Мудрый Юрист

Проблемные вопросы психологического изучения проявлений экстремизма и терроризма

Казберов Павел Николаевич, начальник центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников УИС ФКУ НИИ ФСИН России, подполковник внутренней службы, кандидат психологических наук.

В статье рассматривается вопрос о необходимости работы по минимизации экстремистских и террористических проявлений и проблемные вопросы, возникающие при исследовании этих явлений. В материале публикации приводится детальный анализ каждого из этих вопросов.

Ключевые слова: проблемный вопрос, ислам, проявления, исследование, пенитенциарная система, психологи пенитенциарной системы, террорист, экстремист.

Controversial issues of psychological study of manifestations of extremism and terrorism

P.N. Kazberov

Kazberov Pavel N., head, the Center for Study of Problems of Execution of Criminal Punishments and Psychological Provision of Professional Activities of Employees of the Criminal-Executory System of Federal Governmental Institution Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, lieutenant-colonel of internal service, candidate of psychological sciences.

The article discusses the necessity of work to minimize extremist and terrorist acts in society and problems uprising in the study of these phenomena. The material publication provides a detailed analysis of each of these issues.

Key words: problematic issue, Islam, displaying, study, penitentiary system, penitentiary psychologists, terrorist, extremist.

Ситуация с распространением указанных в названии публикации явлений в России и мире не нуждается в детальных комментариях. Отметим особую важность проблематики распространения идей экстремизма в пенитенциарной среде в связи с тем, что она представляет собой, пожалуй, единственную возможность сбора эмпирического материала по этой проблеме и одновременно определенный проблемный участок (место), где эти идеи аккумулируются и распространяются. Мусульманский теолог Фарид Салман представлял это примерно так: "Осужден и отбывает наказание один ваххабит, а на свободу выходит уже десять". Детально социально-психологические особенности осужденных этой категории раскрыты автором в одной из публикаций <1>.

<1> Казберов П.Н. Методические особенности психокоррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание за террористическую и экстремистскую деятельность // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 3. С. 19 - 21.

Страны, где ислам является доминирующей конфессией, первыми ощутили на себе воздействие распространения религиозного экстремизма в обществе и местах лишения свободы. Российской Федерации, скорее всего, во многом это еще предстоит.

Актуальность данной проблематики, на наш взгляд, определяется и в проявлении феномена деструктивного контроля сознания. Те, кто уже отбывают наказание за терроризм и экстремизм, чаще всего были подвергнуты воздействию этого явления. Отбывая наказание, они уже сами выступают в роли субъектов этого контроля.

Изучение вопросов проявлений экстремизма и терроризма крайне актуально и требует системного (целостного) подхода. Но на пути этого исследования объективно возникает ряд проблемных вопросов, о чем и пойдет речь.

По данным научного сотрудника Института психологии РАН В.А. Соснина <2>, масштабные (по количеству выборки) исследования личности экстремиста и террориста были проведены один-единственный раз в ФРГ в 1983 - 1984 гг. Исследованием были охвачены практически все отбывавшие на тот момент в исправительных учреждениях ФРГ осужденные за экстремистскую и террористическую деятельность.

<2> Соснин В.А. Психология суицидального терроризма // Исторические аналогии и геополитические тенденции в XXI веке. М.: Форум, 2012. 151 с.

На сегодня феномены проявления экстремизма и терроризма, на наш взгляд, изучены недостаточно полно в юридической психологии.

Имеющиеся исследования отечественных специалистов этой проблемы (Антонян А.Я., Гришко Ю.М., Гилинский Я.И., Соснин В.А., Цыцарев С.В., Юревич А.И., Сочивко В.Д., Журавлев А.Л., Решетников М.М.) имеют один недостаток, а именно недостаточность достоверных эмпирических данных, при помощи которых делаются определенные выводы.

В связи с этим хотелось бы отметить диссертационное исследование Г.И. Белокурова "Психодинамика личности осужденного, вовлеченного в террористическую деятельность" <3>, посвященное проблематике психосоциальной изоляции и десоциализации в исправительных учреждениях осужденных за террористическую деятельность, а также аспектам психодинамических процессов, происходящих в личности осужденного во время отбывания наказания. Но и этим исследованием было охвачено менее 130 осужденных.

<3> Белокуров Г.И. Психодинамика личности осужденных, вовлеченных в террористическую деятельность: дисс. ... канд. психол. наук. Акад. права и упр. Федеральной службы исполнения наказаний. Рязань, 2010. 186 с.

В работах указанных авторов недостаточно, на наш взгляд, представлен и прикладной аспект исследований проблемы в отношении того, что конкретно необходимо делать по минимизации проявлений экстремизма и терроризма в обществе в целом и по исправлению лиц, уже осужденных за это.

Следующим проблемным вопросом в рамках исследования проблемы является определение понятийного аппарата исследования. Необходимо отметить, что как в правовой отрасли науки, так и в юридической психологии отсутствуют единообразные позиции в определении понятий "экстремизм" и "терроризм". Споры и дискуссии о корректности существующих формулировок возникают повсеместно и часто.

Понятие "терроризм" является близким по смыслу "экстремизму": недаром именно "публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность" является одним из признаков экстремизма.

