Мудрый Юрист

Проблема определения сроков давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области воинского учета. Составы правонарушений должностных лиц

Я.О. Соколов, старший помощник по правовой работе начальника отдела военного комиссариата Ростовской области по Пролетарскому и Первомайскому районам г. Ростова-на-Дону.

Рассмотрены проблемы ведения воинского учета в целях эффективной организации его на практике.

Ключевые слова: воинский учет, воинская обязанность, организация, проблемы.

The problem of determining the statute of limitations for bringing to administrative responsibility for offenses in the field of military registration. Officials of the offense.

Ya.O. Sokolov

Sokolov Y.O., Senior Legal Assistant job of the military commissariat of Rostov region Proletarian and Pervomaisky district of Rostov-on-Don.

The problems of conducting military account for the effective organization of its practice.

Key words: military records, military service, organization, problem.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации "защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации".

Для того чтобы установленная обязанность была реализована на практике путем прохождения гражданами военной службы необходима эффективная организация ведения воинского учета.

Пунктом 1 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, определено, что данный учет обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

"Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях" <1>.

<1> Пункт 2 Положения о воинском учете.

Административная ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету предусмотрена главой 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В ней закреплены следующие составы правонарушений:

статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;

статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет;

статья 21.3. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету;

статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования;

статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета.

Родовым объектом данных правонарушений является обороноспособность государства, а видовым - воинский учет.

Цель административной ответственности за совершение правонарушений, перечисленных в главе 21 КоАП РФ, - обеспечение исполнения гражданами и должностными лицами военно-учетных обязанностей, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ и Положением о воинском учете.

Так, за нарушение требований статьи 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" ответственность предусмотрена статьями 21.2 - 21.4 КоАП РФ, за нарушение норм статьи 10 данного Федерального закона - статьями 21.5, 21.7 названного Кодекса.

Санкции статей 21.5 и 21.6 КоАП РФ, наряду с охраной общественных отношений в области воинского учета, применяются также для обеспечения прохождения гражданами мероприятий по призыву на военную службу.

В то же время глава 21 КоАП РФ устанавливает ответственность не во всех случаях неисполнения гражданами и должностными лицами организаций военно-учетных обязанностей.

Нормами данной главы не предусмотрено никаких наказаний за нарушение требований пунктов 3, 3.1, 5, 6 статьи 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", определяющих обязанности в области воинского учета должностных лиц органов внутренних дел, органов дознания и предварительного следствия, федеральных судов, Федеральной миграционной службы.

Ответственность за неисполнение указанных выше обязанностей может наступить только в части непредставления информации в военный комиссариат по статье 19.7 КоАП РФ.

Все правонарушения в области воинского учета, кроме указанного в статье 21.7 КоАП РФ <2>, имеют формальный состав <3>, и большинство, исключая нормы статей 21.2, 21.7, совершаются только в форме бездействия.

<2> Состав данного правонарушения - материальный. Ответственность наступает в том случае, если действия (бездействие) лица повлекли наступление противоправных последствий - уничтожение или утрату документов воинского учета.
<3> Правонарушения с формальным составом считаются оконченными с момента фактического неисполнения обязанности, нарушения правоустанавливающих норм независимо от наступления последствий.

Общей проблемой, возникающей при применении на практике статей 21.1, 21.3 - 21.5, 21.7 КоАП РФ, является определение момента окончания противоправного деяния. К каким правонарушениям относить вышеперечисленные - к оконченным или к длящимся?

В первом случае - после истечения двухмесячного срока <4> с момента совершения административного проступка - лицо не может быть привлечено к ответственности. Например, избежит наказания гражданин, утерявший (испортивший) военный билет и заявивший об этом в военный комиссариат через два месяца после факта утраты (порчи) документа. Не понесет никакой ответственности и должностное лицо образовательного учреждения, которое не направило в военный комиссариат в двухнедельный срок сведения об отчислении призывника, если сотрудникам военного комиссариата этот факт стал известен по прошествии двух месяцев с момента истечения срока сообщения.

<4> Данный срок предусмотрен частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении в несудебной инстанции.

Военные комиссариаты не могут самостоятельно контролировать отчисление граждан из учебных заведений, их прием на работу, перемещение по территории Российской Федерации и за ее пределы. Эти сведения обязаны сообщать соответствующие организации. И если данная информация вовремя не поступила, то сотрудники военного комиссариата часто лишены возможности оперативного выявления правонарушения. Когда же факт неисполнения военно-учетной обязанности обнаруживается - через 3, 5, 6 месяцев, - срок давности наложения санкций уже истекает.

