Мудрый Юрист

Два года без права на участие как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Своим появлением на свет Реестр недобросовестных поставщиков обязан Закону N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный механизм защиты интересов заказчиков весьма скоро показал свою эффективность, поскольку предусматривал двухлетнее лишение предпринимателя, признанного недобросовестным участником, доступа к рынку госзаказа. Такое лишение фактически означает уход такого предпринимателя с рынка, где задействованы большей частью бюджетные ассигнования (строительство автодорог, медицинское оборудование, фармацевтика и т.п.).

ШАГ В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ

В Законе N 223-ФЗ был учтен опыт применения в Законе N 94-ФЗ такого инструмента, как Реестр недобросовестных поставщиков, и он был включен в новый Закон с определенными изменениями и дополнениями. Ведение Реестра недобросовестных поставщиков в сфере действия Закона N 223-ФЗ осуществляется органами Федеральной антимонопольной службы. В соответствии с этим Законом сведения о недобросовестном поставщике хранятся в Реестре недобросовестных поставщиков два года и подлежат исключению по истечении этого срока.

Уклонение поставщика от заключения договора, расторжение договора с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в связи с существенными нарушениями им договора - вот основания для включения в Реестр недобросовестных поставщиков. Причем включение в Реестр недобросовестного участника закупки в случае его уклонения от заключения договора правомерно только в том случае, если предусмотрено обязательное заключение договора по итогам закупки. Поэтому для получения достаточных оснований для включения поставщика (исполнителя, подрядчика) в Реестр недобросовестных поставщиков полномочным органам следует тщательно проанализировать Положение о закупках и закупочную документацию той закупки, участнику которой грозит включение в Реестр. Сами способы закупок уже говорят о вероятности обязательного заключения договора. К таким способам относятся конкурс, аукцион, электронный аукцион и т.п. В случаях же проведения запроса предложений, запроса котировок и т.п. заключение договора не является обязательным.

Существует ряд обстоятельств в части расторгнутых судом договоров в связи с их существенными нарушениями поставщиками, без учета которых нельзя включать поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр недобросовестных поставщиков. Во-первых, обращению в суд о расторжении договора должно предшествовать соблюдение досудебного порядка разрешения спора (п. 2 ст. 452 ГК РФ). Во-вторых, если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, в том числе в порядке ст. 310 ГК РФ, поставщик (подрядчик, исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков не включается. В-третьих, хотя для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр недобросовестных поставщиков формально нет необходимости дожидаться вступления решения суда в законную силу, достаточно решения суда первой инстанции, органы ФАС предпочитают при включении в Реестр недобросовестных поставщиков ориентироваться на вступление решения суда в законную силу.

В Постановлении Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении Реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" представлен перечень сведений, включаемых в Реестр недобросовестных поставщиков, установлен порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в ФАС РФ. Там же указан порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков, а также перечислены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения Реестра недобросовестных поставщиков.

Как установлено в п. 2, 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение Реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211, заказчик не вправе, а обязан направлять информацию о недобросовестных участниках закупки в ФАС. Согласно ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, за ненаправление такой информации предусмотрена санкция в виде административной ответственности в размере от 10 до 15 тыс. руб. (для должностных лиц) или от 30 до 50 тыс. руб. (для юридических лиц). Заказчик, дабы воспрепятствовать участию в закупке участников, включенных в Реестр недобросовестных поставщиков, должен упомянуть о данном требовании в закупочной документации.

ДВА РЕЕСТРА. КОГО ХОЧЕШЬ, ВЫБИРАЙ?

Введение Законом о контрактной системе своего Реестра недобросовестных поставщиков привело к существованию в сфере закупок одновременно двух подобных реестров. Порядок ведения Реестра по Закону N 44-ФЗ определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)". Реестр недобросовестных поставщиков, введенный Законом о контрактной системе, размещен на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы РФ.

Между двумя действующими Реестрами есть существенные отличия, в частности, по Закону N 223-ФЗ в Реестр включаются только участники размещения заказа, а в Реестр по Закону N 44-ФЗ - вносятся сведения об участнике закупки, а также о его учредителях - физических лицах и об исполнительных органах управления.

С 1 января 2014 года ФАС России вносит сведения о поставщиках только в новый Реестр. Это обусловлено содержанием ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе. Из нее следует, что через два года после вступления в силу Закона о контрактной системе прежний Реестр недобросовестных поставщиков должен полностью утратить свое значение. Соответственно, отныне заказчики обязаны направлять информацию об уклонении победителя от заключения договора в порядке и в объеме, предусмотренном ст. 104 Закона о контрактной системе.

Исключение сведений из Реестра производится ФАС России только по истечении двух лет со дня их внесения в Реестр (ч. 9 ст. 104 Федерального закона о контрактной системе). На протяжении этого срока на поставщика может быть наложено полное ограничение в участии в государственных и муниципальных торгах. Так, в соответствии с Законом о контрактной системе, размещая заказ на проведение торгов, заказчик, уполномоченный орган вправе установить дополнительное требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в Реестре недобросовестных поставщиков. В таком случае лицо, сведения о котором находятся в Реестре, не будет допущено до участия в торгах.

Наиболее распространенным случаем попадания в Реестр недобросовестных поставщиков по Закону о контрактной системе является уклонение от заключения контракта. Трактовка уклонения может быть самой разной: это и непредоставление обеспечения исполнения контракта в установленный законом срок, и неподписание поставщиком контракта, и прямой отказ от заключения контракта.

Отказ поставщика от подписания контракта находит свое недвусмысленное выражение в таких документах, как уведомление поставщика об отказе или решение суда о понуждении поставщика к заключению контракта. Наличие этих документов дает ФАС достаточные основания для внесения сведений о поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков, не прибегая к дополнительной проверке.

Исходя из разъяснений ФАС России "По ведению Реестра недобросовестных поставщиков" от 26.10.2007, под уведомлением об отказе от заключения контракта следует понимать документ, в тексте которого прямо указано, что участник размещения заказа отказывается заключить контракт. По мнению ФАС России, если участник размещения заказа выдвигает предложение о заключении контракта на условиях, отличающихся от указанных в проекте контракта, который составлен в соответствии с условиями торгов (запроса котировок), то это также следует расценивать как отказ от заключения контракта. Подобные действия поставщика являются безусловным основанием для включения сведений о таком участнике размещения заказа в Реестр недобросовестных поставщиков.

БУДЕТ ЛИ МОРАТОРИЙ

В последние дни 2014 года Госдумой был принят Закон N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В нем, учитывая реалии непростой экономической ситуации, сложившейся в стране на рубеже 2014 - 2015 годов, были введены нормы, позволяющие по взаимной договоренности участникам госзакупок изменять условия контрактов. В развитие этих изменений и следуя их логике, на самом различном уровне предлагается ввести мораторий на внесение участников закупок в Реестр недобросовестных поставщиков в 2015 году. Такая необходимость обусловлена резкими колебаниями курса валют, а также в связи с объективными внешними факторами, когда перед поставщиком встает дилемма - либо не исполнить выигранный тендер и попасть в Реестр недобросовестных поставщиков, либо выполнить условия, понеся значительные убытки.

Многие тендеры на 2015 год проводились в конце 2014 года, а экспертная оценка цен в некоторых случаях проводилась в 2013 году. После проведения этих тендеров произошел резкий скачок закупочных цен и ряд поставщиков ушли с рынка или приостановили свою деятельность, а остальные повысили цены. На этом фоне делать крайними поставщиков, попавших между двух огней, было бы неправильно. Поэтому в ближайшее время следует ожидать соответствующих законодательных инициатив.