Мудрый Юрист

Анализ и обобщение российского опыта организации образовательных кластеров гуманитарного профиля на базе образовательных организаций высшего образования *

<*> Статья подготовлена в рамках НИР "Разработка и внедрение механизмов организации юридических клиник и юридических образовательных кластеров в системе высшего образования" по государственному контракту N 17.043.11.0015 от 7 апреля 2014 г.

Шугрина Екатерина Сергеевна, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук.

Основным результатом деятельности образовательных кластеров является предоставление образовательных услуг, которые сами по себе являются достаточно большой и конкурентоспособной ценностью. В статье рассмотрены некоторые особенности организации и деятельности образовательных кластеров гуманитарного профиля на примере юридических образовательных кластеров, в том числе деятельности юридических клиник.

Ключевые слова: юридическая клиника, образовательный кластер, юридическое образование, клиническое юридическое образование, образовательный кластер гуманитарного профиля, обучение практическим навыкам.

Analysis of generalization of the Russian experience of organization of educational clusters of humanitarian specialization on the basis of educational organizations of higher education

E.S. Shugrina

Shugrina Ekaterina S., professor, Chair of Constitutional and Municipal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), doctor of juridical sciences.

The basic result of activities of educational cluster was provision of educational services which present a great competitive value. The article considers some peculiarities of organization and activities of educational clusters of humanitarian specialization including activities of juridical clinics.

Key words: juridical clinic, educational cluster, juridical education, clinic juridical education, educational cluster of humanitarian specialization, teaching practical skills.

Особенностью образовательных кластеров является то, что основным результатом, основным продуктом деятельности таких кластеров является предоставление образовательных услуг, которые сами по себе являются достаточно большой и конкурентоспособной ценностью.

Строго говоря, следует различать партнерство вуза с иными организациями и собственно образовательный кластер. Партнерство может возникать на начальном этапе сотрудничества; наиболее развитой формой кластера является создание самостоятельной организации - некоммерческого партнерства, государственно-частного партнерства, фонда, ассоциации и т.п. Применительно к России и сфере гуманитарных наук о полноценных образовательных кластерах, имеющих собственную управляющую организацию, говорить пока преждевременно, хотя примеры партнерских связей и образовательных кластеров имеются.

В роли партнеров вузам могут выступать <1>:

<1> Развитие кластерного подхода в реализации стратегического партнерства вуза // URL: http://edu-clusters.ru/node/26.

Система такого партнерства функционирует, как правило, на основе соглашений о стратегическом партнерстве в области образовательной и профессиональной деятельности, заключенных для достижения определенных инновационных и образовательных целей между вузом и партнером, преследующих цель получения некоего синергетического эффекта от своего взаимодействия.

Система непрерывного профессионального образования предполагает широкое взаимодействие учебных заведений, реализующих различные формы и уровни образования. Это школы и колледжи, колледжи и вузы, школы и вузы и т.д. Наиболее распространенной моделью сотрудничества является образовательная модель "школа - вуз". На ее основе школы и вузы реализуют множество образовательных программ: от подготовки в вуз до углубленного изучения ряда специальных дисциплин на базе школы с последующим обучением в вузе по индивидуальному плану. Подготовка в вуз и профессионализация профильного обучения имеют прямое отношение к конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности вуза, т.к. профильное обучение в школах все еще не имеет своего методического обеспечения, в то время как многие вузовские наработки вполне эффективны для решения задач профилизации <2>.

<2> Развитие кластерного подхода в реализации стратегического партнерства вуза // URL: http://edu-clusters.ru/node/26.

Рассмотрим некоторые особенности организации и деятельности образовательных кластеров гуманитарного профиля на примере юридических образовательных кластеров, в т.ч. деятельности юридических клиник.

Юридические клиники, созданные при вузах, довольно активно участвуют в фактическом создании образовательных кластеров. Иногда эти отношения достаточно хорошо структурированы и формализованы, а иногда носят больше стихийный, случайный характер.

Образовательные кластеры в сфере юридического образования можно классифицировать по разным основаниям, выделив:

  1. Кластеры, основанные на организационно-структурных связях, предполагающих включение разных организаций в единую деятельность. С этой точки зрения можно выделить такие варианты взаимоотношений внутри кластера:

вуз (юридическая клиника) - школа - общество;

вуз (юридическая клиника) - профессиональное юридическое сообщество (юридические фирмы, ассоциации юристов и др.) - государство;

вуз (юридическая клиника) - общество (через систему некоммерческих организаций, так называемого третьего сектора) - государство.

В принципе возможны и иные варианты, основанные на более сложных, комплексных связях.

С созданием Центра развития юридических клиник <3> можно говорить о фактическом создании образовательного кластера в сфере деятельности юридических клиник.

