Мудрый Юрист

Правовые средства в механизме обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Шемонаева Л.А., ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета, магистрант 1-го года обучения по магистерской программе "Правовое обеспечение предпринимательской деятельности корпораций" Самарского государственного университета.

Автором проводится исследование некоторых правовых средств в механизме обеспечения экономической безопасности организации. Определено место публично-правовых средств, рассмотрены виды государственного контроля. В статье показана определяющая роль публично-правовых средств и их регулятивные последствия в механизме обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: механизм правового регулирования, правовые средства, лицензируемая деятельность, саморегулирование, государственный контроль, экономическая безопасность.

Legal tools in mechanism of support of economic security of business subject

L.A. Shemonaeva

The author does research of some legal tools in mechanism of support of economic security of organization. The role of public tools is defined, types of state control are considered. The article shows the main role of the public tools and their regulative consequences in mechanism of support of economic security.

Key words: mechanism of legal regulating, legal tools, licensable activity, self-regulating, state control, economic security.

На сегодняшний день организации работают в условиях разных внешних и внутренних рисков, а конкурентная экономическая среда скрывает многочисленные угрозы, поэтому проблема обеспечения экономической безопасности организаций является актуальной.

Правоотношения в сфере обеспечения экономической безопасности организации, как правило, направлены на предотвращение и устранение угроз объектам таких правоотношений, а устранение угроз может выходить за рамки предпринимательских правоотношений не только за счет расширения объективного и субъективного состава, но и за счет норм права, которыми такие правоотношения будут регулироваться. Правовые средства регулирования предпринимательской деятельности, как частноправовые, так и публично-правовые, являются средствами обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов <1> и оказывают существенное влияние на снижение рисков в предпринимательской деятельности <2>.

<1> См.: Камышанский В.П. Иммунитет государств как общепризнанный принцип международного права // Закон и право. 2014. N 11. С. 17.
<2> Диденко А.А. К вопросу о страховании финансовых и предпринимательских рисков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. N 96. С. 212.

Механизм обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта напрямую связан с механизмом правового регулирования, а правовые средства последнего широко используются для создания экономической безопасности субъектов в предпринимательской сфере. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которых достигаются изначально установленные цели правового регулирования. То есть правовое регулирование - это способ достижения поставленной цели с помощью правовых средств. Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько в своей работе определяют правовые средства как "правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей" <1>. Таким образом, правовые средства - это правовые способы достижения социально полезных целей и удовлетворения интересов субъектов правоотношений <2>.

<1> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. С. 722.
<2> Руденко Е.Ю. Единоличный исполнительный орган юридического лица: новеллы законодательства // Власть закона. 2014. N 3(19). С. 137.

Правовые средства можно классифицировать на различные виды. Несмотря на то что предпринимательское право - публичная отрасль права, в ней задействованы как публично-правовые, так и частноправовые средства. Средства, направленные на удовлетворение интересов субъектов предпринимательских правоотношений, являются частноправовыми. Средства, направленные на достижение социально полезных целей и общественных интересов в сфере предпринимательской деятельности, будут являться публично-правовыми.

Правоотношения в сфере обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта регулируются гражданским, административным и финансовым законодательством. На основании этого правовые средства обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта определяются как способы воздействия на субъекты правоотношений в сфере обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта в целях защиты его жизненно важных интересов в виде предписаний и запретов, выраженных в нормах права. В данном определении представлены из способов регулирования только предписания и запреты. Запреты - возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера, данный способ обеспечивает защиту интересов не организации как субъекта правоотношений, а интересов общественных, интересов других участников правоотношений. Но интересы организации также являются общественными, и запрет на противоправное деяние по отношению к организации другого субъекта обеспечивает ее не только экономическую, но и безопасность в целом. В предпринимательской сфере примером может послужить запрет на осуществление лицензируемой деятельности без получения лицензии. Так, получение лицензии подразумевает под собой определенные требования, таким образом, мы обеспечиваем защиту интересов организации от неквалифицированных контрагентов, что в дальнейшем может принести материальный ущерб <1>.

<1> См.: Камышанский В.П. Категория "обход закона" в российском гражданском праве // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. N 101. С. 1826.

Получение лицензии является другим способом регулирования, таким как обязывание - возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.), а именно, если организация планирует заниматься лицензируемой деятельностью, то она обязана для этого получить лицензию, и таким образом осуществляется защита общественных интересов. Защита интересов организации происходит таким же образом, как и в случае запрета. Подобным способом является саморегулирование предпринимательской деятельности, в этом случае так же как и при лицензировании субъект для осуществления определенных видов предпринимательской деятельности должен вступить в члены саморегулируемой организации. При этом характер отношений в саморегулировании смешанный, построен на принципах как координации, так и субординации <1>. Совершенно оправданным выглядит утверждение Ю.Г. Лесковой о правовой природе саморегулирования: "Саморегулирование, являясь своеобразным правовым средством, с одной стороны, должно противостоять частным устремлениям индивидов, с другой стороны, должно обеспечивать их интересы и, в то же время, сочетать в себе баланс частных и публичных интересов. Соотношение названных интересов и соответствующих им правовых средств предопределяет существование в корпоративном праве не только частноправового, но и частно-публичного саморегулирования" <2>. Таким образом, саморегулирование сочетает в себе признаки и частноправовых, и публично-правовых средств. В то же время сделка, совершенная субъектом предпринимательской деятельности, без получения допуска к осуществлению соответствующих работ со стороны саморегулируемой организации (в тех случаях, когда это необходимо в силу закона), нарушает, прежде всего, публичные интересы и должна быть квалифицирована как ничтожная на основании п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ <3>.

