Мудрый Юрист

Реестр договоров в рамках закона № 223-ФЗ

Евсташенков Александр Николаевич, заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок.

С 1 января 2015 года вступила в силу ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, предусматривающая обязанность заказчиков направлять сведения и документы о заключении, изменении и исполнении договоров в реестр договоров, ведение которого осуществляется Федеральным казначейством в единой информационной системе (далее - ЕИС), а до ввода ЕИС в эксплуатацию - на официальном сайте.

Порядок ведения реестра договоров, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 1132 (далее - Порядок). Согласно Порядку заказчики направляют в реестр договоров информацию и документы в следующие сроки:

а) о заключении договора - в течение трех рабочих дней со дня заключения договора;

б) о заключении договора с субподрядчиком из числа субъектов малого и среднего предпринимательства - в течение трех рабочих дней со дня заключения такого договора;

в) об изменении, исполнении, расторжении договора - в течение 10 календарных дней соответственно со дня изменения, исполнения, расторжения договора.

Первое, на что необходимо обратить внимание читателя, это на сроки направления сведений в реестр договоров. Как видно из сказанного выше, они различны и рассчитываются либо в рабочих, либо в календарных днях. Вторым важным обстоятельством является то, что в реестр договоров заказчиком направляются сведения не только о договорах, которые им непосредственно были заключены, но также о договорах, которые будут заключаться контрагентами заказчика с субъектами малого и среднего предпринимательства (если в договоре, заключенном с заказчиком, будет установлено обязательство контрагента по привлечению лиц из числа субъектов малого и среднего предпринимательства). При этом следует заметить, что Порядок предусматривает направление в реестр договоров только сведений о заключении контрагентом договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства, а также информации о самих привлеченных субподрядчиках. В случае внесения изменений в такой договор, а также в случаях исполнения и расторжения договора с субподрядчиком заказчик не вносит информацию об этом в реестр договоров и не отражает такие сведения где-либо.

Согласно Порядку в реестр договоров включаются сведения обо всех договорах, заключенных заказчиками после 1 января 2015 года (примеч.: формальное прочтение правил Порядка позволяет сделать вывод о том, что договоры, заключенные заказчиком непосредственно 1 января 2015 года, могут не включаться в реестр договоров. Вместе с тем для целей исключения споров с контролирующими органами рекомендуется направлять в реестр договоров сведения и о договорах, заключенных 1 января 2015 года). Исключение составляют лишь договоры, заключенные по результатам закупок, сведения об осуществлении которых не размещались заказчиком в ЕИС в соответствии с положениями ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ:

а) сведения об осуществлении закупок, составляющих государственную тайну;

б) сведения об осуществлении закупок, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2012 N 1775-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 N 671-р);

в) сведения об осуществлении закупок, стоимость которых не превышает 100 000 рублей (в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, стоимость которых не превышает 500 000 рублей).

Помимо этого, в реестр договоров вносятся сведения обо всех договорах, заключенных контрагентами заказчика с субъектами малого и среднего предпринимательства (если соответствующее обязательство было предусмотрено заказчиком в основном договоре) вне зависимости от каких-либо условий, в том числе суммы заключенного с субъектом малого и среднего предпринимательства договора.

Порядок предусматривает, что если сумма закупки не превышала 100 000 рублей (в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, - 500 000 рублей) и заказчик не размещал информацию о закупке в ЕИС, он вправе принять решение о направлении в Федеральное казначейство сведений о заключенном договоре. В указанном случае Федеральное казначейство включает такие сведения в реестр договоров. Если же сведения о таких закупках размещались заказчиком в ЕИС, заказчик обязан направить сведения о договоре в реестр договоров. Отдельно следует отметить, что бюджетные учреждения, работающие с Федеральным казначейством в части осуществления платежей по заключенным договорам, не должны трактовать указанные положения Порядка таким образом, что сведения о любых заключаемых ими договорах до 100 000 рублей должны направляться в реестр договоров (примеч.: руководствуясь мыслью о том, что информация о таких договорах всегда направляется ими в Федеральное казначейство для осуществления оплаты). Порядок регулирует исключительно вопросы ведения реестра договоров и устанавливает единые требования ко всем заказчикам, осуществляющим закупки по Закону N 223-ФЗ. В связи с этим в отношении бюджетных учреждений применяются общие правила Порядка.

Согласно Порядку в реестр договоров включаются следующие информация и документы:

а) наименование заказчика;

б) сведения о способе закупки, сведения об осуществлении закупки в электронной форме, а также об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) дата подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);

г) дата заключения договора и номер договора (при наличии);

д) предмет договора, цена договора и срок (период) его исполнения;

е) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):

ж) информация об изменении условий договора с указанием таких условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения;

з) информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора;

и) информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с указанными субъектами договоров;

к) информация о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цена договора с субподрядчиками;

л) информация о расторжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документы, подтверждающие такое расторжение;

м) копия заключенного договора, подписанная с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика;

н) номер извещения о закупке (при наличии).

При этом документы, указанные в пунктах "ж", "з", "л" и "м", направляются заказчиками в реестр договоров с 1 января 2016 года. Однако это вовсе не означает, что названные пункты заказчиками не применяются в 2015 году. Информация, указанная в данных пунктах, должна направляться заказчиками в реестр договоров начиная с 1 января 2015 года.

Отдельные положения вышеуказанного перечня документов и сведений представляются достаточно интересными с точки зрения их практической реализации и требуют отдельного комментария.

