Мудрый Юрист

Финансирование нпо: российский, международный и региональный опыт

Лысенко Владлена Владимировна, доцент Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко, кандидат юридических наук, доцент (г. Тирасполь).

Появление некоммерческих организаций в Российской Федерации, выполняющих функции иностранных агентов, в свое время вызвало немало споров в юридическом сообществе. На сегодняшний день подобные законодательные инициативы находят место в некоторых регионах постсоветского пространства, в том числе и в Приднестровье. Целью статьи стала правовая оценка внутреннего законодательства некоторых государств, включая Россию и Приднестровье, на соответствие их международным правовым актам в сфере ограничения доступа к финансированию из-за рубежа, а также разработка рекомендаций для государств и представителей общественных объединений, стремящихся к развитию гражданского общества.

В ходе написания настоящей работы были исследованы международные и региональные правовые акты, внутреннее законодательство некоторых государств. Дана оценка соответствия внутреннего законодательства международному.

Ключевые слова: иностранный агент, неправительственная организация, гражданское общество, финансирование НПО, права человека.

Financing Scientific Production Associations: Russian, international and regional experience

V.V. Ly'senko

Ly'senko Vladlena Vladimirovna, assistant professor, TransDniestre State University named after T.G. Shevchenko, candidate of juridical sciences, assistant professor (Tiraspol).

The emergence of non-profit organizations in the Russian Federation acting as foreign agents, caused a lot of controversy in the legal community. At the present time, same legislative initiatives are in place at some parts of the former Soviet Union regions, including Transnistria. The purpose of this article was the legal assessment of the Russian NGO law and it compare to international legal acts in the field of free provision of funding to the non-governmental organizations, including funding from abroad. The article also includes recommendations for the states and representatives of public associations.

International and regional legal instruments and domestic legislation were studied. Assessed the compatibility of domestic legislation to international agreements.

Key words: foreign agent, non-governmental organizations, civil society, the financing of NGOs, human rights.

Право на свободу объединения <1>, наряду с правом на свободу выражения мнения и проведения собраний, закреплено во многих международных и региональных соглашениях по правам человека. В своем сообщении N 1274/2004 Комитет по правам человека ООН отмечал: "Право на свободу ассоциации касается не только права создавать ассоциации, но также гарантирует право свободно заниматься уставной деятельностью в рамках данной ассоциации..." <2>. По нашему мнению, это означает, что мероприятия по сбору средств могут и должны быть также защищены нормами международного права.

<1> Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г.). Ст. 20: "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций; никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию"; п. 4 ст. 23: "Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов".
<2> Комитет по правам человека ООН. Сообщение N 1274/2004, Документ CCPR/C/88/D/1274/2004, 10 ноября 2006 г., п. 7.2 // Сборник международных соглашений. М., 2007.

В результате анализа международных соглашений в области защиты прав человека можно сделать вывод, что право неправительственных организаций (НПО) получать финансирование - неотъемлемая и важнейшая часть права на свободу объединений (ассоциаций). "Любая зарегистрированная или незарегистрированная НПО должна иметь право на соискание и получение финансирования и ресурсов из внутренних, иностранных и международных источников, включая физических лиц, бизнесменов, организации гражданского общества, правительства и международные организации" <3>. Это положение становится еще более актуальным в контексте раскрытия положений целей развития тысячелетия ООН <4>.

<3> См.: Совет по правам человека ООН, Доклад специального докладчика по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций. Документ ООН A/HRC/20/27, параграфы 67 - 68, 21 мая 2012 года.
<4> Восемь целей в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия (ЦРТ), начиная со снижения уровня крайней нищеты и заканчивая остановкой распространения ВИЧ/СПИДа и предоставлением всеобщего начального образования, - это программа, принятая всеми странами мира и всеми ведущими организациями развития в мире. Они позволили мобилизовать беспрецедентные усилия по удовлетворению потребностей беднейших слоев населения в мире // un.org.

В Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений <5>, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1981 г., впервые упоминается право на доступ к финансированию. В ней говорится: "Право на свободу мысли, совести, религии или убеждений включает, в частности... свободу испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования" (ст. 6f).

<5> Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений принята Резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml.

Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы <6>, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г., предоставляет право на доступ к финансированию и не налагает ограничения на их источники. В ст. 13 говорится: "Каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими, запрашивать, получать и использовать ресурсы специально для целей поощрения и защиты прав человека и основных свобод мирными средствами в соответствии со статьей 3 настоящей Декларации". Можно предположить, что эта статья также предоставляет НПО право на доступ к международным источникам финансирования.

<6> Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. Принята Резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1998 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/defender.shtml.

На региональном уровне право на свободу объединения гарантируется Европейской конвенцией о правах человека <7> (ст. 11), Африканской хартией прав человека и прав народов <8> (ст. 10), Американской конвенцией о правах человека <9> (ст. 16) и Арабской хартией прав человека <10> (ст. 24). В Рекомендациях CM/Rec(2007)14, принятых Комитетом министров Совета Европы, отдельный раздел посвящается вопросу о "привлечении финансовых средств", в котором подтверждено право НПО на доступ к финансированию без ограничения его источников <11>.

