Мудрый Юрист

Социально-имущественные потребности российских граждан как объект правового обеспечения в свете реализации идей

Гришина Я.С., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Калмыцкого филиала МАЭП.

В настоящей статье на основе творческого развития идей, содержащихся в доктрине имущественных потребностей, разработанных Н.А. Бариновым, обосновывается научно-правовая категория "социально-имущественные потребности". Дается их определение и выявляются сущностные черты.

Ключевые слова: социальные потребности; имущественные потребности; социально-имущественные потребности; правовое обеспечение социально-имущественных потребностей.

Social-property needs of Russian citizens as an object of legal support in the light of realization of ideas of N.A. Barinov

Y.S. Grishina

The scientific and legal category "social-property needs" is proved in the present article on the basis of creative development of the ideas containing in the doctrine of the property needs developed by N.A. Barinov. Their definition is given and specific feachers come to light.

Key words: social needs, property needs; social-property needs; legal support of social-property needs.

Категорию "социально-имущественные потребности" можно рассматривать в философском, экономическом и нравственном аспектах. Однако общественные отношения, возникающие по поводу удовлетворения потребностей, составляющих предмет социального права, как объект правового обеспечения имеют, несомненно, юридическую природу. Исходя из разделяемого нами тезиса, что под социальным правом следует понимать нормативную область правовых отношений и видов деятельности, в которой закрепляются непосредственные ценности, интересы и потребности людей, их социальных слоев, групп и институтов <1>, изучение правового аспекта социально-имущественных потребностей как системообразующего фактора инновационно-правового обеспечения достойного уровня жизни представляет значительный научный и практический интерес.

<1> См.: Нехаева У.И. Социальное назначение права: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2010. С. 9.

Социальные потребности неоднократно находились в центре внимания различных ученых. По мнению американского психолога А. Маслоу, потребности личности представляют собой иерархическую структуру, которую в упрощенном виде можно представить в виде "пирамиды потребностей", в основании которой находятся элементарные биологические потребности, а последующие уровни составляют социальные потребности: потребности в самореализации, творческой деятельности и т.д. <1>. Социальные потребности личности - разновидность потребностей, обусловленных общественной природой человека, связанных с процессом ее социализации, интеграции в сложившуюся систему общественных отношений. Под ними следует понимать потребности в культурном развитии, образовании, состоянии здоровья, окружающей микросреды, условий труда, отдыха, жилища. Социальные потребности, по мнению О.В. Хлопиной, всегда связаны с социальными проблемами - экологией, преступностью, низкой продолжительностью жизни и т.д. В этом смысле социальные потребности общества совпадают с понятием национальных или государственных приоритетов, так как в конечном счете речь идет о качестве населения и о месте российского государства в международном сообществе. Качество населения складывается из его благосостояния, здоровья, продолжительности жизни, образованности, успешности реализации творческих начал, безопасности и т.д. <2>.

<1> Наиболее подробно идеи А. Маслоу изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality) // http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 21.12.2011).
<2> Хлопина О.В. Инновации, право и социальные потребности: проблемы соотношения // Правовые проблемы научного прогресса: Материалы заседаний Международной школы молодых ученых-юристов. Москва, 28 - 30 мая 2009 г. М.: Юриспруденция, 2010. С. 122.

Одно из важнейших мест в классификации социальных потребностей занимают имущественные потребности. Автором теории имущественных потребностей в цивилистической доктрине в настоящее время следует считать авторитетного российского ученого Николая Алексеевича Баринова. Согласно его концепции, под имущественными потребностями в гражданско-правовом аспекте понимается "объективно существующая необходимость (нужда) в потреблении материальных благ (продовольственных и промышленных товаров, имущества, объектов собственности, жилища, работ, услуг и др.) в целях создания условий для обеспечения достойной жизни и нормальной жизнедеятельности человека" <1>.

<1> Баринов Н.А. Размышления о предмете гражданского права // Избранные труды. М.: Норма; Инфра, 2012. С. 582.

Вместе с тем категория "обеспечение достойной жизни" является правовым стержнем системы социальных прав человека, обеспечение которых в силу ст. 7 Конституции РФ признается в российском социально ориентированном государстве приоритетным направлением национальной социальной политики. В условиях формирования рыночной экономики наряду с необходимостью удовлетворения различных материальных имущественных потребностей граждан и их объединений важнейшее значение приобретает удовлетворение имущественных потребностей в социальной сфере, то есть, по авторскому определению, социально-имущественных потребностей, главную роль в обеспечении которых призваны сыграть гражданско-правовые средства. Вместе с тем, отдавая должное методологическому значению доктрины Н.А. Баринова, разработавшего дифференциацию имущественных потребностей, следует отметить, что категория "социально-имущественная потребность" ранее в цивилистике самостоятельному монографическому исследованию не подвергалась и впервые вводится в научный оборот, что обусловливает актуальность теоретического обоснования ее содержания и сущности как объекта гражданско-правового обеспечения достойной жизни человека.

