Мудрый Юрист

Основные причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними в воспитательных колониях

Орлова Юлия Рудольфовна, докторант кафедры криминологии и организации профилактики преступлений Академии права и управления ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье представлен анализ основных причин и условий совершения преступлений в воспитательных колониях, учет которых необходим при организации профилактической работы среди несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также меры по их устранению и нейтрализации.

Ключевые слова: причины и условия, способствующие совершению преступлений в воспитательных колониях, уголовная политика в отношении несовершеннолетних, меры профилактики преступлений в воспитательных колониях.

Fundamental reasons and conditions promoting committing crimes by minors in juvenile correctional facilities

Yu.R. Orlova

Orlova Yuliya R., doctoral student, Chair of Criminology and Organization of Crime Prevention, Academy of Law and Management, the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, candidate of juridical sciences, assistant professor.

The article presents the analysis of the main causes and conditions of crimes in juvenile correctional facilities, which are needed in the organization of preventive work among minors serving sentences in correctional establishments, and also measures on their elimination and neutralization.

Key words: the causes and conditions promoting crimes in juvenile correctional facilities, criminal policy towards juveniles, prevention of crimes in juvenile correctional facilities.

Как известно, уголовно-исполнительная система, неотъемлемой частью которой являются учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе и воспитательные колонии, представляет собой сложный противоречивый организм, не подлежащий однозначной оценке. Государственные органы, осуществляющие исполнение наказаний в условиях изоляции осужденных от общества, криминальная субкультура, состав осужденных, их взаимоотношения друг с другом и с администрацией учреждений - все это специфичные феномены, нуждающиеся в тщательном исследовании с позиций криминологической профилактики преступлений.

Одной из задач, определенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. N 1772-р, является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам <1>.

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р "Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. N 43. Ст. 5544.

По мнению С.О. Даниловой, профилактика преступлений среди осужденных в воспитательных колониях представляет собой основанную на законе деятельность администрации исправительного учреждения и иных указанных в законе субъектов, заключающуюся в разработке и осуществлении системы мер по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий преступлений несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях, а также оказанию превентивного воздействия на осужденных, склонных к противоправному поведению, с целью удержания их от совершения новых преступлений <2>. С учетом вышеизложенного важным этапом предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних осужденных в условиях отбывания наказания в воспитательных колониях следует считать криминологический анализ факторов, детерминирующих противоправное поведение несовершеннолетних в указанных учреждениях, а их устранение или нейтрализация должны стать одним из приоритетных направлений предупреждения повторных преступлений несовершеннолетних в целом.

<2> Данилова С.О. Профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях (теоретический, правовой и организационный аспекты): Автореф. дис. ... к.ю.н. Саратов, 2012. С. 4 - 5.

Изучение результатов работы подразделений ФСИН России показало, что несмотря на интенсивное снижение в период с 2002 по 2012 год общего числа воспитательных колоний (с 64 до 46) и количества несовершеннолетних, отбывающих наказание в указанных учреждениях (с 10950 в 2002 году до 2289 в 2012 году), темпы снижения числа преступлений, совершаемых в воспитательных колониях, существенно ниже (в течение последних 5 лет количество преступлений, совершенных на территории ВК, снизилось с 13 до 7), 1099 преступлений было предотвращено силами сотрудников воспитательных колоний.

По-прежнему отмечаются факты противодействия установленному порядку отбывания наказания (2286). За 10 лет более чем в 2 раза возрос такой показатель, как уровень нарушений установленного порядка отбывания наказаний (с 421,7 до 998,7 в расчете на 1000 чел.). Только за 2012 год за совершение различных правонарушений в следственный изолятор было водворено 1106 несовершеннолетних. Отмечаются и попытки создания организованных структур преступников в воспитательных колониях.

Существенно не менялась в течение многих лет и структура преступности несовершеннолетних в местах лишения свободы. В ней по-прежнему преобладают умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побеги и действия, дезорганизирующие работу ИУ.

Подавляющее большинство из числа осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, - это несовершеннолетние, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (95%). Из 2289 несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях на 01.01.2013, подавляющее большинство - 731 несовершеннолетний (32%) - были осуждены за разбои и грабежи, 486 (21,2%) - за кражи и 342 (14,9%), за убийства <3>. Исходя из характера совершаемых ими преступлений, можно сделать вывод, что в местах лишения свободы, по существу, концентрируется та часть подростков, которая наиболее склонна к проявлению агрессии и насилия. Значительное число несовершеннолетних имеют те или иные психические расстройства, не исключающие вменяемости (неврастения, истерия, психастения, олигофрения в легкой степени, психозы, психопатии, органическое поражение центральной нервной системы). Эти отклонения существенно уменьшают способность осужденного контролировать свое поведение, ведут к резкому снижению интеллекта и волевых качеств, а также затрудняют, хотя и не исключают полностью, мыслительный процесс и волю лица во время совершения им преступления.

