Мудрый Юрист

Информационное обеспечение системы контроля корректировки таможенной стоимости товаров в аспекте реализации стратегии развития таможенной службы России до 2020 года

Илюхина Светлана Сергеевна, доцент кафедры таможенного права и организации таможенного дела Юридического института Московского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук.

В данной статье автор кратко рассматривает развитие Стратегии таможенной службы России до 2020 года в тесной привязке ее к развитию информационных технологий таможенной службы РФ. Автор акцентирует внимание на Интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли Таможенного союза ЕАЭС, ее применении, а также правовом регулировании.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенное дело, таможенное право, управление рисками, Стратегия развития таможенных органов России, логистика, информационные системы, информационные технологии.

Information ensuring the system of control of correction of customs cost for goods in the aspect of realization of the Strategy for Development of the Customs Service of Russia through to 2020

S.S. Ilyukhina

Ilyukhina Svetlana S., assistant professor, Chair of Customs Law and Organization of Customs Affairs, Law Institute, Moscow University for Communication Routes, candidate of engineering sciences.

The author the article considers in short development of the Strategy for Development of the Customs Service of Russia through to 2020 in close connection to development of information technologies of the customs service of the RF. The author draws attention to the Integrated Information System of Foreign and Mutual Trade of the Customs Union of the EEU, application and legal regulation thereof.

Key words: customs agencies, customs affairs, customs law, risk management, Strategy for Development of the Customs Agencies of Russia, logistics, information systems, information technologies.

В целях усовершенствования деятельности таможенных органов в современных экономических реалиях ФТС России разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2575-р "Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" <1>. Это концептуальный документ, в котором изложены цели, задачи и приоритетные направления развития таможенных органов. Документ определяет содержание восьми ключевых направлений развития таможенной службы в современных условиях, в том числе таких, как:

<1> СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 109. 14 янв.<2> Коровяковский Д.Г. Инновационные подходы к развитию педагогических систем: теоретико-правовой подход // Правовая инициатива. 2014. N 3. С. 9 - 15.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года основывается на таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле, учитывает международные стандарты и международную практику государственного регулирования в области таможенного дела. Совершенствование деятельности таможенных органов осуществляется в условиях экономических преобразований в Российской Федерации, вступления во Всемирную торговую организацию, перестройки транспортно-логистической инфраструктуры, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и успешного продвижения несырьевой продукции российского происхождения на рынки зарубежных стран.

Процесс доработки проекта Стратегии в 2012 году совпал по времени с работой, проводимой ФТС России в рамках предпринимательской инициативы "Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации". Результатом работы стал перечень мероприятий, заложенных в формат проекта дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования", при этом основные задачи, ориентиры и индикаторы этой "дорожной карты" были включены в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.

Реализация Стратегии намечена в два этапа. На первом этапе ее реализации (до 2014 года) были созданы необходимые институциональные основы и технологические условия для системного перевода таможенной службы на качественно новый уровень развития. Второй этап реализации Стратегии (2015 - 2020 гг.) предполагает дальнейшее повышение эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации. В рамках этого этапа должны быть продолжены развитие и совершенствование институциональной и таможенной инфраструктуры, создание новой технологической базы, а также развитие социальной сферы таможенных органов.

Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами <3>.

<3> Коровяковский Д.Г. Подготовка служащих по специальности "Таможенное дело" на постсоветском пространстве: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Литва // Вопросы современной юриспруденции. 2014. N 41. С. 44 - 53.

Стратегия ФТС до 2020 г. - это официально признанная система долговременных целевых установок и приоритетов, определяющих ее устойчивое поэтапное развитие.

Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям, соответствующим стратегической цели и приоритетам таможенной политики (11 направлений):

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года определяет одним из основных стратегических направлений развития таможенной службы совершенствование информационно-технического обеспечения. В числе основных задач в этой области можно назвать:

Кадровая составляющая <4> Стратегии определяет приоритетные долгосрочные направления деятельности по укреплению кадрового потенциала таможенной системы, способного выполнить определенные Стратегией задачи, а также по совершенствованию воспитательно-профилактической и антикоррупционной деятельности таможенных органов. Укрепление кадрового потенциала и формирование профессионального кадрового состава таможенных органов являются основой обеспечения предоставления качественных государственных услуг. Кадровое обеспечение таможенных органов должно осуществляться на научно обоснованных методах, с учетом динамично возрастающих требований к кадрам и прогнозирования будущих потребностей <5>.

<4> Коровяковский Д.Г. О подготовке специалистов по альтернативным способам разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в России // Таможенное дело. 2014. N 2. С. 27 - 29.
<5> Васина А.Н., Дмитрикова Е.А., Дригола Э.В. и др. Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации / Под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Деловой двор, 2014. 528 с.

