Мудрый Юрист

Перспективы законодательного регулирования ювенальной юстиции в Российской Федерации

Крамаров Антон Олегович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет.

Статья посвящена исследованию на основе анализа имеющихся в науке и на практике точек зрения перспектив законодательного закрепления в Российской Федерации системы ювенальной юстиции, а также проанализирован исторический путь нашей страны в попытке регламентации ювенальной юстиции.

Ключевые слова: система ювенальной юстиции, правосудие по делам несовершеннолетних, преступность среди несовершеннолетних, ювенальная реформа.

Perspectives of legislative regulation of juvenile justice in the Russian Federation

A.O. Kramarov

Kramarov Anton O., postgraduate student, dair of institutional and Municipal Law, Saratov State University.

The article deals with the analysis based on available scientific and practical points of view of prospects for legislative consolidation of the Russian Federation in the juvenile justice system, and the historical path of our country in an attempt to regulate the juvenile justice system is analyzed.

Key words: the juvenile justice system, juvenile justice, juvenile delinquency, juvenile reform.

В последнее время в российском обществе ведется широкая дискуссия о необходимости законодательного закрепления ювенальной юстиции. Мнения граждан нашей страны при решении данного вопроса разделились на "за" и "против", однако не все участники дискуссии имеют четкое представление о том, что такое ювенальная юстиция.

В постсоветский период создание ювенальных судов в нашей стране предусматривалось принятой в 1991 г. Концепцией судебно-правовой реформы в Российской Федерации <1>. В указанном документе упоминалась желательность специализации судей по делам семьи и несовершеннолетних, однако никаких подробностей по этому вопросу в указанной Концепции не содержалось.

<1> Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.

В 1995 г. на основании Указа Президента РФ от 14.09.1995 N 942 в нашем государстве впервые получили законодательное закрепление принципы ювенальной юстиции в рамках Национального плана действий в интересах детей, в соответствии с которым в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции <2>.

<2> Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 38. Ст. 3669.

В 1998 г. группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представила законопроект, в котором предлагалось внести изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".

15 февраля 2002 г. Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении был принят проект Федерального конституционного закона N 38948-3 "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ", закреплявшего создание ювенальных судов в рамках системы судов общей юрисдикции <3>.

<3> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 февраля 2002 г. N 2473-III ГД "О проекте Федерального конституционного закона N 38948-3 "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 8. Ст. 789.

Дальнейшее рассмотрение данного законопроекта в высшем законодательном органе нашей страны не происходило в течение более чем 8 лет после принятия проекта в первом чтении. Не получив законодательного закрепления на государственном уровне, ювенальная юстиция обрела свое развитие в регионах страны в виде пилотных проектов.

Полученный в Ростовской области опыт в сфере уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних был предметом обобщения Верховным Судом РФ и получил положительную оценку. Все это стало воспроизводиться в других регионах России, потому что с опытом Ростовской области познакомились представители более 30 регионов России и стали его внедрять у себя <4>.

<4> Воронова Е.Л. Система защиты прав несовершеннолетних в регионах Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 3. С. 8.

В то же время одним из существенных недостатков системы правосудия является загруженность районных судов, на которые выпала обязанность по рассмотрению большинства уголовных и гражданских дел. При имеющейся загруженности судьи рассматривают дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, не вникая при этом в проблемы подростков <5>.

<5> Егорова Е.В. Неординарные аспекты правоохранительной деятельности на примере ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 2. С. 24.

8 октября 2010 г. Государственная Дума РФ отклонила во втором чтении проект Федерального конституционного закона N 38948-3 "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" <6>.

<6> Сто пудов (газета). 2010. 12 октября. URL: http://www.gazetastopudov.ru/pdf_doroga/doroga_268.pdf (дата обращения: 20.01.2015).

Непринятие проекта Закона о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних в системе судов общей юрисдикции послужило отправной точкой к новой дискуссии ученых и правоприменителей нашей страны о необходимости создания системы ювенальной юстиции.

В настоящее время в литературе встречаются кардинально противоположные друг другу позиции относительно будущего ювенальной юстиции в России.

