Мудрый Юрист

Об использовании метода перекрестной датировки при производстве судебно-ботанической экспертизы

Грибунов Олег Павлович, начальник кафедры криминалистики ФГКОУ ВПО "Восточно-Сибирский институт МВД России", кандидат юридических наук, доцент.

Унжакова Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВПО "Восточно-Сибирский институт МВД России", кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены отдельные аспекты использования судебно-ботанической экспертизы в современной практике расследования незаконной рубки лесных насаждений. Авторами выделены проблемы, возникающие при датировке двух древесно-кольцевых рядов при производстве судебно-ботанической экспертизы.

Ключевые слова: специальные знания, экспертиза, дендрохронология, метод перекрестного датирования.

Some aspects of the use of the method of cross-dating in forensic-botanical expertise

O.P. Gribunov, S.V. Unzhakova

Gribunov Oleg Pavlovich, candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, the head of the chair of criminalistics of FSGEI of HPE "East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia".

Unzhakova Svetlana Vladimirovna, candidate of Juridical Sciences, teacher of chair of criminal procedure of FSGEI of HPE "East Siberian Ministry of Internal Affairs Institute of Russia".

The article deals with some aspects of the method of cross-dating in the production of forensic-botanical expertise in modern practice of investigation of illegal logging. The authors discusses different problems while the dating of two tree-ring series in the production of forensic-botanical expertise.

Key words: special knowledge, expertise, dendrochronology, the method of cross-dating.

Среди перспективных современных направлений использования достижений естественных наук в раскрытии и расследовании преступлений, в частности расследовании фактов незаконной рубки лесных насаждений, следует выделить судебно-ботаническую экспертизу с применением методов дендрохронологии.

Дендрохронология - это раздел экологии, занимающийся датировкой годичных слоев прироста древесины (годичных колец) и связанных с ними событий, изучением влияния экологических факторов на величину прироста древесины, анатомическую структуру годичных слоев и их химический состав, а также анализом содержащейся в годичных слоях информации для целей реконструкции условий окружающей среды [5].

В 60-х гг. XX века в СССР под руководством М.И. Розанова началось внедрение метода дендрохронологической диагностики происхождения древесины в экспертную практику [6, 7]. Однако широкого распространения он не получил из-за неразвитости технического обеспечения данного вида экспертных исследований. В настоящее время с появлением новой технической базы дендрохронологических исследований, сопровождаемой надежным аналитическим программным обеспечением, данная экспертиза может найти широкое применение в раскрытии и расследовании преступлений.

Необходимость криминалистического исследования древесины с использованием методов судебной дендрохронологии возникает при расследовании разнообразных преступлений: убийств, хищений, поджогов, а также оборота лесоматериалов, где в качестве вещественных доказательств фигурируют предметы древесины. Особое значение данная экспертиза имеет при расследовании незаконных рубок лесных насаждений, что уже было отражено в работах некоторых авторов [1 - 4, 8].

В качестве объекта дендрохронологических исследований выступают различные показатели годичного прироста в стволах, ветвях и корнях деревянистых растений, а также физико-механические свойства, анатомическая структура и химический состав древесины.

Дендрохронологические исследования имеют под собой надежную математическую базу, обеспеченную широким спектром статистических методов и процедур получения данных и оценки их достоверности.

Основой дендрохронологического календарного датирования прироста деревьев служит метод перекрестного датирования, основанный на анализе исторически неповторимого сочетания рядов погодичной изменчивости ширины годичных колец деревьев. Сопоставляя друг с другом ход кривых годичного прироста соседних деревьев или деревьев, произрастающих в пределах одного природно-климатического района, можно определить календарный год формирования каждого годичного кольца не только у живых деревьев, но и давно отмерших, и, соответственно, определить календарный год гибели деревьев. При перекрестной датировке используются такие характеристики годичных колец, как изменчивость ширины годичных колец, соотношение ширины ранней и поздней древесины, плотность поздней древесины, анатомические отклонения в структуре клеток внутри колец.

С помощью перекрестного датирования специалисты точно устанавливают календарный возраст деревьев - датируют их. Относительная датировка заключается в определении пар колец у сравниваемых образцов древесины, которые сформировались в один и тот же год, но календарная дата их формирования еще неизвестна. Датировка позволяет определить, на сколько лет позже или раньше было срублено (или отмерло) то или иное дерево по сравнению с другим, т.е. определить разницу в годах формирования последнего кольца, находящегося сразу под корой (подкорового кольца). Абсолютная датировка включает в себя точное определение календарной даты (года) всех годичных колец у исследуемых образцов. Она может быть осуществлена в том случае, если известна календарная дата рубки (или гибели) дерева хотя бы у одной из перекрестно датируемых хронологий.

Метод перекрестного датирования является базовым при определении возраста деревьев, их групповой принадлежности, установлении условий роста конкретных деревьев (района их произрастания), взаимной принадлежности отдельных частей дерева при отсутствии общих линий разделения между ними и т.д.

Несмотря на кажущуюся простоту метода, на практике часто встречаются различные трудности при датировке двух древесно-кольцевых рядов, что осложняет производство судебно-ботанической экспертизы. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, это короткие ряды. Для надежной перекрестной датировки двух рядов необходимо, чтобы перекрытие составляло минимум 50 лет. В тех случаях, когда датировка осложнена другими причинами, интервал перекрытия должен быть еще больше. То есть, если даже имеется эталонная хронология, достигающая, к примеру, 2004 г., сдатировать на ее основе образец древесины дерева, срубленного в 2014 г., будет практически невозможно. Хотя при наличии каких-либо существенных анатомических отклонений колец в период с 2004 по 2014 год можно сделать некоторые предположения.