Научно-теоретическое обоснование доктрины имущественных потребностей содержится в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, профессора Н.А. Баринова <1>, защита которой состоялась в 1988 году в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В советское время различные аспекты гражданско-правового регулирования отношений по удовлетворению потребностей уже становились предметом научных исследований <2>. Однако заслуга ученого состоит в том, что ранее дефиниции имущественных потребностей и правовых средств их удовлетворения в цивилистике не разрабатывались.

<1> См.: Баринов Н.А. Гражданско-правовые проблемы удовлетворения имущественных потребностей советских граждан: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1988.
<2> См., например: Грибанов В.П. Роль гражданского права в удовлетворении материальных и культурных потребностей граждан // Гражданско-правовое регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан / Под ред. В.П. Грибанова, З. Чешки. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 3 - 24; Кабалкин А.Ю., Химчук В.М. Удовлетворение потребностей граждан и закон. М., 1980; Керимов Д.А. Потребность, интерес и право (к вопросу об объективном и субъективном в праве) // Советское государство и право. 1971. N 4. С. 95 - 103.

Исходя из тезиса о том, что потребность представляет собой необходимость (нужду) индивида, группы лиц, общества, исходящую от самого субъекта, Н.А. Баринов считает, что потребность всегда объективна, так как детерминирована материальными условиями жизни общества. Понятие имущественных потребностей, с его точки зрения, следует связывать с понятием имущественных отношений, отношений собственности, опосредуемых товарно-денежными формами, и потому они (потребности) имеют вещный или обязательственный характер и реализуются в объектах собственности, имуществе, товарах, жилище, работах, услугах и других материальных благах. Эти отношения образуют особую форму общественных отношений, направленных на удовлетворение имущественных потребностей физических и юридических лиц.

Выявляя сущностные черты потребностей, Н.А. Баринов приходит к выводу о том, что "во-первых, потребность - всегда нужда в чем-то; во-вторых, она проявляется как объективная необходимость; в-третьих, она всегда выступает как определенные отношения, например как имущественные отношения" <1>. По его мнению, систему имущественных потребностей можно классифицировать по следующим основаниям: а) в продовольственных товарах; б) в промышленных товарах; в) в жилище; г) в услугах <2>.

<1> Баринов Н.А. Доктрина имущественных потребностей и ее правовое обеспечение // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3 - 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов: СГАП, 2001. С. 181.
<2> Там же. С. 181.

В соответствии с концепцией Н.А. Баринова удовлетворение имущественных потребностей обеспечивается гражданско-правовыми средствами, под которыми ученый предлагает понимать "юридические возможности, заложенные в нормах права и его отдельных институтах, которые используются в процессе их реализации в целях обеспечения имущественных и неимущественных потребностей граждан и организаций" <1>. При этом, по его мнению, наименования правовых средств и институтов могут совпадать (например, право собственности, ответственность, договор). Характерной особенностью правовых средств является то, что они предусматриваются нормами права, формирующими определенные юридические возможности. Вместе с тем правовые средства не замыкаются в провозглашении указанных возможностей, а характеризуют эти возможности в динамике, в процессе их реализации <2>.

<1> Там же. С. 181.
<2> Там же. С. 181.

Обращается внимание на то, что в своих рассуждениях в одних случаях Н.А. Баринов употребляет словосочетание "имущественные потребности обеспечиваются и удовлетворяются с помощью правовых средств" <1>, а в других "обеспечение удовлетворения имущественных потребностей" <2>, что в контексте настоящего исследования требует более внимательно отнестись к дефинициям "удовлетворение" и "обеспечение". Анализ научной литературы показывает, что в отношении содержания данных категорий единство среди ученых отсутствует, и порой они употребляются произвольно, по субъективному усмотрению автора. В различных отраслевых исследованиях термин "обеспечить" означает "обезопасить, защитить <3>; предоставить в достаточном количестве для жизненного существования <4>; застраховать <5>; гарантировать, сделать возможным, действительно реально выполнимым <6>". В большинстве случаев, если речь ведется о юридическом обеспечении потребностей, интересов, субъективных прав, то данный термин чаще всего употребляется в последнем значении.