Так, 25 марта 2014 г. Абдулинским районным судом Оренбургской области по протесту прокурора были отменены четыре постановления о назначении административных наказаний гражданам по статье 21.7 КоАП РФ за утерю военных билетов. Установлено, что военнообязанные обратились в военный комиссариат за получением новых документов значительно позже истечения двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности <5>.

<5> Решения Абдулинского районного суда Оренбургской области по делам N 12|1|-10/2014; N 12|1|-11/2014, N 12|1|-12/2014, N 12|1|-13/2014, вынесенные 25 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com.

Во втором случае - при отнесении указанных правонарушений к длящимся - перечисленные лица понесут наказания, так как отсчет сроков давности будет вестись с момента обнаружения проступка. Но такой подход характеризуется отсутствием каких-либо разумных временных ограничений назначения наказания. К чему это способно привести на практике, рассмотрим в следующем примере.

В декабре 2013 г. начальник отдела военного комиссариата Челябинской области по г. Миассу назначил руководителю ООО <...> К., ответственному за военно-учетную работу в организации, 23 (!) административных штрафа в размере 500 рублей каждый на основании части 3 статьи 21.4 КоАП РФ. Наказания были вынесены по всем фактам несообщения в военный комиссариат сведений о приеме на работу или увольнении сотрудников, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с момента создания организации. Должностное лицо военного комиссариата посчитало данные правонарушения длящимися.

31 января 2014 г. Миасским городским судом Челябинской области оспариваемые постановления были отменены, производство по делам прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности <6>.

<6> URL: http://miass.chel.sudrf.ru/.

Ответ на вопрос об определении времени окончания правонарушения в области воинского учета дает Верховный Суд Российской Федерации. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24 марта 2005 г. N 5 определил, что "длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения".

В статьях 21.1, 21.3, 21.5, частях 1 - 2 статьи 21.4 КоАП РФ содержится непосредственное указание на данные сроки. В части 3 статьи 21.4 названного Кодекса подобного упоминания не имеется, но оно закреплено в пункте 32 Положения о воинском учете. Правонарушения, предусмотренные статьями 21.2 и 21.7 КоАП РФ, также к длящимся не относятся, так как "привязаны" к конкретному временному отрезку. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата считается совершенным с момента истечения разумного срока, необходимого гражданину для своевременного прибытия в место и время, указанные в повестке. А порча или утрата документов воинского учета в результате умышленных действий или небрежного хранения совершается одномоментно <7>.

<7> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 г. // Бюл. Верховного Суда Рос. Федерации. 2006. N 3.

Таким образом, исходя из толкования, данного в Постановлении Пленума ВС Российской Федерации, все правонарушения в области воинского учета длящимися не являются.

Однако установленный в рассматриваемом случае двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности нередко "блокирует" возможность эффективного применения военными комиссариатами статей 21.1, 21.3 - 21.5, 21.7 КоАП РФ. Очевидно, что такая ситуация не стимулирует, например, работодателей постоянно информировать военный комиссариат об изменениях в составе своих сотрудников. Точно так же и граждане призывного возраста не испытывают особых опасений наказания, не сообщая в военный комиссариат об отчислении из вуза и утрате оснований для отсрочки от призыва на военную службу. Все это подрывает функционирование системы воинского учета.

В контексте данной проблемы Т.Р. Мещерякова предлагает сформулировать диспозицию статьи 21.7 КоАП РФ таким образом, "чтобы деяние стало длящимся правонарушением. Как это сделано в отношении паспорта - предусмотрена не только административная ответственность за умышленную порчу или утрату паспорта (ст. 19.16 КоАП Российской Федерации), но и за проживание без удостоверения личности гражданина (ст. 19.15 КоАП Российской Федерации), причем за длящееся правонарушение ответственность более строгая. Законодатель упростил правоприменителям доказывание момента совершения правонарушения" <8>.

<8> Мещерякова Т.Р. Срок как признак объективной стороны состава правонарушения // Административное право и процесс. 2012. N 1.

Данная позиция представляется вполне обоснованной, если рассматривать реформирование порядка исчисления сроков давности привлечения к ответственности за правонарушения в области воинского учета в рамках модернизации одной, отдельно взятой нормы закона. Но существующий вопрос требует комплексного решения - решения, которое заставит реально заработать все статьи главы 21 КоАП РФ.

Автор видит следующий путь изменения сложившейся ситуации. Необходимо установление разумного срока выявления военными комиссариатами правонарушений в области воинского учета. Срок давности привлечения к ответственности за данные административные проступки должен быть увеличен до одного года.

