Мудрый Юрист

Теоретико-методологические и организационно-правовые аспекты развития институтов непосредственной муниципальной демократии в России

Холопов Владимир Анатольевич, профессор кафедры государственного и муниципального управления и экономической теории РГРТУ, директор Института государственного и муниципального управления Рязанского государственного радиотехнического университета (РГРТУ).

В статье автор выявляет проблемы реализации институтов непосредственной муниципальной демократии в РФ и определяет предложения по совершенствованию теоретико-методологических и организационно-правовых подходов к осуществлению муниципального управления РФ, в частности в сфере развития институтов непосредственной муниципальной демократии.

Ключевые слова: местное самоуправление, местное сообщество, непосредственная муниципальная демократия, муниципальная служба, территориальное общественное самоуправление, муниципальные выборы, реформа местного самоуправления.

Theoretical-methods and organizational-law aspects of development of institutes of direct democracy in Russia

V.A. Kholopov

Kholopov Vladimir Anatol'evich, professor, Chair of State and Municipal Management and Economic Theory, Ryazan' State Radioengineering University, director, Institute of State and Municipal Management, Ryazan' State Radioengineering University.

The author reveals the problems of implementing institutions of direct democracy in Russian municipal and determines proposals for improving the theoretical and methodological, organizational and legal approaches of the municipal government of the Russian Federation, in particular, in the development of institutions of direct municipal democracy.

Key words: local government, local community, municipal direct democracy, community service, territorial self-government, municipal elections, local government reform.

Формирование эффективной государственной политики в области модернизации институтов непосредственной муниципальной демократии как основы системы местного самоуправления РФ является приоритетным направлением обеспечения социально-политической стабильности и безопасности РФ.

Важность развития данной сферы особо отмечалась в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 г. За короткий период в РФ был предпринят целый комплекс мер организационно-правового характера по совершенствованию муниципального управления в сфере развития институтов непосредственной муниципальной демократии, из которых можно выделить следующие:

<1> Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".<2> Паспорт проекта Федерального закона N 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Вместе с тем организационно-правовое регулирование деятельности институтов непосредственной муниципальной демократии в РФ имеет ряд проблем, требующих научно-практического исследования:

Решение указанных проблем требует выработки оптимальных и максимально результативных механизмов их решения. Анализ организационно-правовых подходов к управлению в области реализации форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, а также особенностей деятельности институтов непосредственной муниципальной демократии в России позволяет сделать следующие выводы:

Муниципальная практика РФ показывает, что наиболее продуктивной моделью деятельности институтов непосредственной муниципальной демократии является та, где основу организационно-правового подхода определяют принципы-инициативы (гражданской инициативы), предложения (предложения местного сообщества и органов муниципальной власти) и конструктивное согласование интересов в рамках выдвигаемых гражданских инициатив и предложений представителей местного сообщества.

Проблемы организационно-правового регулирования деятельности институтов непосредственной муниципальной демократии в РФ определяют пути совершенствования муниципального управления в РФ на современном этапе.

Первоочередную актуальность имеет вопрос о пересмотре концептуальных основ государственной политики в области развития местного самоуправления РФ, так как прежняя ее трактовка в Указе Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1370 уже не соответствует современным организационно-правовым требованиям реформы местного самоуправления РФ <3>.

<3> Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5011.

Целесообразно расширить перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 <4>, следующей системы критериев ТОС:

<4> Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1384) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 18. Ст. 2003; 2012. N 43. Ст. 5815.

Определение конституционно-правового статуса институтов непосредственной муниципальной демократии в системе местного самоуправления РФ - это приоритетная задача создания условий эффективной системы муниципального управления в РФ с учетом специфики каждого вида форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (институты непосредственной муниципальной демократии-организации (ТОС); институты непосредственной муниципальной демократии - механизмы волеизъявления граждан (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования и сход граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания и конференции граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления); в рамках ст. 33 Федерального закона N 131-ФЗ может быть предусмотрена законодательством и инициирована населением третья группа институтов непосредственной муниципальной демократии - другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления).

Важным является максимальное использование интернет-ресурсов в рамках деятельности институтов непосредственной муниципальной демократии РФ.

Следует создать оптимальные финансово-правовые условия для осуществления местным сообществом вопросов местного значения.

Стратегия муниципального управления в РФ должна формироваться с учетом политико-правовых и социально-психологических условий восприятия форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в роли институтов непосредственной демократии и механизма фиксации проявлений волеизъявления населения, аккумулируемых в решениях местной власти.