Мудрый Юрист

Оптимизация и повышение эффективности закупочной деятельности заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ

Кошелева Валентина Викторовна, руководитель Экспертно-консультационного центра Института госзакупок.

Несмотря на то что у отдельных заказчиков уже сложились определенные подходы при организации закупочной деятельности, имеется достаточно подробное правовое регулирование данной сферы не только с формальной регламентацией, но и практическим эффективным исполнением, тем не менее задача "как добиться лучшего результата" никогда не снимается.

Хотя многие с негативом восприняли внедрение в России контрактной системы, в настоящем докладе предлагается рассмотреть отдельные решения и подходы, заимствованные из Закона N 44-ФЗ.

Представляется, и это уже подтверждено успешной практикой крупнейших заказчиков, что данные механизмы помогут обеспечить условия не только для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков с необходимыми показателями цены, качества, надежности поставщиков, но и оптимизировать бизнес-процессы в части управления закупками.

Обоснование потребностей и начальных (максимальных) цен договоров

Обоснование потребности представляет собой эффективный элемент начальной стадии планирования закупочной деятельности и предусматривает в первую очередь обоснование предмета закупки с позиции цели ее осуществления (обеспечение текущей деятельности, исполнение договорных обязательств и пр.).

При обосновании предмета закупки могут учитываться нормативно установленные в организации заказчика требования к товарам, работам, услугам, предельные цены на продукцию.

Введение данного инструмента может быть осуществлено как в целом ко всем закупкам, так и в части, например, по крупным проектам с ценой свыше определенного ценового предела, при закупке услуг, материальный результат которых невозможно проверить (например, консалтинговые услуги, тренинги и т.п.).

Обязательное обоснование начальных (максимальных) цен договоров может быть введено, к примеру, по особо значимым направлениям, по определенным процедурам (например, конкурс, аукцион), а также при закупках с ценовым порогом свыше определенной суммы.

Так, например, обязательным является обоснование начальной (максимальной) цены договора при осуществлении закупок ГУП "Московский метрополитен". Цена определяется и обосновывается в порядке, предусмотренном локальным актом - Методикой определения начальной (максимальной) цены договора на закупку, выполнение работ, оказание услуг для нужд ГУП "Московский метрополитен". Обоснование осуществляется посредством применения следующих методов:

Использование заказчиками методики расчета начальных (максимальных) цен договоров позволит использовать единый подход при расчете и обосновании начальных (максимальных) цен договоров, а также позволит отказаться от закупок по завышенным ценам, тем самым будет достигнута экономия средств, а следовательно, повысится эффективность системы закупок в целом.

Классификация (каталогизация) товаров, работ, услуг

Внедрение внутреннего классификатора товаров, работ, услуг позволит унифицировать закупки заказчиков по предметам договоров, что, в свою очередь, сделает возможным осуществление контроля закупок при планировании на основании сопоставимых данных.

За основу при формировании классификатора могут быть взяты ОКДП, имеющиеся у заказчиков номенклатуры, базы товаров, работ, услуг.

Кроме того, возможна категоризация закупок по основным направлениям (канцелярия, автотранспортные услуги, строительно-монтажные работы, юридические услуги и др.) с установлением методик оценки, типовых требований к участникам, порядка расчета начальных (максимальных) цен договоров (в рамках общей методики расчета начальных (максимальных) цен договоров), что позволит унифицировать закупки по отдельным направлениям.

Собственный классификатор закупаемых товаров, работ, услуг имеет ОАО "АК "Транснефть", причем классификатор содержит не только виды закупаемой продукции, но и требования к ней (ГОСТы, ТУ по каждой из позиций).

Типовая методика оценки заявок на участие в закупке

Закон N 44-ФЗ предусматривает только четыре критерия оценки заявок, которые могут быть использованы при проведении конкурса (цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товара, использование результатов работ, качественные, функциональные, экологические характеристики объекта закупки, квалификация участника закупки).

