Мудрый Юрист

Правовые основы обеспечения прав потерпевших в уголовном процессе в европейском союзе

Сорокина Елизавета Михайловна, аспирантка кафедры права Европейского союза Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Преступность в Европейском союзе приобретает транснациональные масштабы, уголовное правосудие в ЕС сталкивается все чаще с ситуациями, когда расследование одного дела относится к юрисдикции нескольких государств - членов ЕС либо участники уголовного процесса, будь то обвиняемый или потерпевший, являются гражданами другого государства - члена ЕС, чем то, в котором ведется судопроизводство. Обеспечение прав потерпевших является одной из задач уголовного судопроизводства. Автор рассматривает гарантии прав потерпевших в уголовном процессе, закрепленные правом Европейского союза.

Ключевые слова: потерпевшие, права потерпевших, Европейский союз, пространство свободы, безопасности и правосудия, уголовно-процессуальное законодательство, правовая помощь.

Legal fundamentals of provision of rights of complainants in criminal procedure in the European Union

E.M. Sorokina

Sorokina Elizaveta Mikhailovna, student, Chair of the European Union, Kutafin Moscow State Law University.

The crime in the European Union takes transnational dimensions, the criminal justice in the EU more and more faces with situations where an investigation of a case falls within the jurisdiction of either several Member States, or participants of criminal proceedings, whether it be a defendant or a victim who have a citizenship of EU member state which differs from the one where proceedings took place initially. Ensuring the rights of victims is one of the primal objectives of criminal proceedings. The author considers the guarantees on the rights, support and protection of victims of crime according to the law of the European Union.

Key words: victim, rights of victims, European Union, area of freedom, security and justice, criminal procedure law, legal assistance.

Европейская интеграция и нормотворческая деятельность Европейского союза в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия включает и гармонизацию (сближение) уголовно-процессуального права, то есть сближение на наднациональном уровне процедур производства по уголовным делам во всех государствах - членах ЕС.

"ЕС стремится к гармонизации и единству не только составов уголовных преступлений (экономических, экологических, в сфере оборота наркотических веществ и др.), но также и к единству процессуальных правил. Это обусловлено как прогрессирующей динамикой роста преступности на европейском континенте, так и расширением и углублением интеграции государств - членов ЕС в области проведения совместной уголовной политики" <1>.

<1> Трикоз Е.Н. Формирование уголовно-правовой системы Европейского союза // Журнал российского права. 2007. N 10.

Первичным правом ЕС за Европейским парламентом и Советом ЕС закреплена компетенция устанавливать минимальные правила посредством директив в соответствии с обычной законодательной процедурой, то есть законодательно определять основные направления в сфере уголовно-процессуального права.

Одной из задач уголовного судопроизводства как отрасли публичного права является обязанность государства по защите прав и законных интересов граждан и организаций, пострадавших от преступлений, и тем самым интересов государства и общества в целом, то есть потерпевших от преступлений.

Борьба с преступлениями не может ограничиваться только уголовным преследованием и наказанием лиц, совершивших преступления, а также мероприятиями по пресечению дальнейшей преступной деятельности.

Уголовно-процессуальное право не в меньшей степени призвано защищать права потерпевших от уголовных преступлений (victim - потерпевший, жертва - в переводе с англ.).

При разработке позиций в сфере защиты прав потерпевших от преступлений ЕС столкнулся с решением ряда проблем.

Отсутствие границ между государствами - членами ЕС стало причиной возникновения не только трансграничной преступности, но и роста преступлений в отношении такого самостоятельного вида потерпевшего от преступления, как трансграничный потерпевший. Примером является гражданин одного государства - члена ЕС (например, Испании), проводящий отпуск или работающий в другом государстве (например, в Греции), ставший в это время объектом совершения в отношении него преступления.

Судом ЕС была разработана практика, в которой появилось понятие трансграничного потерпевшего, приравнивающегося в своих правах к потерпевшему - гражданину государства. В примере выше гражданин Испании получал те же права, что и гражданин Греции, в соответствии с национальным процессуальным законодательством.

При этом трансграничные потерпевшие сталкивались с рядом трудностей. Возвращаясь к себе домой, они не могли принимать полноценное участие в процессе, так как возникали трудности в связи с постоянными переездами в целях участия в процессе, трудности в связи с переводом как устным, так и письменным при подаче заявления, уточнении их прав и иные трудности.