<7> Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/2540800.
<8> Африканская хартия прав человека и народов. Принята в июне 1981 г. Вступила в силу в январе 1988 г. URL: http://www.peoples-rights.ru/afrikanskaya-xartiya-prav-cheloveka-i-narodov.
<9> Американская конвенция о правах человека. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1111.
<10> Абашидзе А.Х., Абдалла И.А. Арабская хартия прав человека // Правоведение. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2000. N 1. С. 196 - 200.
<11> Рекомендация CM/REC(2007)14 Комитета министров государств-членов. Принята Комитетом министров на 1006-м заседании заместителей министров от 10 октября 2007 г. URL: Законы развития НКО. http://nkozakon.ru.

Межамериканская комиссия по правам человека в своих отчетах о положении правозащитников отметила, что основная обязанность государства относительно свободы ассоциаций - воздерживаться от ограничения возможностей финансирования организаций по защите прав человека <12>.

<12> См.: МКПЧ, Второй отчет о положении правозащитников в Америке. Документ OEA/Ser.L/V/II. Док. 66. 31 декабря 2011. Параграф 179.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) выпустило интерактивное Руководство по свободе ассоциаций под названием "AssociatiOnline", в котором перечисляются международные стандарты и основные принципы, затрагивающие фундаментальное право на свободу объединений (ассоциаций). В "AssociatiOnline" также содержится информация о существующей судебной практике по данному вопросу, в нем также приводятся примеры финансирования НПО и передовых методов в области законодательства о НПО в регионе ОБСЕ <13>.

<13> Интерактивное руководство по свободе ассоциаций. URL: http://associationline.org.

Комитеты Организации Объединенных Наций подчеркивают важную роль, которую государства должны сыграть в прямой или косвенной поддержке НПО при получении доступа к финансированию. Комитеты ООН осудили случаи нарушений государствами-сторонами права на свободу объединений, среди которых ограничение доступа к иностранным источникам финансирования, необходимость получения предварительных разрешений и чрезмерное налоговое бремя на НПО.

В этой связи, например, Комитет по ликвидации расовой дискриминации (CERD) призвал Ирландию оказать финансовую поддержку организациям по защите прав человека в стране <14>. Комитет по правам ребенка (CRC) рекомендовал Демократической Республике Конго (ДРК) "...поощрять активное и систематическое вовлечение гражданского общества, включая неправительственные организации, путем предоставления финансовой помощи..." <15>. Комитет против пыток (CAT) рекомендовал, чтобы Беларусь признала "решающую роль", которую играют НПО, и "...чтобы они могли испрашивать и получать адекватное финансирование для выполнения своих мирных видов деятельности в области защиты прав человека" <16>. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW) рекомендовал Литве "разработать четкие критерии предоставления и обеспечения устойчивой и достаточной государственной финансовой поддержки на национальном и местном уровнях для работы женских неправительственных организаций в укреплении их потенциала с целью поддержки прав человека для женщин" <17>. Он также призвал Голландию "...пересмотреть финансирование организаций, работающих в области прав женщин, в том числе организаций чернокожих женщин и женщин-мигранток, в целях содействия дальнейшему более эффективному осуществлению Конвенции" <18>. Наконец, Комитет рекомендовал Дании "обеспечить адекватный уровень финансирования для неправительственных организаций с целью выполнения их работы" <19>.

<14> CERD, Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации: Ирландия. Документ ООН CERD/C/IRL/CO/2. 14 апреля 2005 г., параграф 12.
<15> CRC, Заключительные замечания Комитета по правам ребенка: Демократическая Республика Конго. Документ ООН CRC/C/COD/CO/2. 10 февраля 2009 г., параграф 25.
<16> CAT, Заключительные замечания Комитета против пыток: Беларусь. Документ ООН CAT/C/BLR/CO/4. 7 декабря 2011 г., параграф 25.
<17> CEDAW, Заключительные замечания Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин: Литва. Документ ООН CEDAW/C/LTU/CO/4, 8 июля 2008 г., параграф 38.
<18> CEDAW, Заключительные замечания Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин: Нидерланды. Документ ООН CEDAW/C/LTU/CO/5. 10 июля 2009 г., параграф 21.
<19> CERD, Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации: Дания. Документ ООН CERD/C/DNK/CO/18. 27 августа 2010 г., параграф 43.

На сегодняшний день, учитывая слабое экономическое положение многих стран, в особенности стран постсоветского пространства, можно констатировать тот факт, что НПО существуют при помощи иностранных финансовых источников. Именно поэтому многие государства разрабатывают и приводят в действие механизмы, ограничивающие НПО на свободный доступ к финансированию, в том числе направленных из-за рубежа. Это, в свою очередь, неблагоприятно влияет на работу и существование самих НПО.

Рассмотрим некоторые из механизмов, созданные государствами для ограничения доступа к финансированию НПО из-за рубежа. Средства для ограничения доступа к внешнему финансированию весьма разнообразны.

В таких странах, как Алжир, Бахрейн, Беларусь, Иран, законом запрещается либо делается невозможным получение финансирования извне. Есть и такие государства, где запрещается иностранное финансирование отдельных мероприятий или организаций: Эфиопия, Бангладеш, Египет, Индия. В таких странах, как Бангладеш, Сьерра-Леоне, Узбекистан, закон требует обязательное движение иностранных потоков через учреждения и банки, которые контролируются государством. В отдельных случаях НПО, финансируемые из-за рубежа, должны получать особый статус, статус иностранного агента: Российская Федерация, Приднестровье. В некоторых случаях налоговая система представляет собой иногда мощное оружие сдерживания деятельности правозащитных организаций: например Азербайджан, Беларусь, Мексика, Российская Федерация.

