Мудрый Юрист

Роль русской православной церкви в великой отечественной войне: факты и противоречия

Воробьев Сергей Михайлович, доцент кафедры теории государства и права, международного и европейского права, Академия ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

Настоящая статья посвящена анализу исторических фактов, показывающих роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: война, церковь, антирелигиозная политика, репрессии, священнослужители.

Role of the Russian Orthodox Church in the Great Patriotic War: facts and differences

S.V. Vorob'ev

Vorob'ev Sergej M., assistant professor, Chair of Theory of State and Law, International and European Law, Academy of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, candidate of juridical sciences, assistant professor.

This article is devoted to the analysis of historical evidence showing the role of the Russian Orthodox Church in the great Patriotic War.

Key words: war, the Church, the anti-religious policies, repression, and the clergy.

Катастрофическое состояние России в начале XX века было обусловлено и социальными конфликтами, изменившими не только политические взгляды людей, их культуру и правовые установки, но и форму политического и государственного устройства страны.

Российское самодержавие не смогло преобразоваться в действительную конституционную монархию, решить проблемы внутренней и внешней политики. Вследствие этого царь Николай II был вынужден отречься от престола 2 марта 1917 г. и впоследствии был расстрелян в июле 1918 г. со своей семьей в Екатеринбурге по решению президиума Уральского областного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Россия находилась в состоянии смуты, нищеты, голода и гибели сотен тысяч наших соотечественников. Временное правительство, взявшее на себя бремя управления государством в такой ситуации, не справилось с этой задачей. В результате Великой Октябрьской социалистической революции, совершенной в России под руководством большевиков, была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). По стране "шел" дух коммунизма, но общество, не готовое к столь новым изменениям, не могло полностью смириться с идеями социализма, что привело к гражданской войне 1918 - 1920 гг.

Возникшая ситуация не могла не затронуть интересы и права людей. Население желало социальных изменений, которые хоть как-либо улучшили бы его состояние и уровень жизни. Произведенные на тот момент в стране преобразования были косвенно направлены на людей. Свидетельством этому является принятие советской властью в 1917 г. первых Декретов "О мире" и "О земле", которые воплощали в себе основные идеи социализма, связанные с равенством людей и их возможностей, возобладанием социального начала над производственным, уничтожением частной собственности и обеспечением господства общественной собственности <1>.

<1> См.: Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 24 - 25.

На наш взгляд, принимавшиеся в это время советской властью нормативные акты лишь способствовали развитию и поднятию авторитета социализма, что не давало гражданам в полном объеме реализовывать свои права и правовую свободу.

Для утверждения своего господства не только в стране, но и в мире в 1922 г. Советами образовывается на территории бывшей Российской империи новое, первое в истории социалистическое общенародное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР), провозгласившее свои идеи, порядки, правовую и политическую системы. Наряду с этим советская власть должна была показать и укрепить свое преимущество перед устоями прошлого, что могло быть достигнуто посредством мощной партийной идеологии, ломкой старых основ общества. Чтобы люди поверили в силу, правоту и незыблемость коммунистических идей, нужна была система устрашения в виде политического насилия, внедряемого в общество. В этих целях началась борьба с взглядами, противоречившими замыслам советской власти, за изменение настроения общества и обращение его к новому порядку. Но вначале нужно было искоренить пережитки прошлого - религию и институт частной собственности.

Почему же религия, которой следовали люди, встала на пути социализма? Потому что в России она исповедовалась повсеместно, так как являлась одной из основных форм общественного сознания. Безусловно, это не устраивало власть, тем более факт восстановления сана Всероссийского патриарха (5 ноября 1917 г. на Всероссийском церковном соборе Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Московский Тихон - в миру Василий Иванович Белавин) <2> как символа единовластия в православной церкви, в то время когда только недавно была свергнута единоличная власть монарха в стране. При этом нельзя было не учитывать и то обстоятельство, что в сознании православной части населения России коронование царствовавших монархов (церемония возложения короны на единовластного государя и возведения его на престол, являвшаяся традиционной на Руси по форме и месту проведения - Успенский собор Московского Кремля, - насчитывавшая четыре столетия, в ходе которой представителями высших православных священнослужителей совершались торжественный чин венчания и таинство миропомазания на царство) твердо ассоциировалось с ниспосланием на помазанника божественной благодати, которому от самого Господа Бога вручалась царская власть над народом <3>.

<2> См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 987, 1344.
<3> См.: Ирошников М.П., Процай Л.А., Шелаев Ю.Б. Последний российский император Николай II. СПб., 1992. С. 25, 27, 35.

