Мудрый Юрист

Кредитные организации в системе финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: некоторые правовые вопросы

Ручкина Гульнара Флюровна, декан юридического факультета, заведующая кафедрой "Предпринимательское и корпоративное право" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), доктор юридических наук, профессор.

В статье исследуется финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства через деятельность кредитных организаций. Автор обращает внимание на такой финансовый институт, как договор факторинга, за счет которого возможно частичное решение проблемы финансового обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: финансовая поддержка, субъекты малого и среднего предпринимательства, кредитная организация, микрофинансирование, договор факторинга.

Credit companies in the system of financial support of subjects of small and middle size business: some legal issues

G.F. Ruchkina

Ruchkina Gul'nara F., dean, Law Faculty, head, Chair of Entrepreneurial and Corporate Law, Financial University under the Government of the Russian Federation, doctor of juridical sciences, professor.

This article examines the financial support of subjects of small and medium enterprises through the activities of credit institutions. The author pays attention to such financial institution as the factoring agreement, through which it is possible partial solution to the problem of financial support of small and medium enterprises.

Key words: financial support, small and medium enterprises, credit institution, microfinance, a factoring agreement.

Состояние малого и среднего предпринимательства, которое обеспечивает значительный рост ВВП <1> и охватывает ряд важнейших для нормального развития общества отраслей, в основном связанных с производством продуктов питания, оказанием всевозможных услуг населению, транспортом и иными сферами, обслуживающими повседневную жизнь человека, для любой экономики мира имеет, безусловно, важное значение. При этом малые и средние предприятия являются важным источником рабочих мест <2>. Однако при всей своей значимости данные субъекты не так финансово и имущественно устойчивы, как субъекты крупного предпринимательства, и без поддержки государства их развитие затруднительно.

<1> В странах Западной Европы доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет от 50 до 70%. Для сравнения: в России этот показатель колеблется от 12 до 13%.
<2> В развитых странах на долю малого и среднего предпринимательства приходится до 80% работающего населения. В странах Евросоюза этот показатель доходит до 68%. В России только 25% работающего населения заняты в малом и среднем бизнесе (Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов (разработан Минэкономразвития России) // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. N 10).

Система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России

В России создана система поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая финансовые институты и технологии, механизмы экономического перераспределения материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Проведем анализ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства через деятельность кредитных организаций, которые в этом случае, помимо предпринимательской, осуществляют и важную социальную функцию.

Для осуществления указанной функции банками государство создает нормативную базу, регулирующую в том числе и институт поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по поддержке малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <3> (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве). Учитывая, что наиболее востребованным видом поддержки указанных субъектов является обеспечение их заемными средствами, в ст. 17 Закона о малом и среднем предпринимательстве предусмотрена финансовая помощь, которая опосредованно, через государственные программы, может быть оказана в виде льготного кредитования путем снижения ставок и поручительств по кредитам. Такое финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на основании договоров сотрудничества с кредитными организациями.

<3> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

В данном вопросе государство следовало опыту экономически развитых стран, использующих в течение многих десятилетий различные финансовые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе и систему льготного кредитования. Например, в Германии действуют государственные программы, позволяющие малому и среднему бизнесу получать кредит на срок до двадцати лет, по которому первые два года не начисляются проценты. В Италии действуют специализированные кредитные организации, кредитующие малый и средний бизнес на льготных условиях. Помощь предпринимателям в поиске кредиторов оказывают специальные гарантийные фонды. В Бельгии и Франции малому и среднему бизнесу на льготных по отношению к крупному предпринимательству условиях предоставляется рисковый капитал, а в Англии и Нидерландах - гарантии под займы <4>.

<4> Загоруйко И.Ю., Фролович Э.М. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса // Вестник Пермского университета. 2012. N 3. Также во Франции создана государственная организация OSEO, включающая в себя Французское национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris, занимающаяся поддержкой малого бизнеса, в том числе посредством выдачи гарантий банковского кредитования через банки-партнеры во всех регионах страны (Малюгина А.А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2012. С. 4; Багова А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. N 1). В Японии на основании правовых механизмов гарантий и залоговых поручительств действует кредитно-финансовая система, занимающаяся кредитованием малого и среднего предпринимателя (Японский опыт поддержки и развития малого и среднего бизнеса: Аналитические материалы. М.: Информационно-аналитический центр МЦРП, 2005).