<3> Более подробно о Центре см.: URL: http://codolc.com/about/.

Автономная некоммерческая организация "Центр развития юридических клиник" - ресурсный проект, инициированный руководителями нескольких московских юридических клиник. Цели деятельности Центра:

К деятельности Центра на текущий момент присоединились 27 юридических клиник (считая филиалы) из 19 различных регионов Российской Федерации и Республики Беларусь.

  1. Кластеры, предполагающие довольно тесное сотрудничество производителей и потребителей услуг (речь идет о юридических услугах, правовом просвещении) при постоянном контроле качества со стороны профессионального сообщества. В качестве производителей услуг выступают преподаватели и студенты вуза (юридической клиники); потребителями услуг выступают клиенты, обращающиеся в юридическую клинику; качество обеспечивается тем, что довольно активно к работе в юридической клинике привлекаются практикующие юристы, возможно тесное сотрудничество с соответствующими юридическими фирмами, профессиональными организациями и др.

Так, во многих юридических клиниках в качестве кураторов привлекаются действующие адвокаты. На базе некоторых юридических клиник созданы центры или лаборатории клинических методов обучения (Томск, Тверь, Санкт-Петербург, Красноярск и др.); преподаватели юридических клиник, прекрасно владеющие интерактивными методами, привлекаются к обучению молодых адвокатов. В Красноярске юридическая клиника тесно сотрудничает с Адвокатской палатой в части разработки содержания и методик программ профессиональной юридической подготовки адвокатов, а также обучения студентов, стремящихся стать адвокатами.

Имеются и примеры того, что адвокатские образования, юридические фирмы, сотрудничающие с юридическими клиниками и/или органами государственной власти, органами местного самоуправления привлекают студентов для рассмотрения наиболее простых юридических вопросов, консультирования граждан, просвещения населения.

Например, лаборатория инновационных методов юридического факультета Тверского государственного факультета осуществляет проект "Инновационные технологии в экологическом образовании юристов" <4>. В рамках проекта осуществляется:

<4> URL: http://law.tversu.ru/struktura/kafedry/laboratoriya-innovatsionnykh-metodov-obucheniya-yuristov/limoyu-o-laboratorii.

В Москве по инициативе депутата Мосгордумы несколько лет назад был создан проект "ЦАО - территория правовой культуры". В ЦАО его поддерживает префект. Студенты, преподаватели и аспиранты ведут прием граждан, что называется, на местах - в наиболее посещаемых учреждениях, например в библиотеке или комплексном центре социального обслуживания. Таким образом, реализуется принцип шаговой доступности. Это полностью добровольческий проект. В рамках проекта идет взаимодействие с 10 вузами, среди них Московский финансово-промышленный университет "Синергия", Высшая школа экономики, Российская правовая академия Министерства юстиции РФ, Московский финансово-юридический университет (МФЮА), Российская академия адвокатуры и нотариата и др. К тому же параллельно осуществляется работа и со школами. Студенты, которые ведут прием в юридических клиниках, проводят правовые уроки по профилактике ксенофобии и правонарушений для школьников ЦАО и учащихся колледжей <5>.

<5> URL: http://www.trud.ru/article/29-11-2012/12S5696_v_moskovskix_juridicheskix_klinikax_lechat_studenty/print/.
  1. Кластеры, основанные на сочетании разных форм и методов взаимодействия. В первую очередь это предполагает сочетание образовательной деятельности, классических академических методов преподавания и интерактивных. На практике это означает, что взаимоотношения "студент - преподаватель" принимают качественно иной характер. Кроме того, оказывая юридическую помощь конкретным людям и выполняя довольно важную социальную функцию для отдельной территории, общества, студенты одновременно выступают в разных ипостасях, что также достаточно важно.

Причем во всех случаях территориальный масштаб деятельности может быть различным. В частности, если студент участвует в подготовке жалобы в Европейский суд по правам человека, эффект может касаться разных стран, на которых распространяется юрисдикция ЕСПЧ.

Например, проект "Юридическая клиника по обращениям в ЕСПЧ" Правозащитного центра "Мемориал" начал свою работу в апреле 2010 г. и стал продолжением программы "Защита прав человека с использованием международных механизмов". Цель проекта - подготовка специалистов, способных оказывать квалифицированную помощь по ведению дел в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Обучение соответствующим навыкам студентов юридических вузов и практикующих юристов осуществляется в рамках теоретического курса по принципам Европейского суда и в процессе консультирования конкретных заявителей по вопросам нарушений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Работая в клинике с реальными жалобами клиентов под руководством профессиональных юристов, специализирующихся на европейском праве, стажеры получают возможность применения теоретических знаний, учатся разрешать реальные вопросы и затруднения, возникающие при работе с ЕСПЧ.

