Мудрый Юрист

Административный процесс: содержание и новые подходы к структуре

Бакурова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

Автор характеризует содержательное наполнение административного процесса, определяет общие, видовые, родовые и специфические черты различных видов административной процессуальной деятельности, предлагает рассматривать исполнительное производство не только в качестве последней стадии производства по делу об административном правонарушении, но и в качестве самостоятельного вида (подвида) административной юрисдикционной деятельности (производства).

Ключевые слова: административный процесс, административно-процедурное производство, административно-юрисдикционное производство, исполнительное производство.

Administrative Procedure: Content and New Approaches to the Structure

N.N. Bakurova

Bakurova Natalia Nikolayevna, Chief Faculty Member of the Department of Administrative Law and Procedure, O.E. Kutafin Moscow State Law University (MSLU), Candidate of Law.

The author describes the content of the administrative procedure, determines common, typical, generic and specific traits of different types of administrative procedural activities, offers to consider enforcement as both the last stage of administrative proceedings and as a separate type (subtype) of administrative jurisdiction activity (proceedings).

Key words: administrative procedure, administrative and procedural proceedings, administrative and jurisdiction proceedings, enforcement.

На разных этапах развития административного права вопросы содержания и структуры административного процесса в той или иной степени исследовались такими учеными, как А.Е. Лунев, С.С. Студеникин, И.А. Галаган, М.И. Еропкин, Н.Г. Салищева, А.П. Шергин, Л.Л. Попов, М.С. Студеникина, Г.А. Кузьмичева, Ю.Н. Старилов, Д.Н. Бахрах, А.С. Дугенец, Ю.А. Тихомиров, Б.В. Россинский, А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов, А.А. Демин. Однако в теории административного права не сложилось единого подхода к определению понятия "административный процесс". Одни ученые-административисты придерживаются широкой трактовки указанного понятия и понимают под ним многообразное явление, охватывающее реализацию норм материального административного права. Другие сводят административный процесс к деятельности государственных органов по рассмотрению и разрешению споров в сфере государственного управления с применением мер административного принуждения. Третьи полагают, что административный процесс представляет собой деятельность суда по реализации норм административного процессуального права.

Зарубежный опыт подхода к определению рассматриваемого понятия также не является единообразным <1>.

<1> См., например, анализ доктринальных подходов к пониманию административного процесса, его содержательного наполнения в Украине: Коломоец Т.А. Терминология административного процесса: проблемы определенности смежного терминологического ряда // Административное право и процесс. 2013. N 4. С. 53 - 57.

Придерживаясь "широкого" подхода к содержательному наполнению административного процесса, остановимся на характеристике его структурной составляющей.

Исходя из широкого понимания административного процесса, под ним понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц по реализации материальных норм административного права, которая в зависимости от наличия или отсутствия спора и, соответственно, необходимости его разрешения подразделяется на два вида. Первый из них не связан с наличием спора, необходимостью его разрешения, носит название административной процедурной деятельности, или, согласно теории о том, что процесс - это совокупность производств, административно-процедурного производства. Второй вид связан с наличием спора, с необходимостью его разрешения и традиционно называется административной юрисдикционной деятельностью, или административно-процедурным производством.

Каждый из названных видов административной процессуальной деятельности (административных производств), в свою очередь, также подразделяется на виды (подвиды), которым присущи свои признаки, особенности. Однако, учитывая соотношение "целое - часть" и принадлежность отдельных видов производств к целому (административному процессу), они обладают общими чертами, их объединяющими.

К общим чертам, присущим любому виду административной процессуальной деятельности (административному производству), относятся:

Все указанные выше общие черты присущи административной процессуальной деятельности и процедурного, и юрисдикционного характера.

В то же время административное процедурное и административное юрисдикционное производство отличают родовые черты.

Так, для административной процедурной деятельности характерны следующие из них:

Под административной юрисдикционной деятельностью традиционно понимается часть административной процессуальной деятельности, содержанием которой является рассмотрение дела о правонарушении (дисциплинарном проступке государственного служащего), разрешение правового спора по существу и принятие решения по делу. В то же время в процессе указанного вида деятельности не только разрешается юридическое дело, выносится государственно-властное решение о применении соответствующей санкции <2>, но и оказывается правовая защита нарушенных публичных интересов.

<2> Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 4.

Характеризуя родовые черты административной юрисдикционной деятельности, следует сказать о том, что:

В свою очередь, административное процедурное и административное юрисдикционное производство подразделяются на ряд видов (подвидов). Административное процедурное производство в зависимости от сферы реализации соответствующих прав граждан, организаций, выполнения ими юридических обязанностей традиционно подразделяется на лицензионно-разрешительное, регистрационное производство и такое, что связано с принятием правовых актов управления. Каждый из названных видов административных производств, помимо общих признаков, присущих всем видам административной процессуальной деятельности в целом, родовых признаков, свойственных административной процедурной деятельности, характеризуется наличием видовых признаков-особенностей, которые характерны для каждого из названных видов административной процедурной деятельности в отдельности и обусловлены спецификой сферы реализации соответствующих прав граждан, организаций, выполнения ими юридических обязанностей и, как производной от этого, особенностями административного правового регулирования тех или иных общественных отношений, специальным поводом возникновения административных правоотношений, их предметом, компетенцией субъектов государственного управления, формами и методами их деятельности.