Система льготного кредитования закреплена в федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программах развития и поддержки малого предпринимательства и представляет собой правовую основу действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленных на создание для непосредственных кредиторов условий, снижающих инвестиционные риски при предоставлении последними заемных денег в форме микрозаймов под низкие проценты, кредитов, частично погашаемых за счет федерального, региональных и местных бюджетов, кредитов, выданных под гарантии (поручительства), инвестирования в проекты, осуществляемые указанными субъектами.

Осуществляя свою деятельность, кредитные организации несут социальную нагрузку, непосредственно связанную с рисками невозврата заемных средств. Частично риски берет на себя государство, выделяя из бюджета средства в соответствии со специальными актами Правительства Российской Федерации <5>.

<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" // СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1226; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2014 г. N 482 "О государственной поддержке в 2014 году развития малого и среднего предпринимательства в Республике Крым и г. Севастополе и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" // СЗ РФ. 2014. N 22. Ст. 2888; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (вместе с "Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах") // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 56.

Внутри банковской системы осуществляется распределение нагрузок на кредитные организации по обеспечению малого и среднего бизнеса заемными средствами. Причем поддержка направлена в том числе и на организации, входящие в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. В данном случае непосредственно кредитные организации, несмотря на то что они прямо не названы в ст. 15 Закона о малом и среднем предпринимательстве, по существу, являются элементами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Собственно поэтому им самим оказывается государственная финансовая поддержка через Внешэкономбанк (п. 15 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" <6>).

<6> СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

В соответствии с Меморандумом <7> Внешэкономбанк через ОАО "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (далее - Банк поддержки малого и среднего предпринимательства), входящий в группу "Государственная корпорация Внешэкономбанк", предоставляет гарантии, поручительства и кредиты банкам и юридическим лицам, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства. Такая поддержка имеет свои границы. Разработаны условия, порядок и ограничения такой финансовой поддержки <8>.

<7> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 1007-р "Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" // СЗ РФ. 2007. N 32. Ст. 4166.
<8> Основными условиями предоставления кредита являются: срок - более двух лет; размер - не более 150 млн рублей. Общая сумма гарантий, поручительств и кредитов субъектам инфраструктуры поддержки исследуемых субъектов может меняться и устанавливается наблюдательным советом Внешэкономбанка.

Данные мероприятия в рамках Стратегии развития банковского сектора <9> должны повышать эффективность использования средств, выделяемых по государственным программам поддержки малого и среднего предпринимательства через Внешэкономбанк и его структурные единицы, такие как Банк поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом последний не занимается инвестированием средств малому и среднему бизнесу, его деятельность опосредована через финансовые продукты, предоставляемые банкам-партнерам, организациям инфраструктуры поддержки, лизинговым компаниям, факторинговым компаниям, микрофинансовым организациям, являющимся непосредственными кредиторами или структурами поддержки и допущенным к системе льготного кредитования.

<9> Заявление Правительства Российской Федерации N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 5 апреля 2011 г. "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года" // Вестник Банка России. 2011. N 21.

Для получения права на рефинансирование банк-партнер должен соответствовать требованиям, установленным Банком поддержки малого и среднего предпринимательства, включающим установленный уровень кредитного рейтинга, предельный объем собственного капитала, расширенную филиальную сеть в нескольких регионах страны, определенный период и объем кредитования малого и среднего бизнеса, предыдущее сотрудничество с государственными органами и органами местного самоуправления в данной сфере (ярким примером такой кредитной организации является ОАО "ЧЕЛИНДБАНК" <10>).

<10> ОАО "ЧЕЛИНДБАНК" заключил кредитные соглашения с Банком поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которых на финансирование предприятий малого и среднего бизнеса Челябинской области направлено 250 млн рублей. Кредит на пополнение оборотных средств в ОАО "ЧЕЛИНДБАНК" в рамках программы могут получать предприниматели в любой отрасли по ставке до 12,25% в размере до 3 млн рублей и сроком до трех лет. Если займов несколько, то в общей сложности сумма не должна превышать 10 млн рублей. Всего на это направление из средств Банка поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлено 100 млн рублей (интервью с А.Ю. Тарасовым, директором департамента кредитования ОАО "ЧЕЛИНДБАНК". URL: http://arb.ru/b2b/press/_74_-9834753/?sphrase_id=79831/).

