Мудрый Юрист

Особенности правового положения судей административных судов французской республики

Андрей Александрович Соловьев, судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области, профессор Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, доктор юридических наук.

Статья посвящена основным особенностям правового статуса судей административных судов Франции. Автор дает краткую характеристику французской системы административной юстиции, приводит обзор нормативных правовых актов в исследуемой области, останавливается на вопросах формирования корпуса административных судов различного уровня, описывает принципы работы судей, распространяемые на них ограничения, порядок применения мер дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: статус судей, административная юстиция, зарубежный опыт, Французская Республика, Государственный совет, Высший совет административных судов и административных апелляционных судов.

Во Франции административные суды были созданы намного позднее системы судов общей юрисдикции, и во многом именно по этой причине они не были затронуты в результате Великой Французской революции. Исторически система органов административной юстиции во Франции являлась "администрацией, которая взяла на себя судебные функции", и только постепенно обрела автономность и независимость в своей деятельности <1>.

<1> См.: Guinchard S., Montagnier G., Varinard A. et al. Institutions juridictionnelles. Paris: Dalloz, 2013. P. 874.

Отметим, что возникновение административных судов в рассматриваемой стране сходно с формированием российской системы арбитражных судов, которые, как известно, были созданы на базе органов государственного арбитража, относившихся, по сути, к системе исполнительной власти.

Французская административная юстиция имеет ряд особенностей, отличающих ее от судов общей юрисдикции <2>. Административные суды формируются из числа чиновников. Судья не имеет права самостоятельно возбуждать дело, но обязан принимать решения по всем требованиям, сформулированным в заявлении, и только в пределах этих требований; судья может исследовать только те вопросы, которые перед ним поставлены. Органы административной юстиции имеют строго иерархическую структуру, во главе которой находится Государственный совет. Ее построение не представляет собой чего-либо исключительного, поскольку во многих странах Европейского союза действуют похожие системы.

<2> Подробнее об административных судах Франции см.: Соловьев А.А. Французская модель административной юстиции: Монография. М., 2014.

В настоящее время все французские органы административной юстиции делятся на два вида:

  1. общие органы административной юстиции;
  2. органы административной юстиции со специальной компетенцией (они весьма многочисленны, но имеют узкую компетенцию).

В систему общей административной юстиции Франции входят административные суды, административные апелляционные суды и Государственный совет.

Организация и процесс принятия решений административными судами регламентируются Кодексом административной юстиции Франции <3>.

<3> Code de justice administrative // http://legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070933&dateTex te=20130713 (дата обращения: 09.02.2015).

Система специализированных административных судебных учреждений включает в себя в первую очередь финансовые судебные учреждения, к которым относятся Счетная палата, региональные и территориальные счетные палаты, а также Суд бюджетной и финансовой дисциплины.

В течение длительного времени во Франции не было профильных комплексных нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение судей административных судов, поскольку их деятельность никогда не была однородной, а статус сотрудников каждого органа определенного вида устанавливался отдельными документами.

В качестве наиболее значимых актов в данной сфере можно выделить урегулировавший деятельность Государственного совета Ордонанс N 45-1708 от 31.07.1945 "О Государственном совете" <4>, дополненный Декретами N 63-766 от 30.07.1963 "Об административных мерах, направленных на реализацию Ордонанса N 45-1708 от 31.07.1945, регулирующего порядок организации и функционирования Государственного совета" <5> и N 63-767 от 30.07.1963 "О статусе членов Государственного совета" <6>.

<4> Ordonnance N 45-1708 du 31 juillet 1945 portant sur le Conseil d'Etat // Journal officiel de la . 1945, 1 . P. 4770 // http://legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=617AAC4F207A568EA0C03249FE2B4E76.tpdjo08v_3?cidTexte=JORFTEXT000000339903&dateTexte=20140827.
<5> N 63-766 du 30 juillet 1963 portant d'administration publique pour l'application de l'Ordonnance N 45-1708 du 31 juillet 1945 et relatif l'organisation et au fonctionnement du Conseil d'Etat // Journal officiel de la . 1963, 1 . P. 7107 // http://legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=08B1E881E06BD17879C12C41D6C42897.tpdjo06v_2?cidTexte=JORFTEXT000000676383&dateTexte=20130704.
<6> N 63-767 du 30 juillet 1963 relatif au statut des membres du Conseil d'Etat // Journal officiel de la . 1963, 1 . P. 7113 // www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=12442A0E11494757740FBFB6F6995D0A.tpdjo17v_3?cidTexte=JORFTEXT000000676384&dateTexte=20001231.