На основании вышеизложенного представляется целесообразным внесение изменений в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ и изложение ее в следующей редакции:

"1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации <...> о воинском учете - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения...".

Как уже указывалось выше, в главе 21 КоАП РФ установлено семь составов административных правонарушений в области воинского учета. В настоящей статье будут рассмотрены четыре из них, субъектами которых являются должностные лица.

Статьей 21.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за "непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет".

"Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет,

Объект данного правонарушения - порядок осуществления первоначальной постановки граждан на воинский учет.

Форма совершения - бездействие, состав - формальный.

Место совершения - место нахождения должностного лица, не исполнившего возложенную на него обязанность.

Ответственность по статье 21.1 КоАП РФ наступает как за непредставление списков, так и за их несвоевременное представление.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" "при осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов обязаны... представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году...".

В подпункте "в" пункта 32 Положения о воинском учете указано, что "работники, осуществляющие воинский учет в организациях, представляют ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году".

Представление списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, именно в указанные сроки необходимо для своевременного проведения военно-учетных мероприятий, так как согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" "первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет".

Порядок составления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, определен в приложении N 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" от 2 октября 2007 г. N 400:

"Орган местного самоуправления, на который возложено ведение первичного воинского учета граждан, организация, осуществляющая эксплуатацию жилых помещений, образовательное учреждение формируют и представляют список в военный комиссариат на бумажном носителе и в электронном виде. Кроме того, орган местного самоуправления, на который возложено ведение первичного воинского учета граждан, в электронном виде представляет карту первичного воинского учета призывника на всех граждан, включенных в список.

Список заполняется без сокращений в алфавитном порядке. В список включаются все граждане, которым в год первоначальной постановки на воинский учет исполняется 17 лет, независимо от гражданства, отбывания наказания в местах лишения свободы, ссылки и высылки по приговорам федеральных судов, состояния здоровья, места постоянного или временного проживания.

Организации, осуществляющие эксплуатацию жилых помещений, органы местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета граждан, включают в список всех указанных выше граждан, проживающих (пребывающих) в (на) обслуживаемых ими помещениях (территориях)".

Субъект правонарушения, предусмотренного статьей 21.1 КоАП РФ, - руководитель или другое должностное лицо организации, органа местного самоуправления, ответственное за военно-учетную работу.

Правонарушение совершается умышленно либо по неосторожности.

Доказательствами при производстве по делу могут быть:

Статья 21.2 КоАП РФ определяет состав правонарушения - неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет.

"Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей".

Объект правонарушения - порядок исполнения должностными лицами органов, организаций обязанностей по воинскому учету.

Форма совершения - действие, бездействие, состав - формальный.

Место совершения - место нахождения должностного лица, не исполнившего возложенную на него обязанность.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в следующем:

  1. в неоповещении руководителем или другим должностным лицом организации, должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет;
  2. в необеспечении указанными должностными лицами гражданам возможности своевременной явки по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение непосредственно связано с требованиями статьи 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обеспечивая их исполнение.

Согласно пункту 1 указанной статьи "руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны: оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов; обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов".

Содержание данной нормы названного Федерального закона дублируется в подпункте "ж" пункта 32 Положения о воинском учете. Указанным пунктом определено, что в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Субъект данного правонарушения - руководитель, должностное лицо организации, органа местного самоуправления, ответственные за военно-учетную работу.

Правонарушение совершается умышленно либо по неосторожности.

Доказательствами при производстве по делу могут быть:

Необходимо отметить, что при неявке работника по повестке военного комиссариата по причинам, не зависящим от руководителя, который выполнил возложенные на него обязанности, ответственность последнего по статье 21.2 КоАП РФ не наступает. В этом случае должностным лицом военного комиссариата возбуждается дело об административном правонарушении по статье 21.5 названного Кодекса в отношении неприбывшего гражданина (при отсутствии уважительных причин неявки).

Так, в октябре 2013 года Пермским районным судом Пермского края рассматривалась жалоба гражданина И. на постановление начальника муниципального отдела военного комиссариата Пермского края о назначении наказания по статье 21.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 рублей.

Должностное лицо военного комиссариата, привлекая И. к ответственности, полагало, что данный гражданин, являясь директором ОАО <...>, препятствует явке в военный комиссариат своего работника <ФИО1>.

Из материалов дела следует, что [дата] из отдела военного комиссариата в адрес руководителя ОАО <...> было направлено письмо с просьбой извещения работников предприятия <ФИО1>, <ФИО2> и <ФИО3> об их явке в отдел военного комиссариата [дата] к 9 часам.

