Мудрый Юрист

Право собственности супругов в современном российском законодательстве и роль нотариата в его осуществлении

Ламейкина Елена Юрьевна, доцент кафедры гражданского права Северо-Кавказского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Российский государственный университет правосудия" (г. Краснодар), кандидат юридических наук.

Рассматривается роль нотариата в осуществлении права собственности супругов. Автор заключает, что законодательные нормы в данной сфере во многом несовершенны, что порождает на практике множество проблемных вопросов. Предлагаются меры по совершенствованию правового регулирования нотариальной деятельности в сфере семейно-имущественных отношений.

Ключевые слова: брачный договор, правовой режим имущества супругов, нотариальные действия, личные имущественные права супругов, права на общее имущество пережившего супруга, выдел доли в общем имуществе супругов.

The ownership right of spouses in contemporary russian law and the role of notaries in realization thereof

E.Yu. Lamejkina

Lamejkina Elena Yur'evna, assistant professor, chair of civil law, North-Caucasian branch, Federal state budgetary educational institution "Russian state university of justice" (Krasnodar), candidate of juridical sciences.

The role of notary in implementation of the property right of spouses is considered. The author concludes that legislative norms in this sphere are in many respects imperfect that generates in practice a set of problematic issues. Measures for improvement of legal regulation of notarial activity in the sphere of the family and property relations are offered.

Key words: the marriage contract, legal regime of property of spouses, notarial actions, personal property rights of spouses, the rights for the general property of the worried spouse, an apportionment of a share in the general property of spouses.

В настоящее время нотариат является одним из инструментов защиты прав и законных интересов граждан. В области семейных отношений чрезвычайно важной является роль нотариусов в установлении договорного режима имущества супругов, а также в выделе долей в общем имуществе супругов.

Прежде всего следует отметить, что институт брачного договора (ст. 40 СК РФ), являясь относительной новеллой российского права, широко представлен в зарубежных правопорядках.

Единая система договоров в зарубежной науке не разработана, зато существуют классификации брачных договоров различной направленности. В связи с этим брачный договор рассматривается как родовое понятие, охватывающее ряд отдельных видов договоров. В отечественной правовой науке, наоборот, выделяют ряд самостоятельных договоров в сфере семейных отношений, среди которых брачный договор является лишь одним из разновидностей. Поэтому брачный договор не имеет внутреннего разделения на отдельные виды. В национальном законодательстве говорится лишь о различных условиях, которые составляют содержание брачного договора. Родовым для договоров, заключаемых супругами в РФ, является понятие "супружеский, или семейный, договор", а не "брачный договор", как это имеет место в зарубежных странах. Следовательно, в России постепенно складывается собственная система супружеских договоров, которая не совпадает с системой, существующей в странах общего и континентального права [1].

Также в зарубежном праве, кроме условий об имуществе и о содержании супругов, в договор могут включаться условия, касающиеся их личных неимущественных отношений (вопросы выбора религии, условий воспитания детей и т.п.). Это является наиболее существенным отличием по сравнению с национальным семейным законодательством, по которому брачным договором регулируются только имущественные, а не личные отношения супругов.

Во Франции вне зависимости от выбранного супругами режима действуют правила, определяющие "основополагающий статус лиц, состоящих в браке" [2], носящие императивный характер, и супруги не могут изменить их с помощью договора (ст. 226 Французского гражданского кодекса). Супруг не вправе самостоятельно распоряжаться жилищем семьи и его обстановкой (абз. 3 ст. 215 ФГК) без согласия второго супруга. Этот запрет распространяется на совместное жилище супругов, а при нескольких жилищах - на то, где фактически протекает совместная жизнь супругов. Согласно нормам Германского гражданского уложения предметы домашнего обихода, приобретенные в период брака за счет сбережений обоих супругов, являются их общей собственностью.

Семейное право Великобритании (семейный закон 1996 года - Family Law Act) определяет режим раздельного имущества супругов в качестве законного: супруг собственника семейного жилища наделен личными (матримониальными) правами на семейное жилище, или "домашними правами", то есть комплексом правомочий, установленных законом и наделяющих супруга правом проживания в жилище семьи. Так, супруг вправе проживать в семейном жилище, принадлежащем на праве собственности или ином праве другому супругу. Лишить супруга такого права можно только в судебном порядке [3].

Необходимо отметить, что еще на этапах, предшествующих заключению брака, будущие супруги обращаются за помощью к нотариусу, если они стремятся урегулировать свои имущественные отношения брачным договором.

