Мудрый Юрист

Административно-правовой статус предприятий морского и внутреннего водного транспорта

Гургов Борис Шамуэльевич, аспирант Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет экономики, статистики, информатики" (г. Москва).

В научной статье анализируется административно-правовой статус предприятий и организаций, принимающих участие в транспортной деятельности по морским и речным путям сообщения. Исследуются их права и обязанности, раскрываются законодательные особенности государственного регулирования водного транспорта. На основе позиций ведущих исследователей в этой области предлагаются авторские пути решения имеющихся проблем в данной сфере.

Ключевые слова: административно-правовой статус, права и обязанности, морской и внутренний водный транспорт, государственное регулирование, предприятие, организация.

Administrative-law status of enterprises of sea and internal water transport

B.Sh. Gurgov

Gurgov Boris Shamuehl'evich, postgraduate student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics" (Moscow, Russia).

In the scientific article administrative legal status of the enterprises and organizations which are taking part in transport activities for sea and river means of communication is analyzed. Their rights and duties are investigated, legislative features of state regulation of a water transport reveal. On the basis of positions of the leading researchers in this area author's solutions of the available problems in this sphere are offered.

Key words: administrative legal status, rights and duties, sea and inland water transport, state regulation, enterprise, organization.

Функционирование любой организации, в том числе транспортного предприятия, обеспечивается его правовым статусом. Исследование правового статуса предприятий-перевозчиков в настоящее время является весьма актуальным и обусловлено рядом существующих проблем, связанных с их жизнедеятельностью и взаимоотношениями с государственными органами.

Основой административно-правового статуса транспортного предприятия являются положения, регламентирующие отдельные аспекты организационно-управленческой деятельности (например, Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 августа 2007 г. N 593 "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" <1>), нормативные акты об учреждениях, деятельность которых связана с различными видами перевозок (например, Устав ФГУП "Росморпорт" <2>), правовые акты органов управления транспортом, органов общей компетенции, регулирующих правовой режим управленческой деятельности рассматриваемых нами предприятий.

<1> СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: Устав Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (утв. распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 31 марта 2005 г. N ВР-130) // СПС "КонсультантПлюс".

Административно-правовой статус транспортных предприятий, осуществляющих свою непосредственную деятельность на водных путях сообщения, состоит из определенных государством свойств (прав и обязанностей) предприятия как субъекта административного права. Данные свойства характеризуют его потенциальные возможности вступать в административно-правовые отношения в рамках своей правосубъектности и компетенцию государственных органов, которой они обладают в области установления и обеспечения реализации данным предприятием его административно-правового статуса.

Вместе с этим административное, гражданское и транспортное законодательство позволяет в зависимости от правового положения и специализации деятельности, связанной с удовлетворением потребностей в перевозках для определенных нужд, а также характера связей с публичными органами все предприятия, осуществляющие водные перевозки, разделить на две группы:

  1. Предприятия, задействованные в сфере оказания услуг, связанных с перевозками по водным путям сообщения, и включенные в систему (находящиеся в введении) какого-либо государственного органа (в качестве примера приведем ряд организаций, подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации: ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление", ФГУП "Новороссийское управление аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ", ФГУ "Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", ФГУП "Кубанский бассейновый узел связи, вычислительной техники и радионавигации" (ФГУП "Кубаньводтранссвязь"), ГУП СК "Арктическое морское пароходство" ФГУ "Гидрографическое предприятие Министерства транспорта Российской Федерации" (с гидробазами в арктических морских портах) и т.д.
  2. Транспортные предприятия, не входящие в систему каких-либо публичных субъектов. К их числу можно отнести негосударственные перевозочные предприятия, компании, создаваемые частными лицами (гражданами и организациями). Их деятельность регулируется (координируется) частными собственниками и только на уровне "общих" требований - органами специальной компетенции (например, Министерством транспорта РФ, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) (например, ЗАО "Тувинская судоходная компания", ЗАО "Морская компания Сахалин - Курилы", ЗАО МАК "Трансфес", ОАО "Онежская судоходная компания", ЗАО "Мурманский траловый флот - 2" и т.д.).

Необходимо отметить, что у транспортных предприятий разного типа имеются существенные различия в содержании элементов статуса. Например, административно-правовой статус государственных (муниципальных) и административно-правовой статус негосударственных перевозчиков имеют ряд особенностей.