Заказчики, работающие по Закону N 223-ФЗ, не ограничены ни в установлении критериев, ни в распределении значимости между критериями, ни в использовании формул для присвоения баллов.

Между тем использование типовой методики оценки заявок позволит сократить объем технической работы, унифицировать подходы к определению победителей закупок, а также минимизирует количество технических ошибок.

В качестве примера можно привести организацию оценки заявок в госкорпорации "Росатом".

Единый отраслевой стандарт закупок госкорпорации "Росатом" устанавливает Перечень критериев, которые могут быть использованы при проведении закупок. Кроме того, приложение N 15 к Стандарту определяет методику установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии). Методика определяет порядок расчета рейтингов (формулы), условия установления критериев, подкритериев и их значимость.

Положение о закупках ОАО "Ростелеком" предусматривает установление Правил оценки и сопоставления заявок с установлением допустимых критериев оценки и их величин значимости, а также методики их применения. Помимо этого, утверждена процедура присвоения рейтингов надежности контрагентам ОАО "Ростелеком" для целей оценки заявок участников, в том числе по критерию "Деловая репутация и надежность участника".

Положение о закупках ОАО "МОЭК" определяет перечень возможных критериев оценки, а также типовые требования к участникам закупок, включаемые в документации о закупке, критерии и методики оценки заявок участников. Типовая методика определяет порядок расчета рейтингов заявок (формулы), перечень документов, которые необходимо потребовать для целей оценки, порядок установления шкалы оценки и величин значимости критериев оценки.

Создание закрытого перечня и установление случаев применения дополнительных требований к участникам закупок

В соответствии с Законом N 44-ФЗ дополнительные требования к участникам могут быть установлены только в случае закупки отдельных видов товаров, работ, услуг при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов.

Введение данного механизма направлено не только на выбор надежного контрагента, но и на исключение произвольного установления требований к участникам, повышение внутриорганизационной дисциплины, исключение злоупотреблений и коррупционных составляющих.

Предлагается установить закрытый перечень случаев, в которых возможно применение дополнительных требований к участникам закупок, а также закрытый перечень таких дополнительных требований.

Возможно также введение обязанности структурных подразделений, заинтересованных или инициирующих закупку, обосновывать специфические требования к участникам закупок, в том числе подтверждать наличие перечня поставщиков, соответствующих этим требованиям.

Возможность отслеживания договоров на всех стадиях: от заключения до приемки

Согласно ст. 94 Закона N 44-ФЗ сведения о заключенном по результатам закупки контракте в течение трех рабочих дней подлежат направлению в реестр контрактов (ведется Федеральным казначейством). Документы и информация, включенные в реестр контрактов, доступны для ознакомления на официальном сайте. Кроме того, на официальном сайте размещаются отчеты об исполнении контракта (исполнении отдельного этапа контракта). К такому отчету прилагаются результаты экспертизы, документы о приемке.

Данный подход контрактной системы с возможностью отслеживания каждого договора на всех стадиях с момента определения победителя закупки до приемки результата по договору позволит создать полноценный механизм мониторинга исполнения договоров, что не только минимизирует возможные риски незаконных изменений договоров, но и усилит контроль за действиями заказчиков и контрагентов, обеспечит надлежащее выполнение контрагентами своих обязательств, вытекающих из завершенных договоров, послужит формированию базы для дальнейшего прогнозирования и планирования закупок.

Заключение договоров в электронной форме без подписания бумажного экземпляра

В настоящее время в контрактной системе механизм заключения контракта в электронной форме предусмотрен только для электронных аукционов, однако в ближайшей перспективе планируется переход полностью на электронные закупки, соответственно заключение контракта также будет осуществляться с использованием электронной подписи.

Внедрение практики подписания договоров в электронной форме (без бумажного экземпляра) позволит существенно сократить бумажный документооборот, упростить процесс согласования проектов договоров, а также минимизирует риск технических ошибок по причине человеческого фактора.

