Мудрый Юрист

Система наказаний в уголовном законодательстве стран бывшего СССР: сравнительный аспект

Подройкина Инна Андреевна, доцент кафедры уголовного права Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент.

В статье проводится сравнение систем наказания стран бывшего СССР с системой наказаний по УК РФ, выявляются тенденции и положительные моменты в установлении видов наказаний, высказывается мнение о необходимости учета опыта данных стран при совершенствовании российской системы уголовных наказаний.

Ключевые слова: наказание, система наказаний, сравнительно-правовой анализ, основные, дополнительные, смешанные наказания.

The system of punishments in criminal legislation of the former USSR states: comparative aspect

I.A. Podrojkina

Podrojkina Inna A., assistant professor, Chair of Criminal Law, the Rostov Branch, Russian Customs Academy, candidate of juridical sciences, assistant professor.

The article gives a comparison of the systems of punishment countries of the former USSR with the system of punishments in the criminal code of Russian Federation, main tendencies and positive moments in establishing the types of punishment, suggests that it is necessary to take into account the experience of these countries in the improvement of the Russian system of criminal punishments.

Key words: punishment, punishment system, comparative legal analysis, main, extra, mixed punishment.

Как справедливо отмечает И.А. Петин, определять концептуальное направление уголовно-правового воздействия представляется обоснованным с учетом конституционных положений о человеке как высшей ценности, ориентируясь на общепризнанные международные нормы и положения в отношении человека и его значения в обществе, государстве и мире, которые должны отражаться в целях уголовного наказания и способствовать достижению задач уголовного законодательства [4, с. 17].

До распада единого Советского государства система наказаний на территории союзных республик практически не отличалась. Однако в настоящее время небезынтересен опыт построения системы наказаний в этих государствах, потому что, так же как и России, им пришлось полностью обновлять свое законодательство, в том числе уголовное, с учетом сложившихся новых политических, экономических и социальных условий.

В УК Молдовы предусмотрены самостоятельные системы наказаний для физических и для юридических лиц. К физическим лицам могут применяться: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение воинского или специального звания, классного чина и государственных наград; неоплачиваемый труд в пользу общества; лишение свободы на определенный срок; пожизненное заключение (ст. 62 УК Молдовы). Только два вида наказания - лишение свободы на определенный срок и пожизненное заключение - являются основными наказаниями. Неоплачиваемый труд в пользу общества может применяться в качестве основного наказания или, в случае условного осуждения, в качестве обязательства на период испытательного срока. Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут быть назначены как в качестве основных, так и дополнительных наказаний. Лишение воинского или специального звания, классного чина и государственных наград является дополнительным наказанием [2]. Наказания располагаются от наименее к наиболее строгому аналогично УК РФ, основные и дополнительные наказания входят в единый перечень. Регламентация многих видов наказаний схожа с российской, однако, в отличие от УК РФ, система наказаний по УК Молдовы значительно сокращена и насчитывает всего шесть видов наказаний.

Система наказаний по УК Беларуси достаточно многообразна. Основных наказаний насчитывается 11, дополнительных - 2 (ст. 48). Наказания располагаются от наименее к наиболее строгому. Большинство наказаний аналогично тем, которые включены в ст. 44 УК РФ. Но обращает на себя внимание следующее: во-первых, вместо обязательных работ УК Беларуси говорит об общественных работах; во-вторых, общественные работы в ст. 48 УК Беларуси располагаются на первом месте, т.е. признаются самым мягким видом наказания; в-третьих, арест в системе признан более мягким наказанием, чем ограничение свободы; в-четвертых, системе наказаний Беларуси неизвестен такой вид наказания, как принудительные работы; в-пятых, дополнительные наказания не входят в общую систему и образуют как бы самостоятельную систему, о которой говорится в ч. 2 ст. 48 УК Беларуси; в-шестых, к числу дополнительных наказаний, наряду с лишением воинского или специального звания, относится также и конфискация имущества, к числу смешанных - не только штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но и общественные работы.

