Мудрый Юрист

Современная форма взаимодействия бизнеса и таможни

Погодина Ирина Владимировна, заведующая кафедрой таможенного дела и гражданского права Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируется реализуемая в России общемировая тенденция формирования так называемой сервисной таможни. Описываются формы содействия таможенными органами осуществлению предпринимательской деятельности. Сформулированы принципы работы таможенной администрации в условиях реализации стратегии развития таможенных органов. Сделан вывод о том, что современная таможня - это не только контролирующий орган, но и сервис-агентство.

Ключевые слова: таможня, сервисная таможня, сервис-агентство.

Modern form of interaction of business and customs

I.V. Pogodina

Pogodina Irina V., head, Chair of Customs Affairs and Civil Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs", candidate of juridical sciences, assistant professor.

In the article author analyzes worldwide tendency of forming the so-called customs service which is realized in Russia. Describes forms of assistance of the customs to the business. Are given principles of work of the customs administration in implementing the strategy of the customs authorities. Is done the conclusion that the modern customs is not only a regulatory body, but the service agency.

Key words: custom, customs service, service agency.

Таможенные органы в Российской Федерации соединяют в себе три функции, которые довольно трудно сочетаемы: фискальную, правоохранительную и функцию содействия предпринимательству.

Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <1>, ныне являющийся основой таможенного администрирования, внес существенные изменения во взаимоотношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, придав им характер партнерских, упростив таможенные процедуры, но при этом не затронув многих вопросов правового регулирования работы таможенной службы.

<1> Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Российская газета. 2010. N 269. 29 нояб.

Новые подходы к деятельности таможенных органов были изложены еще в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 2225-р <2>, реализация которой должна проводиться посредством своевременных корректив национального законодательства, регулирующего различные направления деятельности таможенных органов.

<2> СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 260.

Таможенной службе России необходимо придерживаться новой для нашей страны философии таможенного дела, когда государственная администрация не только эффективно взимает налоги с товаров, но и оказывает услуги, исходя из потребностей участников ВЭД, которые получают статус "клиент".

Интересно, что в 2006 г. при попытках реализации указанной Концепции В. Путин потребовал от Правительства РФ навести порядок на пунктах пропуска на границе, разделив работу таможенных органов и бизнес-структур: "Когда мы на границе наведем порядок? Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе?" (обращаясь к главе Минэкономразвития Г. Грефу на совещании с членами Правительства) <3>.

<3> Lenta.ru (10 апреля 2006 г.). Издание Rambler media group. URL: http://lenta.ru/news/2006/04/10/putin/ (дата обращения: 05.12.2014).

В то же время взаимодействие с бизнесом не только необходимо, оно неизбежно. Как минимум ФТС должна стать партнером отечественного бизнеса.

Спустя несколько лет после появления Концепции была принята Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации <4>, которая предполагает провести оценку вклада таможенных органов в формирование условий ведения бизнеса. Этот вклад в первую очередь предполагает оказание эффективных и качественных государственных услуг в области таможенного дела, а также содействие увеличению скорости таможенных процессов, снижению издержек предпринимателей и конечных потребителей товара. Данная цель установлена в русле выполнения требований Всемирной торговой организации по обеспечению безопасности торговли и содействию бизнесу на основе повышения качества и результативности государственных услуг в области таможенного дела.

<4> Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 15 апреля 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. N 2. 14 янв. Ст. 109.

Критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации, являются <5>:

<5> Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками (СУР), закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция).

Перед таможенной администрацией стоит сложная задача - достижение баланса между контролем и упрощением услуги. Для успешной реализации такой работы необходимо взаимодействие таможенной службы Российской Федерации с бизнес-сообществом.

Итак, таможенные органы представляются, с одной стороны, как "страж закона", а с другой, как "предприятие сервиса, обслуживающее клиентов" и развивающее "сервисную" идеологию.

В литературе довольно давно обращается внимание на противоречие, когда публичные лица (государственные органы) должны совмещать несовместимые функции государственного контроля и предоставления государственных услуг <6>. О.Ю. Бакаева пишет о том, что таможенное администрирование - это управленческая деятельность таможенных органов, направленная на содействие развитию внешней торговли и оказанию услуг лицам, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу, а также выполнение фискальных, правоохранительных, контрольных функций. При этом под содействием она понимает наличие у таможенных органов сервисной функции.

<6> См., например: Бакаева О.Ю. Правовые аспекты таможенного администрирования: понятие и признаки // Государство и право. 2009. N 11. С. 94 - 98.

С такой позицией согласны не все авторы <7>. Спор также идет по поводу отнесения таможенного контроля к услугам <8>.

