Мудрый Юрист

Проблемы внедрения предложений рабочей группы оэср в рамках имплементации в уголовное законодательство Российской Федерации конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок

Абдульманова Зульфия Асхатовна, адъюнкт Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя.

В статье изучаются предложения рабочей группы ОЭСР по внесению изменений в российское уголовное законодательство. В результате их изучения формулируются предложения по изменению действующего УК РФ.

Ключевые слова: иностранное должностное лицо, приготовление к преступлению, дача взятки, момент окончания преступления.

Problems of introduction of the working group of the OECD within the framework of implementation into the criminal legislation of the Russian Federation of the convention on combating bribery of foreign public officials in international business transactions

Z.A. Abdul'manova

Abdul'manova Zul'fiya A., adjunct, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot'.

The author goes though the phase 3 report of OECD working group with the aim to clear up suggested amendments to the Russian criminal law and to offer an appropriate solution.

Key words: foreign official, active bribery, scope of the offence, phases of crime commission.

Конвенция ОЭСР "По борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок" была принята в 1997 г., с тех пор рабочая группа ОЭСР регулярно проводит работу по контролю за ходом имплементации положений этой Конвенции странами-участниками, разрабатывая предложения для каждой отдельной страны.

На данный момент опубликованы отчеты по двум так называемым фазам внедрения положений принятой Конвенции. Каждая из этих фаз характеризуется усилением контроля и ужесточением требований к внутреннему законодательству страны по всем отраслям, имеющим отношение к предотвращению и борьбе с коррупцией со стороны иностранных должностных лиц.

Последний из опубликованных отчетов по России (отчет второй фазы) <1> содержит следующие рекомендации по совершенствованию законодательства:

<1> Phase 2 Report on implementing the OECD anti-bribery convention in the Russian Federation / October 2013. http://www.oecd.org/daf/anti-bribery/RussianFederationPhase2ReportEN.pdf (18.03.2015)
  1. внести изменения в уголовное законодательство в отношении коррупции иностранных должностных лиц таким образом, чтобы "обещание" и "предложение" взятки рассматривались как оконченные преступления;
  2. принять все возможные меры для прояснения момента окончания преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, с тем чтобы преступление считалось оконченным с момента начала выполнения объективной стороны, а именно когда дающий принимает какие-либо меры к передаче неправомерного преимущества должностному лицу, вне зависимости от его получения адресатом.

Стоит отметить, что приведенные предложения находятся в тесной взаимосвязи, однако первое из предложений является наиболее значимым и вопрос о признании таких деяний преступлениями стоит достаточно остро по той причине, что необходимость обозначенных изменений подчеркивается многими международными документами, среди которых Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию <2> и Конвенция против транснациональной организованной преступности <3>. Это вызвано тем, что многие государства и наиболее развитые экономики мира озабочены проблемами коррупции и создают объединения для поиска их эффективного решения <4>. Эти вопросы требуют детального изучения и не могут остаться без внимания, основываясь на п. "д" ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", который подразумевает, что ратификация нашей страной озвученных выше положений Конвенции означает принятие всех мер к скорейшему включению их во внутреннее законодательство, в т.ч. и выполнение указанных рекомендаций.

<2> URL: http://conventions.coe.int/treaty/rus/treaties/html/173.htm (дата обращения: 18.03.2015).
<3> URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения: 18.03.2015).
<4> См.: Савенков А.Н., Савенков А.А. Международное сотрудничество для борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями // Российский следователь. 2012. N 21. С. 48.

Рассматривая эти предложения, стоит углубиться в понятия "предложение" и "обещание". Статья 1 рассматриваемой Конвенции указывает, что "каждая Сторона... принимает необходимые меры для признания в качестве уголовно наказуемых деяний умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом" взятки, таким образом, в соответствии с положениями Конвенции "предложение" и "обещание" представляют собой совершенно равнозначные с дачей взятки преступления.

По смыслу слово "предложить" означает "высказать мысль о чем-н. как о возможном; представить на обсуждение как возможное" <5>, а смысл слова "обещание" в соответствии с толковым словарем означает "добровольное обязательство сделать что-нибудь" <6>, исходя из существующих в уголовном праве на данный момент стадий совершения преступления, такая стадия, скорее всего, подходит под стадию обнаружения умысла, которая ненаказуема вне зависимости о тяжести преступления <7>, такая точка зрения высказывалась в науке <8>. Другие исследователи рассматривают вопросы криминализации "обещания" и "предложения" как давно разрешенные в рамках действующего Уголовного кодекса как части "приготовления" и "покушения" соответственно <9>, но, на наш взгляд, целесообразно согласиться с первыми.

<5> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Аз, 1996. С. 86.
<6> См.: Там же. С. 67.
<7> См.: Макаров А.В., Жукова А.С. Об имплементации международных антикоррупционных конвенций в российское уголовное законодательство // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 2. С. 7 - 11.
<8> См.: Федоров А.В. Перспективы изменения уголовного законодательства об ответственности за взяточничество в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. // Актуальные проблемы расследования преступлений: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 23 мая 2013 г.). Ч. I. М.: Издательство "ООО "Буки Веди", 2013. С. 153 - 169.
<9> См.: Сидоренко Э.Л. Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и перспективы совершенствования российского уголовного законодательства // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. N 1. С. 13 - 18.