Пожизненное лишение свободы назначается только как альтернатива смертной казни. Конфискация имущества делится на общую и специальную. Общая конфискация устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК Беларуси, она не может быть присоединена в качестве дополнительного наказания к штрафу или исправительным работам. Специальная конфискация назначается независимо от категории преступления и вида назначенного наказания (ст. 61 УК Беларуси [3]).

Большинство наказаний, предусмотренных ст. 39 УК Казахстана, аналогично ст. 44 УК РФ. В системе наказаний казахского уголовного закона отсутствуют лишь такие из них, как арест и принудительные работы. Лишение свободы не разделяется на виды (хотя пожизненное лишение свободы может назначаться в качестве самостоятельного наказания за совершение особо тяжких преступлений - ч. 4 ст. 48 УК Казахстана), вместо содержания в дисциплинарной воинской части включен такой вид наказания, как содержание на гауптвахте, обязательные работы носят название "общественные работы". Наказания располагаются от наименее к наиболее строгому, однако, аналогично УК Беларуси, дополнительные наказания не входят в общую систему наказаний. Так, в ч. 1 ст. 39 УК Казахстана перечисляются основные и смешанные наказания, а в ч. 2 - дополнительные [7]. К числу дополнительных относятся лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, а также конфискация имущества; к числу смешанных - штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, привлечение к общественным работам.

В отличие от УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград в качестве дополнительного наказания может быть назначено независимо от категории преступления. Конфискация имущества делится на общую и специальную, устанавливается за преступления, совершенные из корыстных побуждений, и назначается только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК Казахстана (ст. 51).

Уголовный кодекс Азербайджана, наряду с известными российскому законодательству, предусматривает и такие виды наказаний, как лишение права управлять транспортным средством и принудительное выдворение за пределы Азербайджанской Республики, которые относятся к дополнительным. Общее количество наказаний, включенных в систему, насчитывает 11 видов, конфискация имущества и ограничение свободы были исключены, такие виды наказаний, как арест, принудительные работы и смертная казнь, УК Азербайджана неизвестны. Аналогично рассмотренным выше законодательным актам вместо обязательных работ говорится об общественных работах. Наказания в системе располагаются от наименее к наиболее строгому. Так же как и в ст. 44 УК РФ, независимо от порядка назначения все наказания объединены в одну систему. К числу смешанных относятся штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 43 УК Азербайджана [5]).

Система наказаний Кыргызской Республики представляет для нас интерес по следующим моментам: во-первых, основные и дополнительные наказания располагаются отдельно; во-вторых, вместо обязательных работ законодатель использует название "общественные работы"; в-третьих, общественные работы признаны самым мягким видом наказания и занимают первое место в лестнице наказаний; в-четвертых, в УК Кыргызской Республики не включены такие виды наказаний, как ограничение по военной службе, арест, принудительные работы, смертная казнь; в-пятых, в систему наказаний включены такие наказания, неизвестные УК РФ, как тройной айып (согласно ч. 1 ст. 45 УК КР тройной айып есть взыскание, налагаемое судом в трехкратном размере причиненного ущерба в денежном или натуральном выражении, из которых согласно ч. 2 этой же нормы УК КР две части тройного айыпа взыскиваются в пользу потерпевшего в возмещение материального и морального ущерба, третья часть - в пользу государства [1, с. 3]), публичное извинение с возмещением ущерба; в-шестых, система дополнительных и смешанных наказаний представлена более широко. Так, к числу дополнительных относятся лишение специального, воинского, почетного звания, классного чина, специального классного чина, дипломатического ранга и государственных наград и конфискация имущества, а к числу смешанных - штраф, публичное извинение с возмещением ущерба и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [6].