<1> Баринов Н.А. Институт имущественных потребностей в частном праве // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Всероссийского XIX научного форума (г. Самара, 27 - 28 мая 2011 г.). Самара, 2011. С. 15.
<2> См., например: Баринов Н.А. Имущественные потребности и гражданское право / Под ред. Ю.Х. Калмыкова. Саратов: ИСУ, 1987. С. 52.
<3> См.: Багаутдинов Ф.Н. Обеспечение имущественных прав личности при расследовании преступления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 2 - 22; Петрикин В.Ю. Обеспечение имущественных прав граждан при применении мер уголовно-процессуального принуждения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 2 - 21; Сарбукова А.С. Способы обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов Российской Федерации // Право. 2011. N 4. С. 71; Федорова Н.Г. Развитие законодательства России по формированию правовых средств обеспечения имущественных прав потерпевших // Вестник СГАП. 2008. N 2. С. 191; Хатуаев В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 2 - 47.
<4> См.: Мацулевич Ю.С. К вопросу о понятии потребности в социальном обеспечении (правовой аспект) // Вопросы совершенствования правоприменительной практики гражданского и трудового законодательства (тезисы докладов Республиканской научной конференции 24 - 25 ноября 1989 г.). Вильнюс: Изд-во Вильнюс. ун-та, 1989. С. 120 - 123; Рахвалова М.Н. Варианты исполнения обязанности по обеспечению потребности получателя ренты в жилище // Семейное и жилищное право. Юрист, 2009. N 2. С. 26 - 29.
<5> См.: Емельянов А.С. Правовые основы обязательственного государственного страхования: на примере органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 7.
<6> См.: Елкина О.С. Брачный договор как способ обеспечения имущественных прав супругов // Гражданское право. 2009. N 4. С. 42 - 45; Елисеев В.С. Государственное регулирование аграрных отношений: правовое обеспечение и защита имущественного интереса субъекта сельского хозяйства: Автореф. ... дис. докт. юрид. наук. М., 2011. С. 2 - 51; Ломидзе О. Распоряжение обязательственным правом: потребности оборота и их обеспечение действующим законодательством // Хозяйство и право. М., 2004. N 1. С. 88 - 98; Полякова Т.А., Зимин И.В. Актуальные вопросы правового обеспечения единого информационного пространства при формировании информационного общества // Информационное общество: проблемы развития законодательства. Сборник научных работ. М.: ИГП РАН; Юридическое издательство "ЮРКОМПАНИ", 2012. С. 42; Рыбаков В.А. Конституционное обеспечение имущественных прав граждан: Материалы научно-технической конференции. Уфа: Изд-во Уфим. ВШ МВД РФ, 1993. С. 103 - 105; Тресцова Е.В. Материально-правовые гарантии обеспечения имущественных интересов несовершеннолетних в семейном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1991.

Удовлетворение потребностей - это беспрерывная целенаправленная деятельность, поскольку потребность выступает источником активности личности. По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие. Неудовлетворение потребностей вызывает чувство неудовлетворенности, обусловленное дефицитом необходимых благ, порою связанное с напряжением и дискомфортом. Следовательно, потребности выступают основными побудительными силами человеческой деятельности, степень удовлетворения потребностей определяет уровень благосостояния, качество жизни. Таким образом, представляется, что обеспечить удовлетворение потребностей - это значит сделать процесс удовлетворения жизненными благами реально выполнимым, гарантированным, достойным человеческого существования. Следовательно, в контексте нашего исследования наиболее приемлемо словосочетание "обеспечение удовлетворения имущественных потребностей". При этом в качестве ориентира правового обеспечения социально-имущественных потребностей в свете реализации идей Н.А. Баринова следует рассматривать обеспечение уровня достойной жизни.

Осознанные потребности - это социальные интересы, обобщенное воплощение социальных потребностей. Интерес - это обобщенная потребность в чем-либо. Однако, по справедливому замечанию В.П. Грибанова, "потребность и интерес - не одно и то же" <1>, хотя между ними существует неразрывная связь. Потребность порождает интерес, становясь его содержанием. Интерес, по мнению Р. фон Иеринга, в смысле субъективном указывает на чувство зависимости в жизни. Интересы - это суть жизненные потребности (Lebensbedingungen) в широком смысле <2>.

<1> Грибанов В.П. Интерес в гражданском праве // Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2001 (Классика российской цивилистики). С. 239.
<2> См.: Иеринг Р. фон. Избранные труды. Самара: Самарская гос. экон. академия, 2003. С. 433.

