Мудрый Юрист

Банковская группа и банковский холдинг: правовые критерии разграничения

Ярошенко Наталья Валерьевна, соискатель кафедры "Предпринимательское и корпоративное право" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), Financial University <*>.

<*> Научный руководитель: Ключникова Ярославна Анатольевна, доцент кафедры "Предпринимательское и корпоративное право" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), Financial University, кандидат юридических наук, доцент.

В статье даны правовые критерии разграничения банковской группы и банковского холдинга, перечислены критерии отнесения объединений юридических лиц к банковским группам и банковским холдингам. Сделан сравнительный анализ изменений в ст. 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" с предыдущей редакцией Закона.

Ключевые слова: кредитная организация, банковская группа, банковский холдинг, объединение юридических лиц, банковская деятельность.

Banking group and banking holding: legal criteria of delimitation

N.V. Yaroshenko

Yaroshenko, Natal'ya V., degree-seeking student, Chair of Entrepreneurial and Corporate Law, Financial University under the Government of the Russian Federation.

In article legal criteria of differentiation of banking group and bank holding are given, criteria of reference of associations of legal entities to banking groups and bank holdings are listed. The comparative analysis of changes in article 4 of the Federal law "About banks and bank activity" with the previous edition of the law is made.

Key words: credit organization, banking group, bank holding, merger of legal entities, bank activity.

Банковские группы и банковские холдинги являются формами предпринимательских объединений, правовое регулирование создания и деятельности которых в Российской Федерации недостаточно регламентировано. Гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определения банковской группы или холдинга, их правовое положение урегулировано на уровне Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" <1> (далее - Закон о банках) и нормативных актов Банка России.

<1> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

С 1 января 2014 г. вступили в силу изменения в ст. 4 Закона о банках, которые привели понятия "банковский холдинг" и "банковская группа" в соответствие с международными требованиями, конкретизировали полномочия Банка России в связи с усилением контроля за созданием банковских групп и банковских холдингов.

Часть 1 ст. 4 Закона о банках содержит определение банковской группы. Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники банковской группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (далее - головная кредитная организация банковской группы).

В предыдущей редакции Закона о банках банковской группой признавалось не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций в том случае, если одна кредитная организация (головная) оказывает косвенно или прямо существенное влияние, в том числе через третье лицо, на решения, которые принимаются органами управления иной кредитной организации либо нескольких кредитных организаций.

В новой редакции Закона о банках допускается включение не являющихся кредитными организациями юридических лиц в состав банковской группы.

Кредитная организация, под контролем либо значительным влиянием которой находятся другие участники банковской группы, является головной кредитной организацией банковской группы.

В ч. 2 ст. 4 Закона о банках раскрывается понятие банковского холдинга, который, так же как и банковская группа, не является юридическим лицом, а представляет собой включающее хотя бы одну кредитную организацию объединение юридических лиц, являющихся участниками банковского холдинга.

В отличие от банковской группы в банковском холдинге кредитная организация и другие юридические лица находятся под значительным влиянием либо контролем одного юридического лица (головной организации банковского холдинга), которое не является кредитной организацией.

Доля банковской деятельности в банковском холдинге должна составлять не менее 40 процентов и устанавливается как отношение величины активов и (или) доходов кредитных организаций - участников банковского холдинга в соответствии с методикой, установленной Банком России, и совокупной величины активов и (или) доходов банковского холдинга, определенной с учетом активов и (или) доходов на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности данных юридических лиц. Соответствующая методика определена указанием Банка России от 25 октября 2013 г. N 3086-У "О методике определения величины активов и доходов кредитных организаций - участников банковского холдинга и банковского холдинга" <2>.

<2> Вестник Банка России. 2013. N 71.

Об образовании банковского холдинга, банковской группы, о создании управляющей компании банковского холдинга и предоставленных ей полномочиях головная организация банковского холдинга, банковской группы обязаны уведомить Банк России в установленном им порядке.

В целях усиления надзора за банковскими объединениями, по мнению С.В. Каширина, необходим разрешительный, а не уведомительный порядок создания банковских групп и холдингов <3>.

<3> Каширин С.В. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций на рынке банковских услуг: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 14.

Для информирования Банка России о банковских холдингах головной организацией (управляющей компанией) формируется список участников холдинга, который должен содержать сведения, перечисленные в Положении Банка России от 19 сентября 2002 г. N 197-П "О порядке представления информации о банковских холдингах" (с изменениями и дополнениями) <4> (далее - Положение 197-П).

<4> Вестник Банка России. 2002. N 57.