Одни ученые, в числе которых Л.В. Юрченко и И.Я. Медведева, считают, что необходимо постепенно отказаться от существующей в стране системы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних, создав совершенно новую систему ювенальной юстиции, основываясь на примере западных стран, таких как Великобритания и Канада <7>.

<7> Юрченко Л.В. Теоретические основы восстановительного правосудия. Методика "кейс-менеджмента" // Вестник ОГУ. 2010. N 3. URL: http://vestnik.osu.ru/2010_3/37.pdf (дата обращения: 21.01.2015).

Согласно точке зрения другой группы ученых и юристов, в том числе А.П. Федосеева и А.П. Козырева, систему ювенальной юстиции в нашей стране создавать нужно, однако делать это необходимо постепенно, с обязательным отбором только тех методов и способов, которые показали свою эффективность в рамках пилотных проектов в различных регионах РФ <8>.

<8> Федосеев А.П. Проблемы ресоциализации в современном обществе: социокультурный анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 "Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология". 2010. N 1. URL: http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2010.2/940/fedoseev2010_2.pdf (дата обращения: 21.01.2015).

Третьи, среди которых А.И. Овчинников и П.А. Астахов, полагают, что в настоящее время нашему государству следует отказаться от внедрения специализированной системы для отправления правосудия по делам несовершеннолетних, поскольку существующие у нас в стране суды, а также органы в сфере профилактической работы с несовершеннолетними и так являются достаточно эффективными <9>.

<9> Овчинников А.И. Традиционные ценности России и вызовы ювенальной юстиции // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2010. N 2. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13603589 (дата обращения: 21.01.2015).

Другие, например С.С. Сулакшин и Н.Д. Разумовская, рассматривают систему ювенальной юстиции как попытку западных стран разрушить российское общество, поскольку данная система не устраняет социальные проблемы в воспитании детей, а вносит элементы контроля в повседневную жизнь молодых семей и чрезмерного вмешательства государства в частную жизнь граждан <10>.

<10> Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России: Учебное пособие / Под ред. С.С. Сулакшина. М.: Дело, 2012. С. 143.

Рассмотрев все вышеназванные позиции, с учетом реалий российской действительности приходим к мнению, что наиболее приемлемым в настоящее время является вариант с созданием в России системы ювенальных судов в структуре судов общей юрисдикции на основе накопленного положительного опыта и выработанных эффективных методов в результате использования пилотных проектов в ряде регионов РФ. Выбор данной позиции основан на основном результате деятельности экспериментальных ювенальных судов в стране, а именно снижении уровня преступности несовершеннолетних.

Необходимость введения в стране системы ювенальной юстиции подчеркивается ростом преступлений, совершаемых несовершеннолетними по стране в целом, но вместе с тем понижением показателей подростковой преступности, в том числе рецидива, в регионах, использующих ювенальные технологии в рамках пилотных проектов.

Так, в период времени с января по декабрь 2014 г. органами внутренних дел России рассмотрено 29,28 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что на 3,3% больше, чем за двенадцать месяцев 2013 г. Несовершеннолетними или при их участии совершено более 67 тысяч преступлений, то есть каждое двадцатое преступление (5,0%), при этом рост составил почти 5% <11>.

<11> В России пока не все спокойно. Аналитический медиапортал "Мир безопасности". URL: http://id-mb.ru/news/security/4505/ (дата обращения: 21.01.2015).

Важнейшей частью системы ювенальной юстиции является предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних, как уже вступивших в конфликт с уголовным законом, так и находящихся в зоне риска, поскольку только своевременное принятие мер профилактики правонарушающего, отклоняющегося поведения детей и подростков призвано защитить подростка от соприкосновения с системой уголовного правосудия.

Вместе с тем складывающаяся в настоящее время в стране ситуация указывает на недостаточно эффективную работу органов системы профилактики и надзора за несовершеннолетними.

Кроме того, на заседаниях Общественной палаты РФ представители МВД неоднократно призывали активнее заниматься профилактикой преступлений среди несовершеннолетних.