Сформировавшийся интерес конкретизирует потребность и означает завершение процесса прохождения потребности через сознание субъекта и его нацеленность на определенный объект действительности. Следовательно, являясь первопричиной по отношению к интересу, потребность руководит интересом. "Интерес тем самым приобретает характер цели... которые реализуются лишь благодаря воле, волевой деятельности, - отмечает Д.А. Керимов. - Основой этого процесса является объективная реальность, объективность потребностей, интереса, цели и воли" <1>. Идея удовлетворения какой-либо потребности или жизненного интереса лежит в основе правоотношения. Удовлетворение такой потребности как жизненного отношения требует признания в обществе юридическим отношением. Классики российской цивилистики единодушны в оценке того, что формирование, содержание и назначение права определяется потребностями и интересами людей и стремлением их удовлетворить <2>.

<1> Керимов Д.А. Указ. соч. С. 103.
<2> См.: Гамбаров Ю.С. Гражданское право: Общая часть. М., 2003. С. 194 - 195; Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 т. Т. 1. М., 1997. С. 31.

Реальными причинами деятельности социальных субъектов являются интересы, направленные на удовлетворение определенных потребностей, лежащих в основе непосредственных побуждений и мотивов. Выступая в качестве силы, порождающей определенные отношения с иными субъектами, социальные потребности трансформируются в притязания. Если они соответствуют правовым предписаниям, можно говорить о социальных интересах или о социальных правах граждан <1>. Обеспеченные законом социальные притязания личности отвечают требованиям прав человека и гражданина, и в этом смысле не имеют существенных отличий от экономических, культурных, а также политических и гражданских прав <2>.

<1> См.: Путило Н.В. Социальные права граждан: история и современность. М.: ИД "Юриспруденция", 2007. С. 137.
<2> См.: Там же. С. 138.

Систематизация социальных интересов рассматривается Н.М. Коршуновым в качестве методологической базы, позволяющей на уровне механизма правового регулирования выявить общие модели соотношения частных и публичных начал. Под публичным интересом понимается признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития. Публичные интересы отображают в праве сбалансированные интересы государства, общества и частных лиц, испытывающих потребность в государственной поддержке, при отсутствии которой высока вероятность возникновения кризисных явлений в обществе. Публичные интересы, отражающие интересы общества в целом, понимаемые как общественные интересы, следует рассматривать как интересы гражданского общества в той степени, в какой могут быть обеспечены правовой защитой в конкретных социально-экономических и политических условиях.

Частные интересы, отмечает Николай Михайлович, - это интересы определенного гражданина (физического лица), семьи, группы граждан, организации, если последняя создана непосредственно при участии физических лиц и не принадлежит к публичной сфере. Совокупность публичных и частных интересов образует национальные интересы Российской Федерации, под которыми понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в международной, военной, экономической, социальной и иных сферах <1>. По мнению ученого, система социальных интересов должна рассматриваться в качестве объективного фактора, предопределяющего социальную сущность конвергенции частного и публичного права. С его точки зрения, "юридическая сущность конвергенции частного и публичного права характеризует ее как специфическое инструментально-нормативное догматическое правовое явление, обеспечивающее упорядочивание общественных отношений посредством сочетания частноправовых и публично-правовых методов их регулирования" <2>. Думается, что позиция Н.М. Коршунова справедлива в отношении эволюции процесса обеспечения удовлетворения социально-имущественных потребностей, выражающегося в конвергенции частного и публичного права, которое должно опосредоваться оптимальным соотношением частных и публичных интересов государства и гражданского общества. Взаимодействие частного и публичного права должно определяться конституционным положением о том, что человек, его интересы, права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства, что прямо вытекает из конституционного положения о том, что Российская Федерация является социальным государством <3>.

<1> См.: Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма; ИНФРА, 2011. С. 53 - 55.
<2> Коршунов Н.М. Указ. соч. С. 47.
<3> См.: Яковлев В.Ф. О правовой системе современной России // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. К 80-летию С.С. Алексеева. М.: Статут; Екатеринбург: Институт частного права, 2004. С. 20 - 21.

Очевидно, что одними только правовыми средствами обеспечение удовлетворения потребностей в материальных благах невозможно, так как оно зависит от экономического уровня развития государства. Однако экономика и право тесно связаны, и при употреблении словосочетания "обеспечение удовлетворения имущественных потребностей правовыми средствами" следует считать, что речь идет о реальной, гарантированной охране и защищенности имущественных прав и интересов граждан и юридических лиц. Именно в этом смысле употребляет выражение "обеспечение удовлетворения потребностей" В.Ф. Яковлев <1>. По его мнению, одним из главных каналов, через которые осуществляется удовлетворение потребностей, являются гражданско-правовые отношения, то есть имущественные отношения, облекаемые в гражданско-правовую форму.

<1> См.: Яковлев В.Ф. Структура гражданского правоотношения как средство обеспечения удовлетворения потребностей // Вопросы гражданско-правового обеспечения интересов потребителей в свете решений XXVII съезда КПСС. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1997. С. 12 - 19.