Так, государственные (муниципальные) предприятия, осуществляющие перевозки морским и внутренним водным транспортом, являются собственностью государства или соответствующего муниципального образования. Государственные или муниципальные органы управления образуют данный тип перевозчиков, утверждают их уставы (положения) и прекращают их деятельность. Компетентные государственные органы инициируют создание предприятий, отнесенных к инфраструктуре водного транспорта (в качестве примера укажем Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 102 О создании государственного унитарного предприятия "Морской торговый порт Оля" <3>). Руководство государственными транспортными предприятиями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Муниципальные транспортные предприятия создаются по решению местных органов власти и призваны прежде всего обеспечивать транспортными услугами население, проживающее на территории определенного муниципалитета.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 6. Ст. 771.

Особенностью административно-правового статуса негосударственных перевозчиков является то, что влияние на них со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление негосударственными транспортными предприятиями рассматриваемой нами категории осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации данного предприятия регламентируется законодательством, регулирующим отношения в сфере регистрации, а также лицензирования. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа. Устав негосударственного транспортного предприятия утверждается его учредителями (участниками).

Отличительные черты административно-правового статуса частных перевозчиков проявляются в следующем.

Во-первых, частные предприятия, выполняющие перевозки морским и внутренним водным транспортом, действуют в тех сферах, услуги которых пользуются у населения наибольшим спросом (туристические, развлекательные, связанные с перевозками пассажиров и грузов по выгодным маршрутам).

Во-вторых, частные перевозчики не вправе осуществлять те виды перевозочной деятельности, которые отнесены законодательством к исключительной компетенции государственных организаций, занимающихся перевозками (например, перевозки в системе Вооруженных Сил РФ).

В-третьих, среди главных задач частных транспортных компаний доминирующая роль отводится задачам получения прибыли, повышению рентабельности производства услуг по перевозке пассажиров и грузов, интенсивности эксплуатации морских и речных судов, судового и портового оборудования и аппаратуры и др.

В-четвертых, транспортные предприятия, подведомственные государственным органам, образуют определенную систему, каждый перевозчик этой категории занимает в ней определенное место. Жизнедеятельность подобного предприятия обеспечивается постоянной государственной поддержкой, без которой данная система не может существовать. Частные транспортные предприятия осуществляют коммерческую деятельность, связанную с водными перевозками, на свой страх и риск. Т.А. Меребашвили справедливо отмечает, что в настоящее время государственная поддержка предпринимательства на морском и внутреннем водном транспорте является минимальной, носит во многом краткосрочный и адресный характер <4>.

<4> Меребашвили Т.А. Правовые проблемы взаимного страхования ответственных судовладельцев. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского госун-та, 2006. С. 88.

В-пятых, частный перевозочный сектор обязан координировать свою деятельность с деятельностью исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации и муниципальных образований.

Однако действующее федеральное и региональное транспортное законодательство, посвященное водным перевозкам, в большинстве случаев не учитывает специфику частной перевозочной деятельности, в том числе перевозок маломерными судами. В настоящее время приходится констатировать, что фактически процесс формирования частной системы водных перевозок находится на начальной стадии и не имеет правовой базы. Ее развитие в субъектах Федерации сдерживается отсутствием федерального закона, призванного урегулировать отношения, возникающие в данной отрасли. Государственное управление морским и внутренним водным транспортом имеет определяющее значение для его функционирования и развития в современный период. Ввиду особой значимости данных видов перевозок решающая роль в регулировании водного транспорта принадлежит нормативным актам федерального центра. Однако многие вопросы, связанные с организацией коммерческой деятельности в данной сфере, не решены на федеральном уровне. Региональное нормотворчество не способно эффективно регулировать предпринимательскую деятельность на указанном транспорте, в том числе малый бизнес. Так, в настоящее время не нашли своего отражения в законодательных актах многие особенности коммерческой перевозочной деятельности с использованием маломерных судов, организацией их стоянок, причалов, установлением транспортных тарифов, системы налогообложения. Отметим, что основным актом, регламентирующим порядок использования маломерных судов, является Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" <5>. Данный нормативный акт, определяя критерии отнесения судов к маломерным, допускает осуществление ими перевозок пассажиров и грузов на постоянной основе. Однако до сих пор не приняты правила перевозки пассажиров и грузов маломерными судами.

