Мудрый Юрист

Право в условиях великой войны: "правовая мобилизация"

Исаев Игорь Андреевич, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируются основные тенденции развития права в России в условиях военной мобилизации. Дана оценка развития в области конституционного, уголовного, гражданского, трудового права. Отмечается сочетание общеправовых и чрезвычайных регулятивных мер. Исследуются также основные изменения в сфере государственного и судебного строительства и деятельности. Отмечается воздействие этих тенденций и на дальнейшее развитие отечественного права.

Ключевые слова: мобилизация, право, закон, целесообразность, законность, обязательства, имущество, колхозы, госорганы, компетенция, юрисдикция, репрессия, санкция, наказание.

Law in conditions of the Great War

I.A. Isaev

Isaev Igor' A., head, Chair of History of State and Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honored Scientist of the RF, doctor of juridical sciences, professor.

The article analyzes basic tendencies of development of law in Russia in conditions of military mobilization; evaluates the development made in the sphere of constitutional, criminal, civil and labor law; notes the combination of general law and extraordinary regulative measures; studies basic changes in the sphere of state and judicial activities; notes the influence of these tendencies and further development of Russian law.

Key words: mobilization, law, legal act, feasibility, legitimacy, obligations, property, kolkhozes, state agencies, competence, jurisdiction, repression, sanction, punishment.

Великая война в защиту Отечества потребовала всеобщей мобилизации. Все силы народа объединились для обороны и для победы над врагом. У такой мобилизации были свои закономерности. Она вскрывала новые силы и энергии, меняла социальную и экономическую структуру страны и открывала новые перспективы правопонимания. Законодатель должен был учитывать все эти тенденции.

"Правовая мобилизация" начинается уже в довоенный период. Идеи централизации и юридического авторитета реализуются уже в практике промышленной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в 20 - 30-х годах. Внутренняя политическая напряженность, в значительной мере обусловленная предчувствиями большой войны, обусловила появление чрезвычайных мер и чрезвычайного законодательства уже в ее преддверии.

Военная реформа, начавшаяся в середине 1930-х годов, ввела принцип всеобщей воинской обязанности вместо ранее существовавшей территориально-милиционной системы. Конституция СССР 1936 года закрепляла новый порядок. В 1938 году были созданы Главный военный совет Красной Армии и Главный военный совет Военно-Морского Флота, ведавшие вопросами военного строительства. Увеличилось число военных округов, возглавляемых военными советами, подчиненными Наркомату обороны. В 1937 году в воинских частях введен институт военных комиссаров (по опыту гражданской войны), осуществивших идеологический контроль. В день начала Второй мировой войны, 1 сентября 1939 года, Верховный Совет СССР принял Закон "О всеобщей воинской обязанности", по которому увеличивались сроки военной службы, снижался призывной возраст. В 1940 году был принят новый Дисциплинарный Устав, была повышена ответственность за дезертирство.

В годы войны военное строительство осуществлялось особенно интенсивно. В первый день войны была объявлена мобилизация 14 возрастов (от 19 до 55 лет). Высшее руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро ВКП(б) и Наркомата обороны.

С началом войны конституционная система государства была дополнена рядом институтов и образований, появление которых было обусловлено чрезвычайной ситуацией. Уже в июне 1941 года Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа - Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие конституционно закрепленные государственные, общественные и партийные органы, специальные комитеты и комиссии, а также через своих уполномоченных в союзных и автономных республиках. В некоторых областях и городских центрах создавались местные комитеты обороны, в состав которых входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления. Так, сессии Верховного Совета пройдут уже в 1942, 1944 и 1945 годах.

Мобилизация экономики была облегчена уже существующими в стране плановым и централизованным руководством и управлением. Важнейшей акцией в области организации экономики стала эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. При ГКО был создан Совет по делам эвакуации, в октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа в конце декабря 1941 г. войдут в состав Управления по делам эвакуации при СНК СССР. В республиках будут созданы отделы эвакуации, на железных дорогах - эвакуационные пункты.

Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. были созданы Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых исполкомах - бюро по учету и распределению рабочей силы.

Уже в начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых военно-промышленных наркоматов: в сентябре 1941 г. - НК танковой промышленности, в ноябре 1941 г. - НК минометного вооружения. Были проведены перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения и Наркомата связи на военный лад.

В начале июля 1941 г. правительство приняло постановление, значительно расширяющее права народных комиссариатов в условиях военного времени. Им предоставлялось право распределять и перераспределять материальные ресурсы между предприятиями, разрешать директорам предприятий и начальникам строек выделять из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы, перераспределять капиталовложения по строительству, отступать от утвержденных проектов и смет строительства, с учетом целесообразности, разрешать пуск в эксплуатацию строящихся и незавершенных предприятий и т.п.

Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941 г.) Указом "О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий". Трибуналы образовывались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах, на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Надзорными институтами для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорожная, военная водно-транспортная коллегии Верховного Суда СССР и Пленум Верховного Суда СССР. Наркомат юстиции осуществлял организационную работу, а соответствующие специальные прокуратуры - общий надзор и поддержание обвинения. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на военном положении) также преобразовались в военные.