"Проблема потерпевших и обеспечения их прав выходит далеко за пределы чисто уголовно-правовой проблемы. Необращение граждан, пострадавших от преступления, к правоохранительным органам мешает борьбе с преступностью, поощряет, например, насильников и вымогателей продолжать их криминальную деятельность" <2>.

<2> Пинто А. Адвокаты, потерпевшие, общество // Адвокат. 2012. N 6. С. 5 - 9.

В целях установления единого комплексного подхода к решению проблем потерпевших от преступлений в 2001 г. Советом ЕС было издано Рамочное решение 2001/220/ПВД Совета от 15 марта 2001 г. о статусе потерпевших в уголовном процессе <3>. Решение стало первым нормативным актом ЕС по гармонизации уголовно-процессуального законодательства государств - членов ЕС.

<3> Council Framework Decision 2001/220/JHA of 15 March 2001 on the standing of victims in criminal proceedings // O.J. L. 82.

Рамочным решением 2001/220/ПВД вводился термин "потерпевший" от преступления, под которым понималось физическое лицо, которому причинен вред, включая физические или психологические страдания, эмоциональные страдания или материальный ущерб, причиненные действиями или бездействием вследствие нарушения уголовного законодательства государства - члена ЕС.

Рамочным решением были закреплены основные права потерпевших в уголовном процессе и круг информации, доступ к которой они могли получить.

Однако Рамочные решения не имели прямого действия на территории государств - членов Европейского союза.

Впоследствии на основе Стокгольмской программы в целях улучшений гарантий прав потерпевших была опубликована дорожная карта от 10 июня 2011 г. по усилению прав потерпевших в уголовном процессе <4>.

<4> Roadmap for strengthening the rights and protection of victims, in particular in criminal proceedings 10 June 2011 // O.J. C. 187. P. 1.

Дорожная карта предусматривала меры по введению единых минимальных стандартов, направленных на укрепление и защиту прав потерпевших. К таким мерам относятся:

Впоследствии вместо Рамочного решения 2001/220/ПВД вступила в действие Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2012/29/ЕС от 25 октября 2012 г. об установлении минимальных стандартов прав, поддержки и защиты потерпевших от преступлений <5> (далее - Директива о правах потерпевших).

<5> Directive 2012/29/EU of the European Parliament and the Council of October 2012 establishing minimum standards on the rights, support and protection of victims of crime, and replacing Council Framework Decision 2001/220/JHA // O.J. L. 315/57.

Согласно Протоколу N 21 к Договору о функционировании ЕС <6> Великобритания и Ирландия принимают участие в данной Директиве, для Дании согласно Протоколу N 22 к Договору о функционировании ЕС <7> Директива не действует, для Дании по-прежнему действует Рамочное решение 2001/220/ПВД.

<6> Protocol (No 21) On the position of the United Kingdom and Ireland in respect of the area of freedom, security and justice // O.J. 2010. C. 83. P. 295 - 298.
<7> Protocol (No 22) On the position of Denmark // O.J. 2010. C. 83. P. 299 - 304.

Директивой о правах потерпевших в сравнении с Рамочным решением 2001/220/ПВД расширен круг лиц, которые признаются жертвами (потерпевшими) от преступлений. "Вопрос о том, кто вправе считаться "жертвой", является крайне важным, так как в зависимости от того, каков будет ответ на него, будут, соответственно, определяться финансовые притязания одних и финансовые обязанности других" <8>.

<8> Митин М.А. Направления развития и совершенствования международно-правового регулирования в сфере компенсаций для жертв уголовных преступлений // Российская юстиция. 2012. N 7. С. 25 - 27.

По-прежнему потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен ущерб, физические, нравственные или эмоциональные страдания.

Новеллой Директивы о правах потерпевших стало признание в качестве потерпевшего члена семьи лица, чья смерть вызвана совершенным преступлением, вследствие чего член семьи - потерявший получил моральные страдания. Членами семьи признаются проживающие совместно или ведущие домашнее хозяйство, имеющие прямое родство. Однако каждое государство - член ЕС вправе самостоятельно определить и ограничить круг лиц, признаваемых родственниками, а также очередность и порядок наделения их правами потерпевшего в уголовном процессе.

Отдельно Директива о правах потерпевших указывает в качестве потерпевшего ребенка как лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Директивой о правах потерпевших в значительной мере расширены основные права потерпевших, гарантированные ранее Рамочным решением.

К основным правам потерпевших в уголовном процессе согласно Директиве о правах потерпевших относятся следующие:

Гарантии специальной защиты прав потерпевших уделено особое внимание. Государство должно гарантировать потерпевшему доступ к конфиденциальному сервису - "поддержке потерпевших", который будет бесплатным и будет действовать в течение всего времени разбирательства по уголовному делу и после. Данные гарантии также распространяются на членов семьи потерпевшего, при этом учитывается вред, причиненный им преступлением.

