Мудрый Юрист

Некоторые особенности правового положения кандидатов, замещающих должности государственной или муниципальной службы

Машков Оярс Юрисович, секретарь избирательной комиссии Хабаровского края.

В настоящей статье рассмотрены вопросы о требовании избирательного законодательства, предъявляемом к кандидатам, в установленном порядке зарегистрированным и находящимся на государственной или муниципальной службе, а равно работающим в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации.

Ключевые слова: избирательное законодательство, конституционные гарантии, выборы, государственная и муниципальная служба.

Some peculiarities of legal status of candidates sitting in for posts of state or municipal service

O.Yu. Mashkov

Mashkov Oyars Yu., secretary, the Election Commission of the Khabarovsk Territory.

The present article concerns the requirement of the election legislation applicable to candidates, who are registered in the established procedure and hold posts of the state or municipal service, or work in organizations engaged in production of mass media.

Key words: election legislation, constitutional guarantees, elections, state and municipal service.

Требование части 2 статьи 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) [1, ст. 40] содержит предписывающую норму о безусловной необходимости освобождения от выполнения должностных или служебных обязанностей таких кандидатов.

В подтверждение своей добросовестности кандидат обязан не позднее чем через пять дней со дня регистрации представить в соответствующую избирательную комиссию заверенную копию приказа или распоряжения.

Актуальность проблематики и некоторой алогичности приведенного требования в большей мере проявляется на муниципальных выборах районного и поселкового уровня.

Цель предписания вполне очевидна и прямо следует из названия статьи - ограничить зарегистрированного кандидата в возможностях злоупотребления и использования преимуществ своего должностного или служебного положения, тем самым не допустить нарушения принципа равенства кандидатов.

Однако в ходе проведения муниципальных выборов в небольших сельских поселениях кадровый голод становится особо ощутим, и для ротации и воспроизводства местной власти необходимы кандидаты, способные к выполнению управленческой или законотворческой функции и, с другой стороны, знающие проблемы своего поселения и представляющие пути их решения.

Это подвигает лиц, замещающих должности муниципальной службы, выдвигать свои кандидатуры на выборах или давать согласие на выдвижение избирательному объединению.

В то же время, будучи уже зарегистрированным, такой кандидат обязан представить в соответствующую избирательную комиссию заверенную копию приказа или распоряжения об освобождении от выполнения должностных или служебных обязанностей. При этом избирательное законодательство не раскрывает содержание такого освобождения от обязанностей, которое можно считать достаточным для целей пресечения возможных злоупотреблений.

Случаи освобождения от служебных или должностных обязанностей, предусмотренные законодательством о государственной и муниципальной службе, также не могут считаться применимыми, поскольку связывают отстранение работника от обязанностей с его виновными действиями [2, ст. 32], [3, ст. 14.1, 27].

Поэтому освобождение от выполнения должностных или служебных обязанностей для целей исполнения требования избирательного законодательства осуществляется путем издания приказа (распоряжения) работодателя о предоставлении государственному (муниципальному) служащему, работнику СМИ отпуска без сохранения заработной платы.

Очевидно, что достаточно длительное время, не менее 30 дней, такой кандидат остается без средств к существованию.

Основой толкования равнозначности освобождения от выполнения должностных (или служебных) обязанностей с предоставлением отпуска без содержания является статья 114 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) [4, ст. 114], предусматривающая обязанность работодателя сохранять средний заработок работнику при условии предоставления ежегодного отпуска. Иной случай (предоставление неежегодного отпуска) связывается со статьей 128 Кодекса, части второй указанной статьи, устанавливающей обязанность работодателя предоставлять отпуск без сохранения заработной платы в случаях, предусмотренных как Кодексом, так и иными федеральными законами, например рассматриваемой нами частью 2 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ. Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе" [2, ст. 46] и Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" [3, ст. 21].

Таким образом, приобретая статус зарегистрированного кандидата, государственный (муниципальный) служащий или работник СМИ не может рассчитывать на оплату периода времени от дня его регистрации кандидатом до дня голосования. При этом использование для этих целей (оплаты отпуска) средств избирательного фонда нельзя считать допустимым, равно как и истребование от организующей избирательной комиссии компенсации в размере среднего заработка [5, ст. 24]. Последнее допускалось в отсутствие закона субъекта Российской Федерации, регламентирующего подготовку и проведение муниципальных выборов на территории этого субъекта [6, ст. 1].

Таким образом, законодательство фактически предписывает указанным кандидатам уходить в неоплачиваемый отпуск на самой активной стадии выборов.

Следует отметить, что возможен случай, когда график отпусков работодателя предполагает предоставление государственному (муниципальному) служащему, работнику СМИ ежегодного отпуска в период, совпадающий (полностью или в части) или поглощающий период обязательного освобождения его от служебных обязанностей. Представляется, что такого кандидата следует считать исполнившим требование части 2 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, так как никакой правовой цели отказа в предоставлении в этом случае ежегодного отпуска и навязывании отпуска без сохранения заработной платы не усматривается.

Представляется, что сам по себе признак наличия или отсутствия оплаты отпуска не может быть ключевым в препятствии государственному (муниципальному) служащему, работнику СМИ к злоупотреблению использования преимуществ своего должностного положения.

Если обсуждаемое требование призвано исключить использование определенными лицами преимуществ своего должностного положения и возможности влиять на процесс и итоги выборов, то необходимо упомянуть об исключениях из общего правила.

В предыдущей редакции и в действующей редакции части 2 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ имеются изъятия для лиц, замещающих:

Последнее верно, если одновременно выполняются условия:

Для первой группы лиц такое изъятие преследует конституционно значимую цель обеспечить непрерывность и стабильность в деятельности органов государственной власти [7].

Цель исключения для второй группы лиц, по-видимому, необходимо сформулировать, хотя очевидно, что масштаб возможных злоупотреблений уровня лица, замещающего государственную должность, и лица, замещающего должность государственной службы, баллотирующегося на муниципальных выборах, различен.

В любом случае обсуждаемое требование об освобождении от должностных (служебных) обязанностей не является абсолютным ни по кругу лиц, ни по механизму его реализации.

Кроме того, неисполнение требования об освобождении от должностных (служебных) обязанностей не влечет для кандидата явных негативных правовых последствий. Закон не предусматривает в этом случае отмену или аннулирование регистрации кандидата.

Более того, при наступлении случая, классифицируемого частью 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ как использование преимуществ должностного или служебного положения, меры ответственности к такому кандидату подлежат применению независимо от факта освобождения от служебных обязанностей.

Изложенное свидетельствует о широкой дискретности требования части 2 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, что требует дополнительного регулирования. В частности, допустимы изменения, уточняющие порядок освобождения от служебных обязанностей, а именно в виде предоставления в том числе очередного отпуска или включения муниципальных служащих в число лиц, на которых на муниципальных выборах не распространяется требование об освобождении от служебных обязанностей.

Литература

  1. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Режим доступа: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 25.02.2015).
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Режим доступа: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 25.02.2015).
  3. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Режим доступа: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 25.02.2015).
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Режим доступа: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 25.02.2015).
  5. Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Режим доступа: http://www.cikrf.ru (дата обращения: 25.02.2015).
  6. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Режим доступа: http://www.cikrf.ru (дата обращения: 25.02.2015).
  7. Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 1010-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Седалищева Николая Иннокентьевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пунктом 3 части второй статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Режим доступа: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 25.02.2015).