Кроме того, церковь могла оказывать воздействие на взгляды и настроения людей в отношении производившихся преобразований, к тому же она заявляла, что покушение на весь строй ее жизни несовместимо с принадлежностью к православной церкви и навлекает на виновных кару вплоть до отлучения от нее. Это нашло подтверждение при проведении в жизнь Декретов Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 27 октября 1917 г. "О земле" и от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", которыми провозглашалась свобода совести и верований, религия признавалась частным делом граждан, церковь отделялась от государства и школа - от церкви, а ее земли и имущество объявлялись народным достоянием <4>. Когда в 1918 - 1919 гг. набатный звон церковных колоколов раздавался по всей России, по сведениям Высшего церковного совета, произошло 1 414 беспорядков, в которых, по данным председателя Верховного трибунала РСФСР Н.В. Крыленко, были убиты 138 коммунистов <5>.

<4> См.: Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 17 - 20; Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 18. Ст. 263.
<5> См.: Крыленко Н.В. За пять лет (1918 - 1922). Обвинительные речи по наиболее крупным процессам, заслушанным в Московском и Верховном революционных трибуналах. М.; Пг., 1923. С. 67 - 69.

Вместе с тем рабоче-крестьянское правительство видело в реквизированной церковной собственности, в том числе в крупных монастырских поместьях, и миллионном состоянии ее казны одно из средств материального укрепления советской власти.

С первых лет советской власти большевиками методично на протяжении десятилетий велась борьба с Русской Православной Церковью. Только с 1918 по 1922 г. по суду были расстреляны 2 691 церковнослужитель, 1 962 монаха, 3 447 монахинь и послушниц. Без суда и следствия расстреляно по меньшей мере 15 000 духовных лиц. В те же самые годы ликвидированы были около 700 монастырей <6>.

<6> См.: Успенский В.Д. О репрессиях в отношении Русской православной церкви в период с 1918 по 1922 г.: Тайный советник вождя // Роман-газета. 1991. N 8. С. 79.

После "безбожной" пятилетки в 1931 - 1935 гг. с ее массовыми разрушениями храмов (из 25 тысяч церквей в 1930 г. к 1939 г. осталось не более 1 300) церковь подверглась жесточайшим гонениям. Всего к 1941 г. за веру было репрессировано около 500 тысяч человек (в том числе не менее 140 тысяч священнослужителей), из которых 200 тысяч было арестовано в 1937 г. и расстреляно - 100 тысяч <7>.

<7> См.: За Христа пострадавшие // Данные Свято-Тихоновского Гуманит. ун-та [Электронный ресурс]. URL: http://www.pstbi.ru/cgi-bin/code.exe/mkniga/mkniga.htm?/ans (дата обращения: 27.11.2012); Ванюков Д.А., Суслов И.В. Годы репрессий. М., 2007. С. 95.

К лету 1941 г. в СССР, не считая присоединенных в 1939 - 1940 гг. новых территорий (Прибалтики, части Польши и Румынии), оставалось всего 350 действующих православных храмов (в России около ста) и четыре правящих архиерея <8>.

<8> См.: Шкаровский М. Сталинская религиозная политика и РПЦ в 1943 - 1953 годах // Slavica Iaponica. Hokkaido, 2009. С. 1 - 27.

Антирелигиозная политика затрагивала и другие конфессии страны, например, в 1917 г. в России было около 40 тысяч мечетей, число которых в 1937 г. сократилось в 40 раз. Были сожжены все буддийские монастыри в Бурятии, где уничтожено три четверти лам <9>.

<9> См.: Ванюков Д.А., Суслов И.В. Годы репрессий. М., 2007. С. 121.

Символом насильственной атеизации страны, унижения ее народа и его веры стал снос Храма Христа Спасителя в Москве, сооружение которого посвящалось победе над Наполеоном и всем сражавшимся и павшим в Отечественной войне 1812 года, патриотизму, охватившему в то время всю Россию. Сразу после изгнания из страны французской "Великой армии" в середине декабря 1812 г. по вознамерению русского народа, поддержанному императором Александром I, создать в Первопрестольном граде Москве церковь во имя Спасителя Христа начался сбор пожертвований на ее возведение. Строился Храм с 1837 по 1883 год <10>, а в 1931 г. был взорван по решению правительства.

<10> См.: Кузнечевский В.Д. Сталин. "Посредственность", изменившая мир. М., 2010. С. 491.

Однако разгром церковной организации не привел к желательным для советских властей результатам. С уничтожением большей части духовенства не исчезла потребность колоссального количества людей в религиозной вере, которая лишь принимала другие формы. По переписи 1937 г., 56 млн советских граждан (57% населения в возрасте от 16 лет и старше) считали себя верующими (эти данные переписи, по нашему мнению, как и количественные ее показатели, полученные путем опроса населения в самый разгар массовых репрессий, вызывают сомнения в их достоверности, что находит подтверждение в повторном ее проведении в январе 1939 г.) <11>.