Уголовный кодекс Узбекистана, так же как и УК Казахстана и Кыргызстана, дополнительные виды наказаний не включает в систему наказаний. В ст. 43 УК Узбекистана сначала перечисляются основные виды наказаний, а затем дополнительные. Наказания располагаются от наименее к наиболее строгому [9]. Однако, аналогично российскому законодательству, в единую систему включены и общие виды наказаний, и наказания, которые применяются только к военнослужащим, к числу которых относятся ограничение по службе и направление в дисциплинарную часть. Кроме названных, ст. 43 УК Узбекистана называет еще такие наказания, как штраф, лишение определенного права, исправительные работы, арест, лишение свободы и пожизненное лишение свободы, т.е. по сравнению с УК РФ система наказаний Узбекистана насчитывает значительно меньше наказаний. Дополнительным наказанием является только лишение воинского или специального звания. К числу смешанных относятся лишение определенного права и штраф. Обращает на себя внимание то, что законодатель Узбекистана отказался от смертной казни, хотя в первоначальной редакции Кодекса перечень преступлений, за которые она могла быть назначена, был определен в ст. 51.

Система наказаний по УК Туркменистана включает восемь видов наказаний, расположенных в порядке возрастания. Основные и дополнительные наказания содержатся в едином перечне: а) возложение обязанности загладить причиненный вред; б) штраф; в) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; г) лишение государственных наград, воинских и других званий; д) исправительные работы; е) возложение обязанности проживания в определенной местности; ж) конфискация имущества; з) лишение свободы (ст. 44 [10]). В современной редакции в систему не включена смертная казнь, хотя первоначально данный вид наказания регламентировался ст. 55. Наказания, применяемые к военнослужащим, располагаются отдельно (ч. 2 ст. 44 УК Туркменистана), к их числу относятся ограничение по военной службе и содержание в военно-исправительной части.

Исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в военно-исправительной части, лишение свободы применяются только в качестве основных наказаний. Возложение обязанности загладить причиненный вред, штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, возложение обязанности проживания в определенной местности могут выступать как в качестве основных, так и дополнительных наказаний. Лишение государственных наград, воинских и других званий, конфискация имущества являются дополнительными наказаниями (ст. 45 УК Туркменистана). То есть по сравнению с УК РФ так называемые смешанные виды наказаний в УК Туркменистана представлены более широко.

Система наказаний по уголовному законодательству Таджикистана практически полностью совпадает с системой наказаний по УК РФ, она весьма разнообразна и включает 12 видов наказаний (ст. 47 УК Таджикистана [8]). В систему наказаний не входят лишь принудительные работы и арест, зато включена конфискация имущества. Наказания располагаются от наименее к наиболее строгому, основные и дополнительные наказания описываются в едином перечне. Отнесение наказаний к числу основных, дополнительных и смешанных аналогично ст. 45 УК РФ, исключение составляет лишь конфискация имущества, которая признается дополнительным видом наказания, в то время как в уголовном законодательстве современной России она является не наказанием, а иной мерой уголовно-правового характера.

Уголовный кодекс Украины, так же как и УК РФ, содержит разветвленную систему наказаний, она включает 12 видов наказаний. Особенностью, по сравнению с УК РФ, является отсутствие в системе наказаний смертной казни и принудительных работ, сохранение конфискации имущества в качестве вида наказания, а также иное расположение некоторых наказаний в зависимости от тяжести. Так, по мнению законодателя Украины, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является более суровым наказанием, чем лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса. Так же как и по УК Беларуси, ограничение свободы признано более строгим наказанием, чем арест. Вместо обязательных работ говорится об общественных работах. Обращает на себя внимание, что на законодательном уровне решен вопрос о порядке назначения основных наказаний и присоединения к ним дополнительных. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 52 УК Украины: "За одно преступление может быть назначено только одно основное наказание, предусмотренное в санкции статьи (санкции части статьи) Особенной части настоящего Кодекса. К основному наказанию может быть присоединено одно или несколько дополнительных наказаний в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом" [11].