По оценке начальника главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Ю.Н. Демидова, в настоящее время на учете в органах внутренних дел состоят 175 тысяч несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, а рецидив с их стороны составляет около 5%. Для улучшения ситуации необходимо активнее заниматься профилактикой преступлений среди несовершеннолетних с обязательным привлечением психологов и социальных работников <12>.

<12> МВД: Несовершеннолетних необходимо жестче наказывать за совершенные преступления. URL: http://zeki.su/novosti/2014/2/10184842.html (дата обращения: 22.01.2015).

Хотя в целом в 2014 г. в Российской Федерации отмечается рост подростковой преступности, в ряде регионов, разумно применяющих ювенальные технологии, наблюдается уменьшение количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Так, с 2012 г. при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судами Тюменской области стали применяться ювенальные технологии, включающие в себя профилактику повторных преступлений несовершеннолетних, составление доклада о личности несовершеннолетнего, программу реабилитации <13>.

<13> В судах Тюменской области применяются ювенальные технологии // Судья (журнал). URL: http://www.zhurnalsudya.ru/news/382/ (дата обращения: 22.01.2015).

За 10 месяцев 2014 г. в Тюменской области преступность среди несовершеннолетних по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась более чем на 18% <14>.

<14> Степанова Т.Н. За цифрами статистики - судьба человека // Тюменская область сегодня. 2014. 11 декабря. URL: http://www.tumentoday.ru/2014/12/11/ (дата обращения: 22.01.2015).

В этой связи считаем правильным согласиться с мнением судьи Ростовского областного суда Е.Л. Вороновой, которая в качестве основных факторов повышения уровня преступности несовершеннолетних отмечает ослабление устоев семьи, снижение ответственности родителей за воспитание и образование детей, снижение воспитательных функций школы <15>.

<15> Воронова Е.Л. Ювенальная юстиция - правовая основа социальной политики в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации. URL: http://www.juvenilejustice.ru/documents/doc3/ss/st13 (дата обращения: 22.01.2015).

Основным аргументом противников создания и законодательного закрепления системы ювенальной юстиции в стране является предположение о том, что в зарубежных странах процесс формирования ювенальной юстиции только на первоначальном этапе заключался в создании специализированных судов и рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а в дальнейшем основной акцент смещался в сторону создания системы органов, наделенных полномочиями вмешиваться в дела семьи.

По мнению адвоката Л.О. Павловой, результаты деятельности ювенальной юстиции в зарубежных странах, а также опыт работы пилотных проектов в РФ свидетельствуют о распаде семейных связей, попирании прав родителей и увеличении количества дел о лишении родительских прав <16>.

<16> Павлова Л.О. Ювенальная юстиция: благо или разрушение? Мнения экспертов. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=57&idArt=1587 (дата обращения: 22.01.2015).

В этой связи следует согласиться с Н.Л. Хананашвили, который отмечает, что ювенальные суды в данном вопросе положения в корне не изменят и позволят всего лишь более внимательно и более профессионально разбирать подобные дела. В то же время лишение родителей прав на воспитание своих детей происходит и в отсутствие системы ювенальной юстиции, что указывает на неэффективность действующей системы. С учетом того что семья является для ребенка наиболее важным и значимым институтом, вмешательство системы ювенальной юстиции на более ранних стадиях работы с семьей и ребенком будет способствовать сохранению семьи - до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка <17>.

<17> Хананашвили Н.Л. Ювенальная юстиция - "против" и "за". URL: http://www.nasbor.ru/biblioteka/Statji/Uvenal/06Arg&Contrarg_JJ.doc (дата обращения: 22.01.2015).

В настоящее время система ювенальной юстиции в нашей стране не достроена не только законодательно, но и институционально, поскольку распространение ювенальные технологии получили лишь в некоторых регионах страны.

Таким образом, ювенальная юстиция в современной России развита крайне слабо, в связи с чем не удается добиться единства взаимодействий всех ее элементов и направленности указанной системы на решение проблем каждого ребенка в трудной жизненной ситуации, на что, в принципе, она должна быть нацелена.