Выбранные ориентиры развития таможенных органов, основанные на информационных технологиях, совпадают с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира. Определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать информационную базу деятельности таможенных органов, а также способствовали внедрению понятия "таможенная информация" <6>. Полное наименование системы - Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - ИИСВВТ) <7>. Данная система предназначена для организации совместной работы совокупности территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю государств - членов Таможенного союза, информационных систем и информационных ресурсов. Параллельно в ходе разработки и внедрения ИИСВВТ были активизированы и скоординированы процессы совершенствования национальных информационных систем органов, осуществляющих государственный контроль на границах.

<6> Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия "таможенная информация" в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика // Таможенное дело. 2012. N 1. С. 18 - 23.
<7> Условное обозначение системы - ИИСВВТ.

Для решения проблемы оценки товара (таможенной стоимости) таможенные органы активно используют систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, которая в таможенном законодательстве официально закреплена как инструмент выбора объектов таможенного контроля.

Таможня должна управлять стоимостными рисками. Это требует систематического применения предназначенных для сокращения таких рисков процедур управления в целях обеспечения выполнения своих задач с максимально возможной эффективностью и действенностью. В число таких процедур входят определение, анализ, оценка, обработка, мониторинг и обзор рисков, которые могут повлиять на выполнение данных задач.

Правильное управление рисками является важным для эффективной работы таможни, и было бы правильно отметить, что все администрации применяют некоторую форму управления рисками, либо формально, либо неформально. Исходя из разведданных, информации и опыта таможня, стараясь сократить риски, всегда внедряла процедуры, предназначенные для выявления незаконной деятельности.

За последнее время растущая сложность, скорость и объемы международной торговли, подпитываемые развитием технологий, революционизировавших мировую практику торговли, оказали значительное влияние на выполнение таможенными органами своих обязанностей. Как следствие, многие администрации реализовали более дисциплинированный и структурный подход к управлению рисками. Это также помогло им повысить эффективность своей деятельности и рационализировать свои процессы и процедуры <8>.

<8> Юферева Е.Л. Совершенствование функционирования подсистемы контроля таможенной стоимости в условиях реализации концепции системы управления рисками // Академический вестник. 2007. N 5. С. 41 - 44.

В то же время результаты функционирования системы управления рисками показывают, что в практике ведения внешнеэкономической деятельности в целях минимизации своих расходов, в том числе и уклонения от уплаты таможенных платежей, отдельные участники ВЭД применяют различные скрытые схемы недостоверного декларирования в целях занижения таможенной стоимости и таможенных платежей. И основным средством борьбы с недостоверным определением таможенной стоимости служат индикаторы риска, позволяющие инспектору выявить возможный факт нарушения и предотвратить его дальнейшее появление.

Для целей контроля недостоверного декларирования, занижения таможенной стоимости в таможенных органах была разработана специальная программа. Программа позволяет производить сравнительный анализ цен на ввезенные товары. В настоящее время в абсолютном большинстве случаев причиной, по которой проекты профилей риска по контролю таможенной стоимости, поступающие из таможенных органов, признаются управлением таможенных доходов нецелесообразными, является недостаточная проработка при подготовке предлагаемых контрольных уровней таможенной стоимости, а также подтверждения их обоснованности, в первую очередь в части поиска, обобщения, анализа ценовой информации. Отдельные проекты профилей риска разрабатывались только лишь на основании анализа базы электронных копий ДТ с установлением контрольного показателя по таможенной стоимости из расчета среднего уровня таможенной стоимости в регионе деятельности отдельно взятого таможенного органа. Конечным результатом контроля таможенной стоимости при выявленном занижении таможенной стоимости и применении методов, отличных от метода по стоимости сделки, является доначисление таможенных платежей до величины, соответствующей уровню таможенного налогообложения идентичных (однородных) товаров, таможенная стоимость которых не вызывает сомнений в достоверности. Такое увеличение величины таможенной стоимости достигается путем ее корректировки при изменении метода определения таможенной стоимости. Именно такой механизм в настоящее время заложен в информационных технологиях контроля таможенной стоимости.

Литература

  1. Васина А.Н., Дмитрикова Е.А., Дригола Э.В. и др. Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации / Под общ. ред. А.В. Зубача. М.: Деловой двор, 2014. 528 с.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р "Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года".
  3. Смитиенко Е.О. Совершенствование научно-методических основ организации контроля таможенной стоимости: Дис. ... канд. экон. наук. М.: РТА, 2009. 198 с.
  4. Юферева Е.Л. Совершенствование функционирования подсистемы контроля таможенной стоимости в условиях реализации концепции системы управления рисками // Академический вестник. 2007. N 5. С. 41 - 44.