Кроме того, немаловажное значение имеют Законы Франции N 86-14 от 06.01.1986 "О правилах, гарантирующих независимость членов административных судов и административных апелляционных судов" <7> и N 87-1127 от 31.12.1987 "О реформе административного судопроизводства" <8>, содержавшие положения касательно судей различных административных судов (как в исторической ретроспективе, так и актуальных в настоящее время).

<7> Loi N 86-14 du 6 janvier 1986 fixant les garantissant des membres des tribunaux administratifs et cours administratives d'appel // Journal officiel de la . 1986, 7 janvier. P. 332 // www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=7D9CBBE73E6896B9A3CAEC89844C7CB9.tpdjo03v_2?cidTexte=JORFTEXT000000693697&dateTexte=19971231.
<8> Loi N 87-1127 du 31 1987 portant du contentieux administratif // Journal officiel de la . 1998, 1 janvier. P. 7 // http://legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000874489.

Статус судей административных судов, относящихся к общим органам административной юстиции, а именно членов Государственного совета, судей административных судов и административных апелляционных судов, регулируется в настоящее время положениями, содержащимися в Кодексе административной юстиции Франции и в значительной степени инкорпорирующими содержание отдельных положений иных нормативных правовых актов, регулировавших статус указанных лиц ранее. Именно по этой причине, как указывают французские исследователи, правовой статус членов Государственного совета и судей иных административных судов по-прежнему остается в значительной мере несхожим <9>.

<9> См.: Perrot R. Institutions judiciaires. Paris, 2012. P. 269.

Так, правовое положение членов Государственного совета Франции определяется положениями ст. ст. L131 - 1-L137-1 Кодекса административной юстиции Франции, а судей административных судов и административных апелляционных судов - ст. ст. L231-1 - L236-3 того же Кодекса.

Что же касается органов административной юстиции со специальной компетенцией, то, например, правовой статус судей Счетной палаты Франции определяется положениями ст. ст. L120-1 - L123-17 Кодекса о финансовых судебных учреждениях Франции <10>.

<10> Code des juridictions // http://legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070249.

Правовое положение судей иных специализированных административных судебных учреждений устанавливается актами, издаваемыми самими такими органами, разнообразие которых крайне велико <11>.

<11> См.: Perrot R. Op. cit. P. 269.

Основной особенностью статуса судей административных судов является, с одной стороны, его отличие от правового положения непосредственно магистратов и, с другой - схожесть со статусом других государственных служащих <12>.

<12> См.: Guinchard S., Montagnier G., Varinard A. et al. Op. cit. P. 875.

Остановимся на одной из таких особенностей - реализации принципа несменяемости судей. Анализ французского законодательства позволяет понять, что данный принцип на судей административных судов по общему правилу не распространяется (за исключением разве что судей Счетной палаты, гарантии несменяемости которых закреплены в ст. L112-1 Кодекса о финансовых судебных учреждениях Франции).

Такое сложное в этом плане положение административных судей зачастую подвергается серьезной критике <13>. Однако некоторые исследователи, в частности Р. Перро, считают, что, несмотря на то что принцип несменяемости административных судей действительно не закреплен в соответствующих нормативных правовых актах, в реальности ситуация несколько иная <14>.

<13> См.: Perrot R. Op. cit. P. 296.
<14> См.: Ibid. P. 295.

Так, например, наблюдается положительная тенденция в части закрепления этих гарантий для судей административных судов, о чем изначально свидетельствовали положения упомянутого выше Закона Франции N 86-14 от 06.01.1986 "О правилах, гарантирующих независимость членов административных судов и административных апелляционных судов", которые затем были отражены в Кодексе административной юстиции Франции, в частности в его ст. L231-3.

