Мудрый Юрист

Правовое содержание аграрных программ белого движения в 1917 - 1918 гг.

Таппасханова Ирина Байдулаховна, аспирант кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина.

В статье представлен анализ правовых положений аграрных программ в период организационного оформления в отечественном государстве антибольшевистских образований в 1917 - 1918 гг. Исследуется правовое содержание проектов аграрной реформы, предлагаемых Белым движением, в частности, такими его представителями, как Л.Г. Корнилов, А.И. Яковлев, А.И. Деникин, П.Н. Краснов, П.П. Скоропадский, В.Г. Колокольцев, С.Н. Гребель и др. География статьи охватывает территорию Сибири, Юга, Северной области белой России.

Ключевые слова: Белое движение, белые правительства, аграрный вопрос, революционное правотворчество, антибольшевистские образования, проекты аграрной реформы, политико-правовой курс, земельные правоотношения, специализированный фонд земель.

Legal contents of agrarian reforms of the White movement in 1917 - 1918

I.B. Tappaskhanova

Tappaskhanova Irina B., postgraduate student, Chair of History of State and Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article presents the evaluation of the legal situation concerning domestic farm programs within the period of institutionalization in the state of Anti-Bolshevik formations during 1917 - 1918. The author looks into the legal substance of the blueprints for agrarian reform, proposed by the White movement, or more specifically, by its leading representatives, including: L. Kornilov, A. Yakovlev, A. Denikin, P. Krasnov, P. Skoropadskiy, V. Kolokoltsev, S. Grebel and others. The article geography covers the territory of Siberia, Sothern Russia and Northern provinces of the White Rus' (Russia Alba).

Key words: White movement, White government, agrarian issue, revolutionary lawmaking, Anti-Bolshevik formations, blueprints for agrarian reform, politico-legal course, land relations, specialized land fund.

Исследование исторического периода 1917 - 1918 гг. позволяет утверждать, что аграрное законодательство второй половины 1917 г. и в 1918 г. строилось в соответствии с политическими программами антибольшевистских движений, начавших свое организационно-правовое оформление как Белое движение на территориях провозглашенной Российской республики.

Середина 1917 г. может быть определена как начало формирования основных положений проектов будущих законодательных актов антибольшевистского движения, которое была направлено на:

В периоде 1917 - 1918 гг. в деятельности Белого движения могут быть определены следующие ключевые моменты.

  1. Формирование летом 1917 г. и лоббирование разработанных проектов, которые позже будут положены в основу аграрной программы российского Белого движения.

В июле 1917 г. Корниловым Л.Г и Яковлевым А.И. был разработан проект аграрной реформы, в котором основные усилия были направлены на законодательное оформление передачи земель на основе их возмездного отчуждения. Целью данного процесса виделось развитие на началах собственности малого земледелия крестьян. В организационно-правовом контексте в проекте было предусмотрено создание государственно-специализированного фонда казенных, удельных, монастырских и частных земель, на основе которого могли быть созданы крестьянские отруба <1>.

<1> Дело генерала Корнилова Л.Г. М.: Изд-во "Международный фонд "Демократия", 2003. Т. 1. С. 223 - 226.

Важно отметить, что реализованное в конце 1917 г. "революционное правотворчество" повлияло на генезис правоотношений в сфере землепользования и сельскохозяйственного производства, что заставило антибольшевистские движения считаться с произошедшими переменами.

Отметим, что в данный период аграрная политика Белого движения основывалась на сформулированных Деникиным А.И. началах (принципах) <2>:

<2> Деникин А.И. Очерки русской смуты. Париж, 1921. С. 221 - 224.
  1. Становление в 1918 г. аграрной политики белых правительств.

В данный период силы антибольшевистского движения были сосредоточены в двух направлениях:

Иллюстрацией деятельности в этой части белых правительств могут быть следующие примеры:

Л.Г. Корнилов, который предложил первую политическую программу Белого движения на Юге России, указывал на недопустимость захвата и анархических действий по отношению к гражданам по вопросам собственности на землю <3>. Его программа получила наименование "Конституция генерала Колчака" и подтверждала необходимость передачи на разрешение Учредительному Собранию сложного аграрного вопроса.

<3> Политическая программа генерала Л.Г. Корнилова // Белый архив. Т. 2 - 3. Париж, 1928. С. 178 - 193.