Ученый убежден, что механизм гражданско-правового регулирования, его правовой инструментарий приспособлены для юридического обеспечения удовлетворения потребностей участников отношений, опосредуемых гражданским правом. С его точки зрения, функциональность назначения гражданского права обнаруживается в структуре гражданско-правовых отношений, под которыми в данном случае исследователем понимается организация прав и обязанностей, образующих содержание правоотношений. Следует согласиться с В.Ф. Яковлевым, что правовым средством реализации интересов, а также удовлетворения потребностей служит субъективное право: "Принадлежащая правомочному субъекту, - по его мнению, - в соответствии с законом возможность определенного поведения и ее использование позволяют ему достичь цели, ради которой он вступает в правоотношения, т.е. удовлетворить соответствующую потребность" <1>.

<1> Яковлев В.Ф. Указ. соч. С. 13.

Исследователь исходит из того, что ядро любого гражданского правоотношения образует субъективное право лица, участвующего в нем. Данная особенность, по его мнению, является универсальной, так как присуща всем общерегулятивным правоотношениям, суть которых состоит в наделении лиц гражданской правосубъектностью. "Сама гражданская правосубъектность лиц, - считает В.Ф. Яковлев, - представляет собой общее право участвовать в гражданских отношениях, использовать соответствующий правовой арсенал для удовлетворения своих потребностей и интересов, носителем которых выступает данный субъект" <1>.

<1> Там же. С. 13.

В целом соглашаясь с рассуждениями уважаемого ученого, в то же время считаем возможным сделать следующие уточнения. На наш взгляд, гражданская правосубъектность представляет собой научную категорию, содержанием которой является потенциальная возможность быть участником гражданских правоотношений. Границы этих возможностей определяются объемом правомочий, заключенных в категориях "правоспособность" и "дееспособность". Реальное субъективное право возникнет у субъекта гражданских прав лишь при наличии конкретного юридического факта, являющегося основанием возникновения гражданского правоотношения. Каждый субъект гражданских прав имеет потенциальное право стать собственником имущества. Однако это право возникнет только в результате наступления юридического факта. У одного лица возникнет право собственности на виллу на Канарах, у другого - на домик в деревне в Саратовской области, у третьего эта потенциальная возможность так никогда и не будет реализована. Следовательно, речь должна вестись не только об удовлетворении имущественных потребностей, но и о реальном их обеспечении, и не только правовыми средствами, но и уровнем экономического развития общества.

В подтверждение данного тезиса возможно сослаться на точку зрения Н.В. Путило. По ее справедливому мнению, "если понимать под обеспечением создание системы организационных и иных структур, проведение определенных действий со стороны государства, то, как показывает практика, социальное право на бесплатную медицинскую помощь в большинстве массово используется лишь после того, как создается государственная и бесплатная система здравоохранения. А это требует значительного времени (если государство не использует прием национализации частных учреждений социальной сферы)" <1>.

<1> Путило Н.В. Указ. соч. С. 132.

Качество жизни как обобщающая социально-экономическая категория и ориентир правовых гарантий государства, позиционирующего себя как социальное, включает уровень потребления материальных благ и услуг, уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат и душевный комфорт <1>. Составляющие качества достойной жизни достаточно сложны в определении, так как "потребности человека разнообразны и субъективны, и определить точно, где начинается образ жизни, достойный человека, нельзя" <2>. В то же время следует согласиться с тезисом Н.С. Малеина, что "представления о жизненных стандартах... в разных странах различны, но есть условия существования, обязательные для всех, исходящие из современных критериев цивилизованных стран" <3>. Особенность юридической природы социальных прав заключается в том, что наряду с правами экономическими и культурными они призваны обеспечить защиту полноценной человеческой личности, при этом гарантируя возможность одновременного пользования правами, свободами и благами социальной справедливости.

<1> См.: Сергеев И., Кирсанов Н., Кирсанова И. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования // Экономист. 2007. N 1. С. 48.
<2> Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П.И., Покровский И.А. О праве на существование. М., 1911. С. 7.
<3> Малеин Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. N 6. С. 23.