В государствах арабского мира принято считать, что гражданское общество относится к "зоне добровольной общественной жизни вне семьи или принадлежности к клану" <20>, следовательно "его стратегическая область располагается между гражданами и государством", но при этом отделена от рыночных отношений <21>. В научной литературе гражданское общество воспринимается как западное, чуждое исламской идеологии государственности и сообществу <22>. Применяется понятие "светская, антирелигиозная рассада, направленная на вестернизацию мусульманских сообществ" <23>. Вторая причина критики исходит из природы традиционного, по сути арабского, мира и государства, которое, с его племенной и религиозной общинной организацией, не может сформировать часть гражданского общества. Кроме того, западное и исламское общества расходятся во взглядах: первое делает акцент на частных правах и обязательствах, а второе - на социальной сплоченности <24>.

<20> Hawthorne, Amy. 2004. Middle Eastern Democracy. Is Civil Society the Answer? Washington: Carnegie Endowment for International Peace, Carnegie Papers Middle East Series. N 44. P. 13.
<21> Niblock, Tim. 2005. Civil Society in the Middle East. In A Companion to the History of the Middle East, edited by Youssef M. Choueiri, 487. Oxford: Blackwell Publishing. P. 487.
<22> Ibrahim, Saad Eddin. Civil Society and Prospects for Democratization in the Arab World. Leiden: EJ. Brill, 2005. P. 134.
<23> Hanafi, Hassan. 2002. Alternative Conceptions of Civil Society: A Reflective Islamic Approach. In Islamic Political Ethics. Civil Society, Pluralism, and Conflict, edited by Sohail H. Hashmi. Princeton University Press. P. 57 - 75.
<24> Bill, James A. and Robert Springborg. Politics in the Middle East. New York: Addison Wesley Longman, 2012. P. 294.

В некоторых странах арабского мира законодательство прямо запрещает иностранное финансирование определенных видов деятельности и/или определенных видов организаций. Например, в Алжире в 2012 г. принят Закон N 12-06 "Об общественных объединениях", который запрещает всем ассоциациям получать средства от дипмиссий и иностранных НПО. Это не касается организаций, "учрежденных должным образом и разрешенных компетентными властями страны или при наличии соответствующего соглашения с компетентными властями" <25>. В случае нарушения возможно приостановление деятельности или ликвидация организации по решению суда. Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, выслушав в марте 2012 г. доклад Алжира, выразил озабоченность по поводу "положений Закона об общественных объединениях, принятого в январе 2012 г., который предусматривает обязательное получение специального разрешения ассоциацией на получение финансирования из иностранных источников, что может негативно повлиять на деятельность ассоциаций, работающих по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей в контексте развития" <26>.

<25> Sullivan, Denis J. NGOs and Development in the Arab World: The Critical Importance of a Strong Partnership Between Government and Civil Society. Baltimore: The John Hopkins University Press, 2012. P. 1 - 18.
<26> Заключительные замечания Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин: Алжир. Документ CEDAW/C/DZA/CO/3-4. 23 марта 2012 г., параграф 19.

В Бахрейне существует фактический запрет на все иностранное финансирование. Закон N 21/1989 об ассоциациях, социальных клубах и культурных учреждениях <27> требует получения разрешения от Министерства социального развития на все иностранное финансирование (ст. 20) <28>.

<27> Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору: Бахрейн. Документ ООН A/HRC/21/6. 6 июля 2012 г. URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session21/A-HRC-21-6_ru.pdf.
<28> Обсерватория по защите прав правозащитников. Годовой отчет за 2013 год. Составление, редактирование и координация OMCT: Изабель Шерер, Дельфин Рекюло, Анн-Лоранс Лакруа и Джеральд Стейброк. Francis de Pressens - 93210. Перевод на русский язык: Eurideas. 2013. С. 53.

В Египте действует Закон N 84 от 2002 г., регулирующий образование, финансирование и работу ассоциаций и фондов <29>. Получение средств из внутренних или внешних источников без разрешения Министерства солидарности и социальной справедливости запрещено. Получение финансирования без разрешения наказывается тюремным сроком до шести месяцев и штрафом в размере 2000 египетских фунтов (около 246 евро).

<29> Объединенные второй, третий и четвертый периодические доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьями 16 и 17 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: Египет. Документ ООН E/C.12/EGY/2-4. 11 мая 2010 г.

Некоторые другие государства используют также метод "ограничения путем бездействия" для предотвращения доступа НПО к финансированию. Например, в Эфиопии Декларация по благотворительным и общественным организациям (N 621/2009) значительно ограничила условия и поле для деятельности общественных организаций <30>. В соответствии с принятым документом определение "организация-резидент" может применяться к любой НПО, более 10% бюджета которой сформировано за счет иностранных источников. Таким организациям запрещено заниматься защитой прав человека, этническими проблемами, разрешением конфликтов, вопросами демократизации.

<30> Проект Доклада Рабочей группы по универсальному периодическому обзору: Эфиопия. Документ ООН A/HRC/13/17. 4 января 2010 г.