Например, договоры в электронной форме по результатам аукционов в электронной форме заключает ФГУП "Почта России". Договоры заключаются через оператора электронной площадки; участники (победители) закупок подписывают такие договоры усиленной электронной подписью.

Жесткие сроки заключения договоров по итогам закупок

Данный элемент служит цели оптимизации процесса заключения договоров, увеличения открытости закупочных систем, а также сокращения числа бюрократических издержек.

Оптимальным представляется срок не ранее 10 и не позднее 20 календарных дней с даты определения победителя (единственного участника) закупки.

Примеры.

Согласно Порядку закупочной деятельности государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") срок подписания договора составляет не более 20 (двадцати) рабочих дней со дня подписания договора участником закупки, с которым заключается договор. При необходимости принятия решения об одобрении совершения крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, срок подписания договора заказчиком может быть продлен на время, необходимое для получения одобрения сделки, если такая сделка осуществляется в соответствии с положениями настоящего Порядка. В случае если закупка осуществлялась среди субъектов малого и среднего предпринимательства, срок подписания договора не должен превышать 20 рабочих дней с даты подведения итогов по процедуре закупки.

Согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Аэрофлот" срок заключения договора по итогам закупки не может превысить 90 дней с даты подведения итогов. В случае заключения кредитных договоров и договоров финансового лизинга этот срок не может превысить 180 дней с даты подведения итогов.

Контракты жизненного цикла

В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт жизненного цикла предусматривает:

Контракты жизненного цикла заключаются в случаях определенных Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087).

Внедрение практики заключения договоров жизненного цикла по ряду направлений позволит оптимизировать закупку по Закону N 223-ФЗ отдельных товаров, требующих последующего обслуживания, эксплуатации, утилизации, снизить стоимость жизненного цикла различных объектов.

Контракты жизненного цикла используются ГУП "Московский метрополитен" при закупке подвижного состава (договоры на приобретение и предоставление во владение и пользование вагонов метро с обязательством по обеспечению их обслуживания в период жизненного цикла и на сервисное обслуживание вагонов метро).

Централизация закупок

Не всегда региональные структурные подразделения заказчиков, в том числе филиалы, обладают необходимыми возможностями для проведения самостоятельных закупочных процедур.

Централизованная система закупок позволяет достаточно эффективно использовать не только финансовые, но и кадровые и временные ресурсы.

Так, ОАО "АК "Транснефть" в целях повышения эффективности закупок вправе консолидировать однотипные закупки разных заказчиков и проводить закупки централизованно одним лотом с последующим заключением нескольких договоров с победителем, а также вправе проводить многолотовую закупку с выбором отдельных победителей и заключением отдельных договоров по каждому лоту.

Практика централизации закупок региональных структурных подразделений также активно используется ФГУП "Почта России", ОАО "РЖД".

Возможность одновременной работы на нескольких электронных площадках

Проведение максимального количества закупок в электронном виде с целью автоматизации закупочного процесса, уменьшения нагрузки на сотрудников заказчика, минимизации рисков сговора участников закупки и человеческого фактора в ходе осуществления закупок, а также увеличение количества электронных торговых площадок, на которых размещаются закупки, значительно расширяют круг участников закупок, что позволит получать большее количество предложений об условиях, в том числе о ценах исполнения договоров, и, как результат, закупать наилучшие решения по наилучшим ценам.

Госкорпорация "Росатом" осуществляет закупки на трех электронных площадках: ЭТС "Фабрикант" www.fabrikant.ru, электронная торговая площадка "a-k-d.ru" www.a-k-d.ru", ЭТП "Единая электронная торговая площадка" http://etp.roseltorg.ru.

ОАО "Ростелеком" осуществляет электронные закупки на четырех электронных площадках: ЭТП "Единая электронная торговая площадка" http://etp.roseltorg.ru, ЭТП SETonline www.setonline.ru, ОТС-tender http://www.otc.ru/tender, ЭТС "Фабрикант" www.fabrikant.ru.