Мудрый Юрист

Стоимость жизненного цикла и расходы на эксплуатацию

Ермакова Анна Валентиновна, советник директора Института госзакупок, к.ю.н.

В соответствии с Национальным стандартом "Стоимость жизненного цикла" ГОСТ Р 27.202-2012 <1> оценка стоимости жизненного цикла - это процесс экономического анализа с целью определения суммарной стоимости приобретения, владения и утилизации продукта. Идея оценки стоимости жизненного цикла приходила в голову каждому, кто сравнивал, например, расходы на обслуживание лазерных и струйных принтеров, расходы на обслуживание китайских и японских автомобилей, кто задумывался об энергоэффективности и т.д.

<1> Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 27.09.2012 N 439-ст.

Возможности использования критериев "расходы на эксплуатацию" и "стоимость жизненного цикла" нормативно предусмотрены для закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Разумеется, заказчики, применяющие Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), также вправе предусмотреть подобные критерии в своих положениях о закупке и использовать на практике.

Чем отличается стоимость жизненного цикла (далее - СЖЦ) от расходов на эксплуатацию (далее - РЭ)? Тем, что теоретически в СЖЦ входит большее количество расходов, чем просто эксплуатационные расходы, в том числе в СЖЦ входит также и утилизация. РЭ могут быть посчитаны произвольно на любой отрезок времени, а СЖЦ всегда предполагает сумму расходов до "окончания жизни" объекта.

Еще один близкий по сути и смыслу вариант оценки стоимости владения - это то, что в мировой практике обозначают термином ТСО (Total Cost of Ownership - совокупная стоимость владения).

Продемонстрируем варианты выбора закупаемого продукта с учетом РЭ или ТСО.

Статья затрат

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Цена объекта, руб.

1000

1500

1300

Цена расходных материалов и стоимость техобслуживания на 1 год эксплуатации, руб.

500

100

150

ТСО на 1 год (срок, установленный произвольно закупщиком), руб.

1500

1600

1450

ТСО на 10 лет (срок службы, установленный производителем), руб.

6000

2500

2800

Победитель при оценке только объекта - Продукт 1 Победитель при оценке ТСО на 1 год - Продукт 3 Победитель при оценке ТСО на 10 лет - Продукт 2

Как видно из таблицы, в зависимости от того, что заказчик оценивает, побеждают разные продукты, при этом объективно выгодным является использование именно Продукта N 2. Профессиональный закупщик не может не учитывать эти данные.

Рассмотрим, как РЭ, ТСО и СЖЦ могут быть применены в практике закупок по Закону N 223-ФЗ.

Расходы на эксплуатацию (РЭ) и совокупная стоимость владения (ТСО)

Учет РЭ и ТСО при подготовке ТЗ. Если РЭ заказчик планирует нести самостоятельно, ему важно на этапе подготовки закупки на приобретение объекта спрогнозировать эти расходы (что будет дешевле - обслуживать Mercedes или Lexus), причем стоимость обслуживания только предполагается, не входит в стоимость договора на приобретение автомобиля, соответственно, она не может быть оценена в рамках критерия "цена договора" или отыграна в ходе аукциона.

Если заказчик планирует возложить РЭ на исполнителя (поставщика) и включить их в договор, то в ТЗ, помимо описания самого объекта закупки, должны входить четкие и определенные условия обслуживания объекта, периодичность, применяемые материалы, отчетность и проч. в течение оговоренного промежутка времени. При этом объект закупки может быть как с определенным товарным знаком (Lexus), так и просто - автомобиль с необходимыми характеристиками. В первом случае разброс в стоимости РЭ будет меньше, чем во втором, поэтому и потенциальная экономия во втором случае больше.

Размер РЭ также зависит и от технической политики заказчика, от его подходов к обслуживанию техники. Простой пример - отдельные заказчики предпочитают всегда покупать новые картриджи к принтерам (оригинальные или совместимые). Другие заказчики предпочитают заправлять и восстанавливать картриджи. Поэтому стоимость владения принтерами у первых и вторых заказчиков будет отличаться, даже если они используют одни и те же принтеры. Для примера приведем усредненные расценки: цикл две заправки картриджа (по 350 руб.) + одно восстановление картриджа (1000 руб.) = 1700 рублей, что будет эквивалентно новым трем картриджам. Если на пять лет нам надо девять новых картриджей (из расчета печати 1000 копий в месяц) стоимостью 5000 рублей, то расходы на эксплуатацию составят 45 000 рублей, если же в тот же период выбрать три цикла заправок/восстановлений, то расходы на эксплуатацию составят 3 x 1700 = 5100 рублей. Итого расходы различаются в девять раз!