Во-вторых, низкая чувствительность рядов. Годичные кольца деревьев, росших в относительно благоприятных условиях среды, отличаются от колец деревьев, росших в экстремальных условиях, не только тем, что они шире, но еще и тем, что ширина колец в оптимальных условиях слабо меняется год от года, несмотря на то, что условия среды в разные годы могут заметно отличаться. Это связано с тем, что в хороших условиях деревья накапливают запас питательных веществ, которые могут во многом компенсировать ухудшение условий для роста в последующие годы. В результате ширина годичных колец, а также плотность поздней древесины год от года меняются незначительно. Более или менее хорошо могут быть выражены лишь многолетние изменения.

Ряды ширины годичных колец, которые слабо меняются год от года, называют "благодушными" хронологиями. Датировать их довольно трудно. Поэтому датировки для районов с оптимальными условиями роста производят не столько на основе сравнения рисунков изменчивости рядов, сколько на основе отдельных маркерных лет, когда условия среды ухудшались настолько, что не могли быть компенсированы предыдущими запасами. В пессимальных условиях рост деревьев очень чутко реагирует на изменения внешней среды (например, на севере ширина колец строго связана с температурным фоном лета). Такие хронологии называют чувствительными. Существуют статистические оценки, характеризующие степень чувствительности рядов.

В-третьих, ложные кольца. Если в период роста дерева происходит временное ухудшение условий (например, засуха, понижение температуры воздуха или объедание листьев (хвои) насекомыми), то может сформироваться ложное кольцо (флуктуация плотности). Это кольцо представляет собой слой более мелких, более толстостенных и темноокрашенных клеток в пределах годичного кольца. Ложное кольцо, как правило, отличается от истинного отсутствием резкой границы между слоями поздней и ранней древесины, а также тем, что оно обычно прослеживается не по всей окружности годичного слоя прироста (рис. 1). Такое кольцо достаточно легко устанавливается при рассматривании внешних границ потемнений при 20 - 30-кратном увеличении. Однако у некоторых видов древесных растений, произрастающих в районах субтропиков или полупустыни, в один год может сформироваться несколько ложных колец, которые ничем не отличаются от настоящих. В таких случаях определение границ между истинными годичными приростами затруднено, а порой и невозможно.

Рис. 1. Примеры ложных колец (флуктуаций плотности). Слева - в древесине ели, справа - в древесине можжевельника сибирского

В-четвертых, выпадающие кольца. В районах с неблагоприятными условиями для роста деревьев в особенно экстремальные летние сезоны годичный слой древесины иногда образуется только в отдельных частях ствола. На той высоте ствола, где взят спил для анализа годичных колец, его может и не быть. Еще чаще бывает, что годичный слой на спиле представлен не кольцом, а отдельными фрагментами (рис. 2).

Рис. 2. Пример выпадающего кольца в древесине лиственницы сибирской

Как правило, кольца выпадают в основании ствола, корнях и нижних ветвях, а также у старых и угнетенных деревьев. Иногда полностью выпадает несколько последовательных колец на отдельных радиальных направлениях.

Необходимо также отметить, что установление точного календарного года рубки/гибели дерева возможно только в том случае, если оно срублено/погибло в течение вегетационного сезона роста (май - сентябрь). Если же дерево срублено/погибло в период с осени предыдущего года по начало лета текущего года, точную календарную дату установить невозможно. В этом случае указывается период времени в два года (с указанием месяцев на основе сравнения с материалами уголовного дела, результатами осмотра места происшествия и свидетельскими показаниями для уточнения месяца(ев) рубки деревьев в период состояния покоя дерева), например конец 2012 г. - начало 2013 г. Это ограничение связано с сезонным формированием годичного кольца дерева в теплый период года.

Несмотря на объективные ограничения и сложности при производстве судебно-ботанической экспертизы с применением методов дендрохронологии, она решает широкий круг задач и позволяет установить обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

Список литературы

  1. Вернодубенко В.С., Жаворонков Ю.М. Дендрохронологические методы в криминалистике // Современные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и лесного комплекса: Сб. трудов. Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2013. С. 177 - 178.
  2. Воронин В.И., Наурзбаев М.М., Осколков В.А. Практика применения дендрохронологической экспертизы в ходе следственных мероприятий // Эксперт-криминалист. 2009. N 3. С. 9 - 12.
  3. Дружинин Н.А., Дружинин Ф.Н., Жаворонков Ю.М. Использование дендрохронологического метода исследования в ботанических судебных экспертизах // Лесной журнал. 2012. N 3. С. 137 - 142.
  4. Жаворонков Ю.М., Гиряев Н.М. Экспертиза объектов растительного происхождения дендрохронологическим методом в Центре древесных экспертиз ООО "ЗДОРОВЫЙ ЛЕС" // Эксперт-криминалист. 2013. N 2. С. 8 - 9.
  5. Методы дендрохронологии. Ч. 1. Основы дендрохронологии. Сбор и получение древесно-кольцевой информации: Методическое пособие / Под ред. С.Г. Шиятова, Е.А. Ваганова. Красноярск: Изд-во КрасГУ, Красноярск, 2000.
  6. Розанов М.И. Некоторые итоги работы дендрохронологической группы Всесоюзного НИИ судебных экспертиз // Материалы Второго Всесоюзного совещания по дендрохронологии и дендроклиматологии. Каунас, 25 - 27 сентября, 1972 г. С. 129.
  7. Розанов М.И. О возможностях дендрохронологических исследований в экспертизе древесины. Киев, 1966.
  8. Хантемиров Р.М. Дендрохронологическая датировка археологической древесины // Методика археологических исследований Западной Сибири: Сб. статей и методических рекомендаций / Отв. ред. Л.В. Татаурова. Омск: Изд-во "Фаворит", 2005. С. 220 - 223.