Вместе с тем в некоторых международных правовых актах сделана попытка количественного измерения категории "достойное человека существование". Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах связывает право на достаточный жизненный уровень с реальным уровнем материального благосостояния, с обеспеченностью товарами и услугами, с определенной продолжительностью жизни как обобщающим выражением социального благополучия и качества жизни <1>. Таким образом, в международном праве делается попытка нормативного определения "количественной стороны" социальных прав. Важнейшим элементом права на достойное существование в современном мире выступает также право на гарантию государством прожиточного минимума, который, к сожалению, отсутствует в Конституции РФ. Однако Федеральным законом N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. от 30 ноября 2011 г.) <2> в ст. 5 и 6 не только обеспечивается право малоимущих на право получения социальной помощи, но и закреплен механизм определения уровня жизни граждан, что соответствует принципу социальной справедливости, реализуемому в социально ориентированном государстве. В связи с этим представляется, что несомненным достоинством учения Н.А. Баринова об имущественных потребностях и правовых средствах их удовлетворения является то, что при обосновании дефиниции учитывается социальная направленность теории на гражданско-правовое обеспечение достойной жизни человека <3>. В настоящее время проблема достойной жизни является важнейшим и самым острым социальным вопросом, что обусловливает необходимость более внимательного изучения данного понятия.

<1> См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека // Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 1998. С. 44 - 52.
<2> См.: Собрание законодательства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 14. Ст. 1257.
<3> См.: Баринов Н.А. Размышления о предмете гражданского права // Избранные труды. М.: Норма; Инфра, 2012. С. 582.

Термин "достойное человеческое существование" в развитие тезиса И. Канта о том, что жизнь человека есть абсолютная ценность и поэтому ее нормативный статус требует признания ее достоинств, впервые был применен в философской статье В. Соловьева "Хозяйственный вопрос и нравственность", основное содержание которой сводилось к требованиям социальной политики. Несмотря на то что эти социальные инициативы не получили законодательного признания в России, "право на достойное человеческое существование" было законодательно оформлено в начале XX века в Германии. В соответствии со ст. 151 Веймарской конституции 1918 г. "организация хозяйственной жизни должна соответствовать принципам справедливости в целях обеспечения достойного существования всех" <1>. Сегодня свою приверженность идее построения социального государства подтвердила и Россия в Конституции РФ 1993 года декларирующая, что социальная политика современного российского государства "направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

<1> Подробнее см.: Иваненко В.А., Иваненко В.С. Указ. соч. С. 109 - 110.

В современном мире важнейшим международным документом, закрепляющим содержание прав человека на достойную жизнь, является Всеобщая декларация прав человека, в которой наряду с классическими гражданскими правами закреплены и социальные права на труд и его свободный выбор, на справедливые и благоприятные условия труда, справедливое вознаграждение и равную плату за равный труд, разумные ограничения рабочего дня; право создавать профсоюзы и вступать в них; право на отдых, медицинский уход, социальное обслуживание, образование, а также право на достойный жизненный уровень <1>. В дальнейшем право на достойную жизнь подтверждается в ряде следующих международных документов: в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в Европейской социальной хартии 1961 г. <2>, а также в конституциях ряда стран <3>. Таким образом, проблема социальных прав была выведена из границ внутренних проблем отдельной страны и становится делом международного сообщества. Постепенно принцип "обеспечения достойного уровня жизни" становится конституционной целью развития многих государств и первым признаком социального государства, что предполагает более внимательное ознакомление с его особенностями.

<1> Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка РГ" совместно с библиотечкой журнала "Социальная защита". 1995. N 11. С. 10.
<2> См.: Европейская социальная хартия // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998. С. 570 - 586.
<3> См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. В 4 томах. Т. 1 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Изд-во "БЕК", 1995. С. 312.

Следует отметить, что термин "социальное государство" появился в середине XIX века благодаря немецкому юристу и экономисту Лоренцу фон Штейну, взгляды которого формировались под влиянием философии Гегеля, английской экономической теории, французских утопических социалистических доктрин и социально-правовых учений, появившихся в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Ученый считал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого <1>.

<1> См. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. М., 2003. С. 42 - 43.

В последние десятилетия понятие "социальное государство" все чаще стало употребляться в качестве интегративной характеристики современного государственного устройства <1>. Общепризнано, что социальное государство представляет собой высшее достижение западной цивилизации, воплощение общечеловеческих ценностей и одновременно наилучшим образом соответствует уникальным национально-культурным особенностям России <2>. Под ним понимается государство, которое должно осуществлять "экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием к следующему развитию другого, и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве" <3>.

<1> См.: Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция теории и практика (политико-социологический анализ): Дис. ... докт. политических наук. СПб., 1998; Родионова О.В. Социальное государство (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002; Торлопов В.А. Социальное государство в России (анализ социально-политических взглядов): Дис. ... докт. социологических наук. СПб., 1999; Кочеткова Л.Н. Социальное государство: Опыт философского исследования. М.: Книжный дом "Либроком", 2009.
<2> См.: Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. М.: МГИМО - Университет, 2006. С. 12.
<3> Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского унив-та Дружбы народов. Сер. "Политология". М., 2000. N 2. С. 46 - 60.

