Мудрый Юрист

Право на трудовую пенсию по старости

Е.Г. Азарова, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

С 1 января 2002 г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях, Закон). С указанной даты утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсиях 1990 г.).

Дифференциация условий пенсионного обеспечения по старости

Согласно Закону о пенсиях 1990 г. условиями пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях были достижение пенсионного возраста и наличие общего трудового стажа определенной продолжительности (20- или 25-летнего соответственно для женщин и мужчин). Пенсия назначалась и при неполном трудовом стаже (не менее 5 лет), но в размере, пропорциональном имеющемуся стажу. Законодатель не изменил общего пенсионного возраста. Он, как и ранее, дифференцируется по полу и составляет для женщин 55, для мужчин - 60 лет (ст. 7 Закона). Ныне вместо общего трудового требуется страховой стаж. Понятия же страхового и общего трудового стажа далеко не идентичны. Право на пенсию по старости по достижении указанного возраста возникает уже при наличии пяти лет страхового стажа. Однако пенсии при полном и при неполном страховом стаже в новом Законе не фигурируют, поскольку размер пенсии отныне зависит не от продолжительности страхового стажа, а от суммы страховых взносов, уплаченных за данное лицо.

Законом (ст. 27 и 28) сохранена возможность назначения пенсии по старости досрочно, т.е. до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Это касается граждан, ранее имевших право на льготную пенсию на основании ст. 11 Закона о пенсиях 1990 г., в частности многодетных женщин и матерей инвалидов с детства. Сохранено право на досрочное назначение пенсии и лицам, работавшим с особыми (вредными, тяжелыми и др.) условиями труда и в особых (северных и приравненных к ним) климатических условиях. Ранее они получали пенсию в соответствии со ст. 12 и 14 Закона о пенсиях 1990 г.

Говоря о досрочном назначении пенсий по старости, законодатель признал таковыми и прежние пенсии за выслугу лет. Теперь отдельным категориям работников при наличии требуемой выслуги может назначаться пенсия по старости (иногда вообще независимо от возраста).

Сохранились прежние требования к условиям, необходимым для досрочного назначения пенсии, таким, как продолжительность работы с особыми условиями труда или в особых климатических условиях, воспитание ребенка до достижения им определенного возраста и др. Но в тех случаях, когда ранее для досрочного назначения пенсии требовался общий трудовой стаж определенной продолжительности, теперь необходим соответствующий страховой стаж. Следствием такой новации явилась невозможность для определенного числа граждан получить сегодня пенсию досрочно из-за недостаточности страхового стажа.

Страховой стаж исчисляется в календарном порядке, в том числе и в период работы в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных. Это также ограничивает круг лиц, которым пенсия может быть назначена досрочно. Так, например, пенсия по старости на 5 лет раньше обычного назначается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, при условии, если они имеют не менее 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) страхового стажа. Ранее работа в северных районах засчитывалась в общий трудовой стаж в полуторном размере. Поэтому пенсия могла быть назначена досрочно женщинам, проработавшим в районах Крайнего Севера - 15, мужчинам - 17 лет. Теперь они должны иметь дополнительно 5 - 8 лет страхового стажа.

Все категории граждан, за которыми сохраняется право на досрочное назначение пенсий, поделены на две группы. Одним пенсия может быть назначена независимо от времени приобретения требуемых законодателем условий. Эти категории перечислены в ст. 28 Закона. Застрахованные лица из второй группы, поименованной в ст. 27 Закона, сохраняют право на досрочное назначение пенсии только при условии, если они проработали на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 г. не менее половины требуемого срока. Недостающий специальный стаж может быть приобретен после указанной даты. Лицам, проработавшим на таких работах менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, могут устанавливаться только профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом (см. п. 3 ст. 27). При этом речь идет о дополнительных страховых взносах на финансирование профессиональных пенсий. Пока федеральный закон о профессиональных пенсионных системах принят только в первом чтении.

