Мудрый Юрист

Необходимость установления уголовной ответственности за содержание игорного притона

Мосечкин Илья Николаевич, аспирант Вятского государственного гуманитарного университета, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Московского гуманитарно-экономического института (Кировский филиал).

Автором исследуется проблема содержания игорных притонов, в результате чего делается вывод о несовершенстве законодательства, регулирующего игорную деятельность. Предлагается закрепить в УК РФ статью, предусматривающую ответственность за содержание игорных притонов. На основе советского и зарубежного законодательства формулируется модель данной статьи.

Ключевые слова: игорный притон, криминализация, модель статьи, зарубежное законодательство.

Necessity of determination of criminal responsibility for maintenance of a gambling den

I.N. Mosechkin

Mosechkin Il'ya N., postgraduate student, Vyatka State Humanitarian University, teacher, Chair of Criminal-Law Disciplines, Juridical Faculty, Moscow Humanitarian-Economics Institute (Kirov Branch).

The author investigates problem of gambling houses content and concluded that legislation regulating gambling is not perfect. The author proposes to amend the current legislation by assigning an article in the Criminal Code of Russian Federation regulating liability for gambling houses content. On the basis of Soviet and foreign legislation the author formulates the model of this article.

Key words: gambling house, criminalization, model of article, foreign legislation.

На сегодняшний день в России периодически осуществляются общественно опасные деяния в сфере игорного бизнеса, уголовным законодательством не регулируемые. Тем не менее их наличие и влияние на общественные отношения позволяют поставить вопрос о необходимости криминализации.

К числу общественно опасных деяний, запрет которых в УК РФ специальной статьей не устанавливается, относится содержание игорных притонов. Последние нормы, регулирующие содержание игорного притона, были установлены в УК РСФСР 1960 года, в частности в статье 226 <1>. Однако в период действия данного Уголовного кодекса игорными притонами в рамках статьи 226 могли быть признаны практически любые игорные заведения. Кроме того, в УК РСФСР 1960 года понятие игорного притона не раскрывалось, на его уголовно-правовые признаки не указывалось. Если в уголовном законодательстве советского периода все игорные заведения могли быть охвачены статьей 226 УК РСФСР, то в настоящее время уже все существующие игорные притоны могут быть охвачены действующей статьей 171.2 УК РФ. Вместе с тем едва ли можно признать такой подход рациональным, поскольку содержание игорных притонов и организацию иной игорной деятельности следуют разграничивать. Так, различным представляется объект посягательства. При организации и проведении незаконных азартных игр объектом выступают общественные отношения в сфере экономической деятельности. В свою очередь, содержание игорных притонов посягает в основном на здоровье населения и общественную нравственность.

<1> Статья 226 Уголовного кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 г. (с изм. и дополн. в ред. от 30 июля 1996 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. N 40. Ст. 591.

Кроме того, под организацией и проведением незаконных азартных игр подразумевается в первую очередь предпринимательская деятельность в игорной сфере, тогда как содержание игорного притона такого характера не носит. Вместе с тем, думается, что организация азартных игр в жилом помещении, например в квартире, даже несмотря на черты предпринимательской деятельности (регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, систематическое извлечение прибыли, использование контрольно-кассовой техники), должна признаваться организацией игорного притона.

Подобное разграничение наблюдается, в частности, в УК Республики Узбекистан, согласно статье 278 которого запрещена незаконная организация или проведение азартных игр, а равно содержание притонов для таких игр <2>. В УК Канады общедоступный игорный дом, наравне с общедоступным местом заключения, пари и общедоступным притоном разврата, также относится к категории притонов <3>.

<2> Статья 278 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Утв. Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. N 2012-XII. Введен в действие с 1 апреля 1995 г. С изменениями в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 20 января 2014 г. N ЗРУ-365.
<3> Part VII of Criminal code of Canada (R.S.C., 1985, c. C-46) last amended on 2013-12-12.

