Мудрый Юрист

Гармонизация антикоррупционного законодательства России и ЕС в контексте диалога о безвизовом режиме

Трыканова Светлана Анатольевна, доцент кафедры конституционного и муниципального права Рязанского государственного университета (РГУ) имени С.А. Есенина, кандидат исторических наук, доцент.

В статье производится анализ практических мер, которые предпринимают геополитические партнеры Россия и ЕС по гармонизации антикоррупционного законодательства в целях сближения диалога о безвизовом режиме. Кроме этого, рассматривается организационно-правовая основа данного вопроса.

Ключевые слова: миграционная политика, безвизовый режим, антикоррупционное законодательство, право ЕС, партнерство РФ - ЕС, борьба с коррупцией.

Harmonization of anticorruption legislation in Russia and the EU in the context of the dialogue on visa-free regime

S.A. Try'kanova

Try'kanova Svetlana A., assistant professor, Chair of Constitutional and Municipal Law, Ry'zan' State University named after S.A. Esenin, candidate of juridical sciences, assistant professor.

The article deals with the analysis of the interventions that has been taken by geopolitical partners Russia and the EU to harmonize anti-corruption laws due to approximate the dialogue on visa free travel. In addition in reveals the organizational and legal basis of the considered issue.

Key words: migration policy, visa-free, anti-corruption law, EU law, EU - Russia partnership, the fight against corruption.

На саммитах Россия - ЕС в 2010 - 2012 гг. были определены требования к переходу к безвизовому режиму с ЕС, где, в частности, указывается, что России необходимо усилить борьбу с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией, с этой целью ей предложено наладить сотрудничество с европейскими правоохранительными и судебными органами. Кроме этого, осуществление данного шага требует от РФ гармонизации профильного законодательства, в том числе и антикоррупционного.

Что является нормативным базисом права ЕС в сфере борьбы с коррупцией?

Прежде всего это:

<1> Право Европейского союза: Документы и комментарии / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: ТЕРРА, 2007. С. 985.

Как трактуются понятия "мошенничество" и "коррупция" в ЕС согласно данным Конвенциям и Протоколу?

Определение "мошенничества" содержится в ст. 1 Конвенции: "мошенничеством является причинение вреда финансовым интересам Сообщества. В области расходов это любое действие или бездействие, касающееся:

В области доходов это любое умышленное действие или бездействие, касающееся:

<2> Там же. С. 987.

В Протоколе N 1 к Конвенции Евросоюза "О защите финансовых интересов Европейского сообщества от 27.09.1996 описываются случаи коррупции, совершаемые "чиновниками или в отношении чиновников, как национальных так и европейских, ответственных за поступление, управление и расходование фондов Сообщества, находящихся в их подчинении" [4, p. 634]. В данном Протоколе понятие "коррупция" классифицируется на "пассивную" и "активную" формы.

Статья 2-1 дает определение "пассивной коррупции": "Это умышленное деяние, совершаемое чиновником, который прямо или через посредничество третьего лица пользуется или получает выгоды какого бы ни было рода для себя самого или третьих лиц, либо оно состоит в принятии обещания этого вознаграждения за то, чтобы выполнить или не выполнить, в противоречие своим должностным обязанностям, действие в пользу этого лица, которое (действие) наносит вред или может принести вред финансовым интересам Европейского сообщества" <3>.

<3> Craig P., de B rca Gr. EC Law. Texts, Cases, Materials. Oxford: Clarendon Press, 2007. P. 78.

Статья 3-1 формулирует определение "активной коррупции": "Это умышленное деяние, совершенное кем-либо, кто обещает или дает, прямо или через посредничество третьих лиц, какое-либо вознаграждение чиновнику, ему самому или другому лицу, за то, чтобы тот совершил действие или воздержался от его совершения, в противоречие своим должностным обязанностям, в его (дающего лица) пользу, которое причиняет вред или может причинить вред финансовым интересам Европейского сообщества" <4>.

<4> Weatherill S., Beaumont P. EC Law. London: Penguin Books, 2008. P. 876.

Конвенция 1997 г. расширяет круг деяний, подпадающих под определение коррупции. Значение данной Конвенции состоит в том, что она открыла новые процессуальные возможности для преследования преступников, привлечения их к ответственности независимо от принципа территориальности внутри Евросоюза и т.д.

Какие практические шаги предпринимают геополитические партнеры Россия и ЕС по гармонизации антикоррупционного законодательства?

Прежде всего - это поиск стратегического организационно-правового подхода. Так, вопросам гармонизации антикоррупционного законодательства России и ЕС была посвящена проходившая 25 - 26 февраля 2010 г. в г. Трире (ФРГ) Международная научная конференция "Ежегодный форум по борьбе с коррупцией в ЕС-2010", организатором которой выступила Академия европейского права (ERA). Участники "Ежегодного форума по борьбе с коррупцией в ЕС-2010" выработали практические меры и рекомендации по решению важнейших международно-правовых и европейских проблем борьбы с коррупцией, которые включают в себя следующее:

<5> Там же.

Итак, анализируя предпринимаемые сегодня Россией и ЕС меры в области гармонизации антикоррупционного законодательства, следует отметить, что в первую очередь их эффективность будет зависеть от выработки комплексного стратегического организационно-правового подхода с учетом интересов каждого геополитического партнера.

Литература

  1. Право Европейского союза: Документы и комментарии / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: ТЕРРА, 2007. С. 985.
  2. Craig P., de Gr. EC Law. Texts, Cases, Materials. Oxford: Clarendon Press, 2007. P. 78.
  3. Weatherill S., Beaumont P. EC Law. London: Penguin Books, 2008. P. 876.