Временное сохранение права на досрочное назначение пенсии

Статья 27 Закона предусматривает 15 категорий работ с особыми условиями труда, которые дают основание для снижения пенсионного возраста. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 нормативные правовые акты, определяющие условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, применялись в части, не противоречащей этому Закону. Начиная с 1 января 2002 г. право на досрочное назначение пенсии устанавливалось в соответствии с действовавшими на эту дату списками работ с особыми условиями труда. 18 июля 2002 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 537 о Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. При наличии в ст. 27 Закона 15 позиций, в соответствии с которыми пенсия назначается досрочно, применение специальных Списков признано необходимым для девяти. Установлено, что применяются те же Списки, которые действовали при назначении пенсий по Закону о пенсиях 1990 г. По шести позициям право на пенсию определяется лишь на основании текста Закона. Следует обратить внимание на то, что названное Постановление действует в новой редакции (от 24 апреля 2003 г.), предусматривая возможность применения также и списков, принятых до 1 января 1992 г.

Мужчинам пенсия назначается по достижении 50, женщинам - 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. При занятости на указанных работах не менее половины названного срока и наличии полного страхового стажа пенсия назначается с уменьшением обычного пенсионного возраста - 60 или 55 лет - на один год за каждый полный год такой работы (подп. 1 п. 1 ст. 27).

Право на данную пенсию определяется в соответствии со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10 (с последующими изменениями и дополнениями). При этом выполнявшиеся до 1 января 1992 г. работы, предусмотренные Списком N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), учитываются наравне с работами, предусмотренными Списком 1991 г.

Пенсия назначается мужчинам по достижении 55 и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. При занятости на перечисленных работах не менее половины установленного срока и при наличии указанной выше продолжительности страхового стажа пенсия назначается с уменьшением обычного пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (подп. 2 п. 1 ст. 27). Названные работы предусмотрены Списком N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным упомянутым выше Постановлением Кабинета министров СССР. Выполнявшиеся до 1 января 1992 г. работы, предусмотренные Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), учитываются при досрочном назначении пенсии наравне с работами, предусмотренными Списком 1991 г.

Пенсия назначается досрочно только женщинам по достижении 50-летнего возраста, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет (подп. 3 п. 1 ст. 27).

Женщинам, достигшим 50-летнего возраста, пенсия назначается, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (подп. 4 п. 1 ст. 27). Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1992 г. N 130 утвержден Список производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на такую пенсию. Выполнявшиеся до 1 марта 1992 г. работы, предусмотренные Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, наравне с работами, предусмотренными Списком 1992 г.

Мужчинам пенсия назначается по достижении 55, женщинам - 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и проработали не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет:

По достижении мужчинами 55, женщинами - 50 лет пенсия назначается, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и проработали не менее 20 и 15 лет в качестве:

Лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, пенсия назначается независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, - если они проработали на таких работах не менее 20 лет (подп. 11 п. 1 ст. 27). Лицам, занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах, пенсия назначается в соответствии со Списком работ и профессий, дающим право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481.

Мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, пенсия назначается независимо от возраста (подп. 12 п. 1 ст. 27). Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1992 г. N 467 утвержден Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Независимо от возраста назначается пенсия летному составу гражданской авиации: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - проработавшим соответственно не менее 20 лет и 15 лет (подп. 13 п. 1 ст. 27). При этом применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.

Пенсия назначается мужчинам по достижении 55 и женщинам - 50 лет, если они проработали:

Как уже отмечалось, все указанные выше условия досрочного назначения пенсии применяются лишь в том случае, если застрахованное лицо по состоянию на 1 января 2003 года проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока.

Сохранение права на досрочное назначение пенсии без ограничения сроком

Согласно ст. 28 Закона пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста следующим гражданам:

Ранее, как отмечалось, вместо страхового стажа требовался общий трудовой стаж такой же продолжительности.

Сохранено право на досрочное назначение пенсии за работу в суровых климатических условиях. Женщинам, родившим двух и более детей, пенсия может быть назначена по достижении 50-летнего возраста, если они имеют не менее 20 лет страхового стажа и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера (далее - РКС) или не менее 17 календарных лет - в местностях, к этим районам приравненных (далее - МКС). Мужчинам пенсия назначается по достижении возраста 55 лет и женщинам (кроме названных выше) - по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в РКС либо не менее 20 календарных лет в МКС и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в указанных районах и местностях менее указанного выше срока, пенсия назначается досрочно, если период их работы в районах Крайнего Севера составляет не менее 7 лет 6 месяцев (с пересчетом периодов работы в МКС по изложенному выше правилу). Однако таким лицам пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах (см. подп. 2, 6 п. 1 ст. 28).

