Мудрый Юрист

О реализации права на информационную безопасность несовершеннолетних (на примере Пермского края)

Брылева Елена Александровна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пермского филиала Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Рецензент: Волчинская Елена Константиновна, член редколлегии, главный специалист по информационному праву Фонда "Центр инноваций и информационных технологий" Федеральной нотариальной палаты, доцент факультета права НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук.

Автор в данной статье рассуждает о защите интересов личности несовершеннолетнего в информационной сфере. Проанализировано понятие безопасности, в том числе понятие информационной безопасности несовершеннолетних. Автор указывает на возникновение новых угроз со стороны всемирной сети Интернет. При этом с опорой на проведенное социологическое исследование среди учащихся образовательных учреждений Пермского края сделаны выводы о том, что Интернет стал не только основным источником общения, но и фактором социализации молодежи. Основная часть респондентов отметила, что они проводят в Интернете в среднем более трех часов, при этом в основном просматривая видеосюжеты со сценами насилия, жестокости, террористических актов, массовых беспорядков, порнографии. Право на защиту от информационных угроз содержится в ряде международно-правовых актов, таких как Конвенция о правах ребенка, Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2010/13/ЕС от 10 марта 2010 г. "О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений, действующих в государствах - членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиауслуг"; Рекомендация Комитета министров государствам - членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 г. N 12, других нормативных актах; в ряде российских Федеральных законов: "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ и "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.

Автор, используя метод интервьюирования, посчитала, что Интернет очевидно может быть также и источником информации, при этом востребованными являются специальные сайты, специальные страницы в Интернете, социальные сети, самостоятельное изучение. Положительным примером организации досуговой занятости молодежи является политика, проводимая правительством Пермского края. Автор приходит к выводу о необходимости создания государственной системы информационной безопасности, которая должна включать в себя систему органов законодательной, исполнительной (в том числе пенитенциарной) и судебной властей, государственных, общественных и иных организаций и объединений и граждан, решающих вопросы обеспечения безопасности, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационная сфера, несовершеннолетние, молодежь, родители, Интернет, права ребенка, законодательство, правовое просвещение молодежи, государственная система информационной безопасности.

On realization of the right to information security of minors (as exemplified by the Perm Area)

E.A. Bryleva

Bryleva Elena A., PhD in Law, associate professor of the Department of State and Legal Disciplines of Perm branch of Russian Academy of Public Service and National Academy at the President of the Russian Federation.

Reviewer: Volchinskaya E.K., Member of the Editorial Board, Chief specialist for Information Law of the Foundation "Center for Innovation and Information Technology" of the Federal Chamber of Notaries, Associate Professor, Faculty of Law, HSE, Candidate of Economic Sciences.

The author of the article views the issues of the protection of a minor identity in information sphere. The study analyses the concept of security, including the concept of the information security of minors. The author considers the Internet to be one of the main sources of the emergency of new threats. Moreover, the Internet became not only the main source of communication but the factor of the socialization of youth according to the sociological research among the students of educational institutions of Perm Krai. For example, the main part of the respondents spend average more than three hours on the Internet in order to see video topics with the scenes of violence, cruelty, acts of terrorism, mass riots, pornography. There is the right to the protection from IT threats in such international legal acts as the Convention on the rights of a child, the directive of the European Parliament and the Council of the European Union 2010/13/EC from the of March 2010 "About the coordination of some legislative and administrative regulations acting in EU countries about the provision of audiovisual media services", the Recommendation of the Committee of the ministers of member-countries of the Council of Europe about the extension of children's possibilities in a new information and communication environment from the of September 2006 N 12". The right to the protection from IT threats can also be found in some Russian Federal laws "About the counteraction of extremist activity" from the of July 2002 N 114-FL and "About the main guarantees of a child's rights in the Russian Federation" from the of July 1998 N 124-FL.

Using the method of interviewing, the author considers the Internet to be the source of information where there are many special sights, special pages in the Internet, social networks, useful information for self-education. Youth policy of the government of Perm Krai is a good example of the organization of leisure employment. The author comes to the conclusion about the necessity of the creation of state system of information security which must include the system of legislative, executive and judicial authorities, state, public and other organizations and associations, citizens who solve the issues concerning security provision and also the legislation regulating the relations in the sphere of security.

Key words: information security, informative sphere, minors, youth, parents, the Internet, a child's rights, legislation, legal education of youth, the state system of information security.

Национальная стратегия действий государства в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, определила, что "обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России" [6]. Более того, в данной Национальной стратегии было отмечено нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Речь в первую очередь идет об информации, поступающей бесконтрольно из всемирной сети Интернет [10].