<11> См.: Волков А.Г. Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда // Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы: Экспресс-информация. Серия: История статистики. М., 1990. Вып. 3 - 5. С. 6 - 63.

Не дожидаясь примирения безбожного государства с церковью, она первой воззвала к патриотическим чувствам людей. В день начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г., Патриарший Местоблюститель - митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский Иван Николаевич, с сентября 1943 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси) обратился к народу с Посланием "Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви". Были в нем и такие слова: "Фашистские разбойники напали на нашу Родину... Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Отечество защищается оружием и общим народным подвигом... Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она Небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг... и всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу!" <12>

<12> См.: Овсянников В. За други своя, за Отечество наше // Живая память. Великая Отечественная: правда о войне. Т. 2 / Ред.-сост. И.Г. Гребцов, В.К. Хохлов. М., 1995. С. 599 - 600.

Во время войны Русская Православная Церковь исполняла патриотический долг, совершая служение Отечеству в иных традиционных формах. Так, одним из важнейших направлений ее деятельности стала организация сбора средств в фонды обороны, помощи раненым, детям и семьям красноармейцев. По подсчетам Московской патриархии, к лету 1945 г. было собрано около 300 млн рублей, не считая драгоценностей, вещей, медикаментов, перевязочных материалов, продуктов питания и т.д.

На собранные священником Федором Пузановым из села Бродовичи-Заполье на оккупированной Псковщине среди верующих деньги, церковную утварь и драгоценности на сумму около 500 тыс. рублей, переданных через партизан на Большую землю, была выпущена танковая колонна имени Димитрия Донского.

Подобную работу на оккупированной территории Белоруссии проводил священник Григорий Чаус, передавший через партизан в Москву крупные суммы денег и ценности <13>.

<13> Одинцов М.И. Проявляйте себя, как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ // Исторический архив. 2006. N 2. С. 79.

На пожертвования православных верующих была создана и авиаэскадрилья имени Александра Невского.

Многих священников, монахов и особенно мирян, получивших перед войной и после ее начала свободу, мобилизовали, в том числе по их просьбе, на фронт. Они служили в хозяйственных, медицинских, штабных отрядах (миряне могли брать в руки и оружие), участвовали в партизанском движении, а также в антифашистском движении Сопротивления зарубежья.

Известен героический порыв епископа Луки (Войно-Ясенецкого) - крупнейшего хирурга. Будучи в красноярской ссылке, он просил о направлении его в любой военный госпиталь, дав обет вновь возвратиться в ссылку по окончании войны. Владыка был назначен главным хирургом эвакуационного госпиталя для тяжелораненых там же, в Красноярске. В повторную ссылку его никто не стал возвращать. В конце войны его монографические труды "О поздних операциях при инфицированных ранениях больших суставов" и "Очерки по гнойной хирургии" были представлены на соискание Государственной премии.

Гомельский протоиерей Василий (Копычко) - один из "партизанских батюшек" (проводил агитацию среди населения за партизан, организовал сбор необходимой информации, продовольствия, одежды, обуви для них) - награжден в конце войны медалью "Партизану Великой Отечественной войны".

Примеры беззаветного служения ближнему показывали монахини и послушницы Церкви, в частности: игуменья Анатолия (Букич), настоятельница Одесского Михайловского монастыря, вместе с сестрами обители активно участвовала в сборе продовольствия, теплых вещей, медикаментов для Красной Армии; игуменья монастыря в Домбоке (недалеко от г. Мукачево Закарпатской обл.) Феврония с сестрами в мае 1944 г. подобрали 215 советских детей из разбитого эшелона, направленного фашистами в Германию; пять месяцев, до прихода нашей армии, они укрывали и спасли их; монахиня Евфросиния (Симанская, родная сестра митрополита Ленинградского Алексия) вместе с братом помогала выжить бедствовавшим людям, лишенным всякой помощи.

Патриотическую работу по оказанию помощи фронту и тылу проводили: митрополит Сергий, руководивший всей деятельностью церкви по сбору средств в Фонд обороны; митрополит Алексий (Симанский Сергей Владимирович, с 1945 г. Патриарх Московский и всея Руси); митрополит Киевский Николай (Ярушевич), участвовавший после войны в работе Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецких захватчиков; управлявший приходами Московской области митрополит Крутицкий и др.

Немало священников, монахов и монахинь, послушников и послушниц расстреляны гитлеровцами без всякого повода, "для назидания другим", погибли от побоев и издевательств фашистов, в частности, священник церкви г. Ржева Андрей Попов; архимандрит Александр (Вишняков) и протоиерей Павел Остренский, известная столетняя схимница Серафима и ее послушница Александра, киево-печерские иноки, в том числе больной игумен Лавры Иринарх (Кондаркин) и монах Аркадий зверски были убиты в Киеве.

