Мудрый Юрист

О налоге на операции с ценными бумагами

Вавулин Денис Александрович

Начальник отдела по работе с регионами Орловского регионального отделения ФКЦБ. Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению.

Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.

Среди основных препятствий на пути осуществления российскими предприятиями заимствований на фондовом рынке многие специалисты, работающие на рынке ценных бумаг, не без основания называли наличие неоправданно высокой ставки налога на операции с ценными бумагами.

Историческая справка

Так, в первоначальной редакции объектами налогообложения выступали цена договора и регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг (подлежащее регистрации письменное заявление юридического лица о намерении произвести первичную эмиссию ценных бумаг). Плательщиками налога на операции с ценными бумагами признавались юридические и физические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами. К числу операций с ценными бумагами были отнесены действия или намерения плательщика налога, направленные на возникновение имущественных прав в отношении акций, сберегательных сертификатов, облигаций независимо от вида, условий обращения и номинала и переводных векселей посредством заключения договора и регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. При этом были установлены следующие ставки налога на операции с ценными бумагами: при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг - в размере 0,5% номинальной суммы эмиссии (эмитент, осуществляющий первичную эмиссию ценных бумаг, уплачивал налог в виде платы за регистрацию проспекта эмиссии; в случае отказа в регистрации проспекта эмиссий налог не возвращается); при покупке государственных ценных бумаг - в размере 1 руб. с каждой 1000 руб.; при заключении договора купли-продажи ценных бумаг с каждого участника сделки ценных бумаг в размере 3 руб. с каждой 1000 руб. В случае первичной эмиссии ценных бумаг налог в виде платы с каждой сделки взимался только с покупателей ценных бумаг. По операциям с государственными ценными бумагами налог взимался только с покупателей ценных бумаг в виде платы с каждой сделки.

Однако уже в 1996 г. после вступления в силу Федерального закона от 18 октября 1995 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами" в рассматриваемом нормативно-правовом акте произошли существенные изменения. По сути, налог на операции с ценными бумагами был заменен сбором с эмитентов. Плательщиками налога на операции с ценными бумагами теперь признавались только юридические лица - эмитенты ценных бумаг. Объектом обложения налогом стала номинальная сумма любого выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Исключение составляли лишь: номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ. Ставка налога на операции с ценными бумагами была установлена уже в размере 0,8% номинальной суммы выпуска (в случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращался). Вплоть до конца 2003 г. в Закон о налоге на операции с ценными бумагами вносились главным образом "косметические" изменения, касающиеся в основном той части, где речь шла об объектах, которые выводились из-под обложения налогом на операции с ценными бумагами (ч. 2 ст. 2). При этом ставка налога на операции с ценными бумагами и другие основные положения Закона о налоге на операции с ценными бумагами оставались практически без изменений.

Реформа налоговой системы

Налоговая ставка на операции с ценными бумагами в размере 0,8% номинальной суммы выпуска, действовавшая с 1996 г., неоправданно завышала стоимость ресурсов, привлекаемых эмитентом ценных бумаг на фондовом рынке. Также действующий порядок расчета налога не учитывал особенностей эмиссии и обращения краткосрочных облигаций (срок обращения менее года), поскольку его величина одинакова при эмиссии ценных бумаг, рассчитанных на длительное обращение, и при эмиссии краткосрочных финансовых инструментов со сроком обращения несколько месяцев. Кроме того, за все время существования ставки налога на операции в размере 0,8% номинальной суммы выпуска средства от него, поступающие в бюджетную систему страны, были сравнимы с затратами на его сбор. Поэтому в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации не раз высказывались предложения о целесообразности полностью отказаться от данного налога либо заменить его взиманием государственной пошлины. При этом размер пошлины предлагалось установить в абсолютной величине. Практически все эти пожелания были учтены только в конце 2003 г., когда был принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами", вступивший в силу с 1 января 2004 г.