Так, например, по пункту "ж" в реестр договоров направляются сведения не о любых изменениях заключенного договора, а только о тех его условиях, которые предусмотрены ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ: объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора. Таким образом, положения Порядка полностью дублируют требования самой ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, согласно которой, если при исполнении договора меняются указанные выше условия, заказчик не позднее 10 календарных дней со дня внесения изменений в договор обязан разместить в ЕИС (примеч.: не в реестре договоров) соответствующую информацию. Разница между ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ и Порядком в этой части состоит лишь в том, что согласно Порядку в реестр договоров вносятся сведения об изменении указанных условий при исполнении договора, а по ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ - как при исполнении договора, так и при заключении договора.

По мнению автора настоящей статьи, Порядок, к сожалению, дублирует положения Закона N 223-ФЗ не только в этой части. С появлением реестра договоров возникает вопрос о целесообразности дальнейшего размещения в ЕИС сведений о количестве и общей стоимости заключенных договоров (ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Вместе с тем обязанность заказчиков размещать в ЕИС ежемесячную отчетность в связи с введением в действие реестра договоров не исключается.

В заключение настоящей статьи следует акцентировать внимание читателя также на отдельных вопросах, которые довольно часто возникают у заказчиков в связи с началом действия реестра договоров.

1. Если заказчиком сам договор, например, был заключен в 2014 году, а в 2015 году произошло изменение условий в части объема закупаемой продукции, цены и сроков исполнения, то необходимо ли данные сведения включать в реестр договоров?

Согласно Порядку в реестр договоров включаются только сведения о договорах, заключенных после 1 января 2015 года. Следовательно, сведения об изменении договоров, заключенных ранее указанной даты, в реестр договоров не вносятся. При этом заказчик обязан разместить указанные сведения в ЕИС в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

2. Если в заключенном договоре стороны приняли решение изменить отдельные единичные расценки закупаемых товаров, работ, услуг, при этом первоначальный объем закупаемой продукции, сроки исполнения договора и общая цена договора не меняются, то необходимо ли заказчику направлять сведения о таких изменениях в реестр договоров?

Согласно Порядку в реестр договоров в течение 10 календарных дней направляются сведения об изменении цены закупаемых товаров, работ, услуг. Таким образом, в случае внесения изменений в единичные расценки товаров, работ услуг при сохранении общей стоимости договора и иных его условий сведения о соответствующих изменениях должны направляться заказчиком в реестр договоров.

3. Договор датирован 31 декабря 2014 года, но сторонами был подписан после 1 января 2015 года. Следует ли в указанном случае направлять сведения о таком договоре в реестр договоров?

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В большинстве случаев такое соглашение подтверждается путем подписания договора сторонами. Соответственно, договор считается заключенным тогда, когда его подпишут все стороны договора. Если подписание договора произошло после 1 января 2015 года, договор следует считать заключенным после 1 января 2015 года, несмотря на дату, указанную в тексте договора. Вместе с тем, если стороны отдельно не указали при подписании договора дату его подписания, а ограничились только указанием в тексте договора даты составления документа, проверить фактическую дату заключения договора становится крайне проблематично. В связи с этим для целей исключения обязанности по внесению сведений о договоре в реестр договоров отдельные заказчики стали датировать 2014 годом договоры, заключаемые ими в 2015 году. Однако не стоит забывать, что такие действия могут быть выявлены и признаны нарушающими законодательство о закупках, так как сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных в 2014 году и отраженных в ежемесячной отчетности, не будут совпадать в указанном случае с фактическим их числом и общей суммой.

4. Договор заключен в 2015 году, но распространяется на отношения, возникшие между сторонами до даты его заключения, то есть, например, на 2014 год. Следует ли в указанном случае направлять сведения в реестр договоров?

Утвержденный Порядок не устанавливает каких-либо изъятий для указанного случая. Срок действия договора, а также период времени, на который он распространяется, не имеют значения. Определяющей является только дата заключения договора.

5. Если заказчиком была произведена оплата по счету без заключения самостоятельного договора, то следует ли в указанном случае направлять какие-либо сведения в реестр договоров?

Направление покупателю счета является предложением оплатить продукцию по цене, указанной в счете. Если выставленный покупателю счет на оплату товара соответствует требованиям ст. 435 ГК РФ, то есть содержит все существенные условия договора, такой счет следует рассматривать как предложение заключить договор (оферту). Оплата организацией-покупателем полученного счета является акцептом оферты, то есть в этом случае договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в счете на оплату. При этом, несмотря на отсутствие единого документа (договора), письменная форма договора в силу п. 3 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ будет считаться соблюденной. Таким образом, к счету применяются все требования Порядка без каких-либо исключений.

6. Как отражать в реестре договоров "рамочные договоры"?

Если речь идет о договорах, в которых не определены существенные условия (например, в договоре предусмотрено, что перечень и конкретное количество закупаемой по договору продукции определяется в заявке заказчика, а единичная цена конкретной продукции определяется по прайс-листу поставщика на день отгрузки), то с правовой точки зрения такие договоры не являются договорами. В данной ситуации отдельным договором будет являться каждая поставка, осуществляемая по заявке заказчика в рамках такого "договора", поскольку каждый раз обмен документами между заказчиком и поставщиком - заявка на отгрузку, товарная накладная, счет, платежное поручение, - которые содержат существенные условия договора, будет считаться заключением договора (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Иными словами, сколько раз заказчик принимает и оплачивает продукцию, поставленную по рамочному договору, столько договоров он заключает. Соответственно, сведения о таких договорах, которые были заключены заказчиком с 1 января 2015 года, должны направляться в реестр договоров.