Нет никаких сомнений в том, что слово "несменяемость" не появится в текстах нормативных правовых актов, регулирующих статус административных судей, однако определенными ее гарантиями является закрепление нормы о том, что члены корпуса административных судов и административных апелляционных судов, выполняющие функции судей в административных судебных органах, не могут без своего согласия получить назначение на новую, даже вышестоящую должность (данные положения не применяются в случае, если члены корпуса административных судов и административных апелляционных судов официально смещаются с должности по дисциплинарным основаниям). Соответственно, даже такое признание принципа несменяемости указанных судей является довольно значительным прогрессом, а в глазах сторон споров такая гарантия независимости может только укрепить авторитет административных судов <15>.

<15> См.: Ibid. P. 296.

Что касается членов Государственного совета, то государство действительно никогда не стремилось обеспечить их несменяемость. Несколько раз на протяжении всего XIX в. выносились предложения, направленные на обеспечение правового закрепления принципа несменяемости судей в отношении членов Государственного совета, однако это ни к чему не приводило. Данный вопрос снова возник в процессе принятия Кодекса административной юстиции Франции, что, впрочем, вновь не повлекло серьезного изменения ситуации.

Основным аргументом против законодательного закрепления правовых гарантий несменяемости членов Государственного совета выступило то, что они являются "советниками органа исполнительной власти". Однако, по мнению Р. Перро, эта причина представляется неубедительной, поскольку несмотря на то, что члены Государственного совета ведут свою деятельность именно в сфере государственного управления, с 1872 г. они выступают в качестве судей, осуществляя полномочия именно по разрешению споров. При этом важно сказать о существовании многовекового обычая, который подразумевает фактическую несменяемость членов Государственного совета. К примеру, за исключением очень серьезных обстоятельств, государство никогда не нарушало негласное правило об их несменяемости <16>.

<16> См.: Perrot R. Op. cit. P. 295.

Примечательно, что несмотря на то, что многие принципы, в частности деонтологические обязанности судей, устанавливаются в отношении магистратов судебного корпуса и законодательство Франции не содержит аналогичных положений, касающихся административных судей, они, однако, также могут к ним применяться на основании аналогии закона и общих принципов права <17>.

<17> См.: Ibid. P. 321.

Законодательно установлены некоторые ограничения для административных судей. Например, члены Государственного совета не вправе использовать свою принадлежность к Государственному совету в политической деятельности. Как в служебной, так и во внеслужебной деятельности они обязаны воздерживаться от любых проявлений политического характера, несовместимых с выполняемыми ими функциями.

Также члены корпуса административных судов и административных апелляционных судов не могут, вне пределов своих функций, привлекаться к деятельности других органов публичной власти, кроме государственной службы. Они обязаны проживать в судебном округе того административного суда или административного апелляционного суда, где выполняют свои функции. В порядке исключения отступления индивидуального и временного характера могут быть предоставлены советникам председателем судебного органа.

Законодательство также запрещает административным судьям под угрозой применения дисциплинарных санкций заниматься определенной деятельностью, которая может поставить под угрозу нормальное функционирование государственной системы правосудия <18>.

<18> См.: Ibid. P. 314.

Применительно к порядку формирования корпуса судей административных судов необходимо отметить, что до 1945 г. для каждого вида административных судебных органов действовали собственные правила назначения судей, например посредством проведения конкурсов.

В 1945 г. во Франции была основана Национальная школа администрации, одной из целей которой являлась унификация методов найма на государственную службу, в том числе судей административных судов <19>.

<19> См.: Ibid. P. 288.

Члены административных судов и административных апелляционных судов согласно Закону Франции N 87-1127 от 31.12.1987 "О реформе административного судопроизводства" составляют отдельный корпус, состоящий из трех уровней: советник, первый советник и председатель. В состав этих судов также могут входить другие лица, прикомандированные на условиях, определенных действующими законами и регламентами <20>.

<20> См.: Braconnay N. La justice et les institutions juridictionnelles. Paris, 2012. P. 123.

Судьи административных судов и административных апелляционных судов назначаются на должности Президентом Республики и по общему правилу (примерно на две трети) набираются из числа выпускников Национальной школы администрации <21>. На указанные должности (при соблюдении требований к образованию и стажу) могут быть назначены государственные гражданские или военные служащие, служащие территориальных и местных органов государственной власти или государственных учреждений здравоохранения, судьи иных судов, штатные профессора и доценты высших учебных заведений.

<21> См.: Guinchard S., Montagnier G., Varinard A. et al. Op. cit. P. 877.