<1> Ткаченко А.А. Понятие и система принципов гражданского права России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. N 84. С. 877.
<2> См.: Лескова Ю.Г. Концептуальный подход к формированию системы саморегулирования в корпоративном праве // Гражданское право. 2013. N 1. С. 12.
<3> См.: Лескова Ю.Г. К вопросу об основаниях признания оспоримых сделок недействительными в свете реформирования ГК РФ // Правовое государство: теория и практика. 2014. N 37. Т. 3. С. 39.

Существует и третий способ правового регулирования - дозволение, который определяется как предоставление лицам прав совершать активные собственные действия, но данный способ будет относиться к частноправовым средствам, так как совершение каких-либо действий, как правило, направлено на достижение собственных интересов, но в то же время не должно ущемлять интересы общественные. То есть участники организации при желании имеют право получить лицензию на осуществление какой-либо (лицензируемой) предпринимательской деятельности. Все три способа регулирования неразрывно между собой связаны, так как одно средство правового регулирования может являться всеми тремя способами, как мы показали на примере с лицензированием <1>.

<1> См.: Руденко Е.Ю. Изменение количества руководителей юридического лица: новеллы законодательства // Власть закона. 2014. N 4(20). С. 141.

Рассматривая обеспечение экономической безопасности, нельзя ограничиваться только предпринимательским правом, так как объектами правоотношения в сфере обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта являются субъекты и объекты, которые выходят за рамки предпринимательского права. В качестве способов публично-правового регулирования реализации гражданских, административных и финансовых прав используются обязывающие, запрещающие и дозволяющие предписания, адресованные правомочным лицам и компетентным государственным органам. Возникающие на основе этих предписаний права, обязанности и ответственность указанных субъектов составляют содержание юридической процедуры механизма публично-правового регулирования гражданских, административных и финансовых прав <1>.

<1> См.: Камышанский В.П., Карнушин В.Е. Некоторые особенности правоотношения гражданско-правовой ответственности публичных образований // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. N 101. С. 2188.

В сфере предпринимательства с помощью норм права эффективно обеспечиваются интересы государства, устанавливающие пределы свободы предпринимательской деятельности. Закон по справедливому замечанию А.А. Диденко остается ведущим источником гражданского права <1>. "Бюджетное, антимонопольное, налоговое законодательство, правовые акты, регулирующие процедуры проведения проверок, регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования его отдельных видов, - все эти источники содержат в себе правовые нормы, несущие преимущественно императивную направленность, и призваны служить средствами защиты публичных интересов от злоупотреблений предпринимателя, предоставленной ему свободой" <2>. В данном случае, ограничивая один субъект предпринимательской деятельности, мы защищаем другой от противоправных действий первого.

<1> Ткаченко А.А. Закон как источник гражданского права // Власть закона. 2010. 12. С. 122.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.А. Мамонтова "Правовые средства обеспечения публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности" включена в информационный банк согласно публикации - "Арбитражный и гражданский процесс", 2011, N 2.

<2> Мамонтов В.А. Правовые средства обеспечения публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности // Предпринимательство и право; правовой информационный портал, 2012. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=50 (дата обращения 28.06.2015).

Государственный контроль, являясь публично-правовым средством регулирования прав осуществления предпринимательской деятельности, также относится к публично-правовым средствам, которые обеспечивают экономическую безопасность хозяйствующего субъекта. Таким образом, каждое из мероприятий государственного контроля частично обеспечивает безопасность каждого субъекта предпринимательских правоотношений. Основными видами публично-правового регулирования реализации прав и одновременно основными видами государственного контроля является юридическая ответственность. В целях обеспечения безопасности субъектов предпринимательских правоотношений и охраны общественного порядка законодательством РФ предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность за совершение в сфере предпринимательской деятельности правонарушений различной степени тяжести. Государство в лице соответствующих компетентных органов отвечает как за привлечение к юридической ответственности, так и за предупреждение и пресечение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности посредством проведения различного рода проверок и применения установленных законом мер по устранению этих нарушений.

Публично-правовые средства в механизме обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта являются определяющими, так как именно от их регулятивных последствий зависит поведение субъектов правоотношений в сфере обеспечения экономической безопасности организаций <1>. На сегодняшний день разработано достаточное количество публично-правовых средств в законодательстве, которые могут обеспечить экономическую безопасность хозяйствующего субъекта как представителя общественных интересов и личных интересов. Проблемой обеспечения экономической безопасности являются деяния со стороны других участников правоотношений, вступающих в данные правоотношения с целью достижения личных интересов противоправным способом. Полностью исключить подобные явления никакими правовыми средствами невозможно, несмотря на то что изначально в правоотношениях в любой сфере нормами права заложен принцип добросовестности. Организация не может быть защищена от подобных ситуаций только публично-правовыми средствами. Дополнительной защитой могут послужить частноправовые средства регулирования правоотношений в предпринимательской сфере. Публично-правовые и частноправовые средства в совокупности можно назвать системой правовых средств, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов.

<1> См.: Камышанский В.П. Применение иностранного права: понятие и правовая характеристика // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. N 5. С. 61.