И. в ответе сообщил, что оповестить подчиненных не представилось возможным, так как письмо было доставлено в организацию позже наступления даты явки граждан в военный комиссариат.

Очередным письмом от [дата] руководителя ОАО <...> обязали вручить повестку работникам на другую дату, что и было сделано. Данный факт подтверждается тремя корешками повесток с личными подписями призывников. <ФИО2> и <ФИО3> в назначенное время явились в военный комиссариат. <ФИО4> явку проигнорировал.

Изучив материалы дела, пояснения сторон, суд пришел к выводу, что в действиях И. "состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.2 КоАП РФ, не усматривается, поскольку данная статья предусматривает ответственность должностных лиц организаций и должностных лиц органов местного самоуправления за неоповещение работников об их вызове в военкоматы и необеспечение им возможности своевременной явки по вызову (повестке), что означает чинимые препятствия к явке работников или создание таких условий, когда работник при всем желании не может явиться по повестке" <9>.

<9> Решение Пермского районного суда Пермского края по делу N 12-134/13, вынесенное 8 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://permsk.perm.sudrf.ru/.

На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ судом было вынесено решение об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Статьей 21.3 КоАП РФ установлена ответственность за "несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете":

"Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей".

Объект правонарушения - порядок исполнения должностными лицами органов, организаций обязанностей по воинскому учету.

Форма совершения - бездействие, состав - формальный.

Место совершения - место нахождения должностного лица, не исполнившего возложенную на него обязанность.

Противоправное деяние заключается в несообщении в двухнедельный срок руководителями или уполномоченными должностными лицами организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Целью привлечения к административной ответственности за данное правонарушение является обеспечение исполнения требований статьи 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Согласно пункту 2 указанной нормы "руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете".

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации "местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает".

Статья 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-I дает развернутое определение места жительства: "Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Согласно указанной норме "место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно".

Согласно ст. 6 вышеназванного Закона гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства подать в Федеральную миграционную службу заявление о регистрации. Пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, установлено, что заявление о регистрации по месту пребывания подается гражданином, прибывшим на срок свыше 90 дней для временного проживания в жилом помещении, не являющимся его местом жительства, по истечении указанного срока.

Субъект рассматриваемого правонарушения - руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, должностное лицо (работник) этой организации, ответственный за военно-учетную работу. К субъектам данного правонарушения относятся директора (коменданты, заведующие) общежитий, гостиниц.

Правонарушение совершается умышленно либо по неосторожности.

Доказательствами при производстве по делу могут быть:

Диспозиция наиболее распространенного правонарушения должностных лиц в области воинского учета закреплена в статье 21.4 КоАП РФ "Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете":

"1. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами -

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

  1. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

  1. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей".

Объект данного правонарушения - порядок исполнения должностными лицами органов, организаций обязанностей по воинскому учету.

Форма совершения - бездействие, состав - формальный.

Место совершения - место нахождения должностного лица, не исполнившего возложенную на него обязанность.

Рассмотрим по отдельности деяния, ответственность за которые предусмотрена частями 1 - 3 статьи 21.4 КоАП РФ. Событие правонарушения наступает в случаях, когда допущено:

  1. несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами.

Согласно пункту 1 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" от 11 октября 2012 г. N 310н, к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Минтруда России, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" "федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете";

  1. несообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

На основании пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" "органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете".

Согласно пунктам 1 - 2 статьи 3 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ акты гражданского состояния - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

"Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть" <10>.

<10> Пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами";

  1. несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (см. текст в предыдущей редакции).

В пункте 32 Положения о воинском учете указано: "В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете".

Субъект правонарушения, определенного статьей 21.4 КоАП РФ, - должностное лицо органа государственной службы медико-социальной экспертизы, должностное лицо органа записи актов гражданского состояния, руководитель или ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации.

Правонарушение совершается умышленно либо по неосторожности.

Доказательствами при производстве по делу могут быть:

Таким образом, КоАП РФ достаточно подробно регламентированы основания наступления ответственности должностных лиц организаций за правонарушения в области воинского учета. Но эффективное применение данных норм на практике невозможно без изменения существующего подхода федерального законодателя к исчислению срока давности наложения санкций за совершение административных проступков, предусмотренных главой 21 КоАП РФ.

По мнению автора, увеличение данного срока с двух месяцев до одного года позволит разрешить проблему позднего выявления большинства указанных правонарушений и обеспечить неотвратимость наказания за неисполнение обязанностей по воинскому учету.

Библиографический список

  1. Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. М., 2008. 384 с.
  2. Мещерякова Т.Р. Срок как признак объективной стороны состава правонарушения // Административное право и процесс. 2012. N 1.