В Бангладеш Правила регулирования валютной помощи от 1978 г. запрещают НПО, действующим в стране, получать финансирование из-за рубежа без одобрения правительства. НПО Бангладеш выразили серьезные опасения касательно некоторых положений нового проекта Закона "О регулировании иностранных пожертвований (добровольной деятельности)", одобренного на заседании кабинета министров 2 июня 2014 г. Согласно ст. 4 законопроекта все НПО, получающие иностранное финансирование, обязаны регистрироваться (раз в 10 лет) в Бюро по делам НПО. В Законе не предусматривается никаких конкретных критериев и временных рамок, по которым Бюро по делам НПО должно принимать решения по заявлениям о регистрации или перерегистрации, что может расширить поле для бюрократических злоупотреблений. Статья 10 наделяет государственных чиновников полномочиями проверять, отслеживать и оценивать деятельность НПО, получающих зарубежное финансирование, что позволяет им напрямую контролировать НПО и следить за их работой <31>.

<31> Бангладеш: новый Закон об НПО не соответствует международным стандартам // Frontline defenders. 20.06.2014. URL: http://www.frontlinedefenders.org/ru/node/26305.

Подобная система, при которой требуется свидетельство или правительственное разрешение, существует в Индии (ст. 17 Закона о регулировании валютной помощи 1976 г.). Разница состоит в том, что НПО в этой стране могут самостоятельно выбирать банк для получения средств. В Законе также говорится, что незарегистрированные НПО могут получить доступ к иностранной финансовой поддержке при условии, что они предварительно получили разрешение от правительства <32>.

<32> Специальный докладчик ООН по вопросу о положении правозащитников. Комментарии к Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. 8 июля 2011. С. 46.

В Европе вопросы, связанные с иностранным финансированием в бюджетах НПО, решаются преимущественно за счет обязательной отчетности, а также с помощью механизмов саморегулирования. На всем пространстве Совета Европы с 2003 г. действует общий рамочный документ - "Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе" <33>.

<33> Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе. Решение Комитета министров Совета Европы, 837-е заседание, 16 апреля 2003. URL: http://www.legislationline.org/ru/documents/id/14483.

В Евросоюзе существует Реестр прозрачности. В нем в добровольном порядке регистрируются организации разных форм собственности, которым предложено соблюдать единый кодекс поведения. Механизм жалоб и санкций обеспечивает соблюдение правил и позволяет принимать меры в тех случаях, когда есть основания предполагать, что эти правила нарушаются. Реестр прозрачности создан и управляется Европарламентом и Европейской комиссией при поддержке Совета Европейского союза. К ноябрю 2014 г. в Реестре была представлена информация примерно о 60% НПО, работающих на территории Евросоюза <34>.

<34> Transparence Register of European Union. URL: http://ec.europa.eu/transparencyregister/public/consultation/displaylobbyist.do?id=58744833263-19.

В Великобритании действует старейшая в мире система обеспечения контроля и прозрачности НПО. В соответствии с Актом о благотворительных трастах 1853 г. всю деятельность благотворительных организаций контролирует Комиссия по благотворительности, отвечающая за состояние благотворительного сектора перед правительством и парламентом <35>. В Комиссии должны регистрироваться все благотворительные организации, собирающие более пяти тысяч фунтов стерлингов в год. Им присваивается регистрационный номер, по которому можно проверить статус организации, получить сведения о ее доходах и при необходимости подать жалобу.

<35> Великобритания: сито милосердия // Международная филантропия. 2013. N 1.

Согласно американскому Закону 1938 г. "О регистрации иностранных агентов" (The Foreign Agents Registration Act (FARA)) <36> иностранным агентом считается физическое или юридическое лицо, которое действует "по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала" и при этом занимается "политической деятельностью в интересах иностранного принципала" (ст. 610). Закон обязывает регистрироваться и регулярно отчитываться физических и юридических лиц, представляющих интересы зарубежных правительств, партий и организаций, в отделе регистрации иностранных агентов Управления контрразведки Департамента национальной безопасности Министерства юстиции США. Подотчетная деятельность агента, согласно Закону, включает: политическую деятельность; связи с общественностью и СМИ, информационные услуги, политическое консультирование; сбор или раздачу финансовых средств и ценных предметов; представление интересов иностранного принципала перед любыми ведомствами и госслужащими США. Под действие Закона не подпадают общественные организации, "чья деятельность носит религиозный, академический, научный или художественный характер", и те, "чья деятельность служит главным образом не иностранным интересам" <37>.

<36> Foreign Agents Registration Act. 1938. URL: http://www.fara.gov.
<37> Что грозит НКО с иностранным финансированием в разных странах. 10 июня 2014 г. / Агентство социального развития. URL: http://www.asi.org.ru/inostrannoe-finansirovanie.

В странах СНГ имеется также наработанная практика по контролю за регулированием внешнего финансирования деятельности общественных объединений.

В Азербайджане в феврале 2014 г. президент Республики подписал поправки в Закон об НКО, ужесточающий государственный контроль за финансированием НПО. Последние поправки в Закон об НКО не только существенно расширили перечень оснований для плановых и внеплановых проверок, но и установили новые виды нарушений, за которые филиалы и представительства иностранных некоммерческих организаций и их руководители должны подвергаться штрафным санкциям. За деятельность без регистрации (как и за использование незарегистрированных грантов) НКО обязана заплатить штраф в размере примерно 5 - 8 тыс. евро, а физическое лицо - 1 - 2 тыс. евро (ст. 233 Кодекса об административных правонарушениях) <38>.