В составе списка участников должна быть информация, известная головной организации либо управляющей компании банковского холдинга, содержащая: номер списка по порядку; полное фирменное наименование и сокращенное фирменное наименование участника банковского холдинга, в том числе головной организации, управляющей компании; характеризующий положение в банковском холдинге признак (в соответствии с пунктом 1.3.3 Положения 197-П); место нахождения участника банковского холдинга; фактическое место нахождения участника банковского холдинга; регистрационный номер участника банковского холдинга - кредитной организации; коды ИНН, ОКПО, код страны его места нахождения; дата наступления основания отнесения юридического лица к участникам банковского холдинга (документами, подтверждающими наступление такого основания, могут быть устав, протокол общего собрания учредителей (участников, акционеров), учредительный договор, договор о создании, договор доверительного управления, договор о совместной деятельности, договор поручения, договор купли-продажи или иные документы); признак, который указывает на значительное влияние либо контроль, который осуществляет головная организация банковского холдинга либо другой участник банковского холдинга в отношении участника банковского холдинга (п. 1.3.9 Положения 197-П); процент голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале участника банковского холдинга, принадлежащий участнику банковского холдинга или головной организации банковского холдинга.

В предыдущей редакции ст. 4 Закона о банках критерием объединения в банковскую группу либо в банковский холдинг было оказание прямого или косвенного, в том числе через третье лицо, существенного влияния на принимаемые органами управления решения.

Закон о банках в новой редакции рассматривает взаимозависимость юридических лиц, входящих в банковский холдинг, через понятия "подконтрольности" или "значительного влияния".

Данные понятия носят в большей степени экономический, нежели юридический, характер.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о банках для определения участников банковской группы (банковского холдинга) и составления отчетности, установленной Законом о банках, значительное влияние и контроль определяются Международными стандартами финансовой отчетности, которые признаны на территории Российской Федерации.

Под значительным влиянием в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия", введенным Приказом Минфина России от 18 июля 2012 г. N 106н <5> (далее - МСФО 28), понимается не контроль или совместный контроль над финансовой и операционной политикой объекта инвестиций, а право на участие в принятии решений по этой политике.

<5> Приказ Минфина России от 18 июля 2012 г. N 106н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 15 августа.

Категория "значительное влияние" определяется п. п. 5 и 6 МСФО 28 через две группы критериев.

В соответствии с пунктом 5 МСФО 28, если предприятию принадлежит 20 или больше процентов голосов в отношении объекта инвестиций, в том числе косвенно или прямо, в том числе через дочерние предприятия, признается, что предприятие обладает значительным влиянием, при условии, что нельзя доказать обратное.

В соответствии с п. 6 МСФО 28 значительное влияние у предприятия может быть подтверждено следующими фактами либо одним из них: участие в выработке политики, а также принятие решений о выплате дивидендов (распределении прибыли), представительство в органе управления объектом инвестиций или совете директоров; существенные операции предприятия с объектом его инвестиций; предъявление существенной технической информации или обмен персоналом (руководителями).

Критерии "контроля" содержатся в Международном стандарте финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", введенном Приказом Минфина России от 18 июля 2012 г. N 106н <6> (далее - МСФО 10).

<6> Приказ Минфина России от 18 июля 2012 г. N 106н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 15 августа.

По мнению Ассоциации российских банков, указанные критерии еще менее понятны для российского правоприменителя. Например, в соответствии с п. 7 МСФО 10 подтверждением контроля инвестора над объектом инвестиций являются только случаи, когда инвестор: наделен полномочиями по отношению к объекту инвестиций; подвержен рискам, которые связаны с непостоянным доходом, получаемым в результате участия в объекте инвестиций, либо вправе получить такой доход; вправе оказывать влияние на величину дохода инвестора по отношению к объекту инвестиций.

Представляется, что указанные критерии также одинаково применимы к любому акционеру (участнику) банка, поскольку возможность получения дохода на акции (доли участия) находится в зоне риска и зависит от результатов деятельности банка <7>.

<7> Письмо Ассоциации российских банков от 10 ноября 2014 г. N А-02/5-731 "Об уточнении критериев для признания группы юридических лиц банковским холдингом". URL: http://www.arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_predsedatelyu_tsentralnogo_banka_rossiyskoy_federatsii_nabiullinoy_e_s-9866856.

Банк России высказал официальную позицию о критериях банковского холдинга, в соответствии с которой владение одним юридическим лицом контрольными пакетами акций (долей) других юридических лиц свидетельствует о наличии у него возможности контролировать деятельность последних, в том числе и в понимании МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", поскольку указанный Стандарт, не устанавливая количественных критериев для оценки наличия контроля, указывает, что наилучшими доказательствами наличия прав, позволяющих контролировать объект инвестиций, является наличие прав голоса, предоставленных долевыми инструментами <8>.