<7> Нестеров А.В. О понятии администрирования в административном праве // Административное и муниципальное право. 2012. N 3. С. 68 - 72.
<8> В диссертационной работе В.А. Бек приведено определение таможенного контроля как деятельности (совокупность проверочных мероприятий), которую одна сторона (таможенные органы) может предложить другой (участники внешнеэкономической деятельности); неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо (Бек В.А. Система таможенного контроля как форма государственной услуги регулирования сферы торговли объектами интеллектуальной собственности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2012. С. 11).

С.А. Агамагомедова указывает, что в рамках осуществления таможенного контроля (всех его подвидов), а также иных видов государственного контроля таможенные органы РФ оказывают определенные услуги другим участникам таможенных правоотношений. Среди них следует выделить участников ВЭД, граждан, другие государственные органы, правообладателей, общественные объединения и др. <9>.

<9> Агамагомедова С.А. Соотношение понятий "таможенный контроль" и "таможенная услуга" (на примере обеспечения таможенными органами функции по защите интеллектуальной собственности) // Таможенное дело. 2013 N 3. С. 2 - 7.

Термин "сервисная таможня" используется в значении "государственный поставщик", то есть государственная организация, имеющая обслуживающую функцию или предоставляющая услугу заказчику, федеральная служба или государственное учреждение, ориентированное на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам внешнеэкономической деятельности, а также элемент международной организации, главной целью которого является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур.

Концепция сервисной таможни как системы государственных услуг, оказываемых таможенными органами, органично вписывается в терминологический аппарат административной реформы, но в таком толковании представляется понятием вспомогательным, не отражающим всю разностороннюю деятельность таможни.

Трудно отрицать, что понятие "сервисная таможня" вызывает ассоциации, связанные с предпринимательской деятельностью, объединяющие субъектов заказчика (клиента) и исполнителя (обслуживающий персонал) в процессе их взаимодействия при оказании-получении таможенных услуг.

Можно спорить по поводу терминологии новой идеологии таможенного дела, но очевидно, что таможенная служба должна не задерживать трафик товаров без необходимости, применять современные технологии и информационные решения, быть прозрачной и понятной для участников отношений.

Увеличение скорости таможенных процедур возможно, с одной стороны, путем упрощения этих самых процедур и, с другой стороны, использования новых современных информационных технологий. Этому способствуют электронные решения, современная система оценки рисков.

Если несколько лет назад как о значительном достижении говорилось о сокращении срока таможенного оформления до нескольких дней, то сейчас можно говорить о том, что с 1 января 2014 г. введено 100-процентное электронное декларирование товаров, стремительно развиваются предварительное информирование, удаленный выпуск товаров. Ожидается широкое применение технологии автоматического выпуска товаров без личного участия таможенника.

На сегодняшний день таможенная служба Российской Федерации предоставляет государственные услуги, опираясь на мировой опыт в области взаимодействия с бизнес-сообществом. Понятно, что наиболее благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности возможны путем сокращения, упрощения и повышения уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрения общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата страны.

Все эти изменения требуют скоординированных действий и единого понимания процессов и их активного обсуждения таможенными органами и бизнес-сообществом. Консультативные советы по работе с участниками внешнеэкономической деятельности созданы и функционируют при всех региональных таможенных управлениях, а также в таможнях, что позволяет, учитывая деловую и внешнеэкономическую специфику каждого конкретного региона, организовывать работу по взаимодействию с деловыми кругами на всей территории России.

Как представляется, для максимального содействия бизнес-инициативам таможенное дело в России должно строиться на следующих принципиальных положениях:

Конечно, не следует забывать, что одновременно с достижением цели по формированию комфортной среды таможенных операций для участников ВЭД перед таможенной службой стоят и такие цели, как: содействовать осуществлению мировой торговли при условии минимальных затрат для экономики государств, а также способствовать защите общества от незаконного перемещения товаров через границу.

Литература

  1. Агамагомедова С.А. Соотношение понятий "таможенный контроль" и "таможенная услуга" (на примере обеспечения таможенными органами функции по защите интеллектуальной собственности) // Таможенное дело. 2013 N 3. С. 2 - 7.
  2. Бакаева О.Ю. Правовые аспекты таможенного администрирования: понятие и признаки // Государство и право. 2009. N 11. С. 94 - 98.
  3. Бек В.А. Система таможенного контроля как форма государственной услуги регулирования сферы торговли объектами интеллектуальной собственности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2012. С. 11.
  4. Нестеров А.В. О понятии администрирования в административном праве // Административное и муниципальное право. 2012. N 3. С. 68 - 72.