Под признаки содержания игорных притонов подпадает ряд общественно опасных деяний, совершаемых в России, хотя и квалифицируемых по иным основаниям. Так, в 2013 году прокуратурой Таймырского района была проведена проверка исполнения законодательства об организации и проведении азартных игр. В ходе проверки была выявлена незаконная игорная деятельность индивидуального предпринимателя Б., организовавшего букмекерский клуб в жилом помещении пятиэтажного многоквартирного дома. Решением Дудинского районного суда деятельность индивидуального предпринимателя Бикчуриной Н.Д. была признана незаконной и возложена обязанность ее прекращения <4>.

<4> Материалы гражданского дела N 2-425/2013-М-370/2013 Дудинского районного суда Красноярского края.

В августе 2013 года сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по городу Туле была пресечена деятельность незаконного игорного заведения, расположенного в квартире 17-го этажа жилого многоквартирного дома. В квартире находились охранник, администратор и два посетителя. Было обнаружено несколько игровых автоматов, ключи от аппаратов для начисления денежных средств, а также видеокамеры скрытого наблюдения. Во время проведения мероприятий по осмотру места происшествия в помещение неоднократно пытались войти потенциальные игроки <5>.

<5> В тульской квартире организовали игорный клуб // Аргументы и факты - Тула. URL: http://www.tula.aif.ru/society/details/804691 (дата обращения: 05.04.2014).

В феврале 2013 года сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по городу Белгороду был выявлен незаконный игорный клуб, также расположенный в квартире жилого дома. Было установлено, что организатором являлась 23-летняя девушка, ранее не работавшая. Процесс игры осуществлялся с помощью одиннадцати стационарных компьютеров. Игроков виновная привлекала из круга знакомых с помощью звонков и рассылки SMS-уведомлений. Организатор была привлечена к административной ответственности по части первой статьи 14.1.1 КоАП РФ <6>.

<6> Материалы административного дела N 5-44/2013 судебного участка N 8 мирового судьи Западного округа г. Белгорода.

В ноябре 2013 года сотрудниками правоохранительных органов был пресечен незаконный игровой клуб в Петропавловске-Камчатском, также расположенный в квартире жилого дома. Было изъято шесть портативных игровых автоматов, около 15 тысяч рублей, а также мобильный телефон, служивший как средством рекламы, так и средством конспирации. Согласно заявлению пресс-службы УМВД по Камчатскому краю организаторы азартных игр все чаще используют квартиры для проведения незаконных азартных игр <7>.

<7> Полицейские обнаружили подпольный игровой клуб, работавший в квартире жилого дома в столице Камчатки, - МВД // ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. URL: http://www.interfax.ru/russia/news/338608 (дата обращения: 05.04.2014).

Исходя из анализа практики, следует отметить, что общественно опасные деяния по содержанию игорных притонов в жилых помещениях периодически имеют место. Вместе с тем ввиду отсутствия в УК РФ нормы, предусматривающей уголовную ответственность за данное деяние, квалификация происходит либо по статье 171.2 УК РФ, либо по статье 14.1.1 КоАП РФ либо виновные лица не привлекаются к ответственности. Представляется, что введение в УК РФ специальной нормы необходимо, поскольку в отличие от деяния, предусмотренного статьей 171.2 УК РФ, посягательство происходит не столько на общественные отношения в сфере экономики, сколько на общественные отношения в сфере общественной нравственности и здоровья населения. Кроме того, возможное разграничение организации и проведения незаконных азартных игр и содержания игорных притонов может послужить основанием для совершенствования правоприменения.

Предполагается, что статья, предусматривающая ответственность за содержание игорных притонов, будет выглядеть следующим образом:

"Статья 239.1 Организация либо содержание игорных притонов

  1. Организация либо содержание игорных притонов -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

  1. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечание. Под игорным притоном в настоящей статье понимается помещение, расположенное вне игорных зон, систематически используемое для проведения азартных игр из корыстных побуждений".