Такой подход государства к частным партнерам вполне объясним - речь идет о бюджетных средствах. В то же время государство разрешает кредитной организации, риски которой частично берет на себя бюджет, самостоятельно устанавливать дополнительные требования (помимо установленных законодательством <11> и Банком поддержки малого и среднего предпринимательства) к заемщику - малому и среднему предпринимателю. Вот здесь возникает проблема, обсуждаемая в том числе и в Правительстве Российской Федерации <12>, относительно того, насколько банк-партнер может завышать "планку", выдвигая свои требования к потенциальному заемщику, учитывая его положение как участника государственной программы поддержки малого и среднего предпринимателя.

<11> Имеются в виду требования Закона о малом и среднем предпринимательстве и установленные Банком России пруденциальные правила расчетов кредитных рисков (Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. N 139-И "Об обязательных нормативах банков" // Вестник Банка России. 2012. N 74).
<12> Вопросы фиксации требований к претендентам на получение льготных кредитов в рамках Программы поддержки малого и среднего предпринимательства поднимались на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации 4 февраля 2014 г. (брифинг Алексея Улюкаева по итогам совещания у Д. Медведева URL: http://www.smb.gov.ru/mediacenter/expertopinions).

С одной стороны, кредитная организация как самостоятельный субъект имеет право устанавливать свои условия в гражданско-правовых договорах, касающихся в том числе не только предмета, обязанности и ответственности сторон, но и непосредственно самого контрагента, его характеристик, деловой репутации. С другой стороны, институт поддержки малого и среднего предпринимательства носит публичный характер и действия участвующих в нем субъектов в первую очередь должны быть направлены на защиту государственных интересов, даже в противовес своим частным. Соответственно, банк-партнер должен следовать принципу достаточности требований, которые вышестоящие субъекты установили к заемщику. В этой связи следует запретить банкам-партнерам устанавливать свои, дополнительные требования к заемщикам в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства и установить обязательность акцепта банков-партнеров на оферты субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающие всем требованиям, установленным федеральным законодательством.

Представляется, что это должно быть одним из существенных условий договоров в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, заключаемых государственными структурами поддержки с кредитными организациями.

Проблема залогового обеспечения при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства

Большой проблемой для кредитования малого и среднего бизнеса является отсутствие у большинства указанных субъектов залогового имущества. Тем не менее существуют механизмы, способные улучшить ситуацию с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства, например, в части, когда заемные средства необходимы для выполнения государственных или муниципальных поставок (выполнения работ, оказания услуг). Так, Ассоциация российских банков обратилась к Министру финансов Российской Федерации А.Г. Силуанову с предложением предусмотреть возможность закрепления в государственных и муниципальных контрактах института финансирования под уступку требования. При положительном решении данного вопроса во многом может быть решена ситуация с залоговым обеспечением кредита при исполнении государственных и муниципальных контрактов малыми и средними предприятиями <13>.

<13> Письмо АРБ Министру финансов Российской Федерации Силуанову А.Г. "О финансировании под уступку денежного требования исполнения государственных и муниципальных контрактов" (Исх. N А-01/5541 от 02.09.2014). URL: http://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_ministru_finansov_rossiyskoy_federatsii_siluanovu_a_g_o_finansirovanii-9839974/?sphrase_id=79723.

Действительно, проблемы с залоговым обеспечением стоят остро, но государство пытается решать их различными способами. Например, распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 740-р <14> было создано ОАО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" (далее - Агентство кредитных гарантий) с уставным капиталом в размере 50 млрд руб., в котором 100% акций находится в федеральной собственности. Агентство кредитных гарантий должно обеспечивать гарантийную поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе и формировать национальную систему гарантийных организаций. Так, например, в Республике Башкортостан до 70% суммы кредита для малого и среднего бизнеса обеспечивается гарантией через продукты Агентства кредитных гарантий по соглашению с регионом.

<14> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 740-р "О создании ОАО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" // СЗ РФ. 2014. N 20. Ст. 2550.

Не только региональные правительства, но и банки заключают соглашения с Агентством кредитных гарантий относительно предоставления гарантий по долгосрочному кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, на сегодняшний день идут переговоры о соглашении данного Агентства с ОАО "АК БАРС" БАНК о разделе инвестиционных рисков <15>.

<15> См.: ОАО "АК БАРС" БАНК планирует подписать соглашение о сотрудничестве с ОАО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий". URL: http://arb.ru/b2b/press/_-9836263/?sphrase_id=79831.