Однако партии и общественно-политические движения в России и в других странах в зависимости от своих доктринальных программ вкладывают в понятие социального государства и его социальной политики разное содержание. Сегодня в научной литературе существует большое количество исследований эволюции взглядов на концепции социального государства, которые формировались в органической связи с идеями гуманизма, демократии, правового государства и гражданского общества и в соответствии с которыми правовое государство отстранялось от вмешательства в экономическую и социальную сферы жизни и деятельности общества и выполняло лишь охранительные функции - играло роль ночного сторожа <1>.

<1> См.: Данилова Л.А. Обеспечение социальных потребностей человека в правовом государстве // Право: теория и практика. 2006. N 15. С. 52.

В научной литературе отмечается, что в настоящий момент сформированы две основные модели социальной государственной политики, имеющие существенные различия во взглядах на строительство социального государства: социально-демократическая и либеральная <1>. А.В. Барков обращает внимание на следующие различия. Социально-демократическая модель, по его мнению, основывается на утверждении, что рынок как основной регулятор общественных процессов не во всем эффективен и позитивно действует лишь на микроэкономическом уровне, а на макроэкономическом уровне он неэффективен. Распределение целого ряда товаров и услуг (предметов первой необходимости, лекарств, образования, здравоохранения, жилья) на основе рыночных отношений усиливает социальное неравенство и порождает напряженность в обществе. Эти противоречия возможно разрешить в рамках социальной политики посредством принятия блока соответствующих законов, защищающих социальные права граждан. Приверженцы социально-демократической концепции социальной политики предполагают строгий контроль и принудительные меры со стороны государства над системой рыночных отношений, которым отводится значительная роль в решении актуальных социальных задач, гармонизации интересов различных слоев общества. Вместе с тем, по мнению А.В. Баркова, на практике решение этой проблемы часто сталкивается с таким явлением, как ужесточение социального контроля со стороны государства над теми слоями общества, которым предоставляются социальные услуги и социальная помощь, что в рамках социально-демократической модели является недемократичным по своему существу <2>.

<1> См.: Чепурной А.Г. Социальная защита инвалидов боевых действий в Российской Федерации: Монография. М., 2006. С. 12 - 14.
<2> Барков А.В. Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг. М.: ИГ "Юрист", 2008. С. 10 - 11.

Различие во взглядах, наблюдающееся в дискуссии о том, предполагает ли право граждан на достойный уровень жизни обязанность государства обеспечить его каждому человеку или при которых человек сам, используя свой внутренний потенциал, определит характер своего достатка, обусловливается приверженностью той или иной модели государственной социальной политики. А.В. Барков, анализируя содержание приоритетных национальных проектов, приходит к выводу, что реализуемая в настоящее время в Российской Федерации модель социальной политики все более тяготеет к либеральной модели <1>, которую в некоторых странах трактуют как функцию "государства социальных услуг", вкладывая в ее содержание следующие элементы:

<1> См.: Барков А.В. Указ. соч. С. 12.
<2> См.: Шинелева Л.Т. Общественные неправительственные организации и власть. М., 2002. С. 10 - 18.

Действительно, современные реалии таковы, что, закрепляя социальные права человека, государство должно учитывать, что для реализации этих прав индивид вынужден вступать в рыночные отношения с субъектами, в деятельности которых одной из главных целей является получение прибыли, следовательно, в условиях рыночной экономики гражданин получает социальные услуги не от государства, а от участников рынка. Поэтому, по мнению Л.Н. Кочетковой, одной из сторон данных отношений, наряду с гражданином, государством и организациями, защищающими интересы гражданина, выступает собственник, оказывающий социальные услуги на рыночных условиях <1>, что следует учитывать при разработке правовой модели обеспечения социально-имущественных потребностей граждан.

<1> См.: Кочеткова Л.Н. Указ. соч. С. 134.

Однако представляется, что и либеральная модель социальной политики неспособна справиться с решением существующих социальных проблем, на что достаточно активно стали обращать внимание в научной литературе <1>. Если ранее либеральная рыночная экономика в России представлялась абсолютным идеалом, к которому стремились практически любой ценой, то в настоящее время стало очевидно, что процесс перехода к рынку оказался намного сложнее, чем это казалось реформаторам. "Надежды ортодоксов современного экономического либерализма на то, что "невидимая рука" рынка "все решит", не оправдали себя в принципе, - считает Э.Н. Рудык. - Прежде всего по причине несовпадения, либо, по меньшей мере, возможности несовпадения интересов отдельного индивидуума, групп (коллективов) индивидуумов и общества в целом" <2>. Данная позиция разделяется И.В. Донниковым, отмечающим в условиях мирового финансового кризиса идейную несостоятельность монетаристской концепции экономики России, "построенной по чертежам правительства Ельцина - Гайдара" <3>. Данные обстоятельства обусловливают поиск нового инновационного инструментария, обеспечивающего удовлетворение социально-имущественных потребностей, и представляется, что в условиях формирования рыночной экономики - инновационно-предпринимательскими средствами, свойственными социальному предпринимательству, рассматриваемому сегодня в качестве альтернативы либеральной модели экономики.