Что касается ТСО, то поставщики и производители сами давно проделали работу, позволяющую наглядно оценить стоимость владения определенными товарами. Так производители демонстрируют конкурентные преимущества своей продукции. Например, автопроизводители понимают индекс ТСО как затраты на один километр пробега. Компании, производящие ERP-системы (информационные системы финансово-бюджетного учета, учета операционной деятельности и проч.), предлагают учитывать следующие стоимостные составляющие <1>:

<1> По данным сайта www.epicor.com.

Для примера: АК "АЛРОСА" ОАО закупает поставку программного обеспечения SAP за 278,64 млн. рублей (начальная цена) <1>, а техническое сопровождение лицензий к SAP за 179,05 млн. (начальная цена) <2>. То есть расходы на продукт только за первый год эксплуатации составляют 2/3 стоимости продукта. Очевидно, что, принимая решение о закупке именно SAP, заказчик не мог не сравнивать стоимость эксплуатации этой системы с конкурентной.

<1> Закупка N 31401756734 на сайте zakupki.gov.ru.
<2> Закупка N 31401759241 на сайте zakupki.gov.ru.

Компания Intel <1> сама демонстрирует различную стоимость ТСО для своих серверов следующим образом. Компания взяла для сравнения 135 серверов на основе IntelXeon серии E5606 и 100 серверов на базе процессора IntelXeon E5-2609, что эквивалентно аналогичной производительности 32 серверов на основе IntelXeon, процессор E5-4607. Меньшее количество более дорогих серверов означает меньшее количество лицензий, необходимых для обслуживания серверов. Меньшее количество серверов и плотное размещение также позволяют снизить расходы на электропитание и охлаждение, а также техническое обслуживание. В итоге Intel рассчитал совокупную стоимость владения серверами в течение четырех лет и пришел к выводу, что если сразу купить более дорогие и мощные серверы, то экономия составляет до 70%.

<1> По данным сайта www.intel.com.

Учет РЭ и ТСО на стадии оценки заявок. Если РЭ заказчик планирует нести самостоятельно, но хочет сравнить величины этих расходов в зависимости от продукта, предложенного участниками конкурса (заказчик сам ничего не знает ни про Mercedes, ни про Lexus, ни про РЭ на них), ему, возможно, следует помимо критерия "Цена объекта" ввести в оценку еще и критерий "Расходы на эксплуатацию объекта", а затем, возможно, выбрать в победители, например, Ford с его расчетом РЭ/ТСО в трехлетней перспективе.

Если РЭ заказчик планирует возложить на исполнителя (поставщика) и это предусмотрено ТЗ, то при оценке заявок надо сопоставить стоимость ТСО или "цена объекта + РЭ" от разных участников закупки. При этом критерий "Цена договора" будет охватывать как стоимость объекта, так и стоимость его эксплуатации/владения на определенный заказчиком период времени. Фактически оценка по ТСО - это обычная оценка по ценовому критерию, который включает в себя все расходы на период владения плюс стоимость самого объекта.

Здесь мы можем увидеть разницу в подходах оценки РЭ и ТСО. В случае когда заказчик оценивает РЭ, он может установить помимо прочих два ценовых критерия, например критерий "Цена объекта" с весом 50% и критерий "Расходы на эксплуатацию" с весом 30% (оставшиеся 20% отдав при этом, например, критерию "срок поставки"). В случае когда оценка идет по ТСО, нет этого разделения критериев, есть только один критерий - ТСО, совокупная стоимость владения.

Что делать, если заказчик неправильно указал необходимые эксплуатационные расходы? Например, не учел стоимость лампы в проекторе? При этом стоимость лампы может доходить до 70% стоимости проектора, а расходы на эксплуатацию (если не считать лампу) всего 2% стоимости проектора. При оценке заявок по стоимости эксплуатации данные будут серьезно искажены, если кто-то, например, уронит стоимость эксплуатации всего до 0,002% объекта, при этом проектор будет иметь дорогую лампу. Конкурент с более дешевой лампой проиграет, хотя и лампа у него будет дешевле, и расходы на эксплуатацию будут указаны ниже. Есть ли механизмы защиты интересов заказчика в этой ситуации? Ответим отрицательно. Механизм защиты только один - изначально правильно рассчитывать все расходы на эксплуатацию.

