Мудрый Юрист

Корпоративные коррупционные риски (опыт великобритании)

Трунцевский Юрий Владимирович, доктор юридических наук, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В статье автором рассматриваются корпоративные коррупционные риски на примере английской практики и новелл российского законодательства.

Ключевые слова: Закон Великобритании о взяточничестве (UK Bribery Act), Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", коммерческая организация.

Corporate corruption risks (British practice)

Yu.V. Truntsevskij

Truntsevskij Yurij V., professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, doctor of juridical sciences.

The author of the article considers corporate corruption risks as exemplified by English practice and new Russian laws.

Key words: UK Bribery Act, Federal Law of 25.12.2008 N 273-FL "On Fighting Corruption", commercial organization.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1> закрепил статью 13.3 "Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции", где указывается, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе - разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.

<1> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 29.12.2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Внедрение подобных антикоррупционных стандартов в деятельность хозяйствующих субъектов (разработка и принятие организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции) будет наиболее эффективным с учетом положительного опыта зарубежных стран.

Закон Великобритании о взяточничестве (UK Bribery Act), который вступил в силу в апреле 2011 г., признается одним из самых жестких антикоррупционных законов в мире. В отличие от аналогичного американского Закона - US Foreign Corrupt Practices Act 1977 (FCPA), английский Закон направлен на противодействие коррупции как в государственном масштабе, так и на уровне частных компаний <2>.

<2> См.: Карпович О.Г., Трунцевский Ю.В. Серьезные экономические преступления XXI века: опыт противодействия им в Великобритании, России и США: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013.

В соответствии с UK Bribery Act правоохранительные органы Великобритании наделяются правом инициировать уголовное преследование не только в отношении граждан Великобритании и компаний, зарегистрированных в Великобритании, но и компаний, имеющих какое-либо присутствие в стране (это могут быть филиалы, представительства, дочерние компании и т.д.).

Закон предусматривает два вида взяточничества: предложение, обещание или дача взятки (активное взяточничество) и просьбу, согласие, получение или принятие взятки (пассивное взяточничество). Отдельной статьей выделено преступление, касающееся дачи взятки иностранному государственному должностному лицу с целью получить или удержать бизнес или получить преимущества в ведении бизнеса на иностранной территории. Однако наиболее интересным является преступление юридического лица в виде неосуществления действий по предотвращению взяточничества, совершенного от его имени связанными лицами (менеджерами, работниками, агентами, посредниками, консультантами и иными лицами). То есть бизнес (или часть бизнеса) может быть осужден, если лицо выплатило взятку от его имени, и организация не смогла реализовать "адекватные меры" для предотвращения взяточничества.

Такое корпоративное преступление, выражающееся в непредотвращении взятки "ассоциированными лицами", является защитной мерой коммерческих организаций в виде "адекватных процедур" для предотвращения взяточничества и коррупционных действий, осуществляемых лицами, ассоциированными с компанией.

В случае доказательства того, что преступление было совершено с согласия или молчаливого согласия (попустительства) высшего должностного лица корпорации или шотландского партнерства или лица, претендующего на этот статус, это лицо признается виновным в преступлении и подлежит судебному преследованию и соответствующему наказанию. Местом совершения преступления может быть любое место на земном шаре. Так, если преступление имело место вне территории Великобритании, то высшее должностное лицо или лицо, претендующее на такой статус, должно иметь тесную связь с Великобританией.

Под коммерческой организацией в данном случае понимается:

Статьи 7 - 9 UK Bribery Act регулируют случаи, когда коммерческой организации не удается предотвратить взяточничество, осуществляемое в ее интересах или от ее имени. Одним из частных случаев применения этой статьи является подкуп иностранного должностного лица. Коммерческая организация признается виновной в преступлении, если какое-либо лицо, ассоциированное с этой организацией, осуществляет подкуп другого лица с намерением приобрести или сохранить деловые отношения или преимущество в ведении деловых отношений для коммерческой организации.

Защитой для коммерческой организации может служить доказательство того факта, что данная организация имела адекватные процедуры, нацеленные на предотвращение неправомерного поведения лиц, ассоциированных с организацией. В случае если коммерческая организация признается виновной в неспособности предотвратить взяточничество, осуществляемое в ее интересах или от ее имени, она подлежит штрафу (при осуждении за преступление, вмененное по обвинительному акту) <3>.

