Мудрый Юрист

Технико-юридические нормы в правовом регулировании налогообложения и денежного обращения

Давиденко Денис Владимирович, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена характеристике технико-юридических норм, используемых в финансово-правовом регулировании отношений в сфере налогообложения и денежного обращения. В ней раскрывается структура и содержание этой разновидности норм, анализируется механизм реализации положений гипотезы и диспозиции, а также порядок их взаимодействия с другими правовыми нормами. Делается вывод о влиянии финансовой деятельности в качестве объективной предпосылки на особенности норм финансового права.

Ключевые слова: технико-юридические нормы, гипотеза, диспозиция, числитель, знаменатель, активы, пассивы, математическая зависимость, бланкетные нормы.

Technical-juridical rules in legal regulation of taxation and currency circulation

D.V. Davidenko

Davidenko Denis V., assistant professor, Chair of Financial, Banking and Customs Law, Saratov State Law Academy, candidate of juridical sciences.

This article is devoted to the characteristic of technical and legal norms used in financial and legal norms used in financial and legal regulation of relation in the sphere of taxation and monetary circulation. In this article is also analyzed the structure and maintenance of this kind of norms, the mechanism of realization the regulation of a hypothesis and disposition, and also an order of their interaction with other precepts of law. The conclusion about the influence of financial activity, as the objective precondition, on the feature of norm of financial law.

Key words: technical and legal norms, hypothesis, disposition, numerator, denominator, assets, liabilities, mathematical dependence, blanket norms.

В теории права выделяют социальные и технические нормы, отличающиеся между собой содержанием и предметом регулирования <1>. Техническими нормами называются правила общественного поведения, в основу содержания которых заложено использование объективных законов и которые закрепляют порядок обращения с материальными, природными объектами или с техникой <2>. Юридически закрепленные технические правила становятся технико-юридическими нормами <3>.

<1> "Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой... Особенность указанных отношений в том, что на другой их стороне - неодушевленные объекты, поэтому они носят не чисто социальный, а "полусоциальный" характер. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами" (Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 286).
<2> См.: Там же. С. 286.
<3> "Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми. Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере..." (Теория государства и права: Курс лекций. С. 286).

Финансы как фонды денежных средств представляют собой материальную категорию и в этом качестве регулируются технико-юридическими нормами. В финансовом праве технико-юридические нормы получили широкое распространение и являются одной из его особенностей. Подобные нормы можно встретить и в бюджетном праве, и в налоговом праве, и в праве денежного обращения. В качестве примера таких норм можно назвать положения ст. 166, ст. 194, ст. 225 и некоторых других статей Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. от 4 октября 2014 г.) <4> (далее - Налоговый кодекс РФ) или положения ст. 64 - 71 ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. от 21 июля 2014 г.) (далее - ФЗ "О Центральном банке РФ") <5>.

<4> Например, сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (см.: ст. 166 Налогового кодекса РФ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; Российская газета. N 229. 2014).
<5> Например, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков (см.: ст. 64 ФЗ "О Центральном банке РФ" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; Российская газета. N 169. 2014).

Специфика технико-юридических норм находит отражение в их содержании и структуре. Они регулируют не отношения между субъектами финансового права, а действия субъектов в отношении материальных объектов: денежных средств, ценных бумаг, валюты, валютных ценностей и т.п. Кроме того, в основе таких норм лежат объективно существующие закономерности экономических процессов и техника управления денежными фондами, подчиненная математической логике.

Например, экономические нормативы банковской деятельности, направленные на ограничение рисков в сфере денежного обращения, основаны на положениях теории вероятности. Интеллектуально-волевое содержание <6> правовых норм, опосредующих экономические нормативы, устанавливает ФЗ "О Центральном банке РФ" <7>. Оно закрепляет в денежном выражении допустимое соотношение размеров собственных средств, резервных фондов, операций и сделок кредитной организации, а также методы их вычисления. Для описания экономических нормативов используются категории и средства бухгалтерского учета, как-то: активы, пассивы, обязательства, имущество, числовые обозначения счетов бухгалтерского учета, математические алгоритмы для вычисления размеров имущества и обязательств. Аналогичным образом описывается порядок определения налоговой базы или порядок исчисления налогов <8>.

<6> Правовые нормы имеют юридическое и интеллектуально-волевое содержание. Юридическое содержание закрепляет характер предписываемого субъектам поведения. Интеллектуально-волевое содержание устанавливает модель общественных отношений, само правило поведения (см.: Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права: Курс лекций: В 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 218).
<7> См.: ст. 64 - 71 ФЗ "О Центральном банке РФ".
<8> Например, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (см.: ст. 154 Налогового кодекса РФ).

