Мудрый Юрист

Международные аспекты гармонизации российского законодательства о правах инвалидов на труд и занятость

В.П. Шестаков, доктор медицинских наук, профессор, директор института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта.

Г.И. Чернова, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта.

Т.С. Чернякина, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта.

А.А. Свинцов, кандидат медицинских наук, руководитель отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта.

В.И. Радуто, старший научный сотрудник отдела мониторинга соблюдения прав инвалидов, проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта.

В статье проанализированы мероприятия, принятые для осуществления обязательств Российской Федерации по ст. 27 Конвенции ООН о правах инвалидов "Труд и занятость". Представлен анализ федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных документов по обеспечению государственных гарантий прав инвалидов на труд и занятость. Обозначены государственные меры, гарантирующие соблюдение прав инвалидов на труд и занятость, установленных законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова: Конвенция ООН о правах инвалидов, нормативно-правовой анализ, законодательство Российской Федерации, труд и занятость.

International aspects of harmonization of the Russian legislation on the rights of persons with disabilities to work and employment

V.P. Shestakov, G.I. Chernova, T.S. Chernyakina, A.A. Svintsov, V.I. Raduto

V.P. Shestakov, doctor of medical sciences, professor, Director of the institute of medico-social expertise and rehabilitation of disabled people in G.A. Albrecht Saint-Petersburg scientific-practical center of medical and social expertise, prosthetics and rehabilitation of the disabled people.

G.I. Chernova, doctor of medical sciences, professor, chief researcher of the department of monitoring of observance of the rights of persons with disabilities, problems of organization of medico-social examination and rehabilitation in G.A. Albrecht Saint-Petersburg scientific-practical center of medical and social expertise, prosthetics and rehabilitation of the disabled people.

T.S. Chernyakina, doctor of medical sciences, professor, chief researcher of the department of monitoring of observance of the rights of persons with disabilities, problems of organization of medico-social examination and rehabilitation in G.A. Albrecht Saint-Petersburg scientific-practical center of medical and social expertise, prosthetics and rehabilitation of the disabled people.

A.A. Svintsov, candidate of medical sciences, head of the department of monitoring of observance of the rights of persons with disabilities, problems of organization of medico-social examination and rehabilitation in G.A. Albrecht Saint-Petersburg scientific-practical center of medical and social expertise, prosthetics and rehabilitation of the disabled people.

V.I. Raduto, senior researcher of the department of monitoring of observance of the rights of persons with disabilities, problems of organization of medico-social examination and rehabilitation in G.A. Albrecht Saint-Petersburg scientific-practical center of medical and social expertise, prosthetics and rehabilitation of the disabled people.

The article analyzes the actions taken to implement the obligations of the Russian Federation under Article 27 of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities "Work and employment". The analysis of federal legislation, regulations of the Government of the Russian Federation, regulations on providing state guarantees of the rights of persons with disabilities to work and employment. Designated state measures to ensure respect for the rights of persons with disabilities to work and employment established by the legislation of the Russian Federation.

Key words: United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities, the regulatory analysis, the legislation of the Russian Federation, labor and employment.

Российской Федерацией в 2008 году подписана, а затем ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, которая вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г. <1>. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Это означает, что законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции.

<1> Распоряжение Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 450-рп "О подписании Конвенции о правах инвалидов" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 32. Ст. 3785; Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 19. Ст. 2280.

Российская Федерация как правопреемница СССР исполняет свои обязательства и по другим международным правовым документам, в том числе по Конвенции Международной организации труда N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" от 20 июня 1983 г., в соответствии с нормами которой каждое государство-член считает задачей профессиональной реабилитации обеспечение инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции (п. 2 ст. 1) <2>.

<2> Конвенция N 159 Международной организации труда "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов". Заключена в г. Женеве 20.06.1983.

Права и гарантии граждан в сфере труда и занятости, закрепленные Конституцией Российской Федерации и отраженные в Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (ФЗ N 197-ФЗ), Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в полном объеме распространяются на инвалидов и соответствуют положениям п. 1 ст. 27 Конвенции о признании права инвалидов на труд наравне со всеми и создают правовую основу для реализации этого права <3>.

<3> Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; Приказ Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" // Российская газета. 2014. N 83; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4563; Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 19. Ст. 2280.

В рамках реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов в 2014 году принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", которым предусматривается норма, запрещающая дискриминацию по признаку инвалидности, а также дается ее определение и устанавливаются условия доступности для инвалидов услуг, несоблюдение которых может квалифицироваться как дискриминация. Для создания более четких критериев для квалификации действий, связанных с несоблюдением гарантий трудоустройства инвалидов как проявлений дискриминации по признаку инвалидности, данным Законом о выполнении Конвенции предусмотрено установить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять порядок проведения указанных специальных мероприятий, квалифицировать бездействие по несоблюдению данных мероприятий как проявление дискриминации инвалидов при трудоустройстве с последующим установлением в законодательстве дополнительных административных штрафов за их нарушение <4>.

