Мудрый Юрист

Особенности правового регулирования закупок в сфере капитального строительства

Гринев Валерий Павлович, кандидат военных наук, член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Комитета по закупкам отечественных товаров, работ, услуг Общероссийской общественной организации "Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам".

Родился 22.02.1947 в городе Рассказово. В 1970 г. закончил военную инженерную радиотехническую академию ПВО им. Маршала Советского Союза Говорова Л.А., по специальности "радиотехническая". В 2000 г. окончил Российскую академию правосудия по специальности "Юриспруденция".

С 1979 по 1991 гг. занимался научно-исследовательской работой в НИИ МО СССР.

Преподавательской деятельностью занимается с 2008 г.

С 2008 по 2012 г. осуществлял научно-педагогическую деятельность в ИДПО ГАСИС; и с 2012 по нынешнее время осуществляет научно-педагогическую деятельность в НИУ ВШЭ.

Автор имеет более 20 публикаций в различных печатных изданиях:

Жилищное и градостроительное законодательство: Словарь-справочник. М., 2006.

Безопасность и саморегулирование в строительстве. М., 2012.

Новое в правовом регулировании инвестиционно-строительной деятельности: Учебное пособие. М.: ГАСИС, 2011.

Новое в порядке градостроительного проектирования. М., 2009.

Новый порядок допуска к работам в строительной отрасли. Основные положения о саморегулируемых организациях по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС. М., 2009.

Гринев В.П. Закупки работ по проектированию и строительству в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ в вопросах и ответах. 2014. N 10. С. 13 - 20.

Гринев В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. N 10. С. 22 - 31.

Гринев В.П. Новое в регулировании правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. 2014. N 3. С. 39 - 55.

Капитальное строительство как отрасль народного хозяйства играет ключевую роль в решении социально значимых задач, требующих больших капитальных вложений. Рассмотренные в данной статье особенности правового регулирования этого направления деятельности могут быть использованы участниками закупок в интересах их учета в рамках обеспечения государственных и муниципальных нужд с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств.

Ключевые слова: закупки, контрактная система, строительство, жизненный цикл, застройщик, технический заказчик, инновационная и (или) высокотехнологичная продукция, саморегулируемые организации.

Peculiarities of legal regulation of procurement in the field of capital construction

V.P. Grinev

Capital construction as a branch of the national economy plays a key role in solving socially significant tasks that require large capital investments. In this article, peculiarities of legal regulation of this activity can be used to purchase for their consideration in the framework of the State and municipal needs in order to increase the efficiency of spending.

Key words: purchases, contract system, construction, life cycle, developer, technical customer, innovative and high-tech products, self-regulatory organizations.

Правовое регулирование, по определению С.С. Алексеева <1>, это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, в т.ч. в сфере закупок в целом и в сфере капитального строительства в частности.

<1> Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 220.

Правовое регулирование в сфере закупок является в настоящее время одним из основных направлений законотворческой деятельности. С момента опубликования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ <2> (далее - Закон о контрактной системе), вступившим в силу с 1 января 2014 г., общее количество принятых для обеспечения его действия нормативных правовых актов (далее - НПА) составляет около 90 и это далеко не предел. Вариант построения структуры и ведения базы данных о всей совокупности подзаконных применительно к Закону о контрактной системе НПА представлен в статьях В.П. Гринева, опубликованных в 2014 г. в журнале "Право и экономика" <3>.

<2> О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
<3> Новое в регулировании правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. 2014. N 3. С. 39 - 55. Обзор подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации Федерального закона о контрактной системе // Право и экономика. 2014. N 4. С. 28 - 38.

Актуальность рассмотрения особенностей правового регулирования закупок в сфере капитального строительства обусловлена необходимостью оптимизации деятельности всех участников капитального строительства, включая и изыскателей, и проектировщиков, а также участников контрактной системы, введенной в действие Законом о контрактной системе.

Следует отметить, что основные особенности обусловлены не только важной ролью и местом капитального строительства в системе народного хозяйства, но и достаточно большим количеством НПА, регламентирующих как непосредственно строительную деятельность, так и отношения в части, касающейся планирования закупок; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); контроля за соблюдением законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок и др.