<3> Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154292.

Согласно разделу 1 "Преступление подкупа другого лица" UK Bribery Act лицу запрещается непосредственно или через агента предлагать, обещать или предоставлять финансовое или другое преимущество во всех случаях, когда он или она:

"Соответствующие его деятельности функции" лицо может выполнять в государственном или частном секторах, включая функции общественного характера, связанные с бизнесом, выполненные в ходе личной занятости лица либо от имени группы лиц <4>.

<4> См.: Rupp J.P., Amaee R., Melia A. The Bribery Act 2010: implications for global businesses and individual directors // Serious Economic Crime. P. 86 - 91 (пер. Д.В. Логачевой).

Такие функции или деятельность он может осуществлять и за границей и не обязательно быть связанным с Великобританией. Следовательно, когда производственная функция или деятельность не являются объектом права Великобритании, местный обычай или практика должны игнорироваться, если подобные действия явно закреплены в местном законодательстве или прецедентном праве.

Раздел 2 UK Bribery Act запрещает лицу просить получить или получать финансовые или другие преимущества:

Будет признаваться преступлением то, когда лицо согласилось получить или получило финансовую или иную выгоду, и соответствующие функции или деятельность осуществлялись неправильно данным лицом или другим лицом по просьбе этого лица или с согласия этого лица, или с его молчаливого согласия.

В соответствии с разделом 6 UK Bribery Act подкуп иностранных публичных должностных лиц является совершенным, когда человек (непосредственно или путем предложения, обещания или косвенно) передает любые финансовые или иные преимущества для того, чтобы иностранное публичное должностное лицо или другое лицо по его официальной просьбе или с его (ее) согласия или молчаливого согласия имело намерение:

Если коммерческая организация совершает любое из изложенных преступлений и доказано, что преступление было совершено с согласия или при попустительстве директора, менеджера, корпоративного секретаря или других аналогичных служащих, то согласно ст. 14 UK Bribery Act такое лицо подлежит ответственности вместе с компанией.

В соответствии с разделом 7 преступление будет совершено, если это "связанное лицо" - тот, кто выполняет услуги для или от имени соответствующих коммерческих организаций.

Связанное лицо в Законе определяется очень широко как лицо (физическое или юридическое), "которое оказывает услуги в интересах или от имени" компании. Это могут быть сотрудники компании, агенты, дочерние компании и партнеры по совместному предприятию. Такое широкое определение "связанные лица" предназначено для охвата целого ряда лиц, связанных с организацией, которые могут совершать подкуп от имени организации <5>.

<5> Dogra S., Larner J., Kerrigan Ch. The Bribery Act and its implications for non-UK companies listed on the LSE // Serious Economic Crime. P. 226 (пер. Д.Л. Тарасовой).

В Великобритании существует презумпция того, что работник действует для или от имени компании или ее работодателя. В других обстоятельствах этот вопрос будет определяться путем оценки всех соответствующих обстоятельств, исходя из природы отношений между лицом и организацией.

Для того чтобы организация несла ответственность, взятки, выплачиваемые связанными с ней лицами, должны осуществляться в пользу организации. Поэтому, как только будет установлено, что небританская компания ведет бизнес в Великобритании, потенциально она будет нести ответственность за взяточничество, совершенное связанными лицами.

Соответствующая коммерческая организация считается полностью ответственной в случае непредотвращения взятки, осуществленной лицом, ассоциированным с организацией. UK Bribery Act обозначает "соответствующую коммерческую организацию" как партнерство, организованное и сформированное на территории Великобритании, независимо от того, где организация осуществляет деловую деятельность или часть деятельности на территории Великобритании, независимо от места образования или регистрации.

Признание факта совершения корпоративного преступления в отношении иностранных компаний зависит от того, в какой мере организация "представляет свое деловое присутствие в Великобритании". Руководство предполагает, что биржевая торговля, осуществляемая небританской компанией на Лондонской бирже, или простой факт наличия отделения в Великобритании не являются сами по себе фактами, определяющими "осуществление деловой деятельности" в Великобритании. Суды Великобритании имеют полномочия определить, считать или нет деятельность организации "деятельностью на территории Великобритании", приняв во внимание отдельные факты в каждом индивидуальном случае.