Задолго до принятия части первой Гражданского кодекса РФ [7], и тем более Семейного кодекса РФ [13], некое подобие брачного договора уже существовало. Иногда супруги заключали между собой соглашения, именовавшиеся "договорами о правовом режиме имущества супругов" [5, с. 84 - 85]. Такие договоры удостоверялись нотариально.

Российский законодатель воспринял нормы зарубежного законодательства о брачном договоре, предоставив супругам право устанавливать режим супружеского имущества по своему усмотрению. Нормы, регулирующие имущественные отношения супругов, отныне носят диспозитивный характер.

В соответствии со ст. 40 СК РФ брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

В настоящее время нотариус, к которому обращаются лица, желающие удостоверить брачный договор, может отказать в его удостоверении только в следующих случаях.

Во-первых, если у нотариуса есть сомнения в добровольности заключения брачного договора.

Во-вторых, если какое-либо из условий брачного договора противоречит требованиям закона.

И наконец, если обратившиеся к нотариусу лица не являются лицами разного пола, поскольку по законодательству Российской Федерации в брак могут вступить только лица разного пола - мужчина и женщина. Никакие другие обстоятельства нотариуса волновать не должны.

А правильный ли подход избрал законодатель, позволив заключать брачный договор мужчине и женщине независимо от того, подали они заявление в органы записи актов гражданского состояния или еще нет?

По мнению А.Н. Чашина, подача заявления в органы записи актов гражданского состояния свидетельствует о серьезности намерений лиц: "В жизни возможны случаи, когда обещание вступить в брак может быть дано с легкостью, необдуманно, преждевременно. И только целенаправленная деятельность лиц, принявших решение стать супругами, включающая в себя ряд отдельных действий, таких как прибытие в органы записи актов гражданского состояния, предъявление соответствующему работнику документов, удостоверяющих личность, составление текста заявления о регистрации брака, проставление под ним своей подписи и т.п., может свидетельствовать с высокой степенью достоверности об окончательности намерения о вступлении в брак" [14, с. 38]. Именно поэтому, с точки зрения А.Н. Чашина, заключать брачный договор можно только после подачи заявления о регистрации брака. В противном случае нельзя говорить о серьезности намерений лиц, заключающих брачный договор.

Уже в период брачных отношений нотариус всякий раз при совершении супругами сделок или иных юридических действий, например, отчуждения недвижимости, проверяет полномочия супругов исходя из действующего между ними режима имущественных отношений. Участились случаи приобретения имущества за границей. Такого рода ситуации порождают коллизии в области имущественных отношений супругов, и как правило, это приводит в совокупности к постоянному росту в нотариальной практике семейных дел с внешним, иностранным, элементом [10].

Одним из видов нотариальных действий, предусмотренных нормами ст. ст. 35, 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. [12], является выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. Правила совершения этого нотариального действия регламентируются ст. ст. 74, 75 Основ законодательства РФ о нотариате.

Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов на сегодняшний день практически свелась к нулю, так как после вступления в силу СК РФ совершение такого нотариального действия не имеет под собой правовой базы. В соответствии со ст. 33 СК РФ "только брачным договором можно изменить режим совместной собственности имущества супругов на режим долевой собственности. Применительно к имуществу супругов брачный договор и есть их соглашение об установлении долевой собственности на общее совместное имущество. Нотариус обязан строго соблюдать требования закона и не уповать на сложившуюся практику, хотя бы и не опороченную судебной практикой" [4, с. 2 - 8].

Выдать свидетельство о праве собственности нотариус может лишь при наличии следующих условий:

Также при расторжении брака нотариус может по просьбе супругов участвовать в разработке проекта и удостоверении соглашения между ними о разделе имущества, нажитого в период брака.

В юридической литературе высказывается мнение, что при добровольном разделе имущества супруги могут просто ограничиться распределением между собой общих вещей, не определяя размер доли. Считается, что в этом случае сами доли могут не исчисляться. Просто они в скрытой форме оказываются заложенными в то распределение конкретных вещей, которое согласовали супруги [9, с. 42].

Думается, что такая позиция, несмотря на логичность и понятность, противоречит буквальному тексту п. 1 ст. 254 ГК РФ. Кроме того, соглашение о разделе имущества супругов, предусматривающее простую передачу вещей, мыслимо только в отношении вещей, а не имущества вообще. Такое соглашение в будущем может вызвать спор между его сторонами, связанный с несогласованностью стоимостей передаваемого имущества. Все это недопустимо для нотариально удостоверенного документа.