Досрочно также назначается пенсия мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам - 45 лет, постоянно проживающим в РКС и МКС и проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (подп. 13 п. 1 ст. 28).

При назначении пенсии руководствуются перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшихся при назначении государственных пенсий по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Статья 28 Закона предусматривает также сохранение права на досрочное назначение пенсий некоторым категориям работников, имеющим длительный профессиональный стаж.

Право на пенсию имеют лица, проработавшие не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста (подп. 7 п. 1 ст. 28). Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 702 утверждены Перечни соответствующих должностей и специальностей спасателей.

Мужчинам пенсия назначается по достижении 55, женщинам - 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Минюста России соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (подп. 8 п. 1 ст. 28). Соответствующий Список работ, профессий и должностей утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 85 (дополнен Постановлением от 26 августа 1996 г. N 999).

Мужчины и женщины имеют право на пенсию, и назначается она по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России (подп. 9 п. 1 ст. 28). Перечень оперативных должностей ГПС утвержден Приказом МВД России от 27 июля 2001 г. N 696 (зарегистрирован в Минюсте России 31 августа 2001 г. за N 2916).

Независимо от возраста назначается пенсия лицам, которые осуществляли: педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет (пп. 10 п. 1 ст. 28); лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах (пп. 11 п. 1 ст. 28). При назначении им пенсии применяются Списки и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. Указанным Постановлением признаны утратившими силу прежние Списки профессий и должностей работников образования и здравоохранения, деятельность которых в соответствующих учреждениях давала право на пенсию за выслугу лет и Правила исчисления сроков этой выслуги (утвержденные Постановлениями Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 и 464 и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и 1067 с последующими изменениями и дополнениями).

При длительной творческой деятельности (в зависимости от ее характера - не менее 15 - 30 лет) и при достижении 50 - 55-летнего возраста либо независимо от возраста назначается пенсия лицам, которые работали на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (подп. 12 п. 1 ст. 28). Список соответствующих профессий и должностей утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 (в редакции Постановления от 22 сентября 1993 г. N 953).

Позиция Конституционного Суда по вопросам досрочного назначения пенсий

Принятие нового пенсионного закона повлекло за собой несогласие с некоторыми его положениями. Неоднократно эти вопросы были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, что повлияло на правоприменительную практику, в частности при досрочном пенсионном обеспечении. Ниже рассматривается позиция этого суда, нашедшая отражение в двух его определениях.

Согласно ст. 133.1 Закона о пенсиях 1990 г. работы, выполнявшиеся до 1 января 1992 г. и предусмотренные действовавшими в то время Списками N 1 и 2, принятыми в 1956 г., засчитывались в трудовой стаж, с учетом которого назначалась пенсия за работу с особыми условиями труда, наравне с работами, предусмотренными Списками 1991 г. Поскольку в Законе о трудовых пенсиях подобной нормы нет, правоприменительные органы начиная с 1 января 2002 г. отказывали в зачете в специальный трудовой стаж периодов работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списками 1956 г. Так, например, гражданка Тарасова с 1977 по 1985 гг. работала кочегаром котельной на жидком и газообразном топливе (на кондитерской фабрике). Профессия машинист - кочегар котельной была предусмотрена р. XIV Списка N 2 1956 г. В Списке 1991 г. значилась профессия кочегар котельной (на угле и сланце). Однако в силу ст. 133.1 Закона о пенсиях 1990 г. профессия, предусмотренная прежним Списком, до 1 января 2002 г. давала право на досрочное назначение пенсии. Поскольку Тарасова обратилась за пенсией в феврале 2002 г., в досрочном назначении пенсии ей было отказано. Данное дело было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Как отмечено в его Определении от 6 марта 2003 г. N 107-О, содержание норм ст. 27 Закона о трудовых пенсиях свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие указанного Закона уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с такими условиями в период до 1 января 1992 г. и именно тогда выработал требуемый специальный стаж). При этом из предписаний ст. 27 и иных статей названного Закона не следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости может быть поставлено в зависимость то того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с указанными условиями (в частности, были включены в Список N 2 1956 года) и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном возрасте. Истолкование норм Закона как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации). И далее Конституционный Суд отмечает: положения Закона о трудовых пенсиях не препятствуют правоприменительным органам учитывать при исчислении стажа работы с тяжелыми условиями труда, дающими право на назначение трудовой пенсии досрочно, время выполнения работ, предусмотренных Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173; иное истолкование данных положений противоречило бы их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом. В настоящее время, как сказано выше, эта позиция нашла отражение в новой редакции Постановления Правительства от 18 июля 2002 г. N 537.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 320-О, Ю.И. Спесивцев, работающий на заводе, входящем в производственное объединение "Маяк", с 30 августа 1968 года по 11 января 1976 года (7 лет и 4 месяца) был занят в производстве с особо вредными условиями труда. В соответствии с действовавшими в тот период нормативными правовыми актами при выполнении работ с вредными условиями труда (по Списку N 1) работники имели право на пенсию на льготных условиях, в частности, мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, если не менее его половины приходилось на эти работы. Вместе с тем в исключение из указанного правила Постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1959 года N 416-90 было установлено, что рабочим и служащим, непосредственно занятым в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ (к ним в период работы относился и заявитель), пенсии по старости на льготных условиях назначаются при наличии меньшего стажа работы в этих производствах, в частности у мужчин - шестилетнего.

Введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, как констатировал Конституционный Суд, обусловливалось тем, что длительная занятость на таких работах сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Правовая природа данного вида пенсий обусловливала и особенности приобретения права на установление такой пенсии, а также характер и содержание обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на ее получение.

Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Проработав определенный период в производстве с особо вредными условиями труда и приобретя тем самым специальный трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии на льготных условиях, работник может поменять место работы либо вообще оставить работу, если он имеет необходимый общий трудовой стаж. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

В определении далее указано, что правовые основания пенсионного обеспечения - стаж и возраст - не могут рассматриваться как равнозначные, поскольку их роль в механизме реализации гражданами права на трудовую пенсию различна. Трудовой стаж является базовым юридическим фактом, т.е. фактом правонаделительным, тогда как факт достижения пенсионного возраста выступает в качестве юридически значимой предпосылки, позволяющей реализовать уже имеющееся у гражданина право на трудовую пенсию по старости.

Согласно сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции внесение законодателем изменений в условия приобретения прав, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования, и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что эти положения не соответствуют Конституции Российской Федерации и как таковые не могут иметь юридической силы и не подлежат применению.

Положение Закона о пенсиях 1990 г. в той мере, в какой оно распространяет предусмотренное им требование о наличии минимального 10-летнего стажа, дающего право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, на лиц, которые до вступления названного Закона в силу в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее 6 лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.

Соответствующая позиция отражена в разъяснении Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном его же Постановлением N 4 (зарегистрировано Минюстом России 27 ноября 2003 г. за N 5284). В нем предусмотрено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка его исчисления).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется, если с его учетом гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В противном случае исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится (и право на пенсию определяется) в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Рассмотрим эти правила на примерах. 1. Работник был занят на работах с особыми условиями труда в период до 2002 г. в районах Крайнего Севера. С учетом норм Закона о пенсиях 1990 г. об исчислении общего и специального трудового стажа в таких районах в полуторном размере он отвечал требуемым условиям досрочного назначения пенсии. Несмотря на то что пенсионного возраста он достиг уже после того, как утратил силу Закон о пенсиях 1990 г., его право на пенсию может быть определено по нормам этого Закона. 2. Мужчина был занят на работах, предусмотренных Списком N 1, 6 лет (с 1982 по 1988 гг.), а непосредственно до поступления на эту работу более 4 лет служил в армии. В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 и действовавшего до вступления в силу Закона о пенсиях 1990 г., время службы в армии приравнивалось к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, если служба предшествовала такой работе или следовала за ней. Кроме того, для назначения пенсии по Списку N 1 требовался 20-летний общий трудовой стаж. Если в данном случае к времени вступления в действие Закона о пенсиях 1990 г. имелся также требуемый для назначения льготной пенсии общий трудовой стаж указанной продолжительности, он вправе претендовать на пенсию по Списку N 1 по достижении 50-летнего возраста безотносительно к тому, что обращение за пенсией последует после вступления в действие Закона о трудовых пенсиях. 3. Женщина претендует на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью и просит включить в педагогический стаж периоды отпуска по уходу за детьми 1981, 1983 и 1988 гг. рождения (по одному году за каждым). С учетом разъяснения Минтруда от 17 октября 2003 г. в педагогический стаж могут быть включены все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в выслугу лет при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (с применением правил ее подсчета, предусмотренных указанным законодательством), если подсчитанная таким образом продолжительность выслуги лет была достаточной для назначения пенсии. Поскольку в соответствии с действовавшей в указанные годы редакцией ст. 167 КЗоТ РФ отпуск по уходу за ребенком засчитывался в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях, в том числе и за выслугу лет, в данном примере указанные периоды ухода за детьми могут быть учтены в составе педагогического стажа.