Члены корпуса административных судов и административных апелляционных судов могут быть набраны также напрямую на конкурсной основе. Количество должностей, распределяющихся по результатам конкурса, не может превышать троекратного числа должностей, предлагаемых ежегодно в административных судах и административных апелляционных судах выпускникам Национальной школы администрации и кандидатам не из системы.

Внешний конкурс открыт для обладателей одного из дипломов, требующихся для участия во вступительном конкурсе в Национальную школу администрации. Внутренний конкурс - для служащих и представителей судейского корпуса, а также для других государственных гражданских или военных служащих, отвечающих требованиям к образованию и стажу.

Что касается членов Государственного совета, то их набор производится через Национальную школу администрации, а также посредством внешнего набора, что позволяет входить в состав данного органа лицам, имеющим значительный практический опыт <22>.

<22> См.: Braconnay N. Op. cit. P. 123.

Председателем Государственного совета является премьер-министр Французской Республики, а в его отсутствие - министр юстиции. Однако такое председательствование, по сути, является формальным, поскольку указанные должностные лица обычно участвуют лишь в протокольных и торжественных заседаниях. Фактически деятельностью Государственного совета руководит заместитель его председателя.

Кроме того, Государственный совет включает в свой состав председателей секций, государственных советников на действительной службе, государственных советников на временной службе, докладчиков Государственного совета, докладчиков Государственного совета на временной службе, аудиторов 1-го класса, аудиторов 2-го класса.

Назначение сторонних кандидатур на должность государственного советника и докладчика Государственного совета не может быть произведено без их предварительного согласования с заместителем председателя. При решении вопроса о предоставлении такого согласования принимаются во внимание функции, ранее выполнявшиеся соискателем по занимаемой должности, его предыдущий профессиональный опыт, а также то, отвечает ли кандидат потребностям Государственного совета, перечень которых ежегодно объявляется заместителем председателя. Мнение заместителя председателя Государственного совета о назначениях публикуется в "Официальной газете Французской Республики" одновременно с актом о назначении, а также доводится до сведения заинтересованного лица по его запросу.

Кроме того, каждые два года один из представителей корпуса административных судов и административных апелляционных судов назначается государственным советником на действительной службе без соблюдения указанных выше требований. Таким же образом ежегодно один из представителей соответствующего корпуса назначается докладчиком Государственного совета. Новый представитель может назначаться каждый год на тех же условиях.

Указанные выше назначения утверждаются по предложению заместителя председателя Государственного совета, с учетом мнений председателей секций, после уведомления Высшего совета административных судов и административных апелляционных судов (далее - Высший совет), который является особым органом судейского сообщества административных судов, выполняющим в том числе дисциплинарные и кадровые функции.

Кроме того, в Государственном совете работают государственные советники на временной службе и докладчики Государственного совета на временной службе.

Государственные советники на временной службе назначаются Советом министров по предложению министра юстиции и выбираются из числа квалифицированных специалистов в различных областях государственной деятельности. Они участвуют в пленарном заседании Государственного совета и могут принимать участие в заседаниях других административных органов.

Государственные советники на временной службе не могут быть включены в состав секции по рассмотрению споров. При этом они назначаются сроком на пять лет и не могут быть вновь назначены на указанную должность ранее чем через два года после истечения срока их полномочий.

Докладчиками Государственного совета на временной службе на срок, не превышающий четыре года, могут быть назначены заместителем председателя Государственного совета лица, набранные из числа выпускников Национальной школы администрации, представители судейского корпуса, штатные профессора и доценты высших учебных заведений, служащие аппаратов органов представительной власти, почтовых и телекоммуникационных организаций, государственные гражданские или военные служащие, служащие территориальных и местных органов государственной власти или органов государственного управления в сфере здравоохранения, равно как и должностные лица органов Европейского союза соответствующего уровня.

На докладчиков Государственного совета на временной службе возлагаются такие же обязанности, как и на членов Государственного совета.

Ежегодно один из докладчиков Государственного совета на временной службе может быть назначен докладчиком Государственного совета. Такое назначение производится по предложению заместителя председателя Государственного совета, с учетом мнений председателей секций.

Таким образом, система набора кадров в административные суды характеризуется двумя основными особенностями: во-первых, отсутствием обязательного требования к прохождению соискателями на должности соответствующей юридической подготовки, как, например, для магистратов Национальной школы магистратуры; во-вторых, значимостью так называемого бокового найма, т.е. возможности найма лиц, обладающих необходимыми для административного судьи качествами, вне основного отбора <23>.