До криминализации организации и проведения азартных игр большинство предпринимателей игорного бизнеса следовали правилам конкуренции, обеспечивали благоприятную обстановку для клиентов, соблюдали санитарные, противопожарные и иные нормы так же, как и в других сферах предпринимательской деятельности. После введения статьи 171.2 УК РФ, в том числе стараниями бывших предпринимателей игорного бизнеса, образовалось множество игорных притонов, расположенных в подвальных помещениях, квартирах, что негативно сказалось на качестве условий азартных игр. Отчасти по указанным причинам, отчасти для большей эффективности уголовного закона применительно к данной сфере некоторыми учеными, в частности Н.В. Осиповым <8>, И.Н. Соловьевым <9>, дополнительно к статье 171.2 УК РФ предлагается установить уголовную ответственность и за содержание игорных притонов. Поддерживая криминализацию данного деяния, следует отметить, что понятийный аппарат, относящийся к игорной деятельности, развит достаточно слабо, в том числе нет единого подхода к понятию "игорный притон".

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Д.А. Теллина, Н.В. Осипова "Привлечение к уголовной ответственности организатора незаконных азартных игр" включена в информационный банк согласно публикации - "Законность", 2012, N 8.

<8> Теллин Д.А., Осипов Н.В. Привлечение к уголовной ответственности организатора незаконных азартных игр // Предпринимательство и право. Информационно-аналитический портал. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1310 (дата обращения: 05.04.2014).
<9> Соловьев И.Н. Игорный бизнес: нужны новые законодательные инструменты // Российское агентство правовой и судебной информации. URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20121213/265762180.html (дата обращения: 05.04.2014).

В.И. Ткаченко под притоном было предложено понимать "место, где собираются люди с преступными или аморальными целями" <10>. Представляется, однако, что данное определение слишком расплывчато и может весьма вольно толковаться, не вычленяет отдельные виды преступных целей, а, кроме того, наличие аморальных целей само по себе не может служить основанием для привлечения к ответственности.

<10> Ткаченко В.И. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения // Советское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. П.И. Гришаева, Б.В. Здравомыслова. М.: Юридическая литература, 1993. С. 543.

Н.П. Грабовская понимает содержание игорных притонов как предоставление помещений для азартных игр в карты, рулетку и других игр на деньги <11>. Однако такое определение перестает быть актуальным даже в связи с частичной легализацией игорного бизнеса, поскольку содержанием игорных притонов в таком случае можно считать и законную предпринимательскую деятельность, проводимую в предназначенных для этих целей игорных зонах.

<11> Грабовская Н.П. Преступления, посягающие на советский образ жизни // Курс советского уголовного права: В 5 т. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1981. Т. 5. С. 66.

По мнению А.Н. Игнатова, игорными притонами следует признавать помещения, систематически используемые для проведения азартных игр неопределенным числом лиц <12>. Думается, что данное определение имеет ряд существенных плюсов, в частности признак систематичности, так как игорный притон по своей сути не может создаваться для разового действия, а предполагает неоднократное проведение мероприятий. Указание же на неопределенное число лиц также имеет большое значение, так как азартные игры, проводимые между одними и теми же лицами, носят характер развлечения. Похожую точку зрения занимал и А.С. Михлин, определяя игорный притон как помещение (специально оборудованное или иное), которое систематически используется для азартной игры на деньги <13>. Недостатком в данном случае выступает указание на деньги как на предмет азартной игры, поскольку в качестве ставок могут использоваться имущество и услуги.

<12> Игнатов А.Н. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения // Курс советского уголовного права: В 6 т. / Под ред. А.А. Пионтковского, П.С. Ромашкина, В.М. Чхиквадзе. М.: Наука, 1971. Т. 6. Часть особенная. С. 374.
<13> Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР: по сост. на 15 декабря 1993 г. М.: Вердикт, 1994. С. 438.

Для выработки понятия "игорный притон" следует определить его признаки. В качестве первого признака можно указать территориальность, поскольку место, пригодное для проведения азартных игр, должно быть ограничено в пространстве, так как на открытых участках местности объективно невозможно длительное время осуществлять игорную деятельность. Признак территориальности приобретает еще большее значение в связи с выделением на территории Российской Федерации игорных зон. Таким образом, игорный притон должен располагаться в жилом либо нежилом помещении, находящимся вне игорной зоны.