В то же время на региональном уровне создаются фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, заключающие договоры с региональными банками, что позволяет малому бизнесу льготно кредитоваться. Примером может служить Соглашение о сотрудничестве, заключенное между банком "Кольцо Урала" и Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства, предусматривающее выдачу банковских гарантий и кредитов на развитие малого и среднего бизнеса даже при недостатке залоговых и других доступных способов обеспечения обязательств <16>. Отход от двухуровневой системы кредитования, когда Банк поддержки малого и среднего предпринимательства с федеральной собственностью (Внешэкономбанка) предоставляет денежные средства региональным банкам для кредитования малого и среднего бизнеса, делает систему поддержки более гибкой и разнообразной, где наравне с федеральными средствами, выделенными из бюджета, участвуют частные капиталы.

<16> См.: Свердловский фонд поддержки предпринимательства и банк "Кольцо Урала" подписали соглашение о сотрудничестве. URL: https://www.kubank.ru/ru/news/1996.

Таким образом, с ростом спроса на кредитные ресурсы со стороны малого и среднего предпринимательства банковская система в рамках программ поддержки увеличивает объемы кредитования, даже несмотря на его незначительную прибыльность по сравнению с крупными предприятиями. Однако увеличение кредитного портфеля в данном секторе сопровождается ужесточением условий отбора заемщиков и ростом процентных ставок по кредитам <17>.

<17> См.: Носкова Е. Разворот на перекрестке // Российская Бизнес-газета. 2014. N 944 (15).

Действительно, при всех декларируемых и обещанных низких процентах по кредиту последние остаются высокими по сравнению с аналогичными процентами по льготным кредитам для малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах Запада <18>. Более того, Банк России в силу негативно влияющих на экономику страны факторов увеличивает ставку рефинансирования, что, конечно, не будет способствовать выполнению обещания государства приблизить процентные ставки по кредиту для малого и среднего предпринимательства к 11% <19>.

<18> Например, в самой мощной экономике Евросоюза - Германии - льготные кредиты для малого и среднего бизнеса предусматривают довольно низкую процентную ставку - от 5 до 8% - и длительные сроки кредитования (Горькаева О. Господдержка для самых маленьких. Изд. дом "Коммерсантъ". Business Guide (Финансирование среднего и малого бизнеса). Приложение. 2012. N 7 (138). 10.04.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1906270/print.
<19> См.: Батяев А.А., Дудкина М.Г., Нурушева Л.К. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса. М.: Научная книга, 2010. С. 25.

Микрофинансирование в системе финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

В помощь малому и среднему предпринимательству государство ввело институт микрофинансирования, участниками которого могут быть и кредитные организации в силу своего субъектного положения. Однако несмотря на более простую и быструю (в течение трех дней) процедуру получения займа, предприниматели не стремятся в эту кредитную "нишу" по причине больших процентных ставок (в среднем 25% годовых) и незначительности суммы займа (до 1 млн руб. <20>). То, что годовой объем микрофинансирования в настоящее время превышает 15 млрд руб. <21>, предоставляемых 4065 микрофинансовыми организациями, зарегистрированными в государственном реестре, свидетельствует о безвыходности в отдельных случаях предпринимателей, которым неожиданно потребовались "короткие деньги" на осуществление быстро оборачиваемых сделок, не требующих крупных затрат (не связанных с долгосрочными проектами, а значит, не представляющими какую-либо ценность для развития экономики).

<20> Пункт 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3435.
<21> См.: Микрофинансирование. URL: http://www.banki.ru/wikibank/mikrofinansirovanie/.

Считать микрофинансирование заменой или конкурентом полноценного кредитования малого и среднего предпринимательства не приходится, так как данный институт занимает незначительное место на рынке финансовых услуг.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства посредством финансирования под уступку требования (факторинга)

Помимо льготного кредитования, банки могут оказывать поддержку малому и среднему предпринимательству посредством такого финансового института, как договор факторинга. При этом следует отметить, что более активное применение банками института финансирования под уступку требования (факторинга) могло бы во многом разрешить проблему обеспечения кредитными ресурсами малого и среднего предпринимательства. Факторинг в данном случае следует рассматривать как обеспечение обязательства в части суммы займа. Причем это может быть как существующее, так и будущее денежное требование, но которое вполне реально идентифицировать сразу после возникновения (ст. 826 ГК РФ). Согласно п. 4.7 Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности <22> оценка кредитного риска до заключения договора факторинга осуществляется в отношении заемщика, после - в отношении должника. При этом данное обеспечение не отнесено к первой категории качества и приравнивается к поручительству, гарантии (банковской гарантии), авалю и акцепту векселей. Тем не менее если контрагентом по сделке с заемщиком (должником) выступает достаточно финансово устойчивая коммерческая организация, это может значительно снизить риски невозврата.