Государство - член ЕС должно способствовать передаче потерпевших специализированным компетентным органам, защищающим потерпевших. Бесплатно и конфиденциально оказывать услуги поддержки специалистами службы поддержки жертв, в том числе оказывать поддержку по телефону потерпевшим и членам семей. Подобные организации поддержки жертв преступлений могут быть организованы как правительственными, так и неправительственными организациями на профессиональной или добровольной основе.

Поддержка потерпевших со стороны государств-членов должна включать минимальный перечень следующих услуг:

а) информацию и советы о правах жертв, в том числе на доступ к компенсации потерпевшим в уголовном процессе в соответствии с национальным законодательством, а также об участии в процессе, в том числе подготовку к судебному разбирательству;

б) информацию или направление к специалистам службы поддержки;

в) эмоциональную или по возможности психологическую помощь;

г) рекомендации по финансовым вопросам, возникшим в связи с преступлением;

д) иную информацию, в том числе в целях недопущения повторной "виктимизации" потерпевшего.

Также Директива о правах потерпевших предусматривает развитие и обеспечение со стороны государств - членов ЕС такой меры, как предоставление приютов или другого временного жилья пострадавшим из-за риска стать повторно жертвой преступления, мести или запугивания; развитие комплексных мер поддержки потерпевших от сексуального насилия, насилия, основанного на гендерных различиях, а также жертв насилия в семье.

Глава 3 Директивы о правах потерпевших регламентирует участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве.

Потерпевший должен быть выслушан в судебном заседании и наделен правом представлять доказательства, однако правила его участия в процессе и представления доказательств регулируются национальным законодательством государства - члена ЕС. То есть на наднациональном уровне ЕС гарантирует наделение правом, а процедура его реализации в уголовном процессе каждого государства устанавливается процессуальным законодательством государства - члена ЕС.

Государства - члены ЕС обеспечивают потерпевшим доступ к юридической помощи, потерпевшим, участвующим в уголовном процессе, возмещают расходы, понесенные ими в ходе их активного участия в процессе. Условия доступа к юридической помощи и возмещения расходов определяются национальным законодательством государства - члена ЕС.

Потерпевшему гарантируется возврат имущества согласно решению компетентного органа, изъятого в ходе уголовного процесса, условия и процедуры определяются также национальным законодательством.

К гарантиям отнесено также получение компенсации со стороны подсудимого в течение разумного срока, кроме случаев, когда национальным законодательством предусмотрена отличная от уголовного преследования правовая процедура возмещения.

Отдельной гарантией являются права лиц-потерпевших в случае, если они проживают в другой стране, чем та, в которой совершено преступление. Чтобы свести к минимуму трудности жертвы - нерезидента государства, в котором совершено преступление, правоохранительные органы должны принять заявление от пострадавшего сразу после его жалобы в связи с совершенным преступлением, по возможности максимально использовать средства телефонной и видео-конференц-связи согласно Конвенции о взаимной помощи в уголовном процессе между государствами - членами в ЕС от 29 мая 2000 г. <9>.

<9> Convention on Mutual Assistance in Criminal Matters between the Member States of the European Union of 29 May 2000 // O.J. C. 197, 12.07.2000. P. 3.

Поэтому гармонизацию уголовно-процессуального законодательства в ЕС посредством принятия Директивы о правах потерпевших можно рассматривать как комплексный подход к решению задач обеспечения прав потерпевших в уголовном процессе на общеевропейском наднациональном уровне, в том числе решение проблемы трансграничных потерпевших.

К основным правам, гарантированным государствами - членами ЕС, относятся возмещение ущерба жертвам преступления, психологическая помощь и защита, доступ к информации о ходе дела, об их правах, возможность участия потерпевших в рассмотрении дела, пользоваться услугами переводчика и защитника, а также широкие гарантии мер специальной защиты.

Литература

  1. Трикоз Е.Н. Формирование уголовно-правовой системы Европейского союза // Журнал российского права. 2007. N 10.
  2. Пинто А. Адвокаты, потерпевшие, общество // Адвокат. 2012. N 6. С. 5 - 9.
  3. Митин М.А. Направления развития и совершенствования международно-правового регулирования в сфере компенсаций для жертв уголовных преступлений // Российская юстиция. 2012. N 7. С. 25 - 27.