Мудрый Юрист

Медицинское право. Взгляд конституционалиста

Комарова Валентина Викторовна, доктор юридических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (г. Москва).

В статье обозначены проблемы становления медицинского права теоретического и практического характера с позиций конституционного права. Представлена авторская точка зрения на определение медицинского права в правовой системе России, приоритетов в наполнении медицинского права как комплексной системы законодательства. Автор исследует теоретическое наполнение базовых категорий медицинского права и высказывает предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: Конституция, права человека, обязанности государства, медицинское право, теоретическое наполнение, проблемы институционализации.

Medical law. Constitutionalist view

V.V. Komarova

The author specifies the problems of formation of medical law in theoretical and practical nature from the standpoint of constitutional law. The author's point of view on the definition of health law in the Russian legal systemis presented, priority infilling health law as an integrated system of legislation. The author explores the theoretical content of the basic categories of medical law and makes suggestions for improving the current legislation.

Key words: Constitution, human rights, obligations of the State, the right to health, the theoretical content, the problem of institutionalization.

С точки зрения автора, сегодня для определения медицинского права как отрасли права недостаточно весомых аргументов. Но, без сомнения, это перспектива его развития. В современной правовой действительности правомерно определение медицинского права как комплексной системы законодательства в правовой системе России.

Даже базовый, что не оспаривается, для медицинского права акт - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - является актом рамочным и комплексным, включившим в себя регулирование отношений из сферы административного, информационного, трудового, финансового права, права социального обеспечения и др.

По мнению автора, приоритетом в наполнении медицинского права как комплексной системы законодательства должны быть конституционные нормы, впервые закрепляющие: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Положение статьи 2 Конституции РФ нашло отражение и в приоритете выстраивания прав человека во второй главе, конституционных формулировках, которые не только декларируют права и свободы, но и создают определенные механизмы их реализации.

Демократические преобразования в государственной и общественной сфере, основанные на новом конституционном подходе к определению взаимоотношений государства, общества и личности, закономерно затронули группу личных прав человека и главное из этой группы право - право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) [1].

В любом цивилизованном обществе жизнь человека признается наивысшей ценностью. В связи с этим право на жизнь занимает самое главное место среди всех естественных и неотъемлемых прав человека, образует первооснову всех других прав и свобод.

Некоторые авторы относят к его правомочиям и право на охрану здоровья и медицинскую помощь [2]; правомочие по спасению жизни [3] как составляющую права на личную безопасность [4].

Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) должно раскрываться через правовые возможности гражданина на получение бесплатной качественной и доступной медицинской помощи и может быть расценено как юридическая гарантия и правомочие в реализации права на жизнь.

Право на медицинскую помощь относится к числу конституционно защищаемых ценностей и рассматривается как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее каждому от рождения. Оно - фундаментальное, отправное юридическое установление, базовое для всей системы конкретных прав и свобод, закрепленных за человеком в сфере здравоохранения, обладает наивысшей юридической силой и подлежит повышенной защите государства. Ему должно быть отведено одно из первых мест в общей системе конституционных прав и свобод, поскольку здоровье непосредственно обеспечивает жизнедеятельность человеческого организма, являясь важнейшим благом наряду с самой жизнью [5].

Главенствующим, с точки зрения автора, должен быть акцент на обязанности социального государства, его социальную функцию. В Конституции РФ, в статье 7, провозглашена идея социальной государственности, в соответствии с которой "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Целесообразно исходить из того, что государство - субъект, принявший на себя корреспондирующую конституционную обязанность по обеспечению гарантированной Конституцией страны охраны здоровья граждан, а не по предоставлению медицинских услуг. На конституционном уровне гарантируется наличие в России бесплатной системы медицинской помощи - граждане Российской Федерации освобождаются от непосредственной платы за оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, бремя финансирования возлагается на соответствующие бюджеты, страховые взносы и иные поступления.

Существующие сегодня правовые механизмы, оформляющие предоставление медицинской помощи и лечения, по мнению автора, устранили государство от выполнения его конституционной обязанности. Фактически идет подмена публично-правовой ответственности гражданско-правовой.

Анализ законодательного закрепления полномочий органов государственной власти федерального уровня и субъектов Федерации позволяет сделать вывод об устранении федерального центра от выполнения большинства социальных функций на местах - передача соответствующих полномочий с федерального уровня в субъекты. Это не означает отмену государственных социальных гарантий. Однако опасения ученых не напрасны, поскольку разные субъекты РФ по-разному обеспечивают право своих граждан на медицинскую помощь: все зависит от финансовых возможностей региона.