<5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 35.

В то же время отметим, что, несмотря на указанные особенности, структурно-элементный состав административно-правового статуса различных перевозочных предприятий, осуществляющих деятельность по водным путям сообщения, имеет много общего, поскольку он определяется тем, что призван служить правовой основой их многосторонней деятельности.

На современном этапе нормы административного права, регулирующие все многообразие управленческих отношений, участником которых являются перевозчики всех форм собственности, постоянно развиваются, в связи с чем их административно-правовой статус не может находиться в статичном состоянии.

Административно-правовой статус водного перевозчика стабилен (по составу элементов) и в то же время динамичен, так как он представляет собой не только его правовое положение, которое обеспечивает правовые условия для транспортной деятельности, но и благодаря своей динамичности создает условия для ее совершенствования. В связи с этим можно сказать, что правовая модель транспортного предприятия гарантирует ему стабильность и обеспечивает подвижную организационно-правовую основу для присущих ему функций, решения свойственных задач и достижения поставленных целей. На определенном этапе развития услуг, связанных с организацией перевозок морским и внутренним водным транспортом, у транспортного предприятия возникают новые, более высокого уровня сложности цели и задачи, реализация которых в рамках прежнего административно-правового статуса недостаточно эффективна. Происходящие изменения в задачах вызывают изменения в содержании и соотношении всех элементов их структуры. Правовое положение транспортных предприятий обеспечивается в результате взаимодействия структурных элементов их административно-правового статуса. Весьма важное значение имеет рациональное соотношение элементов статуса, от чего в конечном итоге зависит правильность и, следовательно, результативность функционирования перевозчиков всех форм собственности. В настоящее время имеет место иррациональное соотношение между задачами, стоящими перед ними и транспортной системой в целом, и их возможностями ввиду отсутствия полноценной правовой основы для перевозочной деятельности и нестабильного финансирования отдельных программ, связанных с ее развитием.

Изменения содержания и соотношения элементов административно-правового статуса транспортного предприятия не означают механического приспособления его к новым условиям. В данном случае формирование этого статуса отражает изменившиеся правоотношения в обществе и социально-правовые условия его повседневной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что административно-правовой статус предприятия морского и внутреннего водного транспорта - сложное институционально-юридическое состояние, характеризующееся специфическим комплексом прав и обязанностей в сфере управления транспортной системой и наличием государственной регистрации, придающей отношениям указанного предприятия с другими участниками этих отношений юридическое оформление.

Литература

  1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
  2. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 102 "О создании государственного унитарного предприятия "Морской торговый порт Оля" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 6. Ст. 771.
  3. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 20. Ст. 1872.
  4. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
  5. Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 35.
  6. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 августа 2007 г. N 593 "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Письмо МНС РФ от 16 марта 2004 г. N 09-1-02/1012 "Об отказе регистрирующего (налогового) органа в государственной регистрации юридического лица, если представленное заявление о регистрации подписано лицом, действующим от имени юридического лица по доверенности, выданной за подписью его руководителя" // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Письмо МНС РФ от 11 мая 2004 г. N 09-0-10/1984 "Об обеспечении полноты сведений, содержащихся в государственных реестрах, в целях реализации концепции "одного окна" // СПС "КонсультантПлюс".
  9. Письмо Федеральной налоговой службы от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5 "О временных методических рекомендациях" // Нормативные акты для бухгалтера. 2005. N 3.
  10. Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2005 г. N 14-1-04/253 "По вопросам государственной регистрации юридических лиц" // СПС "КонсультантПлюс".
  11. Устав Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (утв. распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 31 марта 2005 г. N ВР-130) // СПС "КонсультантПлюс".
  12. Устав ОАО "Саратовское речное транспортное предприятие". Зарегистрирован администрацией г. Саратова 21.02.1994 // СПС "Гарант".
  13. Бурганов П.С. Коммерческо-правовые вопросы эксплуатации отечественного флота. М., 2008.
  14. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000.
  15. Козлова О.В., Кузнецов И.Н. Научные основы управления производством. М.: "Экономика", 1970.
  16. Меребашвили Т.А. Правовые проблемы взаимного страхования ответственных судовладельцев. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского госун-та, 2006.
  17. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998.
  18. Шмалий О.В. Регистрация как форма государственного управления: Дис. ... к.ю.н. М., 2005.
  19. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1979.