<3> Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/stmcture/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK.

Неслучайно директор ФСИН России генерал-полковник внутренней службы А.А. Реймер на расширенном заседании коллегии ФСИН России 9 февраля 2012 года, подводя итоги оперативно-служебной деятельности ФСИН, отметил: "По-прежнему пристального внимания требуют воспитательные колонии. Основной причиной происшествий в указанных учреждениях стало попустительство развитию в среде осужденных воровских традиций на фоне всепрощения и заигрывания администрации с воспитанниками" <4>.

<4> Выступление директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А.А. Реймера на расширенном заседании коллегии ФСИН России 9 февраля 2012 года. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php?ELEMENT_ID=28904.

Так, например, в 2011 году было завершено расследование уголовного дела по факту бунта в Краснотурьинской воспитательной колонии. Девяти осужденным было предъявлено обвинение в призывах и участии в массовых беспорядках (ч. ч. 2, 3 ст. 212 УК РФ), а также в дезорганизации деятельности исправительного учреждения (ч. 2 ст. 321 УК РФ). Согласно данным, представленным пресс-службой СУ СКР по Свердловской области, бунт в августе 2009 года организовал 17-летний осужденный, который был недоволен режимом содержания в колонии. К нему присоединились еще восемь человек.

В результате 22 августа молодые люди на прогулке самовольно вскрыли дверь прогулочного бокса, вышли за его пределы и показательно устроили погром, ломая об пол деревянные табуреты, чтобы вооружиться их деревянными ножками, сломали металлическую часть разделительного ограждения отряда N 3 и совершили прорыв в расположение отряда N 2. В отряде N 2 около 40 человек, которых организаторам бунта удалось подвигнуть к участию в массовых беспорядках, руками, ногами, камнями, кирпичами, палками и другими предметами совершили погромы административных зданий колонии, в которых были расположены дежурная часть, спортивный зал, школа, карантинное отделение и служебные кабинеты подразделений колонии, уничтожив и повредив имущество колонии на сумму свыше 250 тысяч рублей" <5>.

<5> Материалы медиагруппы "Вся Россия". URL: http://www.allrussia.ru/news/110609123050.html.

Во время беспорядков, как установили следователи, один осужденный избил и.о. заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе. Этот сотрудник пытался остановить осужденных, но не смог выдержать напора толпы. После этого участники бунта вернулись в 3-й отряд и находились там вплоть до разгона бунта. В результате переговоров, под угрозой применения сил ОМОН, руководством колонии была достигнута договоренность о том, что участники бунта сдаются, после чего осужденные были разведены обратно по отрядам.

ГУФСИН России по Свердловской области получило представление, где было указано на нарушение сотрудниками колонии порядка вывода осужденных на прогулку (они были фактически оставлены без присмотра, и при этом после обеда были одновременно выведены две группы осужденных в количестве девяти человек). Кроме того, осужденным удалось открыть двери, ограждавшие их в локальном участке, так как замки, двери и сами ограждения были в неудовлетворительном состоянии. Также следователь указал на ненадлежащую воспитательную работу со стороны руководства колонии, неактивную позицию по мониторингу оперативной обстановки в колонии. В июле 2011 года уголовное дело было направлено в Свердловский областной суд.

Причины и условия преступности несовершеннолетних в воспитательных колониях, с одной стороны, весьма специфичны, что связано, прежде всего, с самой сутью такого наказания, как лишение свободы, и спецификой отбывания указанного вида наказания, обусловленной возрастными особенностями несовершеннолетних, а с другой стороны, отражают причинный комплекс преступности несовершеннолетних в целом, связанный с особенностями механизма формирования личности несовершеннолетнего преступника. Так, изучение личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, показало, что 92% воспитанников отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, около 49% ранее отбывали наказание в воспитательных колониях и вновь вернулись в исправительные учреждения за весьма короткий промежуток времени, из них около 20% - в третий раз и более. Увеличивается число осужденных, склонных к различным формам деструктивного поведения, которые постоянно нарушают установленный порядок отбывания наказания, вовлекают в противоправную деятельность других осужденных.