В нашей стране к концу первого десятилетия XXI века экспериментальная стадия с использованием пилотных проектов подошла к своему завершению. В ситуации отсутствия проведения судебной реформы на государственном уровне инициатива регионов страны нашла свое проявление в пилотных проектах, продемонстрировавших положительный эффект ювенальной юстиции. При этом даже с учетом положительных результатов пилотных проектов федеральные органы государственной власти в России оказались не готовы к проведению полномасштабной реформы по введению ювенальной юстиции, а проект Закона федерального закона, касающийся внесения изменений относительно ювенальных судов, был отклонен.

В настоящее время с целью реализации положительных результатов пилотных проектов необходимо сплотиться всем сторонникам идеи создания в стране системы ювенальной юстиции - законодателям, судьям, ученым-юристам, направив свои совместные усилия на подготовку нового проекта "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" и представление его на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. В случае принятия данного законопроекта предлагается в кратчайшие сроки представить на рассмотрение высшего законодательного органа страны проект Закона "О системе ювенальных судов в Российской Федерации".

Кроме того, во избежание излишнего противоборства со стороны значительного количества противников проведения ювенальной реформы необходимо акцент в законопроекте сделать на создании специализированного суда по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних, при этом принять во внимание точку зрения сторонников позиции о недопустимости излишнего вмешательства государства в дела семьи, отразив это в проекте Закона.

Литература

  1. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
  2. Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 38. Ст. 3669.
  3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 февраля 2002 г. N 2473-III ГД "О проекте Федерального конституционного закона N 38948-3 "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 8. Ст. 789.
  4. Воронова Е.Л. Система защиты прав несовершеннолетних в регионах Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 3. С. 8.
  5. Егорова Е.В. Неординарные аспекты правоохранительной деятельности на примере ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 2. С. 24.
  6. Сто пудов (газета). 2010. 12 октября. URL: http://www.gazetastopudov.ru/pdf_doroga/doroga_268.pdf (дата обращения: 20.01.2015).
  7. Юрченко Л.В. Теоретические основы восстановительного правосудия. Методика "кейс-менеджмента" // Вестник ОГУ. 2010. N 3. URL: http://vestnik.osu.ru/2010_3/37.pdf (дата обращения: 21.01.2015).
  8. Федосеев А.П. Проблемы ресоциализации в современном обществе: социокультурный анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 "Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология". 2010. N 1. URL: http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2010.2/940/fedoseev2010_2.pdf (дата обращения: 21.01.2015).
  9. Овчинников А.И. Традиционные ценности России и вызовы ювенальной юстиции // Философия права. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2010. N 2. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13603589 (дата обращения: 21.01.2015).
  10. Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России: Учебное пособие / Под ред. С.С. Сулакшина. М.: Дело, 2012. С. 143.
  11. В России пока не все спокойно: Аналитический медиапортал "Мир безопасности". URL: http://id-mb.ru/news/security/4505/ (дата обращения: 21.01.2015).
  12. МВД: несовершеннолетних необходимо жестче наказывать за совершенные преступления. URL: http://zeki.su/novosti/2014/2/10184842.html (дата обращения: 22.01.2015).
  13. В судах Тюменской области применяются ювенальные технологии // Судья (журнал). URL: http://www.zhurnalsudya.ru/news/382/ (дата обращения: 22.01.2015).
  14. Степанова Т.Н. За цифрами статистики - судьба человека // Тюменская область сегодня. 2014. 11 декабря. URL: http://www.tumentoday.ru/2014/12/11/(дата обращения: 22.01.2015).
  15. Воронова Е.Л. Ювенальная юстиция - правовая основа социальной политики в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации. URL: http://www.juvenilejustice.ru/documents/doc3/ss/st13 (дата обращения: 22.01.2015).
  16. Павлова Л.О. Ювенальная юстиция: благо или разрушение? Мнения экспертов. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=57&idArt=1587 (дата обращения: 22.01.2015).
  17. Хананашвили Н.Л. Ювенальная юстиция - "против" и "за". URL: http://www.nasbor.ru/biblioteka/Statji/Uvenal/06Arg&Contrarg_JJ.doc (дата обращения: 22.01.2015).