Одна из таких особенностей заключается в том, что по состоянию на 1 апреля 2015 г. отсутствуют изменения в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ), как это имело место, например, в случае с Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19 <4>, когда соответствующие изменения в ГК РФ вносились в связи с принятым 21 июля 2005 году Федеральным законом N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", т.е. изменения в ГК РФ были внесены через полгода.

<4> Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ред. от 28.12.2013).

Если принять во внимание, что Закон о контрактной системе был принят 5 апреля 2013 г., то на момент опубликования данной статьи интервал времени, в течение которого положения ГК РФ применяются без учета его положений, составляет более 2 лет. Данное обстоятельство не может не сказываться на правоотношениях между соответствующими субъектами в сфере капитального строительства как участниками контрактной системы, что увеличивает риск проявления в отношениях между ними коррупционной составляющей и порождает другие негативные явления.

Следует отметить, что в настоящее время Закон о контрактной системе действует в редакции 10 (десяти) Федеральных законов, в частности, от следующих дат:

К большому сожалению, ни в одном из этих Федеральных законов не содержится положений об изменении положений статей ГК РФ, касающихся именно вопросов капитального строительства, в которые бы вносились соответствующие изменения. В частности, это касается следующего ряда статей ГК РФ <5>: 527, 528, 740, 758, 763 - 768. С целью иллюстрации необходимости внесения изменений в ГК РФ ниже приведены названия этих статей, действующих в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ, принятого 21 июля 2005 года в связи с принятием Федерального закона N 94-ФЗ, и утратившего силу в связи со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Закона о контрактной системе.

<5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

Статья 527. Основания заключения государственного или муниципального контракта.

Статья 528. Порядок заключения государственного или муниципального контракта.

Статья 740. Договор строительного подряда.

Статья 758. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта.

Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта.

Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта.

Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта.

Статья 768. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта.

Говоря о положениях ГК РФ в части капитального строительства, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 758 <6> выполнение проектных и изыскательских работ осуществляется подрядчиком (проектировщиком, изыскателем), который по заданию заказчика обязуется разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Что касается непосредственно строительных работ, то в соответствии со статьей 740 этого Кодекса подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы.

<6> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

При этом следует отметить, что все эти работы в соответствии частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе подпадают под юрисдикцию контрактов жизненного цикла (далее - КЖЦ), закупка которых должна или может осуществляться государственным или муниципальным заказчиком с учетом последующего обслуживания, ремонта и при необходимости эксплуатации и (или) утилизации созданного в результате выполнения работ объекта капитального строительства (далее - ОКС).

Важно иметь в виду, что понятие жизненного цикла, применительно к ОКС, к которым относятся здания и сооружения, раскрыто в части 5 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ред. от 02.07.2013), в котором говорится, что жизненный цикл - это период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

Следует отметить, что в настоящее время нормы в части прав и обязанностей участников капитального строительства, касающихся отношений в рамках КЖЦ, в ГК РФ не сформулированы.

Говоря о КЖЦ, необходимо обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087, принятое в качестве подзаконного НПА согласно части 16 статьи 34 Закона о контрактной системе, которым очерчены случаи, при которых возможно заключение КЖЦ.

В частности, к таковым относится выполнение работ по проектированию и строительству следующих объектов: автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений; инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов; аэродромов; объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов; инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта; объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; уникальных объектов капитального строительства.

В этих случаях, согласно Приказу Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации), в документации о закупке заказчик вправе устанавливать в качестве критерия оценки заявок стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, согласно Методическим рекомендациям, включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Использование вместо стоимостных критериев критерия оценки "стоимость жизненного цикла" предусмотрено также на основании пункта 5 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг (далее - ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.

При этом расчет стоимости жизненного цикла объекта, созданного в результате выполнения работы, согласно п. 8.3 Методических рекомендаций, рекомендуется производить с применением одного из методов определения и обоснования НМЦК, описанных в статье 22 Закона о контрактной системе, которыми являются следующие пять методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Учитывая современную конъюнктуру на рынке строительных услуг и общую экономическую ситуацию, обусловленную вниманием государства к государственно-частному партнерству, Правительство РФ может расширить перечень случаев, в которых могут заключаться КЖЦ, внеся соответствующие изменения в Постановление от 28.11.2013 N 1087. Если такое решение будет принято, то в извещении о закупке в рамках конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) государственный заказчик сможет не только использовать стоимость жизненного цикла, но и воспользоваться правом не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта, если им установлены определенные Правительством РФ требования к участникам размещения заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для его исполнения.