Изучение личных дел и результатов диагностических исследований несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВК, показало, что особенности их преступного поведения проявляются в определенном комплексе реакций (состояний), которые развиваются в местах лишения свободы. Нередко криминальная активность, неадекватные агрессивные действия осужденных могут быть результатом личностных аномалий, психической патологии. Именно поэтому предупредительная деятельность в отношении психических девиантов должна быть связана с их ранним выявлением, динамическим наблюдением и проведением социально-психиатрических мероприятий.

Высокий уровень психологической напряженности в воспитательных колониях и следственных изоляторах, огрубление нравов, стадный (отрядный) образ жизни, недопустимо полная открытость практически каждого постоянно создают питательную почву для конфликтов. Чаще всего они возникают из-за напряженных межличностных отношений, что сопровождается оскорблениями и унижениями, из-за невыполнения долговых обязательств, в том числе и из-за противоречий между различными земляческими группировками. В последнем случае члены таких объединений подчиняются групповым настроениям и нормам субкультуры, хотя могут и не испытывать неприязни к конкретному члену другой группировки. Имеют место конфликты, возникающие из-за нарушений неформальных статусных правил при посещении столовой, культурно-массовых мероприятий, при распределении спальных мест и т.д.

Изучение материалов уголовных дел, возбужденных по фактам причинения тяжкого вреда здоровью в воспитательных колониях, свидетельствует, что для воспитательных колоний типичны преступления, совершаемые в результате ситуативно возникших конфликтов (между заключенными) и в результате недостатков в организации работы воспитательных колоний. Так, несовершеннолетние, впервые отбывающие наказания, более импульсивны в ссоре, проще совершают действия, побуждающие другую сторону к активному противодействию. Такие ситуативные конфликты явились причиной совершения более чем 80% случаев причинения тяжкого вреда здоровью, при этом они сопровождались внезапно возникшим умыслом на фоне эмоциональных ссор и вспышек.

Длительные (затяжные) конфликты, развивающиеся на протяжении значительного периода с последовательным прохождением всех стадий конфликтного процесса (конфликтная ситуация, собственно конфликт, его завершение), чаще всего возникали у осужденных с группой или представителями администрации воспитательных колоний и носили в большинстве своем коллективный характер. Зачастую возникновению конфликта предшествовали нарушения порядка и условий содержания несовершеннолетних осужденных.

Кроме того, в самих ИУ выделяются процессы, продуцирующие преступления. Так, среди последних разграничиваются общие причины и условия преступности в местах лишения свободы, а также причины и условия пенитенциарного преступного поведения, действующие на уровне специфической социальной среды несовершеннолетнего.

Совершение преступлений в воспитательных колониях может детерминироваться следующими факторами:

<6> Прозументов Л.М., Филиппова О.В. Преступность в местах лишения свободы: понятие и криминологическая характеристика // Уголовное право. 2007. N 2. С. 125 - 128.

Так, например, три человека (оперативный дежурный и двое заключенных) погибли в результате бунта в октябре 2007 года в воспитательной колонии для несовершеннолетних N 2 г. Кировограда Свердловской области. Кроме того, семь заключенных и пять сотрудников исправительного учреждения получили ранения. Семь заключенных ночью попытались преодолеть основное ограждение колонии и были замечены караулом, который предупредительными выстрелами попытался пресечь попытку побега, после чего группа заключенных попыталась попасть на караул и отобрать оружие. Затем заключенные подожгли здание штаба. Охранники застрелили двоих бунтовщиков. Заключенные ранили шестерых сотрудников колонии, один из которых позднее скончался в госпитале. 17 заключенным несовершеннолетним удалось скрыться. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 105 УК РФ ("убийство"), ст. 212 УК РФ ("массовые беспорядки"), ст. 206 УК РФ ("захват заложника") и ст. 317 УК РФ ("посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов"). Уголовное дело принято к производству следственным управлением по Свердловской области. По предварительным данным причиной происшествия стали хулиганские побуждения воспитанников, не желавших быть водворенными в дисциплинарный изолятор за нарушение установленного порядка отбывания наказания. По установленным данным беспорядки были спровоцированы заключенными, собиравшимися устроить побег. Группа отрицательно настроенных осужденных колонии устроила беспорядки в связи с предстоящим переводом одного из неформальных лидеров среди осужденных подростков в колонию общего режима, поскольку он достиг совершеннолетия <7>.

<7> Детский бунт авторитетов. Криминальные лидеры спровоцировали массовые беспорядки в колонии // Российская газета. 18.10.2007. N 4495.