<38> Усилят контроль над НПО // Живая газета. 2013. 23 февраля.

В Беларуси с ноября 2011 г. контроль над иностранным финансированием был усилен. Статья 21 Закона об общественных объединениях <39> категорически запрещает белорусским НПО иметь счет в банке или финансовом учреждении за границей, и любое использование неразрешенных иностранных средств будет преследоваться по закону. Закон предусматривает административное и уголовное преследование НПО и их руководства за получение финансирования из иностранных источников без разрешения <40>.

<39> Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. N 3254-XII "Об общественных объединениях" с последующими изменениями и дополнениями. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 19 марта 2001 г. N 2/443. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1873.
<40> Кодекс Республики Беларусь "Об административных правонарушениях" от 21 апреля 2003 г. N 194-З // Навигатор в мире права. URL: http://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk0300194#load_text_none_1.

На Украине законодательство об "иностранных агентах" просуществовало месяц и было отменено. К иностранным агентам украинское законодательство отнесло общественные объединения, которые для обеспечения своей деятельности получают денежные средства или имущество от иностранных государств и граждан, а также от международных неправительственных организаций <41>. Закон, принятый в январе 2014 г. "в целях стабилизации ситуации в стране", обязал "иностранных агентов" обозначать свой статус во всех материалах и ежемесячно отчитываться о финансировании в регистрационный орган, за нарушения - запрет деятельности НПО.

<41> В украинское законодательство введено понятие об иностранных агентах. Agregator.pro. 17.01.2014. URL: www.Agregator.pro.

В Российской Федерации деятельность общественных объединений регламентируется Федеральными законами "Об общественных объединениях" <42> от 19 мая 1995 г. и "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. <43> На сегодняшний день в России зарегистрировано свыше 434 тыс. некоммерческих организаций <44>.

<42> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
<43> Федеральный закон "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12 января 1996 г., с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<44> Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. Сайт Министерства юстиции РФ. URL: http://minjust.ru/nko/predostavlenie_informacii.

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" был подписан Президентом РФ 20 июля 2012 г. <45> Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует в том числе в интересах иностранных источников в политической деятельности, осуществляемой на территории России <46>. "Политическая деятельность" определяется в новом Законе как "участие в организации и ведение политической деятельности с целью влияния на процесс принятия решений правительственными структурами с целью изменения государственной политики, проводимой ими, а также на формирование общественного мнения в указанных целях" <47>.

<45> Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/70204242.
<46> Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
<47> Статья 2 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".

Федеральный закон N 121-ФЗ от 20 июля 2012 г. дополнил список операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, операциями по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 200 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 000 рублей, или превышает ее. В рамках исполнения данного Закона Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет формирование реестра некоммерческих организаций, возможно выполняющих функции иностранного агента, который регулярно обновляется и ежемесячно направляется в правоохранительные органы, органы Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Российской Федерации для принятия соответствующих мер реагирования и формирования плана проверочных мероприятий.

28 декабря 2012 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав человека и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" <48>. Документ, в частности, ввел временный запрет на деятельность в России финансируемых из США политических НКО. Эти организации могут возобновить свою работу лишь в случае отказа от американских грантов <49>.

<48> Закон был подписан после принятия в США "Акта о верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского", известного как "акт Магнитского".
<49> Некоммерческие организации в России / ТАСС-ДОСЬЕ. URL: http://itar-tass.com/info/671635.

21 февраля 2014 г. новый Закон <50> расширил перечень оснований для внеплановой проверки некоммерческих организаций и предоставил право Минюсту приходить с проверками во все некоммерческие организации на тех же основаниях, что и к НКО - иностранным агентам.

<50> Федеральный закон от 21 февраля 2014 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/526706.

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. внесены очередные поправки в ФЗ "О некоммерческих организациях" <51>, регламентирующие действия по контролю за некоммерческими организациями. Закон наделил Министерство юстиции полномочиями принудительно регистрировать неправительственные организации в качестве иностранных агентов <52>. Решение о включении такой некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.

<51> Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" // Российская газета. Федеральный выпуск N 6399. 2014.
<52> Ранее ФЗ "О некоммерческих организациях" закреплял уведомительный характер создания на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации (ст. 13.2).

Ведение реестра НКО - иностранных агентов осуществляется Минюстом России на основании Приказа Минюста России от 30 ноября 2012 г. N 223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" <53>. Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" от 30 декабря 2006 г. <54> определяет порядок формирования и пополнения целевого капитала НКО (ст. 12). Приказ Министерства юстиции РФ от 29 марта 2010 г. N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" <55> в п. 1 перечисляет формы отчетов структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества. Новый Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г. <56>, вступивший в силу с 1 января 2013 г., определяет состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, в п. 2 ст. 14 поясняет части годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, состоящей из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

<53> Приказ Минюста РФ от 30 ноября 2012 г. N 223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/433055.
<54> Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/12151312.
<55> Приказ Минюста РФ от 29 марта 2010 г. N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12074989.
<56> Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/70103036.