<1> См., например: Дойников И.В. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права. Концепция развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства. М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. С. 10; Колосов А.К. Правовые и экономические предпосылки разработки систем правовых средств повышения эффективности предпринимательской деятельности в России // Актуальные проблемы российского права. 2010. N 4. С. 94.
<2> Рудык Э.Н. Социальные предприятия, социальная экономика, социальное государство в стране и мире // http://www.tverd4.narod.ru/st25-2.htm.
<3> См.: Дойников И.В. Указ. соч. С. 10 и далее.

Проблемам правового регулирования удовлетворения имущественных потребностей в социальных услугах в настоящее время посвящена концепция А.В. Баркова - ученика Н.А. Баринова, которая в целях настоящего исследования представляет научный интерес, поскольку потребности в социальных услугах являются, как видится, сегментом сферы удовлетворения социально-имущественных потребностей. В основу данной концепции положена идеология "социального сопровождения", строящаяся с учетом возможности развития внутреннего потенциала личности для выхода из трудной жизненной ситуации.

В целом соглашаясь с этой идеей, которая в этой части совпадает с идеологией социального предпринимательства, полагаем, что при выходе из критического положения социально незащищенные категории граждан должны использовать весь арсенал социальных благ (материальных и нематериальных) - объектов гражданских прав, содержащихся в ст. 128 ГК РФ, имеющих рыночную стоимость и выступающих в качестве товаров, потребление которых способствует сглаживанию или решению различных проблем в социальной сфере. При этом границы социальной сферы представляется возможным определить как "...те области экономики, которые обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей: промышленность, транспорт, связь, торговля, общественное питание... охрана окружающей среды, физкультура и спорт, здравоохранение, социальная защита и многое другое" <1>, а не только социальное обслуживание.

<1> Кураков Л.П., Кашурникова Г.П., Владимирова М.П., Ефремов Л.Г. Управление социальной сферой. М., 1997. С. 67.

Целью деятельности при этом становится персонификация конкретного социально-имущественного блага, которое в результате гражданско-правового регулирования процесса удовлетворения социально-имущественной потребности делается объектом субъективного гражданского права <1>. Таким образом, процесс удовлетворения социально-имущественных потребностей включает в себя не только оказание социальных услуг, представляющих собой лишь часть социально-имущественных благ, но и удовлетворение потребностей во многих других товарах, работах, услугах, позволяющих справиться с трудной жизненной ситуацией, таких, например, как лекарственные средства, предметы детской гигиены, продукты питания первой необходимости, социально значимые бытовые услуги, работы по протезированию и т.д., что позволяет рассматривать круг объектов отношений по удовлетворению социально-имущественных потребностей значительно шире, чем в концепции социального сопровождения, предложенной А.В. Барковым.

<1> См.: Куфлин А.С. Потребности субъектов и субъективные гражданские права // Право и проблемы юридической практики в сфере имущественных отношений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: НКИ, 2009. С. 26.

При этом следует заметить, что социально-имущественные потребности, объектом отношений по удовлетворению которых выступают социально-имущественные блага, существенно отличаются от общественных благ, не включенных в рыночный оборот, расходы на производство которых несет государство за счет налогов, поступающих в бюджеты разного уровня. Общественные блага могут подразделяться на общегосударственные (система национальной обороны, деятельность федеральной, исполнительной, законодательной и судебной власти), местные, доступные для проживающих на определенной территории региона страны (природоохранные программы), международные (международная стабильность, международная валютная система). В отличие от частных (социально-имущественных) благ, каждая единица которых может быть оценена и предоставлена конкретному потребителю, общественные блага в рыночный оборот не поступают, так как предоставление их отдельному лицу (физическому или юридическому) невозможно <1>.

<1> См.: Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007. С. 107 - 108.

Таким образом, сущность и содержание категории "социально-имущественная потребность" может быть раскрыта с помощью определения круга и специфики характеристики правового режима социальных благ, объединенных родовым понятием "социально необходимые товары", которые включают в себя в том числе и социальные услуги, регламентация оборота которых осуществляется в специальном правовом режиме государственного обеспечения, сочетающем публично-правовые и частноправовые элементы, где социально-предпринимательские средства, интегрирующие социально-экономический эффект, более предпочтительны, чем только гражданско-правовые.