Сроки рассмотрения дел в трибуналах были предельно коротки, приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора), дела слушались в закрытом заседании. До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Командующие армией и округами, военные советы могли приостанавливать исполнение смертных приговоров, остальные приговоры исполнялись немедленно после вынесения. Трибуналы наделялись широкой подсудностью, рассматривая наиболее опасные деяния вплоть до спекуляции и хулиганства. Военные власти определяли подсудность конкретного дела, передавая его общим судам и трибуналам. В местностях, объявленных на осадном положении, к "провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка" расстрел применялся без судебного разбирательства.

Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и после вступления СССР в войну. Однако формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Заметно была ограничена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно-правовым и административно-правовым.

В уголовном праве более жесткой становится уголовная репрессия, в области трудового права устанавливаются военно-мобилизационные принципы. Существенные изменения произошли также в области семейного, наследственного, жилищного права, где особым вниманием пользовались военнослужащие и их семьи, специальной защитой - другие имущественные права этих субъектов.

В военных условиях существенные применения произошли в области уголовного права. В июле 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения". Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционные деяния. В ноябре 1943 г. был принят Указ "Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну".

С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права ("фашистских преступников и их пособников") были введены особые меры наказания - смертная казнь через повешение и каторжные работы. Еще в начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали результаты деятельности военных трибуналов.

Много внимания законодатель уделял борьбе с хищениями. В июне 1943 г. был принят Указ об ответственности за хищение горючего (мобилизацию энергоресурсов с 1942 г. осуществляли главные управления по снабжению углем, нефтью, газом и искусственным топливом). Закон 1932 г. с его жесткими санкциями ("закон о колосках") стали применять к случаям хищения продуктов. Вводились уголовные нормы, предусматривающие наказания за убой скота, поломку сельхозтехники и пр.

В декабре 1932 г. был расширен состав такого преступления, как спекуляция (в нее включалась продажа махорки и самогона в больших количествах). Проявилась тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса. Так, в ст. 61 УК РСФСР в редакции 1926 г. включались деяния, связанные с уклонением от различных государственных повинностей, "разбазаривание продуктов" должностными лицами подпало под действие августовского Закона 1932 г. "О хищениях социалистической собственности". В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была по аналогии приравнена к бандитизму.

Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: стал шире использоваться принцип аналогии и возмездия как одной из целей наказания.

Появились новые составы преступлений - так, уголовное наказание стало назначаться за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.) и пр. Был расширен круг действий, входивших в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке. Наряду с усилением наказаний за наиболее опасные преступления стало применяться более широкое судебное (а не указное) толкование.

В сфере гражданского права военная ситуация также привела к ряду нововведений. В связи с эвакуацией имущества возникало много споров. Сужалась сфера договорных отношений, и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания стали служить главным основанием для возникновения обязательств даже без заключения договоров. Усилилось воздействие административных актов на возникновение обязательств. Плановые предпосылки конкретизировались в договорных отношениях.

Особую роль стало играть право владения: расширялась практика присвоения предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества. Купля-продажа часто заменялась простой передачей имущества от госоргана к госоргану. Вместе с тем распределительные (относительно ресурсов, сырья и пр.) права наркоматов расширились, так же как и "внутренний хозрасчет" предприятий. Был упрощен порядок подрядного строительства и составления сметной документации.

В области сельского хозяйства важную роль сыграло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" (август 1943 г.). В нем закреплялись меры, направленные на развитие земледелия, скотоводства, жилищного строительства, установление налоговых льгот организациям и лицам.

Колхозам возвращался скот, ранее им принадлежавший и эвакуированный еще до начала оккупации, колхозы освобожденных территорий освобождались от некоторых обязательных государственных поставок (установленных в 1939 - 1940 гг.), государство осуществляло закупку скота в восточных районах, чтобы обеспечить нужды западных областей. Жители освобожденных районов освобождались от обязательных поставок сельхозпродуктов.

Вместе с тем главным направлением в политике правового регулирования экономики оставалась мобилизация всех возможных ресурсов. В феврале 1942 г. был принят Указ "О мобилизации всего трудоспособного населения для работы в производстве и строительстве", трудовая повинность была введена еще в июне 1941 г. В сфере сельскохозяйственного производства в апреле 1942 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников (как взрослых, так и подростков). Тогда же было принято постановление о мобилизации горожан на сельхозработы в колхозы, совхозы и МТС. Ранее установленный порядок обязательных поставок государству в годы войны был дополнен: создавались специальные фонды (поставок Красной Армии и т.п.). Закон, с одной стороны, стимулировал более интенсивное использование земель (в частности, пустующих) колхозами, а с другой - проводил политику огосударствления колхозов.

"Мобилизационное право" военной эпохи было не только обусловлено правовым и государственным развитием довоенного времени, но, в свою очередь, оказало заметное влияние и на последующее послевоенное развитие правовых институтов и установлений. Его влияние еще сказывалось в конце 40-х и начале 50-х годов.