Мудрый Юрист

Ответственность в системе денежного права Российской Федерации

Лагутин Игорь Борисович, заведующий кафедрой, директор Центра изучения проблем публичного управления и финансового права Юго-Западного государственного университета, доктор юридических наук.

Урда Маргарита Николаевна, доцент кафедры уголовного права Юго-Западного государственного университета, кандидат юридических наук.

Данная статья посвящена постановке проблемы реализации института ответственности в системе денежного права. В ней рассматриваются как теоретические, так и практические моменты, показаны основные механизмы правового регулирования денежных отношений и их особенности в Российской Федерации.

Ключевые слова: деньги, ответственность, денежная система, правонарушение, преступление.

Responsibility in the system of monetary law of the Russian Federation

I.B. Lagutin, M.N. Urda

Lagutin Igor' B., head of the Chair, director, Center for Study of Problems of Public Government and Financial Law, Southern-West State University, doctor of juridical sciences.

Urda Margarita N., assistant professor, Chair of Criminal Law, Southern-West State University, candidate of juridical sciences.

This article is devoted to the formulation of the problem about implementation of the institute of responsibility in the monetary law. It discusses both theoretical and practical aspects, shows the basic mechanisms of legal regulation of monetary relations and their features in the Russian Federation.

Key words: money, responsibility, monetary system, infraction, the offense.

Ответственность - это особый элемент публичного управления, применяемый исключительно в случаях нарушения закона <1>. В настоящее время делаются попытки выделения и научного обоснования отдельного вида ответственности - финансово-правовой ответственности, включающей в себя и ответственность за нарушение законодательства, регулирующего денежные отношения. Так, А.И. Иванский в своем исследовании приходит к выводу, что "финансово-правовая ответственность находится в системной связи со всеми видами юридической ответственности" <2>.

<1> Лагутин И.Б. Системность бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: Дис. ... д.ю.н. М., 2014. С. 112.
<2> Иванский А.И. Финансово-правовая ответственность в современной Украине: теоретическое исследование: Автореф. дис. ... д.ю.н. Одесса, 2009. С. 26.

Ранее в праве существовала отраслевая привязка видов ответственности, в частности, выделялась уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная и другие виды ответственности. Однако, как справедливо отмечают А.С. Емельянов и Н.Н. Черногор, деление видов ответственности "не совпадает с отраслевой структурой права уже по той причине, что видов ответственности меньше, чем отраслей права, причем за нарушение норм права различных отраслей может применяться ответственность одного и того же вида, например, административная" <3>.

<3> Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. М., 2004. С. 46.

Понятие "финансово-правовая ответственность" как вид юридической ответственности на современном этапе применяется в двух основных значениях: 1) это ответственность, предусмотренная непосредственно финансовым законодательством; 2) это все виды ответственности (уголовная, административная и др.), предусмотренные за финансовые правонарушения.

При характеристике ответственности в денежном праве авторы стоят на позициях, что под ответственностью в исследуемом контексте необходимо понимать весь комплекс мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством за нарушение законодательства, регулирующего денежные отношения.

По своему содержанию ответственность за нарушение законодательства, регулирующего денежные отношения, исходя из вышеуказанного критерия, является правовосстановительной. А.С. Емельянов и Н.Н. Черногор, указывая на правовосстановительный характер финансово-правовой ответственности, отмечают, что "финансово-правовые санкции должны быть применены в полном объеме, чтобы загладить тот вред, который был причинен финансовой системе. Применение же штрафных и карательных санкций может быть досрочно прекращено при достижении целей ответственности" <4>. По мнению Н.А. Саттаровой, "необходимым условием реализации финансово-правовой ответственности является финансовое правонарушение, которое имеет четырехэлементный состав, который объединяет объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону" <5>. По мнению М.Б. Разгильдиевой, "значимой и повсеместно отражаемой характеристикой правового принуждения является указание на то, что посредством принуждения к лицу применяются правоограничения. Однако не всегда ясно, что именно представляют собой правоограничения, налагаемые в рамках правового принуждения" <6>.

<4> Там же. С. 51.
<5> Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. М., 2006. С. 73.
<6> Разгильдиева М.Б. Финансово-правовое принуждение: Монография. Тамбов, 2011. С. 13.

Ответственность в денежном праве - это комплексный (смешанный) институт, содержанием которого выступают меры государственного принуждения к лицу в связи с совершением им правонарушения в сфере денежного обращения и совершения валютных операций, сопровождающийся наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного характера, применяемые компетентными органами в установленном порядке.

В рамках денежного права ответственность является факультативным институтом, так как является не обязательным элементом денежных отношений, а возникает исключительно при нарушении законодательства, регулирующего денежные отношения.

Рассматривая ответственность как элемент системы финансового права, важно отметить, что ответственность в денежном праве является одним из видов финансово-правовой ответственности, существующей наравне с ответственностью в бюджетном праве, налоговом праве и т.д.

Возникновение данного вида юридической ответственности обусловлено нарушениями законодательства, регулирующего порядок денежного обращения, движения денежных потоков в наличной и безналичной формах, а также правила совершения валютных операций. Устанавливая определенные требования в указанной сфере, государство стремится их обеспечить в том числе и мерами государственного принуждения, с тем чтобы не допустить незаконную денежную эмиссию, неконтролируемый оборот наличных и безналичных денежных средств (включая их нелегальное обналичивание), что негативным образом отражается на функционировании финансовой системы государства в целом.