Таким образом, российское законодательство предусмотрело дополнительные обязанности НКО, выполняющих функции иностранного агента. В частности: необходимо предоставление в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов - один раз в полгода; предоставление в уполномоченный орган документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально; предоставление в уполномоченный орган аудиторского заключения - ежегодно; размещение в Интернете или предоставление СМИ для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган - один раз в полгода и т.д.

Закон N 121-ФЗ предусмотрел отдельную статью, определяющую уголовную ответственность за злостное уклонение НКО - иностранных агентов от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения организации в реестр (ст. 330.1 УК РФ). Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства, регулирующего деятельность НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Как уже упоминалось ранее, принятие Закона N 121-ФЗ возбудило немало споров в юридическом и международном сообществе. За несколько дней до принятия законопроекта Государственной Думой Верховный комиссар ООН по правам человека и три специальных докладчика ООН (по свободе ассоциаций, свободе выражения мнений и положению о правозащитниках) выразили свою глубокую озабоченность вероятными отрицательными последствиями российской реформы для гражданского общества <57>. В ноябре 2012 г., рассмотрев доклад Российской Федерации, Комитет против пыток пришел к выводу, что термин "иностранный агент" "имеет негативный оттенок и представляет угрозу для правозащитников, в том числе для организаций, получающих средства из Фонда добровольных взносов Организации Объединенных Наций для жертв пыток" <58>. В 2013 г. они выступили с новым заявлением, сообщая, что их опасения подтвердились <59>.

<57> Организация Объединенных Наций, пресс-релизы от 12 и 18 июля 2012 года. URL: http://www.un.org/ru/ga/iaac/pressreleases.shtml.
<58> Комитет против пыток. Заключительные замечания по пятому периодическому докладу Российской Федерации, принятые Комитетом на его сорок девятой сессии (29 октября - 23 ноября 2012 г.). Документ ООН CAT/C/RUS/CO/5. 11 декабря 2012, пункт 12.
<59> Россия: ухудшение условий работы неправительственных организаций и правозащитников неприемлемо. URL: http://www.ohchr.org/RU/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=13323&LangID=R#sthash.G9yueR9z.dpuf.

Обеспокоенность российским Законом об иностранных агентах и его возможным негативным влиянием на деятельность правозащитников выражали также Комитет по правам ребенка и Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Докладчики ООН назвали Закон "прямым вызовом для тех, кто хочет свободно осуществить свое право на свободу ассоциации", подчеркнув, что "организации гражданского общества имеют право получать финансирование из-за рубежа, так же как правительства имеют право получать международную помощь", и ограничения такого права несправедливы. Навешивание ярлыка "иностранного агента" выявляет "явное намерение стигматизации любой деятельности гражданского общества, получающего поддержку из-за рубежа". В международном документе также отмечается, что установленные законом штрафы несоразмерны и перекладывают бремя доказательства на некоммерческие организации, занимающиеся законной деятельностью в области прав человека <60>.

<60> Там же.

Комиссар Совета Европы по правам человека не раз выражал российским властям озабоченность Законом, "который содержит очень широкое и неясное определение политической деятельности", а также серией проверок НКО и официальной негативной риторикой в их отношении <61>.

<61> Concluding observations on the combined fourth and fifth periodic reports of the Russian Federation. Committee on the Rights of the Child. Документ ООН CRC/C/RUS/CO/4-5 от 31 января 2014.

Европарламент выразил разочарование российским Законом и призвал власти России прекратить регистрацию НГО как "иностранных агентов" <62>.

<62> European Parliament resolution of 13 June 2013 on the rule of law in Russia. 2013/2667RSP. 13 June 2013.

6 марта 2014 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности п. 6 ст. 2, п. 7 ст. 32 Закона N 7-ФЗ, ч. 6 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст. 1 - 2 Закона N 121-ФЗ, ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, п. 4 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в которых закрепляется понятие НКО, выполняющей функции иностранного агента <63>. По мнению заявителей, оспариваемые нормы не удовлетворяли требованиям юридической ясности и непротиворечивости, дискриминировали участников НКО, нарушали презумпцию невиновности, посягали на достоинство личности и обязывали свидетельствовать против самого себя. Согласно Постановлению от 11 апреля 2014 г. о положениях Закона "об иностранных агентах" <64> организация может заниматься критикой власти или вызывать в обществе оппозиционные настроения, от этого она не становится "иностранным агентом". По мнению Конституционного Суда, определяющий фактор в характеристике организации как "агента": для признания деятельности НКО политической она должна быть направлена на воздействие на государственную политику или на формирование соответствующего общественного мнения <65>. Конституционный Суд РФ опроверг тезис о том, что Закон об НКО направлен на дискредитацию правозащитников. Он нашел лишь одно противоречие Закона об НКО и Конституции - размер штрафов, предусмотренных для тех общественников, которые не зарегистрировались в реестре Минюста как НКО, если это требовалось законом.

<63> Поводом для рассмотрения дела стали жалобы Уполномоченного по правам человека в РФ, граждан С.М. Смиренского, В.П. Юкечева, Л.Г. Кузьминой и фонда "Костромской центр общественных инициатив".
<64> Постановление Конституционного Суда РФ о положениях Закона об иностранных агентах. URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=5756&SECTION_ID=395.
<65> НКО обойдутся без "Голоса" // Российская газета. 2014. 8 апреля.