В целом в соответствии с разъяснениями, данными в приложении к изучаемой Конвенции: "Статья 1 устанавливает стандарт, который должен быть выполнен Сторонами, но она не обязывает Стороны точно использовать приведенную в ней терминологию при определении данного преступления в соответствии с внутренним законодательством. Сторона может использовать различные подходы к выполнению своих обязательств при условии, что осуждение конкретного лица, виновного в совершении данного преступления, не требует доказательства новых элементов наряду с теми признаками состава преступления, которые необходимо будет доказывать в случае, если бы данное преступление определялось в соответствии с данным пунктом", - использование указанной в этой Конвенции терминологии не является обязательным критерием. Тем не менее очевидно, что выполнение Конвенции ставит российского законодателя перед необходимостью перенесения момента окончания преступления на более ранние стадии, что отвечает также и требованиям другого предложения. В российском уголовном праве самой ранней из наказуемых стадий совершения преступления является стадия приготовления к преступлению, причем наказуема она только в случае приготовления к тяжким и особо тяжким преступлениям. Современная наука стоит на тех позициях, что "ответственность за приготовление характеризуется следующими факторами: а) лицо объективно совершает приискание орудий или средств совершения преступления; их изготовление или приспособление; приискание соучастников преступления; сговор на совершение преступления; иное умышленное создание условий для совершения преступления; б) деяние виновного прервано; в) прервано по не зависящим от виновного обстоятельствам" <10>. Исходя из приведенного выше понимания, нельзя не согласиться с тем, что "обещание" и "предложение" в некоторых случаях образуют стадию приготовления к совершению преступления.

<10> См.: Уголовное право России. Общая часть. Особенная часть / под общ. ред. доктора юридических наук, проф. Н.Г. Кадникова. М.: ИД "Юриспруденция", 2013. С. 164.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" дало разъяснение, в соответствии с которым "...обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение... необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других...", из которого очевидно, что подход российского законодателя в корне отличается от подхода, предложенного Конвенцией ОЭСР, рассматривающего предложение и обещание как оконченное преступление без каких-либо дополнительных условий наряду с передачей взятки.

В качестве примера можно рассматривать законодательство Французской Республики, которая, присоединившись к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок ОЭСР, в полной мере имплементировала все указанные положения. Так, в связи с изменениями, внесенными в ст. 432-11 Уголовного кодекса Французской Республики Законом N 2007-1598, указанная статья была изложена в новой редакции, усматривающей ответственность за "предложение, обещание и передачу" <11>.

<11> URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000524023 (дата обращения: 18.03.2015).

Несмотря на это, утверждать, что такой вариант имплементации в полной мере отвечает потребностям российского законодательства, невозможно по той причине, что это идет вразрез с существующими правовыми предписаниями. В настоящий момент сложно представить существование в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации состава, рассматривающего стадию приготовления к совершению преступления как оконченное преступление.

Рассматриваемые предложения внесены исключительно в отношении иностранных должностных лиц, это позволяет предположить, что указанные изменения логично привносить в уголовный закон лишь в части, их касающейся, с тем чтобы не изменять устоявшуюся практику в области применения ст. 291 УК РФ. Разрешение описанных в тексте статьи проблем видится в возможности выделения коррупционных преступлений, совершаемых иностранными должностными лицами и в отношении иностранных должностных лиц, в отдельные составы преступлений, объединенные, в свою очередь, в отдельную главу, в рамках одного из существующих разделов с учетом изменения его названия. Эти статьи, исходя из прецедента криминализации предложения и обещания, содержащегося в ч. 5 ст. 291.1, могут содержать ответственность за обещание и предложение взятки. Введение указанных статей позволит перенести момент окончания преступлений, о которых идет речь в Конвенции, на более ранние этапы. Озвученное предложение представляется наиболее закономерным способом приведения действующего УК в соответствие с указанными рекомендациями.

Литература

  1. Макаров А.В., Жукова А.С. Об имплементации международных антикоррупционных конвенций в российское уголовное законодательство // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 2. С. 7 - 11.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Аз, 1996. С. 86.
  3. Савенков А.Н., Савенков А.А. Международное сотрудничество для борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями // Российский следователь. 2012. N 21. С. 48.
  4. Сидоренко Э.Л. Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и перспективы совершенствования российского уголовного законодательства // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. N 1. С. 13 - 18.
  5. Уголовное право России. Общая часть. Особенная часть / под общ. ред. доктора юридических наук, проф. Н.Г. Кадникова. М.: ИД "Юриспруденция", 2013. С. 164.
  6. Федоров А.В. Перспективы изменения уголовного законодательства об ответственности за взяточничество в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. / А.В. Федоров // Актуальные проблемы расследования преступлений: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 23 мая 2013 г.). М.: Издательство "ООО "Буки Веди", 2013. Ч. I. С. 153 - 169.