Открытость, жертвенность, непоколебимая преданность Родине и отечественным святыням, выдержка и терпение церкви обусловили изменение отношения к ней со стороны государственных органов, что, казалось, сделать просто невозможно. В Кремле на самом высоком уровне 4 сентября 1943 г. были приняты высшие представители РПЦ - митрополиты Сергий, Алексий, Николай. Состоялся разговор о церковных делах, в ходе которого обсуждались и вопросы, требующие участия властей в их разрешении (в частности, о созыве Собора епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси, образовании при Патриархе Священного Синода). Все вопросы, поставленные на встрече, нашли понимание правительства, которым была признана патриотическая позиция духовенства. Церковь вышла наконец из изоляции, власти согласились на ее существование. После этого начались открываться духовные академии и семинарии, появилась возможность выпуска религиозной литературы.

Период Второй мировой войны ознаменовался двумя значимыми событиями и для церкви, и для нашего Отечества - интронизациями двух Патриархов Московских и всея Руси - Сергия и Алексия I, которые могут быть названы Патриархами военного времени, времени особенно тяжелых испытаний для всего нашего народа. Церковь вместе с ним достойно прошла все эти тягостные несчастья <14>.

<14> См.: Овсянников В. Указ. соч. С. 593 - 598.

Примером несломленной силы духа, беззаветного служения Родине и святыням Отечества является следующий малоизвестный факт. Участник войны, фронтовик отец Пимен (в миру Извеков Сергей Михайлович), принявший постриг монашества и нареченный Пименом в 30-е годы (с 1971 г. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси), был подвергнут незаконной репрессии, будучи в рядах действующей Красной Армии. Спустя год после его кончины (3 мая 1990 г.) в церковной прессе были опубликованы некоторые данные из учетно-послужной карточки Извекова С.М., выданные архивом Советской Армии: "Прибыл из 519-го стрелкового полка, где был помощником начальника штаба по тылу, в 702-й стрелковый полк 213-й стрелковой дивизии, где был заместителем командира роты... 29 июня 1943 года пропал без вести...".

На самом деле оказалось, что после ранения он находился на излечении в госпиталях. Затем состоялся суд военного трибунала, вынесший необоснованный приговор - 10 лет заключения с отбыванием в исправительно-трудовом лагере за вменяемое ему в вину преступление, которое он не совершал. Из лагеря отца Пимена освободили досрочно, благодаря, в частности, честной, добросовестной работе в штабе генерала Н.Ф. Ватутина.

С 1963 г. митрополит Пимен был членом Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира. В июне 1985 г. Его Святейшеству была вручена юбилейная медаль "Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." <15>.

<15> См.: Овсянников В. Указ. соч. С. 594.

Символом неразрывного единения церкви и народа является возрожденный на прежнем месте, в тех же формах Храм Христа Спасителя в Москве в начале 1990-х годов, но уже в государстве, коренным образом положительно изменившем свою политику по отношению к церкви и вероисповеданию граждан.

Литература

  1. Ванюков Д.А., Суслов И.В. Годы репрессий. М., 2007. С. 95, 121.
  2. Волков А.Г. Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда // Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы: Экспресс-информация. Сер. "История статистики". М., 1990. Вып. 3 - 5. С. 6 - 63.
  3. Ирошников М.П., Процай Л.А., Шелаев Ю.Б. Последний российский император Николай II. СПб., 1992. С. 25 - 35.
  4. Крыленко Н.В. За пять лет (1918 - 1922). Обвинительные речи по наиболее крупным процессам, заслушанным в Московском и Верховном революционных трибуналах. М.: Пг., 1923. С. 67 - 69.
  5. Кузнечевский В.Д. Сталин. "Посредственность", изменившая мир. М., 2010. С. 491.
  6. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 24 - 25.
  7. Овсянников В. За други своя, за Отечество наше // Живая память. Великая Отечественная: правда о войне / Ред.-сост. И.Г. Гребцов, В.К. Хохлов. М., 1995. Т. 2. С. 599 - 600.
  8. Одинцов М.И. Проявляйте себя, как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ // Исторический архив. 2006. N 2. С. 79.
  9. Успенский В.Д. О репрессиях в отношении Русской православной церкви в период с 1918 по 1922 г.: Тайный советник вождя // Роман-газета. 1991. N 8. С. 79.
  10. Шкаровский М. Сталинская религиозная политика и РПЦ в 1943 - 1953 годах // Slavica Iaponica. Hokkaido, 2009. С. 1 - 27.