Очевидно, что одним из основных направлений работы для обеспечения безопасности личности несовершеннолетнего должна стать защита интересов этой личности в информационной сфере [11]. Несомненно, это обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями формирующейся личности, а также тем, что несовершеннолетний в наибольшей степени подвержен негативному воздействию информации, наносящей вред его здоровью и нравственному развитию [12].

Особой следует назвать проблему влияния Интернета на формирование суицидальных склонностей у детей и подростков. Сегодня по общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом (после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии) месте в мире. Однако Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по количеству самоубийств, совершаемых подростками 15 - 19 лет. В среднем в стране ежегодно по собственной воле умирают более двухсот детей и полутора тысяч подростков. Так, например, в июне 2013 г. в Пермском крае покончила жизнь самоубийством несовершеннолетняя девочка, проводившая много времени на страницах сайта, изобилующего призывами к вечному блаженству.

Анализ результатов социологического исследования, проведенного в г. Перми и Пермском крае, в ходе которого было опрошено 1034 человека, позволил сформулировать ряд определенных выводов. Приведем их.

Интернет стал не только основным источником общения, но и фактором социализации молодежи, то есть информация, полученная в глобальном пространстве, оказывает воздействие на формирование нормативной модели поведения молодежи [16]. Так, 57% респондентов отметили, что проводят в Интернете в среднем более трех часов, и лишь 29,5% указали, что родители ограничивают время пользования ими компьютером и Интернетом.

Из всех респондентов 61,8% указали (ответили "да" или "иногда"), что просматривают видеоролики в Интернете со сценами насилия, 75,2% - жестокости, 61,2% - террористических актов, 79,7% - массовых беспорядков, 46,8% - порнографии. При просмотре таких видеороликов испытывают отвращение 66,7%, страх - 35,6% респондентов. Настораживает, что треть (35,6%) опрашиваемых считают такие ролики интересными, а единицы - даже наслаждаются ими. Молодежь бессознательно перенимает образцы противоправного поведения, соответственно ведет себя и в повседневной жизни. Происходит передача определенного эмоционального заряда, который усиливается путем многократного отражения сцен противоправного поведения по обычной цепной реакции, то есть происходит так называемая реакция заражения.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также их человеческого достоинства во всех аудиовизуальных и электронных СМИ - требование международного права [14]. Такие требования представлены, например, в ст. 17 Конвенции о правах ребенка 1989 г., заключенной в г. Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. В частности, в ней прописано: "Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к такой информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка" [1]. Также в этой связи можно упомянуть Директиву Европейского парламента и Совета Европейского союза 2010/13/ЕС от 10 марта 2010 г. "О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений, действующих в государствах - членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиауслуг" [2]; Рекомендацию Комитета министров государствам - членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 г. N 12, другие нормативные акты.

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве: в Федеральных законах "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ [4] и "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.

Изменения в ряд законодательных актов по вопросу контроля над Всемирной сетью внес Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ [8]. Однако механизм этого контроля до настоящего времени не отработан.

Вместе с тем увлеченность молодежи Интернетом можно использовать и в целях профилактики правонарушений и, соответственно, обеспечения безопасности несовершеннолетних [13].

Так, наиболее востребованными источниками информации о правах являются специальные сайты (29,1%), специальные страницы в Интернете (24,8%), социальные сети (15,2%). При этом значительная часть (38,2%) респондентов отметили самостоятельные пути изучения информации, каждый десятый (9,1%), например, пользуется тематическими дисками.

Вполне ожидаемым явилось то, что для современной молодежи самыми актуальными источниками являются коммуникационное интернет-пространство и информация на цифровых носителях. Интересны молодежи социальные сети (88%), видео- и музыкальные сайты (42,2%), а также новостные сайты (27,1%). Для правового просвещения молодежи и других социально-демографических групп представляется необходимым использовать данные порталы, открывая в их пространстве тематические страницы, размещая баннеры, используя бегущую информационную строку, создавая тематические группы.

Положительным примером использования социальных сетей является деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, который имеет свою страничку в сети "ВКонтакте". Каждый желающий может на этой странице задать интересующий его вопрос, получить необходимую информацию, заявить о его нарушенных правах.

Также посредством Интернета (например, через так называемые всплывающие окна с информацией о необходимости ведения контроля нахождения детей в социальных сетях) необходимо заниматься просвещением и родительской аудитории [15].

Также приведем и молодежную политику в Пермском крае, направленную на формирование патриотизма. Так, в Пермском крае в общественных формированиях состоят более одной тысячи двухсот подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Они занимаются в клубах юных правоведов, юных инспекторов движения, отрядах кадетов, принимают активное участие в организации и проведении досуговых мероприятий, обеспечивают охрану общественного порядка, безопасность учащихся при проведении туристических слетов, проводят волонтерскую работу.