<22> Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 26 марта 2004 г. N 254-П) // Вестник Банка России. 2004. N 28.

Таким образом, обоюдная экономическая выгода от использования договора факторинга очевидна: кредитор получает в обеспечение ликвидное имущество (денежные средства), должник сразу получает от банка-фактора до 90% от суммы задолженности, снижает расходы за счет уменьшения кредитной ставки (факторинг дешевле кредита, например, ОАО Банк "Петрокоммерц" определяет стоимость от 7% <23>) и содержания финансовых служб, передав их функции специальным департаментам банка, деятельность которых в этой сфере более эффективна в силу высокой степени рационализации <24>.

<23> См.: ОАО "Банк "Петрокоммерц". Факторинг. URL: http://www.pkb.ru/business/factoring.
<24> См.: Завидов Б.Д. О неизвестном факторинге и известном договоре финансирования под уступку денежного требования (научно-практический и аналитический комментарий гражданского законодательства) // Информационная система "КонсультантПлюс".

По мнению отдельных авторов, препятствием для развития данной модели отношений между кредитными организациями и субъектами малого и среднего предпринимательства могут служить сложности для кредитных организаций в осуществлении дополнительных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки (например, управление дебиторской задолженностью). С этим нельзя согласиться, так как банковская сфера предполагает высокий профессионализм сотрудников как раз в предоставлении финансовых услуг (примером могут служить банки, которые в течение длительного времени успешно оказывают данную услугу, - ВТБ "Факторинг", Газпромбанк, Металлинвестбанк, НОМОС-Банк и другие). При этом следует учесть два момента. Во-первых, высокая стоимость сделки с факторинговыми компаниями, что обременительно для малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, при росте спроса на факторинговые услуги, в том числе и со стороны субъектов малого и среднего бизнеса, достаточное количество специализированных компаний, занимающихся факторингом, всего тридцать (для сравнения: в США таких компаний более трех тысяч) <25>.

<25> См.: Сергеев В.В. Проблемы законодательного регулирования факторинговых операций в Российской Федерации (из Комиссии по законодательству о финансовых рынках Ассоциации юристов России) // Банковское право. 2012. N 2. С. 3 - 17.

Факторинг может быть востребован в не меньшей степени, чем кредит, малым и средним предпринимательством. Соответственно государство должно субсидировать не только развитие системы кредитования, но и иные доступные банковские сделки, реально помогающие малому и среднему бизнесу развиваться. Во всяком случае не стоит законодательно ограничивать поддержку малого и среднего предпринимательства со стороны кредитных организаций исключительно предоставлением льготных кредитов, если возможно предоставление иных видов поддержки. В этом случае необходимы изменения в ряде нормативных актов, в частности в Правилах распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" <26>, где название части VI "Предоставление субсидий на развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства" следует закрепить в следующей редакции: "Предоставление субсидий на развитие систем кредитования и иных услуг, предоставляемых банками субъектам малого и среднего предпринимательства". После чего содержание этой части в соответствии с ее названием должно быть посвящено регламентации субсидирования не только льготного кредитования малого и среднего предпринимательства, но и иных банковских сделок, направленных на поддержку данных субъектов.

<26> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (вместе с "Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" // СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1226.

Литература

  1. Багова А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. N 1.
  2. Батяев А.А., Дудкина М.Г., Нурушева Л.К. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса. М.: Научная книга, 2010.
  3. Завидов Б.Д. О неизвестном факторинге и известном договоре финансирования под уступку денежного требования (научно-практический и аналитический комментарий гражданского законодательства) // Информационная система "КонсультантПлюс".
  4. Загоруйко И.Ю., Фролович Э.М. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса // Вестник Пермского университета. 2012. N 3.
  5. Малюгина А.А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 4.
  6. Носкова Е. Разворот на перекрестке // Российская Бизнес-газета. 2014. N 944 (15).
  7. Сергеев В.В. Проблемы законодательного регулирования факторинговых операций в Российской Федерации (из Комиссии по законодательству о финансовых рынках Ассоциации юристов России) // Банковское право. 2012. N 2. С. 3 - 17.