Мудрый Юрист

О праве на защиту репутации автора

А.М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ

А.М. Эрделевский, профессор МГЮА, доктор юридических наук.

Согласно ст. 15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. (далее - Закон) право на защиту репутации автора является одним из принадлежащих автору произведения личных неимущественных прав. Терминологически право на защиту репутации автора ранее не было известно российскому гражданскому законодательству, однако в значительной степени аналогом этого права следует считать право на неприкосновенность произведения, которое входило в состав прав автора согласно п. 2 ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. и ст. 479 ГК РСФСР 1964 г. (далее - ГК РСФСР).

Нельзя сказать, чтобы право на защиту репутации автора было раскрыто в ст. 15 Закона достаточно подробно. Это право определено как право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. По сравнению с правом на защиту репутации автора содержание права на неприкосновенность произведения раскрывалось в ст. 480 ГК РСФСР более подробно. Согласно этой норме право автора на неприкосновенность произведения состояло в воспрещении кому бы то ни было вносить без согласия автора какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора, а также снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

Как показывает анализ юридической литературы, нередки случаи неправильного прочтения ст. 15 Закона в части определения права на защиту репутации автора. Так, комментируя ст. 15 Закона, профессор Э.П. Гаврилов указывает, что сущность права на защиту репутации автора - оградить произведение от таких изменений (искажений), которые наносят ущерб чести и достоинству автора. Вслед за этим тезисом Э.П. Гаврилов выражает мнение, что "без согласия автора недопустимо внесение в произведение любых изменений - даже если они не наносят ущерба чести и достоинству автора", и обосновывает это мнение ссылкой на п. 2 ст. 16 Закона, где среди прочих имущественных авторских правомочий упоминается право автора на переработку своего произведения (Э.П. Гаврилов. Комментарий Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". М., 1996).

Само по себе суждение Э.П. Гаврилова о недопустимости внесения в произведение без согласия автора каких бы то ни было изменений представляется абсолютно верным, однако следует обратить внимание, что с позиций буквального толкования Закона Э.П. Гаврилов, очевидно, воспринимает указание в ст. 15 Закона на способность нанести ущерб чести и достоинству как квалифицирующий признак, относящийся в равной степени как к искажению произведения, так и иному посягательству на него. Однако такое восприятие текста ст. 15 Закона неверно, поскольку оно противоречит правилам русского языка.

Дело в том, что постпозитивное (то есть стоящее после определяемых слов) определение, относящееся к двум или нескольким существительным - однородным членам предложения (в данном случае - искажение и иное посягательство), всегда (даже при наличии между ними разделительного союза, например "или") ставится в форме множественного числа (Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1994. С. 279). В ст. 15 Закона определение "способного" стоит в единственном числе, что однозначно указывает на его относимость только к существительному "посягательство".

Следует заметить, что ст. 15 Закона в части права на защиту репутации полностью соответствует ст. 6.bis Конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.(Бюллетень международных договоров, 2003, N 9), где предусмотрено, что автор вправе противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора. Нетрудно видеть, что и здесь определение "способному" безусловно относится только к посягательству.

Если обратиться к видам действий, которые определены в ст. 480 ГК РСФСР как нарушения права на неприкосновенность произведения, то нетрудно видеть, что их можно разделить на два вида. К первому виду нарушений права на неприкосновенность произведения относится искажение произведения в узком смысле, то есть внесение изменений в само произведение и его название, а также внесение изменений в обозначение имени автора (что одновременно нарушает и право автора на имя). Такие нарушения изменяют само произведение. Ко второму виду нарушений относится несанкционированное автором включение инородного материала в произведение или несанкционированные добавления к нему - снабжение произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями и т.п. Нарушения второго вида могут исказить смысл произведения и его восприятие аудиторией читателей, зрителей или слушателей.