Интеллектуально-волевое содержание норм права приобретает правовую форму благодаря юридическому содержанию, именно оно делает правило поведения законом <9>. Достигается это посредством категорий "право" и "обязанность". В технико-юридических нормах обычно отсутствует юридическое содержание. Они рассчитаны на конкретизацию юридического содержания других правовых норм. Эта особенность технико-юридических норм в полной мере проявляется в нормативно-правовых предписаниях, устанавливающих экономические нормативы. Характер поведения кредитных организаций и Центрального банка Российской Федерации относительно экономических нормативов определяют нормы, установленные в ст. 24 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в ред. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 г. (с изм. от 4 октября 2014 г.): "Кредитные организации обязаны соблюдать обязательные нормативы, установленные Центральным банком Российской Федерации" <10>, и в ст. 62 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)": "Центральный банк Российской Федерации имеет право устанавливать кредитным организациям следующие экономические нормативы... <11>". Юридическое содержание правил исчисления налогов закрепляет норма, устанавливающая обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги.

<9> Юридическое содержание как бы "оформляет" интеллектуальный и волевой моменты, придает им юридический облик (см.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 219).
<10> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; Российская газета. N 229. 2014.
<11> По мнению В.М. Кукушкина, нормотворческий потенциал Банка России в настоящее время находится на высоком уровне (см.: Кукушкин В.М. Банковское законодательство России на пути совершенствования и развития // Банковское право. 2014. N 3. С. 25).

Технико-юридическая сущность подобных предписаний обусловливает также особенности их структуры. Нормы-предписания обладают регулятивным потенциалом во взаимодействии между собой и в совокупности с другими правовыми нормами <12>. Очевидно, что технико-правовым нормам, как и прочим нормативно-правовым предписаниям, необходима трехчленная структура. Так, предписания, устанавливающие интеллектуально-волевое содержание экономических нормативов, закрепляют их значение и метод вычисления и состоят из гипотезы и диспозиции <13>. Как представляется, диспозиция в этих нормах включает числитель, а гипотеза - знаменатель формулы, по которой они рассчитываются. На это указывает математическая и юридическая зависимость, существующая между частями этой формулы. Так, по формуле рассчитывается размер имущества и обязательств, указанных в числителе. В знаменателе фиксируются количественные параметры исходного имущества или операций и сделок. В результате устанавливается математическая зависимость между размером операций и сделок, указанных в числителе относительно величины имущества, и операций и сделок, перечисленных в знаменателе <14>. Следует отметить, что санкции, установленные в обеспечение обязанности соблюдать экономические нормативы, вынесены в отдельные нормы, которые образуют охранительный правовой институт. Причем этот институт обеспечивает соблюдение не только экономических нормативов.

<12> См.: Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001. С. 178.
<13> См.: ст. 64 - 71 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
<14> Например, экономический норматив "максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков" (далее - норматив Н6) устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации, его размер равен 25%. Этот норматив рассчитывается по формуле: Н6 = Крз/К x 100%, где Крз - совокупная сумма требований банка к заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков; К - размер собственных средств организации. С математической точки зрения формула означает, что динамика указанных активов кредитной организации находится в зависимости от величины перечисленных пассивов кредитной организации. А с правовой - кредитная организация имеет право предоставить кредит одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков на сумму не более Крз, если размер ее собственных средств равен К.

Очевидно, что размер собственных средств кредитной организации и размер требований соотносятся здесь как гипотеза и диспозиция, поскольку размер собственных средств (капитала) кредитной организации - знаменатель - указывает на условие, то есть выполняет функцию гипотезы. Размер требований, указанных в числителе, устанавливает модель поведения или, иными словами, выполняет функцию диспозиции. Пример толкования норматива Н6:

Поскольку в технико-правовых нормах отсутствует юридическое содержание, они не могут самостоятельно регулировать общественные отношения и всегда должны сопровождаться другими нормативно-правовыми предписаниями. Чаще всего технико-правовые нормы конкретизируют права и обязанности, заложенные в бланкетных нормах <15>. При этом бланкетные и технико-правовые нормы соотносятся как основные и акцессорные. Так, правовые предписания, определяющие значение и методику вычисления экономических нормативов, конкретизируют содержание указывавшихся ранее бланкетных предписаний, установленных в ст. 24 ФЗ "О банках и банковской деятельности" и в ст. 62 ФЗ "О Центральном банке РФ".

<15> Свою регламентирующую функцию они (технико-правовые нормы) осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную (акцессорную) роль. Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами (см.: Теория государства и права: Курс лекций. С. 287).

Таким образом, специфика финансовой деятельности <16> в качестве предмета правового регулирования находит отражение по всему спектру институтов финансового права, определяя структуру и содержание технико-юридических норм.

<16> О роли Банка России в финансовой деятельности подробно можно ознакомиться в трудах Е.Н. Пастушенко (см.: Пастушенко Е.Н., Земцов А.С. О правовом статусе Центрального банка Российской Федерации: тенденции законодательного регулирования и судебной практики // Банковское право. 2013. N 6. С. 35).

Литература:

  1. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 286.
  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. от 4 октября 2014 г.) (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; Российская газета. N 229. 2014).
  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; Российская газета. N 169. 2014.
  4. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права: Курс лекций: В 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 218.
  5. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в ред. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 г. (с изм. от 4 октября 2014 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; Российская газета. N 229. 2014.
  6. Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001. С. 178.
  7. Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. N 139-И (с изм. от 30 сентября 2014 г.) // Вестник Банка России. 2012. N 174; 2014. N 99.