<4> Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 49 (часть VI). Ст. 6928.

В целях предотвращения дискриминации инвалидов при трудоустройстве на открытом рынке труда нормами Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. ст. 20 - 24) закреплена система дополнительных экономических, социальных и правовых мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей, в том числе на обеспеченную занятость в безопасных и здоровых условиях труда <5>. Особую роль в защите прав инвалидов на безопасные и здоровые условия труда играют Санитарные правила 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", которые должны соблюдаться предприятиями всех отраслей экономической деятельности. Целью применения Санитарных правил является предотвращение или сведение к минимуму негативных последствий применения труда инвалидов в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма. Работодатель не вправе предлагать инвалиду работу, связанную с вредными и опасными производственными факторами <6>.

<5> Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
<6> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09" (вместе с "СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов") // Российская газета. 2009. N 108.

В целях наделения инвалидов возможностью эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации службами трудоустройства и профессионального и непрерывного обучения осуществляется организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения. Согласно Положению об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение. Такое обучение проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает их возможность в поиске оплачиваемой работы или доходного занятия.

Кроме вышеприведенных мер, на поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации инвалидов, развитие форм содействия их занятости направлен ряд мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 гг. В рамках ее реализации осуществляется поддержка (субсидирование) программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе по созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест. Программы содержат меры по профессиональному обучению инвалидов (в том числе новым профессиям и приемам труда), по предоставлению инвалидам реабилитационных услуг <7>. Порядок предоставления общественным организациям инвалидов субсидий из федерального бюджета на указанные цели регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 941 <8>.

<7> Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 17. Ст. 2060.
<8> Постановление Правительства РФ от 17.11.2011 N 941 (ред. от 25.12.2012) "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6919.

В 2012 году принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нормами которого впервые определены особенности образования, в том числе профессионального образования, граждан с ограниченными возможностями здоровья и дополнительные условия, создаваемые для них в зависимости от нарушенных функций организма. Государством в соответствии с данным Законом обеспечиваются дополнительные гарантии для инвалидов - приоритетное право на прохождение профессиональной подготовки по специальным программам по востребованным на рынке труда профессиям. Процесс организации профессионального обучения инвалидов органами службы занятости осуществляется с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья <9>.

<9> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

С целью выполнения положений Конвенции ООН о правах инвалидов и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительством Российской Федерации утвержден "Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 - 2015 годы" <10>.

<10> Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.

Для расширения возможностей трудоустройства инвалидов на открытом рынке труда после ратификации Конвенции начато осуществление поэтапного дополнения системы квотирования рабочих мест практикой адресного сопровождаемого трудоустройства инвалидов при одновременном стимулировании работодателей к оборудованию специальных рабочих мест приспособлениями и условиями, позволяющими инвалидам работать, несмотря на ограничения способности к трудовой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" квоты для приема на работу инвалидов устанавливаются в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. До ратификации Конвенции квота для приема на работу инвалидов (от 2 до 4% к среднесписочной численности работников) законодательством субъекта Российской Федерации устанавливалась только организациям с числом работников свыше 100 человек <11>. В целях создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать квоты в размере не выше 3% для организаций с числом работников от 35 до 100 человек. Таким образом, в систему квотирования вовлечены организации малого и среднего бизнеса включая сельскую местность, что значительно расширило круг возможного трудоустройства инвалидов - на 300 тысяч квотируемых рабочих мест.

<11> Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 19. Ст. 2280.

В целях повышения эффективности реализации гарантий трудовой занятости инвалидов после ратификации Конвенции уточнен механизм контроля и усилена административная ответственность работодателей за создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Во исполнение норм Конвенции, а также исходя из высокой социальной значимости мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 (пп. "в") реализован инновационный социальный проект по формированию механизма создания адресно оборудованных (оснащенных) рабочих мест для конкретного инвалида. С этой целью внесены поправки в ст. ст. 4 и 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которыми Минтруду России даны полномочия по определению Основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, которые были утверждены Приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 г. N 685н <12>.

<12> Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.

С 2014 года Минтрудом России осуществляется ведение реестра оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов в разрезе субъектов Российской Федерации, позволяющего оперативно проводить анализ количественных и качественных показателей создаваемых рабочих мест для инвалидов, выявлять причины их ликвидации, а также причины увольнения с указанных рабочих мест инвалидов.

Среди ожидаемых результатов реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 <13>, следует выделить создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.

<13> Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" // Собрание законодательства РФ 2014. N 18 (часть I). Ст. 2147.

Таким образом, результаты анализа соответствия федерального законодательства положениям ст. 27 Конвенции ООН о правах инвалидов свидетельствуют о необходимых мерах, принятых в Российской Федерации для обеспечения прав инвалидов на труд и занятость.

Список использованной литературы

  1. Собрание законодательства РФ.