Сходство и различие между этими понятиями точно определил Г.Н. Мирский: "Экстремизм и терроризм - явления достаточно близкие, хотя автоматической связи между ними нет: если видно, что всякий террорист - это экстремист, то неправильно было бы полагать, что каждый экстремист - террорист. Разумеется, экстремизм как определенное умонастроение логически ведет к оправданию террора, но вовсе не обязательно доходит до этой точки" <4>.

<4> Мирский Г.Н. Экстремизм, терроризм и внутренние конфликты в третьем мире // Мировая экономика и международные отношения. 1988. N 8. С. 68.

Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявлений экстремизма и терроризма приводят к тому, что на сегодняшний день в юридической науке отсутствует сколь-нибудь однозначная их трактовка и определение. Приведенные выше определения указывают на тождественный характер понимания этих явлений.

С позиций методологии юридической психологии необходимо выработать общие психологические определения указанных явлений на основании уже имеющихся, в том числе юридических определений (категорий, норм и их составов). Попытки сделать это представлены в психодинамической теории Д.В. Сочивко, в теории деструктивной асимметричной стратегии поведения в конфликте А.Г. Караяни, в теории особенностей конфессионального становления Ю.М. Антоняна. Одной из первых попыток решения этого вопроса была разработка базовых типовых программ по социальной психологической и воспитательной работе с осужденными <5>.

<5> Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррекционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2011. N 1. С. 216 - 218.

Проблемным аспектом исследования этого вопроса является и то, что лица, отбывающие наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, как правило, размещены в исправительных учреждениях, удаленных от места их проживания до совершения преступления, и, как правило, максимально разобщены в рамках ИУ. Осужденные этой категории, как правило, не отбывают наказания на Кавказе и в центральной части РФ, в основном места их дислокации - это север европейской части РФ, Поволжье, Урал и Сибирь. Все это лишь препятствует сбору необходимого эмпирического материала.

Отдельным проблемным вопросом является определение характеристик психологического воздействия на лиц, отбывающих наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, содержание работы по их психокоррекции с целью исправления в местах лишения свободы, что требует определенных профессиональных качеств от сотрудников ФСИН России <6>. Этот вопрос занимает отдельное место среди конкретных направлений совершенствования психокоррекционной работы с различными категориями осужденных. Это обусловлено имеющимися существенными различиями в мировоззренческой, в том числе идеологической и религиозной, сфере их восприятия окружающей действительности, стереотипах поведения и мотивационных установках в отличие от лиц, совершивших "обычные" уголовные преступления.

<6> Федорова Е.М. Пути духовно-нравственного формирования личности как необходимого компонента профессиональной культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. N 5. С. 32 - 35.

Личностные искажения в виде, например, эмоциональных, психопатических или психопатоподобных проявлений, злоупотребления психоактивными веществами и алкоголем, отношение к совершенному деянию и установки на будущее, крайне важные для учета в психологической работе с другими категориями осужденных, в отношении лиц, отбывающих наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, уходят на второй план. Они второстепенны и, скорее, связаны с внешними обстоятельствами (жизнь в условиях строгой конспирации, усиливающейся оторванности от родных, общества, страх перед разоблачением, ощущение своей избранности перед другими людьми и т.д.), чем с причинами, порождающими преступление. В обычной жизни эти люди могут ничем внешне не отличаться от других сограждан и даже быть более социализированными, чем многие из них (не злоупотреблять алкоголем, вести здоровый образ жизни, быть глубоко религиозным человеком, болезненно воспринимать любую несправедливость и т.д.).

Таковы лишь некоторые проблемные вопросы, связанные с исследованием таких феноменов, как проявление экстремизма и терроризма в современном обществе. Удачное решение этих вопросов будет способствовать разрешению проблем проявления крайне деструктивных форм поведения уголовного характера в социуме.

Литература

  1. Антонян Ю.М. Этнорелигиозный терроризм. М.: Аспект Пресс, 2006. 347 с.
  2. Белокуров Г.И. Психодинамика личности осужденных, вовлеченных в террористическую деятельность: дисс. ... канд. психол. наук. Акад. права и упр. Федеральной службы исполнения наказаний. Рязань, 2010. 186 с.
  3. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб., 2004. 116 с.
  4. Решетников М.М. Гуманитарные стратегии антитеррора. Сб. ст. под ред. проф. М.М. Решетникова. СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 2004. 127 с.
  5. Соснин В.А. Психология суицидального терроризма. Исторические аналогии и геополитические тенденции в XXI веке. М.: Форум, 2012. 140 с.
  6. Соснин В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм: Социально-психологический анализ / М.: ИП РАН, 2008. 347 с.
  7. Сочивко Д.В., Гаврина Е.Е., Боковиков А.К., Белокуров Г.И. Подсознание террориста. М.: ПЕР СЭ, 2012. 127 с.
  8. Цыцарев С.В., Ширяев Э.Б. Аддиктивная природа контроля: к вопросу о психопатологии власти // Материалы Международной конференции "Психология власти". СПб., 2005. С. 45 - 49.
  9. Казберов П.Н. Методические особенности психокоррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание за террористическую и экстремистскую деятельность // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 3. С. 19 - 21.
  10. Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррекционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2011. N 1. С. 216 - 218.
  11. Федорова Е.М. Пути духовно-нравственного формирования личности как необходимого компонента профессиональной культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. N 5. С. 32 - 35.