Венецианская комиссия за демократию через право при Совете Европы не согласилась с позицией Конституционного Суда РФ и жестко раскритиковала российские Законы об НКО - иностранных агентах. По ее мнению, нововведения "взаимно усиливают негативное воздействие на обеспечение в Российской Федерации свободы объединения и выражения мнений". Комиссия порекомендовала пересмотреть термины "иностранный агент" и "политическая деятельность" применительно к работе НКО <66>.

<66> Opinion on Federal law N. 121-FZ on Non-commercial organizations ("Law on foreign agents"), on Federal laws N. 18-FZ and N. 147-FZ and on Federal law N. 190-FZ on making amendments to the criminal code ("Law on treason") of the Russian Federation adopted by the Venice commission at its 99th plenary session. Venice, 13 - 14 June 2014.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 4 июня 2014 г. в предписания 2012 г., выглядят противоречивыми. С одной стороны, было признано утратившим силу положение Закона об НКО о том, что уполномоченные контролирующие органы вправе приостанавливать своим решением на срок не более шести месяцев деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Однако, с другой стороны, Закон дополнен нормой о том, что в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр. Таким образом, возможности контролирующего органа расширились.

Правда, сторонники российского Закона об иностранных агентах утверждают, что он полностью воспроизводит положения американского Закона FARA, из чего, по их мнению, следует соответствие российского Закона международным демократическим нормам. По мнению российских законодателей, термин "агент" широко используется в законодательстве Российской Федерации, в частности в налоговых, страховых, таможенных и других законодательных актах. Поэтому попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент" отрицательные контексты, сложившиеся в советский период, на взгляд некоторых экспертов, лишены конституционно-правовых оснований.

Тем не менее дискуссия по вопросу изменения действующего законодательства о некоммерческих организациях с учетом проблем правоприменительной практики до сих пор остается на повестке дня. Закон об иностранных агентах подвергается критике правозащитных организаций, рассматривающих его как инструмент дискредитации, наступление на правозащитников, благотворительные организации и структуры гражданского общества в целом.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека считает Федеральный закон N 121-ФЗ, принятый без широкого обсуждения и нацеленный на превращение действующих в соответствии с Законом некоммерческих организаций в "иностранных агентов", совершенно избыточным и юридически бессмысленным <67>. 5 декабря 2014 г. предметом дискуссий на встрече президентского Совета по правам человека с Президентом РФ В.В. Путиным стало обсуждение несовершенства Закона об иностранных агентах. В.В. Путин напомнил, что когда принимался Закон об НКО - иностранных агентах, то ставилась цель, чтобы из-за границы с помощью финансовых ресурсов никто не мог вмешиваться во внутриполитические процессы в РФ. Однако Президент России считает возможным корректировку Закона об НКО - иностранных агентах. "Этот Закон, конечно, нуждается в совершенствовании. Он не идеальный и, наверное, в чем-то не соответствует сегодняшнему дню. И безусловно, его нужно поправлять, потому что некоторые вещи входят в противоречие с первоначальным смыслом того, что предполагалось сделать", - сказал Глава государства на встрече с членами Совета по правам человека и омбудсменами <68>.

<67> Заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на проект Федерального закона N 109968-6 // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. URL: http://old.president-sovet.ru/upload/files/zaklyuchenie_soveta_109968-6.php?sphrase_id=12513.
<68> Путин согласен с идеей изменить Закон об НКО - иностранных агентах // ТАСС. Информационное агентство России. 5 декабря 2014.

До 5 июня 2014 г. ни одна независимая некоммерческая организация добровольно не зарегистрировалась в качестве "иностранного агента". В федеральном списке находилась только одна организация, которая, как предполагается, была основана и контролируется властями. На сегодняшний день, по данным Министерства юстиции РФ на конец 2014 г., в списке НКО - иностранных агентов числятся 17 организаций. Среди них: Ассоциация некоммерческих организаций "В защиту прав избирателей "ГОЛОС", фонд "Костромской центр поддержки общественных инициатив", Межрегиональная общественная организация "Правозащитный центр "Мемориал", Межрегиональная ассоциация правозащитных общественных объединений "АГОРА" и др.

Анализируя международный и российский опыт регулирования деятельности некоммерческих организаций, считаем необходимым термин "иностранный агент" заменить более мягкой формулировкой - "некоммерческая организация, финансируемая из иностранных источников". Предлагаемое понятие должно охватывать все НКО, получающие денежные средства и иное имущество из-за рубежа, вне зависимости от того, какой деятельностью они занимаются, и не допускать исключений.

В Федеральном законе "О некоммерческих организациях" отсутствует четкое указание на содержание терминов "политическая акция" и "формирование общественного мнения". Указанные термины являются категориями оценочного характера и зачастую подлежат расширительному толкованию органами исполнительной и судебной власти. На наш взгляд, нужно изменить определение политической деятельности, дать ей четкую трактовку, поскольку сегодня политической деятельностью может считаться практически любая активность НКО.