Отметим, что имеется положительный опыт привлечения к работе по правовому просвещению населения образовательных учреждений и органов внутренних дел. Так, в школе-интернате N 1 Орджоникидзевского района г. Перми создан отряд правоохранительной направленности "Русичи". Престиж отряда поддерживается использованием инновационных методов и нетрадиционных форм в работе, привлечением к совместной деятельности сотрудников органов внутренних дел и Пермской краевой организации Общественно-государственного объединения Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо". Задачами отряда являются правовое просвещение подростков, привитие им норм законопослушного поведения, включение каждого из них в обучающие, спортивные, творческие и волонтерские виды деятельности.

Правовому просвещению в Пермском крае способствует и работа военно-патриотических клубов, на базе которых осуществляется военно-спортивная подготовка школьных команд к участию в различных соревнованиях, проводимых департаментом образования, другими ведомствами и общественными организациями. Основными задачами таких клубов являются физическое развитие подростков, приобщение их к разным видам спорта, освоение ими правовых способов разрешения конфликтных ситуаций. Стало уже традицией в летний период организовывать профильные смены, во время работы которых изучаются и вопросы безопасности.

Молодежная политика, проводимая в Пермском крае, способствует воспитанию у несовершеннолетних культуры информационной безопасности, в том числе навыков критического восприятия информации и ее дальнейшего использования.

Литература

  1. Конвенция о правах ребенка 1989 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 242 - 257.
  2. Директива N 2010/13/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза "О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений, действующих в государствах - членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиауслуг (Директива об аудиовизуальных медиауслугах) (кодифицированная версия)" [рус., англ.] (принята в г. Страсбурге 10.03.2010) // Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  3. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3802.
  4. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3031.
  5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.
  6. О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 - 2017 гг.: Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 23. Ст. 2994.
  7. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. N 1. Ст. 48.
  8. О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ // Российская газета. 2012. N 5845.
  9. Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989.
  10. Лапина М.А., Николаенко Б.С. Административно-правовое регулирование отношений в области оборота вредной информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационных сетях // Юридический мир. 2013. N 3. С. 19 - 24.
  11. Безугленко О.С. Классификация субъектов защиты несовершеннолетних от воздействия вредной информации // Информационное право. 2011. N 2. С. 9 - 12.
  12. Васильев Ф.П., Иванова В.В. Административно-правовая защита детей от неправомерной информации // Административное право и процесс. 2012. N 5. С. 46 - 50.
  13. Степанов-Егиянц В.Г. Современная уголовная политика в сфере борьбы с компьютерными преступлениями // Российский следователь. 2012. N 24. С. 43 - 46.
  14. Сипок Р.П. К вопросу о характеристике механизма обеспечения государственной безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 6. С. 13 - 15.
  15. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы / 2-е изд., доп. М.: Норма, 2009. 384 с.
  16. Пролетенкова С.Е. Теоретические аспекты построения системы противодействия экстремизму в Российской Федерации // История государства и права. 2013. N 8. С. 54 - 56.

References

  1. Slovar' russkogo jazyka / Pod red. S.I. Ozhegova, N.J. Shvedovoj [Russian dictionary]. Moscow: Russkij jazyk, 1989.
  2. Sukharenko A. Safety in a priority. EZH-Lawer - EZH-Yurist. 2013. No. 49. P. 14 (in Russian).
  3. Lapina M.A., Nikolaenko B.S. Administrative and legal regulation of the relations in the field of a turn of the harmful information containing in information and telecommunication networks // Yuridicheskiy mir - The Law World. 2013. No. 3. Pp. 19 - 24 (in Russian).
  4. Bezuglenko O.S. Classification of subjects of protection of minors against influence of harmful information // Informazionnoe pravo - The Informational Law. 2011. No. 2. Pp. 9 - 12 (in Russian).
  5. Vasilev F.P., Ivanova V.V. Administrative legal protection of children from illegal information. Administrativnoe pravo i prozess - The Administrative Law and process. 2012. No. 5. Pp. 46 - 50 (in Russian).
  6. Stepanov-Egiyanz V.G. Modern criminal policy in the sphere of fight against computer crimes. Rossiyskiy sledovatel - The Russian investigator. 2012. No. 24. Pp. 43 - 46 (in Russian).
  7. Sipok R.P. To a question of the characteristic of the mechanism of ensuring state security of the Russian Federation.
  8. Charyev M.R. Judicial authority in system of ensuring state security of the Russian Federation. Rossiyskiy sudya - The Russian judge. 2006. Pp. 3, 4 (in Russian).
  9. Proletenkova S.E. Theoretical aspects of creation of system of counteraction to extremism in the Russian Federation / Istoriya gosudarstva i prava - The History of State and Law. 2013. No. 8. Pp. 54 - 56 (in Russian).
  10. Rassolov I.M. Pravoi internet. Teoreticheskie problemy [Law and Internet. Theoretical problems]. Moscow: Norma Publ., 2009. 384 p.