Так, лицензионно-разрешительному производству в связи с осуществлением лицензирования присущи такие видовые качества:

<3> Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // РГ. 2011. 6 мая. N 97.

Регистрационное производство и производство по принятию правовых актов управления имеют свои особенности, что обусловлено спецификой административных правоотношений, административным законодательством в указанных областях.

Административная юрисдикционная деятельность характеризуется рассмотрением дела о правонарушении, правовым спором, принятием решения по нему <4> и традиционно подразделяется на следующие виды: дисциплинарное производство в отношении государственного служащего; производство по жалобам; производство по делу об административном правонарушении. Каждому из названных видов производств также присущи видовые признаки в зависимости от сферы государственного управления, повода (основания) возникновения и характера административных правоотношений, административного правового статуса субъектов правоотношений, компетенции властного органа, разрешающего дело, вида решения по делу, применяемых мер государственного принуждения и иных. В то же время, как было сказано выше, нельзя ограничивать административную юрисдикцию вынесением решения по делу, применением закона к юридическим конфликтам и принятием по ним правовых актов <5>, будь то судом, будь то органом исполнительной власти, иным публичным органом. Принятое решение должно быть исполнено. Юридическая санкция способна выполнить свою социальную функцию тогда, когда она исполнена и виновный претерпел установленные в ней правоограничения <6>.

<4> См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. Т. 2. С. 278 - 288.
<5> См.: Шергин А.П. Указ. соч. С. 11 - 12.
<6> Шергин А.П. Указ. соч. С. 116.

Деятельность по исполнению принятого юрисдикционным органом (должностным лицом) решения может рассматриваться в двух аспектах: а) как одни из этапов производства по делу - обязательный, заключительный (например, в производстве по делу об административном правонарушении <7>); б) в качестве самостоятельного вида административной юрисдикционной деятельности уполномоченного компетентного органа по принудительному исполнению судебных и иных актов <8>.

<7> См., напр.: Дугенец А.С., Масленников М.Я. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении: содержание и социально-правовое значение стадии // Административное право и процесс. 2012. N 9. С. 2 - 11. См. также: Старостин С.А. О необходимости и путях совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2014. N 3.
<8> См., напр.: Цуканов Н.Н. О соотношении производства по делам об административных правонарушениях и деятельности по исполнению постановлений о назначении административных наказаний // Административное право и процесс. 2013. N 10.

И в первом, и во втором случае такая деятельность по реализации правоприменительного акта о разрешении конфликта принудительно принимает форму исполнительного производства, которому, с одной стороны, присущи общие черты административной процессуальной деятельности, родовые черты с отдельными изъятиями (особенностями); с другой стороны, ей свойственны видовые характеристики собственно исполнительного производства, отличающие этот вид (подвид) административной юрисдикционной деятельности от иных, поставленных в один ряд административных юрисдикционных производств.

Представляется, что административную юрисдикцию можно рассматривать как в широком смысле, так и в узком. В узком смысле она представляет собой рассмотрение и разрешение дела о правонарушении (дисциплинарном проступке государственного служащего). В широком - охватывает все виды и стадии деятельности, связанной не только с дисциплинарным проступком государственного служащего, жалобой гражданина и производством по делу об административном правонарушении, но и с принудительным исполнением актов правосудия и иных актов и документов. Например, это могут быть нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии, удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, индивидуального предпринимателя в установленных Законом случаях и др. <9>.

<9> См.: Ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // РГ. 2007. 6 октября. N 223.

В этой связи представляется возможным рассматривать исполнительное производство не только в качестве заключительной стадии производства по делу об административном правонарушении, но и как самостоятельный вид административного юрисдикционного производства. Основаниями для такого вывода является наличие в деятельности по исполнению судебных и иных актов принудительно всех тех характерных признаков, что присущи административной процессуальной деятельности в целом (общих признаков), с определенным изъятиями (особенностями) тех, что свойственны административной юрисдикционной деятельности (родовых признаков), а также специфических черт, что отличают исполнительное производство от иных видов административных юрисдикционных производств (видовых признаков).

Итак, характеризуя общие черты исполнительного производства как части административного процесса, следует отметить:

Родовые черты исполнительного производства характеризуют его в качестве административного юрисдикционного производства. К ним относятся:

В то же время исполнительное производство имеет ряд особенностей:

<10> Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 171.

Таким образом, исполнительное производство имеет как общие черты, характерные для всех традиционных видов административной процессуальной деятельности, родовые черты, отличающие административную юрисдикционную деятельность в широком смысле, так и видовые черты, особенности, присущие данному виду деятельности, что позволяет включить его в структуру административного процесса не только в качестве последней стадии производства по делу об административном правонарушении, но и рассматривать в качестве самостоятельного вида (подвида) административной юрисдикционной деятельности (производства).

Литература

  1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 171.
  2. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. Т. 2. С. 278 - 288.
  3. Дугенец А.С., Масленников М.Я. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении: содержание и социально-правовое значение стадии // Административное право и процесс. 2012. N 9. С. 2 - 11.
  4. Коломоец Т.А. Терминология административного процесса: проблемы определенности смежного терминологического ряда // Административное право и процесс. 2013. N 4. С. 53 - 57.
  5. Старостин С.А. О необходимости и путях совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2014. N 3. С. 72 - 75.
  6. Цуканов Н.Н. О соотношении производства по делам об административных правонарушениях и деятельности по исполнению постановлений о назначении административных наказаний // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 15 - 20.
  7. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 4, 11 - 12.