военные прокуроры не только защищают интересы государства, но и решают другую задачу - правозащитную, отстаивая конкретные права военнослужащих, членов их семей и других граждан при оказании им государственных услуг.

Библиографический список:

Никитин А.П. Прокурорский надзор за соблюдением прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей на обеспечение жилыми помещениями // Социальное и пенсионное право. 2014. N 2.