В контексте продолжения гармонизации законодательства с Российской Федерацией в Приднестровье также ведется работа по обеспечению прозрачности деятельности некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа (иностранными правительственными и неправительственными фондами и агентствами, иностранными частными лицами). 23 мая 2014 г. Комитет по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике Верховного совета Приднестровья предложил пакет законопроектов по работе общественных объединений и некоммерческих организаций <69>. Авторами не устанавливается запрет на финансирование из-за рубежа некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории ПМР. Однако в законопроекте организации подобного рода в случае занятия ими политической деятельностью будут наделяться статусом некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Под таковой предлагается понимать деятельность некоммерческой организации, за исключением политической партии, осуществляемую на территории Приднестровской Молдавской Республики, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях <70>.

<69> Сайт Верховного совета ПМР. URL: http://old.vspmr.org/?Part=14.
<70> Проект Закона Приднестровской Молдавской Республики "О некоммерческих организациях". Верховный совет ПМР. URL: http://old.vspmr.org/Law/?ID=4565.

По мнению большинства приднестровских экспертов, Приднестровье придерживается политического курса по сближению с Российской Федерацией, Таможенным и Евразийским союзами. Так же как и все остальные государства постсоветского пространства, Приднестровье не имеет иммунитета от возможного внешнего вмешательства в свои внутренние дела. По этой причине с целью защиты своего суверенитета государство вправе быть осведомленным о том, на что расходуются средства, поступающие из-за рубежа на счета НКО, зарегистрированных на территории региона и занимающихся политической деятельностью.

Подводя вывод, можно констатировать, что право на доступ к финансированию - это неотъемлемая часть права на свободу объединений (ассоциаций), универсально признанного права, закрепленного в многочисленных международных и региональных документах. С другой стороны, право НПО на доступ к средствам, и в том числе из-за рубежа, может сопровождаться определенной ответственностью со стороны НПО, в рамках прозрачности и добросовестного управления. На наш взгляд, государство вправе принимать меры по ограничению иностранного вмешательства в осуществление народом власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Единственные ограничения, допустимые в соответствии с международным правом, - это ограничения, "которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, или нравственности населения, или защиты прав и свобод других лиц" (ст. 22) <71>.

<71> Международный пакт о гражданских и политических правах. Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г. // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/2540295/#block_200.

Общими рекомендациями по соблюдению и реализации общепризнанных норм в сфере работы и финансирования НПО могли бы стать следующие:

1. Для государств: соблюдение норм международного права, устанавливающие право на свободный доступ НПО к финансированию, в том числе - извне; отмена требования в получении разрешения на получение финансирования; развитие мер, способствующих поощрению НПО в осуществлении законной деятельности согласно уставу НПО; отмена ограничений на получение финансирования извне, введенных под предлогом "иностранного вмешательства", защиты "национальных интересов", "отмывания денег", "терроризма" и др.; освобождение НПО от уплаты подоходного налога и других применимых налогов, платежей на денежные средства и имущество, полученные от финансирующих организаций, и осуществление только тех видов контроля, которые действительно необходимы в соответствии с законодательством; невмешательство в использование средств со стороны НПО и обеспечение применения четких, объективных и недискриминационных критериев для всех видов государственной помощи, которую они получают; выполнение обязательств по уважению, поддержке и продвижению деятельности НПО в соответствии со ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, в частности путем отказа от использования любого вида клеветы, необоснованной критики и клеветнических кампаний, направленных против НПО.

2. Для НПО: своевременное оповещение соответствующих государственных и международных органов контроля об имеющихся нарушениях норм в сфере права на свободу собраний и ассоциаций; обращение в национальные суды и, при необходимости, в суды региональной и международной юрисдикции в случае нарушения прав; по необходимости освещение о всех нарушениях норм права со стороны государства в средствах массовой информации, включая Интернет; включение в защиту прав НПО аргументов, основанных на международном праве, включая соответствующее прецедентное право, решения, мнения, рекомендации и заявления, сделанные ООН и региональными органами по правам человека; разработка стратегий для предоставления максимальных возможностей по доступу к источникам финансирования на местном уровне.

3. Для государств-доноров, организаций, фондов: проведение организационных совещаний доноров для определения общей стратегии финансирования НПО; включение вопроса о финансировании НПО в повестку двусторонних и многосторонних переговоров, направленных на поддержку НПО; соблюдение автономии неправительственных организаций в соответствии с их собственной программой приоритетов; обсуждение вопросов во время анализа отчетов в ходе сессий Универсального периодического обзора (УПО).

Литература

  1. Авакьян С.А. Конституционализм и бюрократизация публичной власти // Вестник Московского университета. Серия 11 "Право". 2014. N 1.
  2. Абросимова Е.А. Организаторы торгового оборота: правовой статус и функциональное назначение: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014.
  3. Гущин В.З. Понятие конституционных прав граждан на объединение как категории международной и внутригосударственной // Юрист. 1998. N 2. С. 37 - 47.
  4. Тихомиров Ю.А. Основы взаимодействия международного права и национального законодательства. М., 2009.
  5. Ibrahim, Saad Eddin. Civil Society and Prospects for Democratization in the Arab World. Leiden: EJ. Brill, 2005.
  6. Hanafi, Hassan. Alternative Conceptions of Civil Society: A Reflective Islamic Approach / In Islamic Political Ethics. Civil Society, Pluralism, and Conflict, edited by Sohail H. Hashmi. Princeton University Press. 2002.
  7. Niblock, Tim. Civil Society in the Middle East. In A Companion to the History of the Middle East. Wiley-Blackwell. 2005.