Учет РЭ и ТСО в договоре по итогам закупки. Если РЭ заказчик планировал нести самостоятельно, но при выборе победителя сравнивал РЭ, заявленные разными участниками, не должно получиться так, что победитель заявил расходы условно в 100 рублей (и на этом выиграл), а реально заказчику пришлось понести расходы в 500 рублей. Представляется, что в таких закупках следует:

Еще важный момент для учета: если участник в составе заявки укажет очень выгодные расходы на эксплуатацию объекта, благодаря им выиграет конкурс, поставит товар, а затем сумеет инициировать и организовать расторжение договора, получив деньги за фактически поставленный дорогой товар, то есть ли у заказчика механизмы защиты? Ответим отрицательно. Поэтому схема оплаты должна быть иной, как вариант - стоимость объекта выплачивается в течение периода эксплуатации.

Если все расходы в период владения объектом заказчик планирует возложить на исполнителя (поставщика), то очевидно, что такой договор должен быть долгосрочным. Он должен предусматривать платежи за поставку самого объекта (инсталляцию, сборку и т.д.) и платежи по ходу эксплуатации объекта.

Стоимость жизненного цикла (СЖЦ) и договоры жизненного цикла

Техническое задание на поставку и обслуживание объекта в течение всего его жизненного цикла фактически представляет собой аутсорсинговое задание. Заказчик отдает какую-то свою функцию, отдает свои объекты, свои активы в управление и обслуживание другому лицу. Однако полезный эффект от функционирования переданного объекта получает сам заказчик. Он же в конечном счете ответственен перед своим собственником (акционерами, обществом и государством) за эффективность функционирования объекта.

При этом логично разделять:

  1. договоры жизненного цикла на оборудование (поставка - обслуживание - утилизация);
  2. договоры жизненного цикла на объекты строительства (проектирование - строительство - эксплуатация).

Зарубежным примером первого договора может служить, например, массовый американский военный самолет F-16, состоящий на вооружении в 25 странах, таких лайнеров выпущено около 4,5 тысяч штук. Секрет распространенности самолета в том, что производитель Lockheed Martin не только продает готовое изделие, но и полностью обслуживает его: ремонтирует, содержит, обучает летчиков и модернизирует самолеты по мере их устаревания. В итоге министерства обороны многих стран получают готовый пакетный продукт, а Lockheed Martin, помимо того что продает технику, зарабатывает сопоставимые суммы и на ее обслуживании <1>.

<1> URL: http://expert.ru/expert/2013/24/na-vsyu-zhizn (дата обращения: 19.02.2015).

Зарубежными примерами второго вида договоров жизненного цикла можно считать различные инфраструктурные строительные проекты: аэропорт Blackpool Airport в Великобритании, высокоскоростное соединение между Лондоном и Парижем; линии метрополитена Canada Line и проч. <1>.

<1> См.: Сергеева С.А. Контракты жизненного цикла в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Современные проблемы науки и образования. 2014. N 2.

В нашей стране такие контракты до настоящего времени не были широко распространены, хотя о необходимости внедрения таких контрактов неоднократно заявлялось на самом высоком государственном уровне <1>. В сфере госзаказа Правительством России утвержден перечень <2> случаев, когда могут заключаться (но на практике фактически не заключаются) контракты жизненного цикла, это проектирование и строительство транспортной инфраструктуры: автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов и проч. Однако на практике любая крупная инфраструктурная закупка, размещенная на сайте zakupki.gov.ru, заканчивается вводом объекта в эксплуатацию. Случаев, когда подрядчик берет на себя еще и долгосрочное обслуживание построенного и введенного объекта, практически нет.

<1> См., например, http://government.ru/news/8546/ (дата обращения: 19.02.2015).
<2> Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла".

При этом не следует путать договор жизненного цикла с концессионным соглашением, которых сейчас уже заключается довольно много. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе Югра на конкурсе разыгрывалось право на заключение 25-летнего концессионного соглашения по созданию и использованию базы отдыха в одном из богатых лесничеств <1>. Победивший участник (концессионер) должен был бы реконструировать и оборудовать базу отдыха, использовать ее 25 лет, по возможности зарабатывая на приезжающих туристах, при этом концессионер должен еще и совершать ежегодный платеж муниципальному образованию (концеденту), в чьей собственности находится база.

<1> URL: http://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?nId=5920855&tab=1&IId=5920960&prevPageN=4 (дата обращения: 19.02.2015).