В некоторых случаях федеральный законодатель сам ограничивает права граждан в обозначенной сфере. Так, в соответствии с нормами Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" право на медицинское обслуживание находится в сфере регулирования управляющей компании, а согласно ст. 17 "медицинская деятельность на территории Центра осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения" - налицо прямая подмена выполнения государственных функций и уход от ответственности [6].

Иными словами, конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи носят декларативный характер и зачастую не подкреплены финансовыми ресурсами государства. Механизм реализации прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи ограничен принимаемыми подзаконными актами.

По мнению автора, ст. 41 (ч. 1) Конституции РФ, закрепляющая право на охрану здоровья и медицинскую помощь, сформулирована некорректно. Право на охрану здоровья включает в себя медицинскую помощь. Эта позиция подтверждается определениями Конституционного Суда РФ. В Определении от 05.11.2002 N 320-О Конституционный Суд РФ указывает, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций. Из Определения Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 399-О следует, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное ст. 41 (ч. 1) Конституции РФ, подразумевает в том числе право на санаторно-курортное лечение. Таким образом, Конституционный Суд РФ расширяет рамки конституционного закрепленного "права на охрану здоровья и медицинскую помощь".

К базовым категориям медицинского права относятся категории "медицинская помощь", "медицинская услуга" и "медицинская работа". Однако обратим внимание на проблему их соотношения. В действующем законодательстве отсутствует четкое разделение этих понятий. Проблема соотношения понятий "медицинская помощь" (ст. 41 Конституции РФ), "медицинские услуги" (гл. 39 ГК РФ) и "медицинские работы" (гл. 39 ГК РФ с учетом ст. 783 ГК РФ) нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании [7]. Предлагаемые в доктрине подходы к разрешению рассматриваемых проблем пока не учитываются законодателем. С точки зрения автора, сегодня пробельность нормативного закрепления позволяет законодателю без достаточных формально-правовых оснований плавно переводить "бесплатную медицинскую помощь" в "платные медицинские услуги".

Закрепление законодателем в п. 3 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" понятия медицинской помощи как "комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг", не снимает проблему.

Применение законодателем юридических понятий "медицинская помощь" и "медицинская услуга" в качестве тождественных противоречит Конституции РФ (ст. 15, 41) и нормам ГК РФ (гл. 39 и 37 с учетом ст. 783 ГК РФ), что еще более осложняет правоприменительную практику в сфере медицинской деятельности.

Предложениями по совершенствованию действующего законодательства в рамках обозначенных вопросов могут быть уточнение используемых категорий, например, путем установления перечня критериев для определения понятий "этические и моральные нормы", "уважительное и гуманное отношение", раскрытие одной из категорий, посредством которых законодатель определяет понятие "здоровье", а именно "...состояние... социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания...", а также "...расстройство функций органов и систем организма".

В заключение целесообразно сделать следующий вывод. Теоретическое определение и нормативное наполнение медицинского права в современной России находится на этапе становления, но, без сомнения, имеет перспективы трансформирования в отрасль российской правовой системы, исходящей из базовых конституционных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Комарова В.В. Право на жизнь в доктрине и в праве // Право и государство: теория и практика. 2013. N 5. С. 46 - 49.
  2. Рубанова Н.А. Право человека на жизнь в законодательстве Российской Федерации: понятие, содержание, правовое регулирование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 9.
  3. Головистикова А.Н. Философское содержание категории "жизнь" и ее реализация в праве // Государство и право. 2005. N 6. С. 30 - 39.
  4. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. Волгоград, 2004. С. 478.
  5. Комарова В.В. Социальная государственность России и право на охрану здоровья, медицинскую помощь // Право и государство: теория и практика. 2014. N 2. С. 32 - 38.
  6. Комарова В.В. Особый правовой статус территорий в России (на примере инновационного центра "Сколково") // Российская юстиция. 2011. N 6. С. 44 - 47.
  7. Сидорова В.Н. Отдельные проблемы регулирования медицинской деятельности // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 21 февраля 2011 г.): В 3 ч. / Под общ. ред. А.В. Рагулина, М.С. Шайхуллина; Евразийский науч.-исслед. ин-т проблем права. Уфа, 2011. С. 147 - 151.
  8. Мохов А.А. Помощь, работа и услуга в медицине: сущностные различия и особенности правоотношений // Правовые вопросы в здравоохранении. 2011. N 5. С. 20 - 34.