В качестве второго признака можно выделить цель, имеющую двойственное значение. Во-первых, применительно к субъекту, игорный притон содержится исключительно с корыстной целью. Лицами движет возможность заработать существенные денежные средства за небольшой срок - за предоставление, обустройство данного помещения и иную сопутствующую деятельность. В этом смысле интересен Устав о предупреждении и пресечении преступлений, разграничивающий преступное и непреступное проведение азартных игр на основании получения незаконной прибыли и видом "забавы" в семейном либо дружественном кругу соответственно. Во-вторых, применительно к самому виду деятельности игорный притон устраивается лишь для проведения азартных игр. В этом плане реализуется разграничение от иных видов притонов, таких как притон для потребления наркотических средств или психотропных веществ, притон для занятия проституцией и других.

Наконец, в качестве третьего признака можно указать систематичность как признак повторности, то есть проведение в притоне азартных игр два или более раза, что необходимо по причинам, указанным выше.

Объектом данного деяния выступают общественные отношения в сфере здоровья населения и общественной нравственности. С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется активными действиями по организации или содержанию игорных притонов. Состав преступления - формальный, считается оконченным с момента совершения вышеуказанных действий. С субъективной стороны данное деяние характеризуется только прямым умыслом. Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Поскольку данное деяние совершается с корыстной целью, в качестве наказания целесообразно применять штраф. Вместе с тем, так как объектом преступления выступает общественная нравственность, срок лишения свободы должен быть больше, чем за деяние, предусмотренное статьей 171.2 УК РФ. Так, деяние, запрещаемое частью первой статьи 239.1, относится к категории небольшой тяжести. Преступления, устанавливаемые частями второй и третьей, относятся к категории средней тяжести и тяжким преступлениям соответственно.

Литература

  1. Уголовный кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 г. (с изм. и дополн. в ред. от 30 июля 1996 г.) // Ведомости ВС РСФСР 1960. N 40. Ст. 591. Первоначальный текст документа опубликован в издании "Ведомости ВС РСФСР". 1960. N 40. Ст. 591.
  2. Статья 278 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. N 2012-XII. Введен в действие с 1 апреля 1995 г. С изменениями в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 20 января 2014 г. N ЗРУ-365.
  3. Part VII of Criminal code of Canada (R.S.C., 1985, c. C-46) last amended on 2013-12-12.
  4. Материалы гражданского дела N 2-425/2013-М-370/2013 Дудинского районного суда Красноярского края.
  5. В тульской квартире организовали игорный клуб // Аргументы и факты - Тула. URL: http://www.tula.aif.ru/society/details/804691 (дата обращения: 05.04.2014).
  6. Материалы административного дела N 5-44/2013 судебного участка N 8 мирового судьи Западного округа города Белгорода.
  7. Полицейские обнаружили подпольный игровой клуб, работавший в квартире жилого дома в столице Камчатки, - МВД // ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. URL: http://www.interfax.ru/russia/news/338608 (дата обращения: 05.04.2014).

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Д.А. Теллина, Н.В. Осипова "Привлечение к уголовной ответственности организатора незаконных азартных игр" включена в информационный банк согласно публикации - "Законность", 2012, N 8.

  1. Теллин Д.А., Осипов Н.В. Привлечение к уголовной ответственности организатора незаконных азартных игр // Предпринимательство и право. Информационно-аналитический портал. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1310 (дата обращения: 05.04.2014).
  2. Соловьев И.Н. Игорный бизнес: нужны новые законодательные инструменты // Российское агентство правовой и судебной информации. URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20121213/265762180.html (дата обращения: 05.04.2014).
  3. Ткаченко В.И. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения // Советское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. П.И. Гришаева, Б.В. Здравомыслова. М.: Юридическая литература, 1993. 526 с.
  4. Грабовская Н.П. Преступления, посягающие на советский образ жизни // Курс советского уголовного права: В 5 т. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1981. Т. 5. 592 с.
  5. Игнатов А.Н. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения // Курс советского уголовного права: В 6 т. / Под ред. А.А. Пионтковского, П.С. Ромашкина, В.М. Чхиквадзе. М.: Наука, 1971. Т. 6. Часть особенная. 624 с.
  6. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР: по сост. на 15 декабря 1993 г. М.: Вердикт, 1994. 510 с.