В контексте необходимости применения мер государственного принуждения в рассматриваемой сфере нельзя не обратить внимания на такое антисоциальное явление, содержащее элементы незаконного оборота денежных средств, как легализация доходов, полученных преступным путем, создающее финансовую базу для существования преступности, в том числе организованной и транснациональной, и дестабилизирующее экономические процессы в стране.

Основанием возникновения ответственности в денежном праве является деяние, содержащее признаки конкретного правонарушения (преступления или проступка), запрещенного под угрозой наказания, которое в объективной действительности проявляется следующим образом:

В настоящее время изучение вопросов ответственности в денежном праве, как правило, осуществляется фрагментарно и иногда непоследовательно: либо в рамках исследования отдельных институтов финансовой ответственности, либо в формате самостоятельных, невзаимосвязанных исследований ответственности за нарушение установленных законодательством правил денежного обращения <7> и ответственности за нарушения валютного законодательства <8>.

<7> См.: Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 - 16.
<8> См., напр.: Семенихин В.В. Ответственность за нарушения в области валютного регулирования // Бухгалтер и закон. 2012. N 2 (158). С. 32 - 41; Авдеев В.В. Ответственность за нарушения в области валютного регулирования // Бухгалтер и закон. 2010. N 10 (142). С. 34 - 38.

Такое положение дел предопределено по крайней мере тремя обстоятельствами.

Во-первых, в доктринальных источниках отсутствует единство во мнениях относительно природы финансового права, его соотношения с другими отраслями и правовыми институтами: валютным, налоговым, бюджетным и др. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция к выделению денежного права (или права денежного обращения <9>) в подотрасль финансового права.

<9> См.: Кучеров И.И. Право денежного обращения: Курс лекций. М., 2013. С. 223; Его же. Право денежного обращения: понятие, предмет и метод // Финансовое право. 2013. N 3. С. 3 - 7; Назаров В.Н. О понятии и системе денежного права // Финансовое право. 2013. N 7. С. 6 - 10.

Видимо, этим обусловлено высказанное в научной литературе суждение о том, что одним из оснований ответственности в сфере денежного обращения является финансовое правонарушение <10>.

<10> См.: Кучеров И.И. Право денежного обращения: Курс лекций. М., 2013. С. 222.

Несмотря на различные суждения по вопросам содержания и сущностных признаков как финансовой ответственности, так и финансового правонарушения, последнее в научной литературе, как правило, определяется через нарушения налогового, бюджетного <11>, банковского законодательства <12>, которые к установленному порядку денежного обращения и правилам совершения валютных операций непосредственного отношения не имеют.

<11> См.: Конюхова Т.В. Об ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2010. N 4. С. 38 - 42; Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М., 2008.
<12> См.: Кучеров И.И. Право денежного обращения: Курс лекций. М., 2013. С. 222 - 223.

Во-вторых, регулятивное законодательство, устанавливающее обязательные требования к эмиссии денежных средств, организации денежного обращения, совершению валютных операций и т.д., не является кодифицированным, а потому не предусматривает общих норм об ответственности в указанной сфере; специальные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в данной области, отсылают к нормам других отраслей права, в частности уголовного и административного, содержащим признаки конкретных правонарушений и меры ответственности за их совершение.

В-третьих, систематизация норм об ответственности в уголовном и административном законодательстве осуществляется не по предмету правонарушения, а по объекту посягательств либо в зависимости от сферы регулируемых общественных отношений, поэтому самостоятельное значение получают правонарушения в сфере денежного обращения и правонарушения в сфере валютного регулирования, таможенные правонарушения.

Между тем общий предмет посягательств, каковым в данном случае являются денежные средства, в рамках рассмотрения вопроса об ответственности в денежном праве делает целесообразным объединение указанных разновидностей правонарушений в один комплексный институт.

В то же время, учитывая различия в объектах посягательств и особенности правового регулирования денежных отношений в различных сферах, целесообразно выделить внутри группы следующие разновидности правонарушений (посягательств) в денежном праве:

Таким образом, ответственность в денежном праве - обобщающее (собирательное) понятие, аккумулирующее в себе меры административной и уголовной ответственности за совершение соответствующего правонарушения в сфере национального денежного обращения и валютного регулирования.

Литература

  1. Авдеев В.В. Ответственность за нарушения в области валютного регулирования // Бухгалтер и закон. 2010. N 10 (142). С. 34 - 38.
  2. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. М., 2004. С. 46, 51.
  3. Иванский А.И. Финансово-правовая ответственность в современной Украине: теоретическое исследование: Автореф. дисс. ... д.ю.н. Одесса, 2009. С. 26.
  4. Конюхова Т.В. Об ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2010. N 4. С. 38 - 42.
  5. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М., 2008.
  6. Кучеров И.И. Право денежного обращения: Курс лекций. М., 2013. С. 222 - 223.
  7. Кучеров И.И. Право денежного обращения: понятие, предмет и метод // Финансовое право. 2013. N 3. С. 3 - 7.
  8. Лагутин И.Б. Системность бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: Дис. ... д.ю.н. М., 2014. С. 112.
  9. Назаров В.Н. О понятии и системе денежного права // Финансовое право. 2013. N 7. С. 6 - 10.
  10. Разгильдиева М.Б. Финансово-правовое принуждение: Монография. Тамбов, 2011. С. 13.
  11. Саттарова Н.А. Место категории "принуждение" в регулировании денежного обращения // Финансовое право. 2011. N 12. С. 14 - 16.
  12. Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. М., 2006. С. 73.
  13. Семенихин В.В. Ответственность за нарушения в области валютного регулирования // Бухгалтер и закон. 2012. N 2 (158). С. 32 - 41.