Итак, изучение уголовного законодательства бывших социалистических республик показало, что многие государства строят свои системы наказаний по-иному, при этом есть ряд моментов, которые невозможно не признать положительными. Во-первых, обращает на себя внимание, что такого количества наказаний, как в России (13 видов), не содержится ни в одном из перечней наказаний изученных стран. Ряд стран бывшего социалистического пространства ушли от искусственного расширения системы наказаний, ограничиваясь небольшим количеством наказаний. Так, например, в УК Молдовы общее количество возможных наказаний - 6, в УК Узбекистана - 8, в УК Туркменистана - 8 и т.д. Во- вторых, в ряде исследованных нами стран, в отличие от УК РФ, наказания, относящиеся к основным, и наказания, относящиеся к дополнительным, располагаются отдельно, образуя как бы две самостоятельные системы (УК Беларуси, УК Казахстана, УК Кыргызской Республики и др.). В-третьих, в ряде изученных стран, по сравнению с УК РФ, более широко представлены смешанные виды наказаний. Так, УК Беларуси и УК Казахстана в числе смешанных называют не только штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но и общественные работы. В-четвертых, в украинском уголовном законодательстве, в отличие от УК РФ, на законодательном уровне регламентирован порядок назначения основных и дополнительных наказаний, который позволяет уяснить, сколько основных и сколько дополнительных наказаний может быть назначено за одно преступление. В-пятых, в ряде изученных нами стран смертная казнь не включена в систему наказаний. При этом особо обращает на себя внимание то обстоятельство, что отказ от смертной казни в некоторых из них произошел в последние годы и, в отличие от России, она не только перестала применяться, но и была исключена из системы наказаний (например, УК Узбекистана, УК Туркменистана). В-шестых, для определения выполнения бесплатных общественно полезных работ законодатель стран бывшего социалистического пространства использует термин не "обязательные работы", а "общественные работы", что представляется оправданным, поскольку более точно отражает суть этого вида наказания.

В целом, подводя итог, отметим, что, по нашему мнению, любое совершенствование уголовного закона, в том числе и в части построения системы наказаний, должно опираться среди прочего и на зарубежный опыт. То есть при разработке предложений по совершенствованию уголовного законодательства следует более широко использовать сравнительно-правовой метод, суть которого заключается в анализе норм уголовного права в сравнении с другими нормами. Применительно к данной статье - речь идет о компаративистском аспекте - в сравнении с нормами и институтами уголовного права стран бывшего СССР. Использование этого метода позволит, во-первых, вычленить тенденции развития законодательства стран бывшего СССР с учетом новых реалий развития общества и государства, во-вторых, учесть и внедрить выявленные тенденции, что в совокупности позволит поддерживать уголовное законодательство России на современном, соответствующем сегодняшним реалиям и тенденциям мировом уровне.

Литература

  1. Айдарбеков Ж.Т. Имущественные наказания как альтернатива лишению свободы и концептуальные вопросы гуманизации института уголовного наказания в Кыргызской Республике // Российский следователь. 2009. N 16. С. 2 - 4.
  2. Законодательство стран СНГ. Уголовный кодекс Молдовы. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3835 (дата обращения: 06.03.2014).
  3. Законодательство стран СНГ. Уголовный кодекс Республики Беларусь. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1977 (дата обращения: 06.03.2014).
  4. Петин И.А. Конституционная направленность целей наказания и задач уголовного законодательства // Российская юстиция. 2011. N 8.
  5. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420353#sub_id=410000 (дата обращения: 06.03.2014).
  6. Уголовный кодекс Кыргызской Республики. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30222833#sub_id=410000 (дата обращения: 06.03.2014).
  7. Уголовный кодекс Республики Казахстан. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008032&sublink=380000 (дата обращения: 06.03.2014).
  8. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397325#sub_id=460000 (дата обращения: 13.03.2014).
  9. Уголовный кодекс Республики Узбекистан. URL: http://fmc.uz/legisl.php?id=k_ug (дата обращения: 13.03.2014).
  10. Уголовный кодекс Туркменистана. URL: http://asgabat.net/stati/zakonodatelstvo-turkmenistana/ugolovnyi-kodeks-turkmenistana.html (дата обращения: 13.03.2014).
  11. Уголовный кодекс Украины. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30418109#sub_id=500000 (дата обращения: 13.03.2014).