В качестве внутреннего фактора, побуждающего подростков совершать преступления в местах лишения свободы, могут выступать: особая мотивация преступного поведения, в том числе связанная с желанием поддержания престижа и завоевания авторитета среди осужденных, переходящая в ряде случаев в насильственную, корыстную и иную; уклонение от исполнения уголовных наказаний (нежелание исполнять правила внутреннего распорядка); желание стать лидером, проявляющееся в стремлении продемонстрировать силу, навязать свою волю другим, используя, прежде всего, свои организаторские способности (что может привести к совершению насильственных преступлений, хулиганству, организации групповых эксцессов и т.п.).

Таким образом, ведущие причины криминальной активности осужденных лежат в самой природе такого уголовного наказания, как лишение свободы. Основными внутренними причинами, способствующими совершению преступлений осужденными в воспитательных колониях, следует считать индивидуально-личностные особенности и криминогенную мотивацию; внутренними условиями - особенности психофизиологического состояния осужденных (переживания, связанные с враждебным воздействием преступной среды, изоляцией от общества, дезадаптацией). Принудительное помещение осужденных в места лишения свободы способствует эмоциональной межличностной и межгрупповой напряженности.

Среди внешних причин можно выделить различные проявления конфликтной криминогенной ситуации в исправительных учреждениях как между осужденными, так и между осужденными и администрацией. Внешними условиями, способствующими преступному поведению в исправительных колониях, являются микросредовые особенности исполнения наказаний в виде лишения свободы, а также различные недостатки деятельности исправительных учреждений, среди которых следует выделить технические и организационно-управленческие условия.

Технические условия заключаются в техническом несовершенстве охранно-тревожной сигнализации, инженерно-технического оборудования, противобросовых устройств, системы круглосуточного наблюдения за осужденными, в отсутствии соответствующей аппаратуры для проверки содержания посылок и передач, осмотра автомашин, проведения как личных обысков, так и соответствующих обысков и осмотров в жилой и производственной зонах мест лишения свободы и т.п.

Организационно-управленческие условия: а) неполная трудовая занятость, трудности бытового устройства, невозможность охватить всех осужденных воспитательной и иной работой по их исправлению и перевоспитанию; б) неукомплектованность некоторых частей и служб исправительных учреждений; в) низкая исполнительская дисциплина отдельных работников, в том числе руководителей частей, служб, колоний, отделов и управлений по исполнению уголовных наказаний в части организации контроля по выполнению приказов, указаний ФСИН России, касающихся безопасности, совершенствования оперативно-розыскной и предупредительной работы; г) отсутствие у администрации постоянной и качественной информации о негативных явлениях и процессах, происходящих в среде осужденных, а главное - о конфликтных криминогенных ситуациях, или неполнота этой информации.

Таким образом, анализ причин противоправного поведения осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, показал, что глубокое изучение обстоятельств, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений, требует как знания общетеоретических основ детерминации преступного поведения, специфики микросреды осужденных, так и всестороннего изучения личности несовершеннолетнего. Следует также отметить, что без знания пенитенциарной педагогики и психологии, без учета поведенческих моделей осужденных с различной степенью восприятия, невозможно эффективно организовать исправительный процесс и предупреждать конфликтные ситуации в среде осужденных. А поэтому повышение эффективности исправительного воздействия и осуществления профилактики противоправного поведения несовершеннолетних осужденных необходимо связывать и с профессиональным уровнем персонала воспитательных колоний. Следует признать, что международно-правовые акты также обращают особое внимание на роль персонала в реализации принципов исполнения наказания. Так, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными рекомендуют органам тюремного управления заботиться о тщательном отборе персонала всех категорий, ибо хорошая работа тюремных заведений зависит от добросовестности, гуманности, компетентности и личных качеств этих сотрудников.

Литература

  1. Выступление директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А.А. Реймера на расширенном заседании коллегии ФСИН России 9 февраля 2012 года. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php?ELEMENT_ID=28904.
  2. Данилова С.О. Профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях (теоретический, правовой и организационный аспекты): Автореф. дис. ... к.ю.н. Саратов, 2012. С. 4 - 5.
  3. Детский бунт авторитетов. Криминальные лидеры спровоцировали массовые беспорядки в колонии // Российская газета. 18.10.2007. N 4495.
  4. Материалы медиагруппы "Вся Россия". URL: http://www.allrussia.ru/news/110609123050.html.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р "Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. N 43. Ст. 5544.
  6. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK.
  7. Прозументов Л.М., Филиппова О.В. Преступность в местах лишения свободы: понятие и криминологическая характеристика // Уголовное право. 2007. N 2. С. 125 - 128.