Правила исчисления периодов работы с особыми условиями труда

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 Закона. Минтруду России было поручено (п. 2 Постановления) по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с ПФР устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. 27 и 28 Закона, а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Наряду с Правилами, носящими общий характер и применяемыми при назначении пенсий за работу со всеми особыми условиями труда, в некоторых случаях порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, регулируется специальными правилами, утвержденными при принятии соответствующих списков (летный состав гражданской авиации, педагогические и медицинские работники).

Правила (п. 2) устанавливают возможность суммировать работы с различными особыми условиями труда, предусмотренными разными подпунктами п. 1 ст. 27 Закона. При этом, как и ранее, работа, дающая большие пенсионные льготы, учитывается наряду с работой с менее тяжелыми условиями труда. Кроме того, в специальный стаж наравне с работой с особыми условиями труда при назначении пенсии в соответствии с подп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 засчитывается работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - работа ликвидатором).

Ниже приводятся возможные варианты суммирования работ при определении права на пенсию.

Необходимо иметь в виду, что п. 3 Правил предусмотрена возможность суммирования перечисленных выше работ при назначении пенсии по Списку N 2, только если при таком суммировании продолжительность специального страхового стажа составит 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев - у женщин. При определении права на пенсию по абз. 2 п. 2 (при неполном специальном страховом стаже) такое суммирование не допускается, даже когда речь идет о работах, предусмотренных Списком N 1.

Краткое наименование 
работ
   Работы, с ними    
суммируемые
1. Подземные, с      
вредными условиями
труда и в горячих
цехах (подп. 1 п. 1
ст. 27)
Только работа        
ликвидатором
2. С тяжелыми        
условиями труда
(абз. 1 подп. 2 п. 1
ст. 27)
Работы,              
предусмотренные
подп. 1,5 - 7,9 п.
1 ст. 27 + работа
ликвидатором
3. Трактористки      
(подп. 3 п. 1 ст.
27)
Работы,              
предусмотренные
подп. 1,2,5 - 10
п. 1 ст. 27 + работа
ликвидатором
4. Текстильщицы      
(подп. 4 п. 1 ст.
27)
Работы,              
предусмотренные
подп. 1 - 3,5 - 10
п. 1 ст. 27 + работа
ликвидатором
5. Работники         
железнодорожного
транспорта,
метрополитена и на
вывозке угля,
сланца, руды, породы
(подп. 5 п. 1 ст.
27)
Работы,              
предусмотренные
подп. 1,2,6,7,9
п. 1 ст. 27 + работа
ликвидатором
6. Полевые геолого-  
разведочные и иные
работы (подп. 6 п. 1
ст. 27)
Работы,              
предусмотренные
подп. 1,2,5,7,9
п. 1 ст. 27 + работа
ликвидатором
7. Лесозаготовка и   
лесосплав (подп. 7
п. 1 ст. 27)
Работы,              
предусмотренные
подп. 1,2,5,6,9
п. 1 ст. 27 + работа
ликвидатором
8. Погрузочно-       
разгрузочные работы
в портах (подп. 8 п.
1 ст. 27)
Работы,              
предусмотренные
подп. 1 - 3,5 - 7,
9 - 10 п. 1 ст. 27 +
работа ликвидатором
9. Плавсостав флота  
(подп. 9 п. 1 ст.
27)
Работы,              
предусмотренные
подп. 1,2,5 - 7
п. 1 ст. 27 + работа
ликвидатором
10. Водители         
автобусов,
троллейбусов,
трамваев (подп. 10
п. 1 ст. 27)
Работы,              
предусмотренные
подп. 1 - 3,5 - 9
п. 1 ст. 27 +
работа ликвидатором

При досрочном назначении пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стаж работы в указанных районах и местностях включаются все названные выше (в таблице) работы с особыми условиями труда. Работа ликвидатором во внимание не принимается.