Клиентам клиника оказывает бесплатные консультации по всем вопросам обращения в ЕСПЧ. Проект не представляет интересы заявителей в Суде, однако стажеры под руководством опытных кураторов могут подготовить подробные консультации вплоть до написания полной жалобы. За время существования клиники стажеры работали над более чем 40 делами, в т.ч. были написаны и направлены в Европейский суд шесть полных жалоб. По остальным делам были написаны правовые части жалоб, предоставлены подробные письменные консультации.

Проект сотрудничает со студенческими консультациями юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, а также с новой Автономной некоммерческой организацией "Центр развития юридических клиник" с целью включения проекта в сеть сотрудничающих юридических клиник Москвы и других городов России и зарубежья <6>.

<6> URL: http://www.memo.ru/s/301.html.

Таким образом, видно, что образовательный кластер фактически связан с реализацией следующих целей: обновление содержания образования; выработка новых технологий обучения; разработка междисциплинарных исследований <7>.

<7> Корниенко В.А. Модель учебно-практического кластера (на примере факультета таможенного дела вуза) // Таможенное дело. 2011. N 4. С. 38 - 40.

Экономические механизмы организации и деятельности образовательных кластеров в настоящее время обусловливаются следующим:

В одном из своих выступлений Министр образования России констатировал, что за последние восемь лет в России сформирована сеть ведущих вузов. Это МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ - университеты с особым статусом, 9 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов и 55 вузов, по итогам конкурса получивших федеральные средства на реализацию своих программ стратегического развития. Большинство ведущих вузов, прежде всего федеральные университеты, играют особую роль в социально-экономическом развитии своих регионов и федеральных округов. Все ведущие вузы на сегодняшний день получают государственную поддержку своих программ развития.

При этом не нужно забывать, что в России немало вузов, которые не относятся к категории ведущих, но это не мешает им готовить востребованные кадры для предприятий своих регионов. Такие вузы, ориентированные на подготовку кадров по приоритетным направлениям развития экономики соответствующих субъектов Российской Федерации, тоже имеют право на получение поддержки. Особенно это важно для 30 регионов, где пока нет ни одного вуза, которому оказывается государственная поддержка на реализацию программы развития.

Правовой механизм организации и деятельности образовательных кластеров. Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что на федеральном уровне единого документа, регулирующего вопросы создания и деятельности образовательных кластеров, нет. Однако в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы фактически предусматривается создание образовательных кластеров. Так, на основании Постановления Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 (в ред. от 03.04.2014) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" предусмотрено создание 48 объединений учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов.

Анализ правовых основ организации и деятельности образовательных кластеров показывает, что в большинстве случаев имеются документы, регулирующие развитие науки в соответствующей сфере, что предполагает и развитие кластеров (далеко не все из ниженазванных являются образовательными кластерами гуманитарного профиля). Фактически речь идет о программных документах, в которых обозначаются основные, стратегические направления развития соответствующей отрасли науки. Реже аналогичные документы принимаются для конкретной территории.

Например, в распоряжении Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года" говорится об основных направлениях социального развития, имеющих общесистемный характер; к их числу отнесено и создание нескольких научно-образовательных кластеров и бизнес-школ мирового уровня.

Имеются примеры того, что регулируются особенности правового статуса конкретного вуза; в качестве одного из направлений деятельности вуза федеральным правовым актом предусматривается создание образовательного кластера. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.09.2012 N 1654-р "О программе развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" на 2012 - 2020 годы" образовательная политика Академии должна предполагать создание в рамках основной организационной структуры Академии конкурентоспособных образовательных кластеров, в частности, кластеров в сфере государственного и муниципального управления, прикладного гуманитарного образования, бизнес-образования, юридического образования. Эта задача обозначена для третьего этапа развития Академии, который запланирован на 2018 - 2020 годы. Следует отметить, что это единственный документ, из которого вытекает возможность создания юридического образовательного кластера.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 03.06.2011 N 968-р "О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" на 2011 - 2021 годы" университет призван стать ядром инновационного образовательного кластера региона, продолжить интеграцию образовательной и научной деятельности и бизнеса в регионе, дальнейшее развитие технологической базы для исследований и внедрения современных технологий в производство и социальную сферу. Университет будет играть ведущую роль в организации, координации и методическом развитии системы профессионального образования в регионе, в создании условий для системного обеспечения реализации программ социально-экономического развития профессиональными кадрами.

На экспертном уровне высказываются суждения о том, что в каждом федеральном округе можно было бы создать не менее трех-пяти образовательных кластеров, основу которых составят высшие учебные заведения, получившие статус национальных исследовательских университетов. В состав кластеров могут войти также отраслевые вузы, средние специальные, профессионально-технические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения. Это позволит повысить качество подготовки всех категорий специалистов, устранит диспропорцию между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов <8>. Однако анализ действующей правовой базы показывает, что эти идеи в полной мере не реализованы.