<23> См.: Guinchard S., Montagnier G., Varinard A. et al. Op. cit. P. 876.

При этом боковой наем административных судей способствует обеспечению связей между административными органами по разрешению споров и непосредственно органами публичной власти, осуществляющими государственное управление, что позволяет первым получать информацию о фактических условиях деятельности вторых. Соответственно, это дает административным судьям возможность адаптировать свою деятельность к возможностям и ограничениям системы органов государственного управления <24>.

<24> См.: Ibid. P. 880.

Французские исследователи также особо отмечают, что в их стране, к сожалению, не реализована система специальной подготовки будущих административных судей через Национальную школу администрации, прохождение обучения в которой лишь дает возможность более широкого выбора мест потенциальной работы. Иными словами, Национальная школа администрации не является, подобно Национальной школе магистратуры, учебным заведением, специализирующимся на подготовке судей административных судов. Более того, если говорить о реальной сложившейся ситуации, то в настоящее время зачастую при наборе судей административных судов и административных апелляционных судов существующими принципами и правилами, принятыми ранее, зачастую пренебрегают для того, чтобы справиться с постоянной нехваткой административных судей <25>.

<25> См.: Ibid. P. 876 - 877.

Применительно к порядку продвижения судей административных судов по службе следует учитывать, что в отличие от магистратов сотрудники административных органов по разрешению споров не образуют единого корпуса, а каждый административный орган имеет свою собственную иерархическую структуру и свою систему повышений <26>.

<26> См.: Perrot R. Op. cit. P. 304.

В частности, заместитель председателя Государственного совета, как указывалось выше, фактически руководит его деятельностью и назначается Советом министров по представлению министра юстиции из числа председателей секций или государственных советников на действительной службе.

Председатели секций назначаются Советом министров по представлению министра юстиции из числа государственных советников на действительной службе.

Государственные советники на действительной службе назначаются Советом министров по представлению министра юстиции. При этом не менее двух третей вакантных должностей государственных советников предназначаются для замещения их докладчиками Государственного совета. Ни одно лицо не может быть назначено государственным советником на действительной службе до достижения им возраста сорока пяти лет, за исключением докладчиков Государственного совета.

Докладчики Государственного совета назначаются по представлению министра юстиции. Не менее трех четвертей вакантных должностей докладчиков Государственного совета предназначаются для замещения их аудиторами 1-го класса Государственного совета. Кроме аудиторов 1-го класса, назначенных на соответствующую должность, ни одно лицо не может занимать должность докладчика Государственного совета до достижения тридцати лет и не имея десятилетнего стажа государственной службы (гражданской или военной).

Аудиторы 1-го класса назначаются по представлению министра юстиции. Они отбираются из числа аудиторов 2-го класса.

Аудиторы 2-го класса отбираются в основном из числа выпускников Национальной школы администрации в соответствии с правилами классификации выпускников.

Если говорить о продвижении по службе членов корпуса административных судов и административных апелляционных судов, то оно осуществляется в соответствии со списком очередности повышения <27>. Повышение происходит от ранга к рангу, после занесения в перечень лиц, представляемых к повышению. Этот перечень составляется по предложению Высшего совета.

<27> См.: Perrot R. Op. cit. P. 305.

Председатели назначаются на конкурсной основе по предложению Высшего совета после занесения кандидатур в перечень лиц, представляемых к повышению, из числа членов корпуса административных судов и административных апелляционных судов, имеющих восьмилетний стаж действительной службы и удовлетворяющих требованиям по профессиональной мобильности для тех из них, кто был назначен позднее 12 марта 1971 г. либо осуществлял полномочия судьи в административном апелляционном суде в течение трех лет.

Кроме того, как уже нами указывалось, существует возможность повышения судей административных судов до членов Государственного совета.

Судьи административных судов и административных апелляционных судов также могут привлекаться к дисциплинарной ответственности, которая значительно отличается от системы мер дисциплинарного воздействия в отношении магистров судебного корпуса. В частности, в отношении первых установлены гораздо менее строгие дисциплинарные гарантии, чем в отношении вторых. При этом французские авторы говорят в том числе о том, что подобная ситуация согласуется с отказом государства от обеспечения принципа несменяемости в отношении таких судей. Соответственно, как, например, указывает Р. Перро, таких гарантий может быть достаточно лишь для того, чтобы обеспечить защиту административных судей от произвольного наказания.