Подробнее вопросы, касающиеся закупок работ в рамках КЖЦ, изложены в работах автора: Гринев В.П. Закупки работ по проектированию и строительству в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ в вопросах и ответах. 2014. N 10. С. 13 - 20; Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77 - 91.

По нашему мнению, внесение изменений в вышеперечисленные статьи ГК РФ, обусловленных положениями Закона о контрактной системе, в т.ч. в части, касающейся КЖЦ, может способствовать формированию единого правового поля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и, как следствие, снижению коррупционной составляющей в стоимости строительства, осуществляемого за государственный счет и исключению примеров, когда деньги вкладываются в помпезные здания или когда стоимость однотипных объектов, как подчеркнул 4 декабря 2014 г. Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ (далее - Послание), "именно однотипных, отличается в разы даже в соседних регионах".

Вторая группа особенностей обусловлена положениями Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон N 190-ФЗ <7> в ред. от 31 декабря 2014 г. - далее ГСК РФ) <8>.

<7> Части 10 и 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
<8> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

В первую очередь это касается соответствующих субъектов в сфере капитального строительства, к которым относятся застройщик, технический заказчик и саморегулируемая организация (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС.

Содержание данных понятий представлено в статье 1 ГСК РФ, в соответствии с которой их можно интерпретировать в следующем варианте:

застройщик - лицо <9>, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в ОКС государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти или органы МСУ передали в случаях, установленных бюджетным законодательством РФ, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ОКС, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;

<9> Физическое или юридическое.

технический заказчик <10> - лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте ОКС, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ОКС, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию.

<10> Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

СРО - некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ОКС.

В рамках обсуждаемой темы применительно к техническому заказчику нельзя не учесть, что по этому вопросу Президент РФ в своем Послании сказал о том, что "необходимо поэтапно создать систему единого технического заказчика, централизовать работу по подготовке типовых проектов, строительной документации, выбору подрядчиков".

Понятие "технический заказчик" было введено в ГСК РФ <11> Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ, т.е. по истечении практически семи лет со дня его подписания. Примечательно, что за этот период в ГСК РФ изменения вносились достаточно часто, и Федеральный закон N 337-ФЗ был фактически 30-м по счету.

<11> Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

С учетом того что технический заказчик может обладать определенной правосубъектностью, то нельзя исключать необходимость внесения соответствующих изменений и в ГК РФ в части его прав и обязанностей.

При этом следует также иметь в виду, что технический заказчик как сторона КЖЦ при осуществлении вмененных в его обязанности функций для определения поставщика проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), изысканий, строительства, ремонта, эксплуатации и утилизации вправе на основании части 2 статьи 57 Закона о контрактной системе провести двухэтапный конкурс, поскольку такая процедура возможна, когда для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки, а также провести оценку их опыта и деловой репутации.

Следует иметь в виду, что оценка опыта и деловой репутации технического заказчика как строительной организации может или должна, по усмотрению застройщика, проводиться в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 56002-2014, утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 апреля 2014 г. N 366-ст, и введенным в действие 1 сентября 2014 г.

Определенные требования могут быть предъявлены и к руководителю организации, осуществляющей функции технического заказчика, например, на предмет его соответствия профессиональному стандарту "Руководитель строительной организации", который утвержден 26 декабря 2014 г. Приказом Минтруда России N 1182н <12>. Согласно этому документу руководитель должен иметь высшее образование - специалитет, магистратура; непрофильное и дополнительное образование - программы профессиональной переподготовки; дополнительное профессиональное образование - программа повышения квалификации не реже одного раза в пять лет. Требуется также наличие опыта практической работы в области строительства не менее 5 лет и не менее 2 лет на руководящей должности.

<12> Зарегистрирован в Минюсте России 27.01.2015 N 35739.

Есть еще одно обстоятельство, которое должен иметь в виду и технический заказчик, и застройщик. Оно связано с тем, что Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 775 (ред. от 27.03.2014 N 234) установлены следующие размеры НМЦК, при превышении которых в контракте (в т.ч. КЖЦ <13>) должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта:

<13> Примечание автора.

К третьей группе особенностей можно отнести влияние ценового фактора на способ закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в группировку кода "Работы строительные" (кроме кода 45.12 - Работы разведочные буровые) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007).