Также следует отметить, что в случае смерти одного из супругов нотариусом одновременно с наследственными правами решается вопрос об имущественных правах пережившего супруга исходя из режима имущественных отношений, действовавшего между супругами.

Проблема здесь заключается в том, что сроков реализации права супруга закон не устанавливает, супруг заявляет о своих правах подачей заявления нотариусу в любое время. В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ "граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права", при этом "отказ... от осуществления... прав не влечет прекращения этих прав". Следовательно, право на выдел супружеской доли пережившим супругом сохраняется даже в случае отказа пережившего супруга воспользоваться предоставленным ему правом. Гарантировать наследникам, что их права на наследуемое имущество не будут оспорены пережившим супругом, можно только в том случае, если переживший супруг воспользуется своим правом.

Нотариус обязан определить долю умершего супруга в общем составе имущества до выдачи свидетельства о праве на наследство. Переживший супруг может и не обратиться к нотариусу за свидетельством о праве собственности на совместное имущество, но это не лишает его субъективного права собственности, возникающего из норм закона. Переживший супруг не может и отказаться от выдачи свидетельства о праве собственности, ибо отказ от документа не будет означать отказа от права. Следовательно, в любом случае включение в наследственную массу всего имущества без выделения супружеской доли объективно нарушает права и законные интересы пережившего супруга, основанные на требованиях действующего гражданского законодательства.

С данным выводом солидарны и авторы соответствующих разделов специальной юридической литературы, посвященной применению норм наследственного права в нотариальной практике [8, с. 196 - 197].

Итак, рассмотрев достижения и проблемные аспекты нотариата в сфере осуществления права собственности супругов, предлагаем следующие меры по совершенствованию правового регулирования нотариальной деятельности.

  1. Внести изменения в ст. 1150 ГК РФ, ограничив право пережившего супруга на выдел своей доли в общем имуществе временными рамками, например, шестимесячным сроком со дня открытия наследства, в случае пропуска срока считать имущество, нажитое в браке, собственностью того из супругов, на имя которого оно зарегистрировано (на чье имя внесен вклад в банке, приобретены акции и т.д.). Срок может быть восстановлен по решению суда при наличии уважительных причин (как и срок для принятия наследства на основании ст. 1155 ГК РФ).
  2. Необходимо ограничить период времени, в течение которого лицо имеет право на заключение брачного договора. Как известно, лица, подавшие заявление о регистрации брака, по общему правилу, могут зарегистрировать его по прошествии одного месяца (абз. 1 п. 1 ст. 11 СК РФ). Установить срок - 1 месяц - на заключение брачного договора: по истечении месячного срока договор либо вступает в силу (если стороны брак зарегистрировали), либо прекращает свое юридическое существование (если брак за это время так и не был заключен).

Литература

  1. Оськина И. Брачный договор: у нас и у них // ЭЖ-Юрист. 2014. N 32.
  2. Гальез Л. Режим имущественных отношений между супругами согласно французскому законодательству // Нотариальный вестник. 2005. N 12.
  3. Harris-Short S., Miles J. Family law. Text, cases and materials. New York: Oxford University Press, 2007.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Н.В. Артемьевой "Совместная собственность супругов: актуальные вопросы правового регулирования и практика применения" включена в информационный банк согласно публикации - "Бюллетень нотариальной практики", N 6, 2003.

  1. Артемьева Н.В. Совместная собственность супругов: актуальные вопросы правового регулирования и практики применения // Бюллетень нотариальной практики. 2009. N 6. С. 2 - 8.
  2. Виноградова Р.И. Образцы нотариальных документов. М.: Российское право, 1992. 160 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
  5. Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. Наследственное право в нотариальной практике. М.: Волтерс Клувер, 2005. 184 с.
  6. Максимович Л.Б. Брачный договор (контракт). М.: Ось-89, 2005. 190 с.
  7. Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. М.: Волтерс Клувер, 2005. URL: http://for-expert.ru/mchpnotariat/34.shtml (дата обращения: 15.12.2010).
  8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" // Российская газета. 18 ноября. 1998.
  9. Основы законодательства Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 "О нотариате", утв. Верховным Советом Российской Федерации // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 357.
  10. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 16.
  11. Чашин А.Н. Актуальные проблемы субъектов брачного договора // Нотариус. 2006. N 2. С. 37 - 39.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Г.Г. Черемных "Нотариальные действия и основные правила их совершения" включена в информационный банк согласно публикации - "Бюллетень нотариальной практики", 2004, N 5.

  1. Черемных Г.Г. Нотариальные действия и основные правила их совершения // Бюллетень нотариальной практики. 2011. N 5. С. 29.