Тем не менее сейчас основная идея системы привлечения административных судей к дисциплинарной ответственности заключается в ее постепенной эволюции в сторону установления специальных дисциплинарных гарантий <28>.

<28> См.: Ibid. P. 311.

Здесь необходимо отметить, что в отношении членов Государственного совета и судей административных судов и административных апелляционных судов действуют различные системы применения мер дисциплинарного взыскания.

Так, в течение долгого времени существовала традиция, согласно которой меры дисциплинарного характера могли приниматься в отношении члена Государственного совета Франции исключительно посредством принятия соответствующего декрета.

Декрет N 63-767 от 30.07.1963 "О статусе членов Государственного совета" (утративший силу 1 января 2001 г.) впервые установил более определенную и более протекционистскую систему применения дисциплинарных санкций в отношении указанных должностных лиц, которая в общих чертах в дальнейшем была воспринята Кодексом административной юстиции Франции. В отношении членов Государственного совета могут быть применены такие дисциплинарные меры, как предупреждение, выговор, временное отстранение от исполнения обязанностей на срок до шести месяцев, официальный уход в отставку и увольнение.

Дисциплинарные санкции налагаются органами, наделенными полномочиями по назначению соответствующих должностных лиц, на основании предложения министра юстиции и после обсуждения этого вопроса с Консультативной комиссией - органом, созданным при заместителе председателя Государственного совета. Комиссия может быть запрошена на предмет консультации по любому вопросу относительно статуса членов Государственного совета. Она дает заключения относительно применения мер дисциплинарной ответственности, продвижения членов Государственного совета по службе, а также в ряде иных случаев. На рассмотрение Консультативной комиссии может быть вынесена любая проблема, касающаяся организации и деятельности Государственного совета.

Однако предупреждение и выговор могут быть наложены заместителем председателя Государственного совета без обращения в Консультативную комиссию.

Применительно к судьям административных судов и административных апелляционных судов дисциплинарные меры применяются по предложению Высшего совета по обращению председателя административного суда или административного апелляционного суда, в состав которого входит привлекаемое к ответственности лицо, или по предложению руководителя группы по инспектированию органов административной юстиции.

В случае если член корпуса административных судов и административных апелляционных судов совершил серьезное нарушение, делающее невозможным пребывание его в должности, и если срочность того требует, нарушитель может быть незамедлительно временно отстранен от должности по предложению председателя Высшего совета. Отстранение от должности не может быть публичным.

Как нами было отмечено, административные судьи не пользуются какими-либо специальными гарантиями при осуществлении дисциплинарной процедуры, за исключением тех, которые предоставлены всем государственным служащим.

Такая сложная ситуация вызывает множество дискуссий, особенно если учитывать, что зачастую решения такими судьями принимаются в атмосфере некоторого политического хаоса (например, при разрешении споров, касающихся муниципальных выборов) <29>.

<29> См.: Perrot R. Op. cit. P. 312.

В настоящее время применение мер дисциплинарного воздействия в отношении административных судей находится под контролем Высшего совета, который выполняет функции дисциплинарного органа. Производство в данном органе основано на принципе состязательности сторон. В частности, после обращения в Высший совет лицо, которому вменяется нарушение, имеет право на ознакомление со всеми материалами дела и приложенными документами. Оно вправе воспользоваться помощью одного или нескольких защитников по своему выбору.

Необходимо отметить также, что законодательство не определяет видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены в отношении судей административных судов и административных апелляционных судов <30>.

<30> См.: Ibid. P. 313.

Высший совет не имеет суверенного права принимать решения по этому поводу, а лишь компетентен вносить предложения, решения по которым принимаются соответствующими органами. При этом данная ситуация не ставит под угрозу защиту административного судьи, поскольку такое предложение представляет собой нечто гораздо большее, чем просто высказанная точка зрения. Таким образом, орган, уполномоченный принимать решения по таким предложениям, не вправе принять меры, отличные от тех, что были предложены ему Высшим советом <31>.

<31> См.: Ibid. P. 313.