Этим нормативно-правовым актом внесено одно небольшое, но очень важное для российского фондового рынка и прежде всего для эмитентов, осуществляющих эмиссию эмиссионных ценных бумаг, изменение - снижена ставка налога на операции с ценными бумагами и зафиксирована максимальная сумма налога, которая может быть уплачена эмитентом при осуществлении эмиссии. Теперь ставка налога на операции с ценными бумагами установлена в размере 0,2% номинальной суммы выпуска. При этом общая сумма налога, уплаченного эмитентом, не может составлять более 100 тыс. руб. Таким образом, новый подход к налогообложению налогом на операции с ценными бумагами носит четко стимулирующий характер. Снижение в четыре раза ставки налога и фиксация максимальной суммы налога призваны стимулировать предприятия к осуществлению более масштабных заимствований на фондовом рынке, поскольку расходы российских эмитентов при организации выпусков эмиссионных ценных бумаг будут значительно снижены. Особое значение это будет иметь для тех эмитентов, объем выпусков которых составляет миллионы рублей - независимо от объема эмиссии максимальная сумма налога на операции с ценными бумагами не превысит 100 тыс. руб. Кроме того, изменение ставки налога на операции с ценными бумагами будет способствовать появлению на российском рынке ценных бумаг новых фондовых инструментов и изменению структуры рынка корпоративных облигаций и увеличению общего объема рынка облигаций за счет увеличения доли и объемов выпуска "коротких" облигаций.

Представляется целесообразным напомнить другие основные положения действующей редакции Закона о налоге на операции с ценными бумагами. Как отмечалось выше, обложению налогом на операции с ценными бумагами подлежит номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. В то же время из-под обложения налогом выведены следующие объекты:

номинальная сумма выпуска акций акционерного общества, размещаемого среди учредителей акционерного общества при учреждении акционерного общества;

номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ;

номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, образованного в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ;

номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества;

номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества;

номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала акционерного общества;

номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества в случае уменьшения им своего уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций;

номинальная сумма выпуска акций акционерного общества в случае увеличения им своего уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций в части, равной величине уставного капитала акционерного общества до его увеличения;

номинальная сумма выпуска эмиссионных ценных бумаг юридического лица, за исключением номинальной суммы выпуска акций, при конвертации в них эмиссионных ценных бумаг указанного юридического лица в случае его преобразования в части, равной размеру ранее зарегистрированного (до преобразования) выпуска эмиссионных ценных бумаг этого юридического лица;

номинальная сумма выпуска акций акционерного общества, созданного путем преобразования юридического лица иной организационно-правовой формы, в части, не превышающей размера уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда кооператива) преобразуемого юридического лица;

номинальная сумма выпуска эмиссионных ценных бумаг юридического лица, за исключением номинальной суммы акций, при конвертации в них размещенных ранее эмиссионных ценных бумаг присоединяемого к юридическому лицу другого юридического лица (других юридических лиц) в части, равной размеру ранее зарегистрированного (до присоединения) выпуска эмиссионных ценных бумаг;

номинальная сумма выпусков государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

номинальная сумма выпусков эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ, выпускаемых в целях реструктуризации их задолженности перед бюджетами всех уровней, в случае, если указанные ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти при соблюдении условий указанной реструктуризации задолженности перед указанными бюджетами;

номинальная сумма выпуска облигаций, эмитируемых Центральным банком РФ в целях реализации денежно-кредитной политики в соответствии с действующим законодательством.

Плательщик исчисляет сумму налога самостоятельно, исходя из номинальной суммы выпуска и соответствующей налоговой ставки. Налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете по курсу, устанавливаемому Центральным банком РФ и действующему на дату регистрации эмиссии. Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.

В случае нарушения условий реструктуризации задолженности акционерных обществ перед бюджетами всех уровней налог по эмиссионным ценным бумагам, переданным и (или) обремененным в пользу соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти, уплачивается эмитентом ценных бумаг в течение трех рабочих дней со дня уведомления соответствующим органом исполнительной власти акционерного общества о продаже указанных ценных бумаг и перечисляется в федеральный бюджет. В течение трех рабочих дней со дня уплаты налога плательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг. Порядок заполнения расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами установлен Приказом МНС России от 18 ноября 2003 г. N БГ-3-24/633 "Об утверждении формы расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами и порядка его заполнения". Плательщики несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов осуществляется налоговыми органами.