При назначении пенсии за работу по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации с такой работой суммируется только работа в летном составе гражданской авиации. К периодам работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации приравниваются периоды работы как в ее летном составе, так и по непосредственному управлению полетами воздушных судов (п. 3 Правил).

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии (далее - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, и при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР (п. 4 Правил). Понятие полного рабочего дня содержится в Постановлении Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 5. В целях пенсионного обеспечения для признания выполнения работ с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня необходимо, чтобы они вместе с подготовительными и вспомогательными операциями занимали не менее 80% рабочего времени.

К уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами. В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (п. 5 Правил).

Если работа, дающая право на досрочное назначение пенсии, выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на пенсию в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 27 и подп. 10 - 12 п. 1 ст. 28 Закона), а также если работы, определяемые Минтрудом России по согласованию с ПФР или предусмотренные списками, по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, они исчисляются по фактически отработанному времени (см. п. 6 Правил). При назначении пенсии в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах (подп. 6 п. 1 ст. 27) периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:

В периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение пенсии, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом. Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Закона исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно (п. 8 Правил).

При переводе лица с работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, на другую работу, не дающую такого права, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года этот период приравнивается к работе, предшествующей переводу. Не включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, время отстранения от работы (недопущения к работе) по следующим причинам:

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника) (см. п. 9 Правил).

Период испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение пенсии, включается в стаж независимо от того, выдержал ли работник испытание (см. п. 10 Правил).

Период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в тех случаях, когда в ст. 27 и 28 Закона или в Списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей (п. 11 Правил).

При переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к той, которая предшествовала переводу. В таком же порядке исчисляются периоды, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением (см. п. 12 Правил).

Сохранение пенсионных льгот, установленных иными законами

Законом о трудовых пенсиях признаны утратившими силу лишь два закона - Закон о пенсиях 1990 г. и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997 г. N 113. Другие принятые ранее федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону о трудовых пенсиях (см. п. 2 ст. 31).

В правоприменительной практике условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные до 1 января 2002 г., в отношении которых Закон о трудовых пенсиях не устанавливает иного правового решения либо вообще не регулирует данную область пенсионных правоотношений, подлежат применению и после 1 января 2002 г. как не противоречащие этому Закону (см. Постановление Минтруда России от 25 марта 2002 г. N 21). Так, Закон о трудовых пенсиях не определяет условия назначения досрочной пенсии безработным лицам, которая входит в число социальных гарантий для этой категории граждан, установленных Законом "О занятости населения в Российской Федерации". В связи с этим п. 2 и 3 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 2002 г.) подлежали применению со дня введения в действие Закона о трудовых пенсиях. С 14 февраля 2003 г. Закон о занятости действует в новой редакции. Согласно ст. 32 этого Закона, по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, с их согласия может быть назначена пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до достижения соответствующего возраста. Это правило установлено для безработных граждан, которые не достигли 60 (мужчины) или 55 лет (женщины), если у них есть страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно, а также стаж на тех или иных видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, предусмотренное ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях. В последнем случае на два года может быть сокращен возраст, по достижении которого данная пенсия может быть назначена досрочно.

Досрочное пенсионное обеспечение установлено и для граждан, проживающих и работающих в закрытых административно-территориальных образованиях. В случае ликвидации предприятий и (или) объектов, а также других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не ранее чем за два года) выход на пенсию (см. п. 5 ст. 7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 г.). Эта норма также, на наш взгляд, не противоречит Закону о трудовых пенсиях.

Закон о трудовых пенсиях не регулирует порядок предоставления социальных льгот, в том числе и по снижению пенсионного возраста, для отдельных категорий граждан. Поэтому начиная с 1 января 2002 г. подлежат применению нормы о снижении пенсионного возраста, предусмотренные и ст. 29 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1. Согласно этой норме лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

При применении приведенных правил не имеет значения, где протекала работа с особыми условиями труда - в РКС (МКС) или в обычных климатических условиях. Пример: мужчина, имеющий 20-летний страховой стаж, проработал в районах Крайнего Севера 15 лет, из них 10 лет - на работах, предусмотренных Списком N 1. Его пенсионный возраст, дающий право на пенсию по Списку N 1, - 50 лет, может быть уменьшен на 5 лет с учетом длительного периода работы на Севере. Соответственно пенсия ему может быть назначена уже по достижении 45 лет.