Следует отметить, что значительную роль в будущем формировании аграрного законодательства сыграла земельная комиссия по подготовке аграрной реформы, созданная в мае 1918 г. и действовавшая в Украине под управлением Колокольцева В.Г.

Данная комиссия выступала за восстановление statusa quo в отношении земель, который был упразднен в октябре 1917 г. Считалось, что подобное восстановление необходимо для ликвидации советского законодательства и для установления государственного порядка, построенного на уважении и соблюдении прав.

Анализ законопроектов, разработанных земельной комиссией Колокольцева В.Г., позволяет усмотреть принципы реализации предлагаемых программ Белого движения, связанные с установлением:

В свою очередь, новый состав земельной комиссии под управлением Гербеля С.Н. в октябре 1918 г. расширил категории земель, которые подлежали безусловному отчуждению, и сократил площадь неотчуждаемых земель.

Отметим, что проанализированные проекты не были реализованы, так как в ноябре 1918 г. белое правительство в Украине потерпело поражение. Об этом факте имеется анализ в работах Н.М. Могилянского <4> и Н.В. Савича <5>.

<4> Могилянский Н.М. Трагедия Украины // Архив русской революции. Т. 11. Берлин, 1923. С. 94 - 96.
<5> Савич Н.В. Воспоминания. СПб.: Изд-во "Logos", 1993. С. 275 - 277.

Аналогичным принципам ликвидации советских декретов и передачи земли под контроль государственных образований белых правительств Сибири и Юга России соответствуют принципы подобного процесса и на Севере России. Так, в августе 1918 г. Верховное управление Северной области произвело отмену всех советских декретов. При этом оно установило реальное обеспечение права на землю трудящихся, которое было отражено в п. 6 Воззвания Верховного управления "К гражданам Архангельска и Архангельской губернии" <6>.

<6> Воззвание Верховного управления от 2 августа 1918 г. "К гражданам Архангельска и Архангельской губернии" // ГАРФ. Ф. 5236. Оп. 1. Д. 47. Л. 100 - 101.

В Северной области в составе Верховного управления был создан земельный отдел под управлением Маслова С.С., который объявил о процессе восстановления в губернии земельного комитета, управы и аналогичных органов в уездах. На данные органы были возложены задачи управления фондом земли, леса и недр Северной области. Однако 14 сентября 1918 г. названные органы были ликвидированы.

Временное же Всероссийское правительство (Уфимская директория), отстаивая принцип сохранности земли во владении ее фактических пользователей, обещало осуществить меры к возобновлению деятельности по урегулированию землепользования на началах максимального увеличения культивируемых земель, а также произвести расширение трудового землепользования.

Анализируя изложенные основные положения программ и положения деятельности Белого движения в 1917 - 1918 гг., мы приходим к следующим выводам:

  1. Следует признать, что общие положения программ аграрной политики белых правительств в 1917 - 1918 гг. связаны с необходимостью признания и законодательного закрепления права частной собственности на землю.
  2. Перспективами развития Белого движения по результатам деятельности в 1917 - 1918 гг. признается решение аграрного вопроса с применением форм государственного и местного контроля рынка земли и созданием специализированного земельного фонда для наделения крестьян землей.
  3. Белые правительства исключали какую-либо полную реституцию (восстановление) прав собственности на землю ее бывших владельцев, не являющихся крестьянами, и наказания за их нарушения.
  4. Нормативно-правовые акты белых правительств в 1918 г. на территориях России носили идентичный характер, а имеющиеся в них различия связаны с историко-региональными особенностями и ситуацией на фронтах гражданской войны. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что политико-правовой курс Белого движения в 1917 - 1918 гг. был единым и имел аграрно-разрешительный характер.

Литература:

  1. Воззвание Верховного управления от 2 августа 1918 г. "К гражданам Архангельска и Архангельской губернии" // ГАРФ. Ф. 5236. Оп. 1. Д. 47. Л. 100 - 101.
  2. Дело генерала Корнилова Л.Г. М.: Изд-во "Международный фонд "Демократия", 2003. Т. 1.
  3. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Париж, 1921.
  4. Могилянский Н.М. Трагедия Украины // Архив русской революции. Т. 11. Берлин, 1923.
  5. Политическая программа генерала Л.Г. Корнилова // Белый архив. Т. 2 - 3. Париж, 1928.
  6. Савич Н.В. Воспоминания. СПб.: Изд-во "Logos", 1993.