Это связано с тем, что если НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. руб., а для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. руб., то применительно к вышеперечисленным объектам заказчик, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 2019-р, освобождается от обязанности проводить электронный аукцион, и может провести конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс). Проведение конкурса в сфере капитального строительства вместо аукциона фактически является гарантией определения надлежащего поставщика, обладающего всеми необходимыми качествами.

Четвертая группа особенностей правового регулирования в сфере капитального строительства обусловлена случаями закупки товаров (работ, услуг), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.

Перечень этих случаев представлен в приложении 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".

В соответствии с п. 5 этого приложения в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения конкурса с ограниченным участием. Условия возможности проведения конкурса с ограниченным участием на строительные работы подтверждены решением Верховного Суда РФ от 14 октября 2014 г. N АКПИ14-937. Подробнее о критериях отнесения ТРУ к инновационной и высокотехнологичной продукции и особенностях их закупки см. в работах В.П. Гринева <14>.

<14> Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. N 10. С. 22 - 31. Особенности закупки инновационной и высокотехнологичной продукции в рамках контрактной системы // Право и экономика. 2014. N 10. С. 14 - 20.

К пятой группе особенностей можно отнести требования к соответствующим субъектам отношений в строительной отрасли, обусловленные существованием института саморегулирования, в частности, требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов".

В качестве примера отметим, что в соответствии с этим Постановлением минимально необходимыми требованиями к кадровому составу юридического лица на получение свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов (кроме объектов использования атомной энергии), являются:

Важно также отметить минимальные необходимые требования к кадровому составу юридических лиц, привлекаемых застройщиком или заказчиком (техническим заказчиком. - Авт.) на основании договора для выполнения работ по организации строительства, включенных в перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (Минстроем России готовится новый перечень - Авт.), в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГСК РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207, такие требования в зависимости от стоимости одного договора на создание ОКС представлены в табл. 1.

Таблица 1

Требованиями к кадровому составу юридических лиц, привлекаемых для выполнения работ по организации строительства в зависимости от стоимости договора

Стоимость договора, млн. рублей

Требования к кадровому составу (руководители и специалисты должны иметь высшее профессиональное образование соответствующего профиля)

к наличию в штате по месту основной работы, не менее, чел.

к стажу в области строительства, не менее, лет

руководителей

специалистов

руководителей

специалистов

Не более 10

Не более 60

Не более 500

Не более 3000

12

Не более 10000

14

Более 10000

15

Среди других требований отметим также требования к повышению квалификации и аттестации, которыми являются:

а) повышение квалификации в области строительства руководителями, специалистами и руководителями структурных подразделений не реже 1 раза в 5 лет с проведением аттестации;

б) наличие системы аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам, устанавливаемым Ростехнадзором, - в случаях, когда в штатное расписание юридического лица включены должности, в отношении выполняемых работ по которым осуществляется надзор указанной службой и замещение которых допускается только работниками, прошедшими такую аттестацию.

Предъявляются определенные требования и к имуществу, в частности, наличию принадлежащих юридическому лицу на праве собственности или ином законном основании зданий и сооружений, строительных машин и механизмов, транспортных средств, средств технологического оснащения, передвижных энергетических установок, средств обеспечения промышленной безопасности, средств контроля и измерений в составе и количестве, которые необходимы для выполнения соответствующих видов работ, а также другие требования в соответствии с этим Постановлением.

В заключение важно отметить, что это не исчерпывающий перечень особенностей, но даже их учет соответствующими субъектами отношений в строительной отрасли позволит преодолеть, как сказал Президент РФ в своем Послании, сегодняшний разнобой в стоимости строек и даст существенную экономию в расходовании государственных средств на капитальное строительство от 10 до 20 процентов.

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 220.
  2. Гринев В.П. Новое в регулировании правоотношений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. 2014. N 3. С. 39 - 55.
  3. Гринев В.П. Закупки работ по проектированию и строительству в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ в вопросах и ответах. 2014. N 10. С. 13 - 20.
  4. Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77 - 91.
  5. Гринев В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. N 10. С. 22 - 31.
  6. Гринев В.П. Особенности закупки инновационной и высокотехнологичной продукции в рамках контрактной системы // Право и экономика. 2014. N 10. С. 14 - 20.
  7. Гринев В.П. Обзор подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации Федерального закона о контрактной системе // Право и экономика. 2014. N 4. С. 28 - 38.