<8> Примаков Е. Россия перед выбором // Российская газета. N 4. 2010. 14 января; Безруков А.В., Тепляшин И.В. Реформирование высшего юридического образования в контексте конституционных преобразований в современной России // Российская юстиция. 2011. N 5. С. 55 - 59.

Рассмотрим примеры правового регулирования создания образовательных кластеров в субъектах РФ <9>.

<9> Документы, регулирующие особенности создания промышленных кластеров или образовательных кластеров производственной направленности, не рассматриваются.

Распоряжением префектуры Зеленоградского АО г. Москвы от 13.06.2012 N 307-рп "О мероприятиях по подготовке и закреплению кадров в организациях округа" были одобрены предложения Московской государственной академии делового администрирования и Национального исследовательского университета "МИЭТ" о необходимости создания в округе территориального образовательного кластера.

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 14.05.2014 N 213-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года" предусматривается разработка концепции создания объединенной площадки образовательных организаций высшего образования на территории Ленинградской области и организация университетского кампуса во Всеволожском районе.

В распоряжении Правительства Пензенской области от 21.02.2014 N 83-рП "Об утверждении Стратегии инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года" говорится о том, что в Пензенской области целесообразно развитие образовательного кластера, ядром которого может стать один из крупнейших вузов региона - Пензенский государственный университет. Кластерный подход станет механизмом синхронизации промышленной, образовательной, инновационной и территориальной политик по направлениям "Открытое образование", "Рыночная капитализация компетенций", "Экспорт образования и селективная натурализация", а также "Когнитивная кампусно-городская среда". Образовательный кластер должен быть важным элементом в обеспечении дифференциации города Пензы и области, связанным с поддерживаемыми регионом территориальными экономическими кластерами. Ядром образовательного кластера и важной городской доминантой должен стать университетский комплекс.

Постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 (в ред. от 13.07.2012) утверждена Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года. Целый раздел Стратегии посвящен образовательным кластерам как одному из видов потенциальных кластеров. Цель формирования кластера - существенное повышение эффективности и качества профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров образовательных учреждений области в интересах развития инновационного, промышленного, образовательного секторов области. Образовательный кластер как система позволит наладить устойчивую связь между учреждениями образования и предприятиями, решит проблему оторванности образовательных учреждений от потребностей предприятий и отставания уровня подготовки преподавателей от требований бизнеса. Основой кластеров являются трудовые ресурсы, часть которых привлекается наукоемкими компаниями как с местного, так и с внеобластного рынка с учетом процесса "нового расселения" на территорию области в долгосрочной перспективе.

В Постановлении Правительства Новосибирской области от 01.07.2011 N 283-п (в ред. от 09.12.2013) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 - 2015 годы" предусматривается одна из функций Государственного заказчика-координатора при реализации Программы - внедрение различных моделей интеграции и кооперации старшей ступени школ, начального и среднего, высшего профессионального образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса (образовательный кластер).

Примеры правового регулирования субъектами РФ образовательных кластеров показывают, что нигде не говорится о создании образовательных кластеров гуманитарного профиля; как правило, предусматриваются кластеры производственного профиля либо профиль кластера не конкретизируется, хотя в большинстве случаев речь идет именно о нем. Существующие документы предусматривают социально-экономическое развитие региона; создание образовательного кластера направлено на решение именно этой задачи.

В настоящее время создание кластеров только начинает реализовываться; пока отношения между участниками скорее похожи на отношения стратегического партнерства и оформляются договорами о сотрудничестве, об оказании образовательных услуг. Образовательный кластер рассматривается в контексте развития региона. Как следствие, и создание образовательных кластеров гуманитарной направленности находится на начальном этапе, поэтому имеющегося российского опыта явно недостаточно для обобщения и моделирования.

Стратегические партнерства и кластеры - это разные явления. Вместе с тем стратегическое партнерство может являться первым шагом на пути формирования кластера либо, если стратегическое партнерство реализуется между участниками кластера, инструментом его дальнейшего развития. В последнем случае речь идет о стратегическом партнерстве кластерного типа.

Литература

  1. Безруков А.В. Реформирование высшего юридического образования в контексте конституционных преобразований в современной России / А.В. Безруков, И.В. Тепляшин // Российская юстиция. 2011. N 5. С. 55 - 59.
  2. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах "Восток". 2007. Вып. 1.
  3. Доброхотова Е.Н. Юридические клиники и деятельность pro bono. Их отношение к системам бесплатной юридической помощи // Закон. 2012. N 11. С. 55 - 62.
  4. Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина. М., 2003.
  5. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения / Отв. ред. Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина. М., 2001.
  6. Шугрина Е.С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 7. С. 898 - 906.