Такой долгосрочный концессионный договор, несомненно, имеет свои выгоды для обеих сторон, но это не договор жизненного цикла. По договору жизненного цикла подрядчик ничего не платил бы заказчику, а только инвестировал и инвестировал в сам объект, но при этом подрядчик и не был бы скован риском отсутствия спроса от туристов, поскольку по договору жизненного цикла подрядчик зарабатывал бы не на туристах, а непосредственно на заказчике - заказчик платил бы ему в период эксплуатации объекта.

В сфере госзаказа есть единичные случаи заключения контрактов, напоминающих контракты жизненного цикла. Так, например, в Новосибирской области закупаются работы по проектированию, строительству и эксплуатации блочно-модульных котельных для средних образовательных школ. Подрядчик должен не только запроектировать, построить и полностью оборудовать котельные, но и обслуживать их в течение 12 месяцев после ввода в эксплуатацию <1>.

<1> Закупки N 0351300172214000063, N 0351300172214000064, N 0151300029714000011.

Более интересным примером контракта жизненного цикла является закупка комплекса работ по проектированию, строительству, последующему техническому обслуживанию объектов наружного освещения в городе Нижний Тагил <1>. Согласно техническому заданию к заключенному контракту подрядчик должен запроектировать, построить и 25 лет обслуживать системы уличного освещения. Платежи подрядчику разделены на оплату работ по фактически принятым объемам работ на основании актов, а затем оплату ежегодно равными платежами с 2015 по 2042 год. Цена контракта - 9,37 млрд. руб. Сходные закупки можно встретить в сфере строительства и содержания автомобильных дорог <2>.

<1> Закупка N 0162300000814001059.
<2> Закупка N 0187300003514000336.

В практике применения Закона N 223-ФЗ также встречаются случаи заключения договоров жизненного цикла, например договор на поставку и 5-летнее обслуживание аппаратуры очистки воды <1>.

<1> Закупка N 31401734224.

Тем не менее если говорить о серьезных инфраструктурных проектах, то известны только единичные случаи заключения крупных договоров жизненного цикла. Так, например, ГК "Московский метрополитен" в 2013 году заключил договор жизненного цикла на сервисное обслуживание вагонов метро <1>. Жизненный цикл вагона метро - это период эксплуатации вагона от постройки до исключения его из инвентаря и составляет он 30 лет. Контракт вместе с приложениями представляет собой более 100 страниц текста. Главными при этом, несомненно, являются Регламент обслуживания вагонов метрополитена (собственно детализированный предмет контракта), а также условия контракта и приложений, детально описывающие порядок согласования и, что интересно, ежегодной индексации стоимости обслуживания вагонов в течение периода действия контракта.

<1> Закупка N 31300417591, начальная цена 517,97 млн. руб.

Еще более интересная и очень дорогая закупка - это приобретение и предоставление во владение и пользование Московскому метрополитену вагонов метро с обязательством по обеспечению их обслуживания в период жизненного цикла <1>. Метрополитен фактически получает вагоны в долгосрочную аренду, вагоны остаются на балансе у исполнителя контракта (арендодателя), а по окончании определенного срока вагоны переходят в собственность метрополитена. В течение всего периода аренды вагонов исполнитель осуществляет полное обслуживание вагонов.

<1> Закупка N 31300780598, начальная цена 143,95 млрд. руб.

В теории к основным плюсам договоров жизненного цикла относят:

Нельзя не назвать и причины, по которым на настоящий момент такие договоры абсолютно непопулярны:

Подытоживая, сделаем следующие выводы.

  1. Расчет стоимости владения, расходов на эксплуатацию может и должен быть использован как инструмент обоснования закупки, как инструмент подготовки ТЗ, поскольку экономическая эффективность закупки связана с этим напрямую.
  2. Критерии "цена договора" и "расходы на эксплуатацию" могут быть соединены в рамках одного критерия "стоимость владения", а могут использоваться самостоятельно.
  3. Применение критерия "стоимость владения" не должно быть связано с отсутствием практики долгосрочных договоров, для чего, возможно, следует проделать работу с финансовыми департаментами.
  4. Применение критерия "стоимость владения" может быть не связано с обязанностью поставщика оплачивать все эксплуатационные расходы.
  5. Применение критерия "стоимость владения" может быть связано с обязанностью поставщика компенсировать расходы заказчика, вышедшие за пределы обещанной стоимости владения.
  6. Договоры, покрывающие собой весь жизненный цикл продукции, возможны, но в настоящее время в России остаются скорее экзотикой, а в случае намерения реализовать их требуют тщательной подготовки и расчетов.