Правда, только то, что компания рассматривается как ведущая бизнес в Великобритании, еще не означает, что все дочерние или аффилированные компании являются также осуществляющими бизнес. Это будет зависеть от соотношения между компаниями и рассматриваемых принципов. Однако есть явный риск, что дочерние компании, в зависимости от их отношения с материнской, могут рассматриваться как "связанные лица" в рамках раздела 7 Закона.

Подрядчики могут быть связанными лицами в той степени, в которой они выполняют услуги от имени организации. Поставщики, которые только продают или поставляют товары в организацию, вряд ли подпадают под это определение. Тем не менее, если они для организации оказывают такие услуги, как поставка оборудования, они также могут быть связанными лицами.

В отношении цепочек поставок или проекта с участием субподрядчиков руководство принимает контракт за контрактом, признавая, что организации, скорее всего, только осуществляли контроль по его непосредственным контрагентам. Тем не менее для смягчения рисков рекомендуется, чтобы организация использовала антикоррупционные процедуры и в отношениях со своими контрагентами.

Руководство различает совместные предприятия, которые ведут его участников через отдельное юридическое лицо, и тех, которые работают на договорных условиях.

Если бизнес работает через отдельное юридическое лицо в качестве совместного предприятия, взятка может привести к ответственности членов совместного предприятия, если это совместное предприятие, оказывающее услуги от имени своих членов, и взятка должна была принести им пользу. Тем не менее взятка от одного из сотрудников совместного предприятия или агентов от его имени не должна вызывать ответственности членов совместного предприятия просто в силу их косвенной пользы от взятки через свои инвестиции.

Там, где совместное предприятие работает через договорное соглашение, руководство показывает, что степень контроля, который участник имеет над соглашением, может быть принята во внимание при рассмотрении ответственности, что участник взятки, выплачиваемой в проведении, - совместное коммерческое предприятие. Сотрудники и агенты одного участника будут считаться оказывающими услуги от имени этого участника, а не всеми другими участниками совместного предприятия.

В то время как контроль не указан в Законе или руководстве, чтобы определить: лицо "связанное" или нет, - это может быть одним из факторов, принимаемых во внимание при определении отношений между партнерами по совместному предприятию.

Взятка от имени дочерней фирмы, полученная одним из ее сотрудников не будет автоматически включать ответственность для материнской компании или других дочерних компаний материнской компании, если доказано, что взятка предназначалась для пользы материнской. Это приносит косвенную пользу организации от взятки - например за счет инвестиций или получения дивидендов или кредита от дочерней компании.

Дочернее предприятие может действовать независимо от своих "родителей" и за счет собственных средств, имеющихся у дочерней компании в Великобритании, что само по себе не означает, что за пределами Великобритании материнская компания будет нести ответственность за действия дочернего предприятия.

Тем не менее независимость дочерней компании, скорее всего, будет ключевой в данном вопросе, но окончательным арбитром по таким вопросам будет суд, в зависимости от обстоятельств каждого отдельного случая.

Руководство признает, что расходы такого рода являются устоявшейся частью деловой практики и подтверждает, что Правительство Великобритании намерено использовать UK Bribery Act для запрета "разумных и пропорциональных" представительских расходов, расходов по продвижению и других похожих расходов <6>.

<6> Lista M.C., Smith R.C. US Foreign Corrupt Practices Act versus the UK Bribery Act: a perspective from both sides of the Pond // Serious Economic Crime. P. 100 (пер. А.А. Майтесян).

Таким образом, анализ английской практики и новелл российского законодательства показывает все большую схожесть подходов к минимизации коррупционных рисков в деятельности хозяйствующих субъектов, например:

Литература

  1. Карпович О.Г., Трунцевский Ю.В. Серьезные экономические преступления XXI века: опыт противодействия им в Великобритании, России и США: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013.
  2. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154292.
  3. Rupp J.P., Amaee R., Melia A. The Bribery Act 2010: implications for global businesses and individual directors // Serious Economic Crime. P. 86 - 91.
  4. Dogra S., Larner J., Kerrigan Ch. The Bribery Act and its implications for non-UK companies listed on the LSE // Serious Economic Crime. P. 226.
  5. Lista M.C., Smith R.C. US Foreign Corrupt Practices Act versus the UK Bribery Act: a perspective from both sides of the Pond // Serious Economic Crime. P. 100.