<8> Письмо Банка России от 2 декабря 2014 г. N 016-41-3/9572 "О банковском холдинге". URL: http://www.arb.ru/b2b/docs/otvet_tsb_rf_na_pismo_arb_o_bankovskom_kholdinge-9874274/.

Статья 4 Закона о банках была дополнена ч. 6 и 7, призванными усилить контроль за созданием банковских групп и банковских холдингов, а также санкциями за неисполнение законодательства.

Банк России, осуществляя надзор за деятельностью кредитных организаций, выявив признаки банковской группы, направляет головной кредитной организации банковской группы требование о необходимости исполнить ею положения, установленные Законом о банках.

В свою очередь, головная организация банковского холдинга должна информировать Банк России о создании банковского холдинга либо предоставить сведения о причинах такого неуведомления не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления Банка России.

Соответственно, Банк России вправе при неисполнении головной организацией банковского холдинга требований Закона о банках и Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <9> применить одну из следующих мер:

<9> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

В связи с наметившейся тенденцией уменьшения количества банков, укрупнения кредитных организаций объединение юридических лиц в банковские группы и банковские холдинги становится все актуальнее.

Как правило, деятельность банковской группы и банковского холдинга в Российской Федерации рассматривается в рамках деятельности кредитных организаций либо как одна из разновидностей холдинга в рамках гражданского законодательства.

Правовое положение банковских групп и банковских холдингов с позиции гражданского законодательства остается недостаточно ясным. Ассоциации и союзы кредитных организаций являются юридическими лицами, в то время как банковские группы и банковские холдинги таковыми не являются.

По мнению А.В. Тумакова, в российском законодательстве отсутствует системное правовое регулирование положения холдингов. Даже в таком основополагающем нормативном документе, как Гражданский кодекс Российской Федерации, отсутствует понятие "холдинг" <10>.

<10> Тумаков А.В. Слияние, присоединение и поглощение кредитных организаций: гражданско-правовые аспекты: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2009.

Критерии отнесения объединений юридических лиц к банковским группам и банковским холдингам в соответствии с изменениями в Закон о банках стали носить в большей степени экономический, чем юридический, характер.

В литературе можно встретить суждение, что в связи с внесением изменений в Закон о банках усложняется применение и толкование законодательства, связанного с отнесением (либо неотнесением) к банковским холдингам и банковским группам объединений юридических лиц <11>.

<11> Ильин И.В. Как повлияют на корпоративное управление изменения в Законе о банках? // Управление в кредитной организации. 2014. N 2.

Следствием внесения изменений в Закон о банках стало значительное расширение состава банковской группы и банковского холдинга, который теперь соответствует стандартам, установленным МСФО. Основываясь на данных подходах, Банк России при определении участников банковской группы ориентируется не на их организационно-правовую форму, а на существо правоотношений и потенциальные риски понесения потерь, которым подвергаются кредитные организации, входящие в состав банковской группы.

На данном основании Банк России обязывает головные кредитные организации банковских групп, осуществляющих контроль или оказывающих значительное влияние на закрытые паевые инвестиционные фонды, включать такие фонды в состав банковских групп в качестве участников, при том что паевые инвестиционные фонды юридическими лицами не являются, а состоят из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями управления.

Стандарты, утвержденные для иностранных государств и применяемые в Российской Федерации как часть законодательства, должны быть понятны для применения, в том числе кредитными организациями, которые находятся под пристальным надзором Банка России. В противном случае законодательство трактуется по-разному, что ведет к применению Банком России мер воздействия к кредитным организациям, по его мнению, не исполнившим требование законодательства.

Исходя из изложенного, в целях установления единообразного правового регулирования представляется необходимым дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации нормами, устанавливающими правовое положение банковской группы и банковского холдинга. В данных нормах целесообразно определить: понятия "банковский холдинг" и "банковская группа"; правовые критерии отнесения объединения юридических лиц к банковской группе и холдингу; порядок создания и деятельности банковской группы и банковского холдинга; права и обязанности и ответственность участников банковской группы и банковского холдинга; особенности управления в банковской группе и банковском холдинге.

Литература

  1. Ильин И.В. Как повлияют на корпоративное управление изменения в Законе о банках? // Управление в кредитной организации. 2014. N 2.
  2. Каширин С.В. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций на рынке банковских услуг: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2011.
  3. Тумаков А.В. Слияние, присоединение и поглощение кредитных организаций: гражданско-правовые аспекты: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2009.